[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)




Продолжается издание многотомного "Исторического лексикона" (см."самый интересный журнал Наука и жизнь " № 7, 1996 г., "История в лицах"). Выпускающее "Лексикон"издательство "Знание" начало серию с XVIII века - именно об этом первомшаге и рассказал журнал. (Кстати, том "XVIII век" был отмечен Ассоциациейкнигоиздателей в числе лучших книг года.) Затем вышел том "XVII век", асейчас готовится к печати том "XIV-XVI века" в двух книгах. Грандиозныйпериод не только по протяженности (три века!), но и по значению. Здесьи Возрождение, и Реформация с Контрреформацией, и великие географическиеоткрытия, и становление гуманизма с его пониманием ценности человеческойжизни, и связанный с раскрепощением духа невиданный, беспримерный расцветхудожественного творчества... Книги состоят из живых сюжетных очерково героях этих веков (не только о правителях и полководцах, но и о художниках,ученых, писателях, артистах). А литературные и художественные дополненияговорят о времени, когда они жили и творили, о верованиях их современников,о царивших тогда нравах и обычаях, моде. Наиболее полно и подробнопредставлена в этом томе отечественная история: выдвижение Московскогокняжества как цент-ра собирания земель, создание единого Русского государства,конец монголо-татарского ига на Руси, полная драматизма борьба за великокняжеский(а затем и царский) престол, учреждение патриаршества, расцвет иконописноготворчества, подъем зодчества... Все названные темы персонифицированы, данычерез литературные портреты действующих лиц. События русской истории включеныв контекст мировой, что позволяет ярче выявить роль России в общемировомисторичес ком и культурном процессе. Предлагаем читателям несколькофрагментов из тома "XIV-XVI века" (статьи публикуются в сокращенном виде). СЛАВНЫЙ ВОЕВОДА Морозным январским утром 1582 года к псковскому воеводе Ивану ПетровичуШуйскому принесли вдруг из лагеря польско-литовской армии, осаждавшей Псков,неожиданный подарок - красивую шкатулку и приложенную к ней записку. Всебыло доставлено отпущенным русским пленником. В записке, подписанной немцемМоллером, состоявшим прежде на царской службе, сказано, что он якобы хочеттайно перебежать к русским и наперед посылает ларец со своими деньгамии важной информацией о польско-литовских войсках.Однако осторожный Шуйский заподозрил неладное и, вызвав мастера-умельца,велел ему отнести ларец в безлюдное место и там "с бережением" открытьего. При вскрытии внутри обнаружили обращенные во все стороны заряженныепистолеты, которые должны были одновременно выстрелить в момент поднятиякрышки сундучка, а особый механизм
вслед за тем высек бы иск-ру, от которой должен был взорваться вложенныйв ларец порох. Если бы Иван Петрович взялся лично открывать шкатулку, оннеминуемо погиб от пули или взрыва пороха, чего и хотели коварные враги.Но Шуйский был не только храбр, но и умен, и трюк с "гостинцем" не удался.Иван Петрович рано начал свою боевую карьеру, участвовал в Ливонскойвойне и в победном походе Ивана Грозного на Полоцк, удачно воевал противказанцев и крымцев, причем в Молодинской битве (1572) захватил в плен наместникакрымского хана Дивей-мурзу, но особенно отличился воевода при обороне Пскова.Польский король Стефан Баторий, талантливый полководец, захвативший ужецелый ряд русских пограничных городов, решил взять мощную и важную крепостьПсков, надеясь этим окончательно переломить ход Ливонской войны в своюпользу. Ввиду этого 18 августа 1581 года к Пскову явилась под руководствомсамого Батория огромная 50-тысячная польско-литовская армия, более половиныкоторой составляли наемники почти со всей Европы: немцы, венгры, датчане,шотландцы и прочие искатели приключений и наживы. Псковский же гарнизонво главе с Шуйским даже вместе с вооружившимися горожанами насчитывал лишь13 тысяч бойцов.6 сентября на участке между Покров-ской и Свинорской (Свинусской) башнямикороль начал мощную канонаду и за два дня непрестанной пальбы серьезноповредил обе башни и проломил стену между ними на протяжении более 50 метров.Поляки, венгры, немцы бросились на штурм превосходящими силами и, потеснивотчаянно сопротивлявшийся гарнизон, ворвались в пролом и, захватив Покровскуюи Свинорскую башни, с торжеством водрузили на них королевские знамена...Положение спас Шуйский, сражавшийся в самом опасном месте у Покровскойбашни и уже раненый. Воодушевив изнемогающих защитников пламенной речьюи принесенной из Троицкого собора иконой Богородицы, Иван Петрович повелих в отчаянную контратаку и отбросил врагов к пролому. Затем по приказуШуйского псковичи развернули в сторону Свинорской башни имевшуюся у нихгромадную пушку (ее называли "Барс") и одним метким выстрелом снесли чутьли не половину башни, загубив множество врагов. После этого горожане подкатилик остаткам башни бочки с порохом, зажгли их и окончательно взорвали башнювместе с засевшим там неприятелем. Врагов охватило замешательство, а Шуйский,перейдя в неудержимое контрнаступление и сметая все на своем пути, отбилПокровскую башню и выгнал дрогнувших врагов из города, захватив у них приэтом несколько пушек и знамен. В этот памятный день защитники потеряли863 человека убитыми и 1626 ранеными, урон же неприятеля (одними павшими)составил 5 тысяч человек.Осажденные в течение многих недель успешно отражали яростные нападенияБатория, а сами устраивали дерзкие вылазки, так что уже к январю 1582 годапольско-литовская армия сократилась наполовину. Кончилось тем, что расстроенныйкороль уехал в Варшаву, оставив под Псковом вместо себя гетмана Замойского.Тем временем Шуйский 4 января 1582 года произвел чуть ли не самую крупнуюи удачную вылазку, убил в стане врагов много знатных вельмож, захватилнемало пленных и с большими трофеями триумфально вернулся в город. Тогда-тоЗамойский, считая Ивана Петровича очень опасным противником, решил погубитьего хитростью, подослав ему упомянутый ларец со взрывным механизмом. Возмущенныйтакой подлостью, Шуйский написал Замойскому гневное письмо, где подчеркнул,что настоящие рыцари убивают недругов только в открытом, честном бою, ивызвал гетмана на дуэль. Замойский, однако, отказался от поединка.4 февраля 1582 года польско-литовская армия сняла осаду Пскова, таки не сумев взять его в течение полугода. За это время доблестный Шуйскийне только отразил все атаки, но и сам произвел 46 нападений на стан врагов.Беспримерная защита Пскова развеяла миф о непобедимости Батория, спаслачесть России и позволила заключить довольно сносный мир. Имя Ивана Петровичапрогремело на всю Россию, и Иван Грозный осыпал его милостями и назначилв опекуны своему наследнику Федору, который при воцарении пожаловал Шуйскомувсе доходы спасенного им Пскова.Но вскоре Иван Петрович был втянут своими родственниками в придворнуюборьбу против всесильного временщика Бориса Годунова, зятя нового царя.И хотя псков-ский герой в отличие от своих родичей боролся честно и открыто,Годунов в 1586 году выслал его из столицы вместе с прочими Шуйскими. Сперваопального воеводу сослали в Кинешму, а затем заточили в Кирилло-Белозерскиймонастырь. Но и здесь популярный полководец казался опасным Годунову, и16 ноября 1588 года Иван Петрович был отравлен угарным газом, пущеннымв его келью. Так не стало одного из самых знаменитых и благородных представителейрода Шуйских. С годами многие его менее важные подвиги стерлись из людскойпамяти, но один остался навечно, и имя Ивана Петровича Шуйского всегданеразрывно будет связано с героической псков-ской обороной 1581-1582 годов,обороной, принесшей ему бессмертную славу.В русской истории ни один княжеско-боярский род не давал столько опытнейшихполководцев, мятежных властолюбцев и коварных интриганов, как род Шуйских.На протяжении нескольких столетий (с XV по XVII) его представители вспыхиваликак звезды на небосводе русской государственности и гасли, оставляя в памятипотомков либо восторженную похвалу (как И. П. Шуйский и М. В. Скопин-Шуйский),либо укоризну и проклятие (как В. В. Немой и Царь Василий Шуйский). Кандидат технических наук
Е. МЕЗЕНЦЕВ БУРИДАНОВ ОСЕЛ ИЛИ СОБАКА АРИСТОТЕЛЯ? Несмотря на то, что Жан Буридан (ок. 1295 - ок. 1358), пожалуй, самыйзнаменитый из ученых XIV века, его реальный вклад в науку практически неизвестен,равно как и его биография. Столетия оставили нам о нем пару анекдотов,имеющих малое отношение к действительности. Самым знаменитым из них являетсяпритча о "буридановом осле", иллюстрирующая неразрешимость проблемы такназываемой свободы воли: осел умирает от голода, находясь между двумя одинаковымиохапками сена, поскольку не существует логических оснований для выборакакой-либо из них.На самом деле в комментариях Буридана к книге Аристотеля "О небе", гдеприводится этот рассказ, действующим лицом является не осел, а собака,поставленная перед выбором двух симметрично расположенных и равных порцийпищи. Интересно отметить, что вывод Буридана заключается в том, что собака,лишенная возможности сделать логически обоснованный выбор, должна сделатьего наугад, и здесь мы сталкиваемся с необходимостью решать задачу, исходяиз теории вероятностей. А из этого, в свою очередь, следует, что свободыволи как таковой не существует. Проблему свободы выбора по стопам Буриданаисследовали впоследствии Лейбниц и Шопенгауэр.Другой анекдот обязан своим существованием Франсуа Вийону, согласнокоторому Буридан был уличен в тайной связи с женой Филиппа V, в результатечего разгневанный муж приказал зашить его в мешок и бросить в Сену. Темне менее Буридану удалось освободиться от пут и спастись. Конечно, рассказвряд ли заслуживает доверия.Что касается биографических сведений о Буридане, то мы не знаем в точностини года его рождения, ни года смерти, известно лишь, что он родился, вероятно,в Бетюне, в провинции Артуа, большую часть жизни прожил в Париже и умер,по-видимому, в разгар второй вспышки эпидемии чумы в 1358 году. Он былпринят студентом в колледж кардинала Лемуана, а позднее стал членом колледжаНаварры Парижского университета. Как можно судить по сохранившимся документам,Буридан получил степень магистра искусств в начале 20-х годов XIV в., ауже в 1328 году он становится ректором университета. В то время ректорназначался сроком на один год, и в 1340 году Буридан стал ректором во второйраз.С именем Буридана связана мощная трансформация средневековой физики,обусловлен ная критическим пересмотром представлений Аристотеля и стремлениемперейти в исследовании природы от качественных к количественным оценкам.В этом процессе выдающаяся роль принадлежала двум университетам - Парижскомуи Оксфордскому, в которых были созданы авторитетные научные школы, оказавшиесущественное влияние на формирование науки Нового времени. Сформировавшийсякак ученый под влиянием номинализма Оккама, Буридан может считаться основателемПарижской школы, а его ученики - Николай Орем, Альберт Саксонский и МарсилийИнген - являются наиболее крупными фигурами в физике позднего средневековья.В течение почти двух столетий после смерти Буридана его достижения служилиобразцом естественно-научного знания. В университетах Европы существуютдокументы XV в., в которых предыдущее столетие называется "веком Буридана",более того, даже в начале XVI в. изучение физики в Парижском университетевелось по Буридану.Однако с течением времени вклад Буридана в науку оказался почти полностьюзабытым, пока в начале ХХ столетия внимание к его творчеству вновь не былопривлечено исследованиями известного физика и выдающегося историка наукиПьера Дюэма.Главным достижением Буридана в физике - создание теории импетуса. Современ античности одной из самых трудных задач было объяснить, каким образомможет двигаться камень, брошенный рукой, или стрела, пущенная из лука.Вплоть до позднего средневековья в физике движения снаряда господствовалпринцип, провозглашенный Аристотелем: "все, что движется, чем-нибудь приводитсяв движение". Этот принцип был усвоен и целиком разделялся схоластическойнатурфилософией, равно как и следующее из него положение, что любое движениепредполагает наличие движущей силы, оно продолжается лишь в течение действияэтой силы и заканчивается, как только сила перестает действовать. Все объяснениятак называемого разделенного движения (например, стрелы, пущенной из лука)со времен Аристотеля сводились к тому, что передача движения от движителяк движимому телу происходила через посредство среды, то есть воздуха.Буридан, в противоположность Аристотелю, считал, что среда может лишьтормозить движение в ней тел, поэтому он предположил, что существует нечто,что при разделенном движении движитель передает движимому телу, и он назвалэто нечто импетусом. Буридан подробно исследовал свойства импетуса, найдя,что он пропорционален скорости и массе движимого тела. Он нашел также,что сопротивление воздуха постоянно уменьшает импетус. Впоследствии этатеория была применена для объяснения ускоренного движения при падении тел,а также для объяснения равномерного движения небесных тел.После исследований Дюэма теория импетуса, разработанная Буриданом, сталавосприниматься многими историками как средневековый аналог закона инерции.Отметим, например, что совсем недавно, в 1988 году американский профессорСтенли Яки утверждал в своей книге, что представления Буридана "предвосхищаютпервый закон движения Ньютона". Конечно, это преувеличение. Тем не менеетеория Буридана в эволюции науки сыграла свою роль, которую трудно переоценить.Можно сказать, что она представляла замечательный, но, к несчастью, тупиковыйэтап развития науки при переходе от аристотелевской физики к физике Новоговремени. Доктор физико-математических наук
В. КИРСАНОВ. АКБАР ВЕЛИКИЙ Третий император династии Великих Моголов Акбар, правивший в Индии почтиполвека (с 1556 по 1605 год), увековечен в народной памяти индийцев так,как ни один правитель до или после него. Талантливый администратор и полководец,меценат, покровитель торговли и ремесел, он особенно прославился своимирелигиозными реформами, благодаря которым его и нарекли "Акбаром Великим".Суть их состояла в том, что в стране, где большинство населения исповедовалоиндуизм, а правили уже несколько веков мусульмане, все религии были признаныравно истинными. Всем подданным Акбара была гаранитрована полная свободавероисповедания. Конечно, он не был идеальным царем - заступником из народноймечты: и налоги выколачивал силой, и мятежи подавлял без жалости. Но главноев том, что Акбар перестал делить людей на истинно верующих и неверных,стремясь установить "мир для всех". А ведь в это самое время во многихстранах Европы бушевали религиозные войны, жестоко преследовались все,не знающие "правильной веры". Шаг, сделанный тогда обществен ной мысльюИндии, должен быть по достоинству оценен мировой культурой.Среди "просвещенных философов", которыми окружил себя Акбар, находилсяБирбал - поэт и военачальник, знаменитый своим острословием. Именно острословиюбыл обязан блистательной придворной карьерой бедный индус Бирбал. Анекдотыо нем переведены на русский язык А. М. Гольдман. ИЗ АНЕКДОТОВ ОБ АКБАРЕ И БИРБАЛЕ Однажды Акбар, сидя рядом с одной из жен, угощался вместе с ней манго.Желая поддразнить жену, он начал складывать косточки и кожуру съеденныхплодов рядом с ней. Когда пришел Бирбал, Акбар шутливо пожаловался емуна обжорство супруги: вот, мол, какую гору она съела! Но Бирбал тут жепришел на помощь бедняжке: "А у вас, владыка мира, аппетит еще сильнее:госпожа хоть косточки и кожуру оставляет, а вы прямо с ними кушать изволите".Как-то раз Акбар сказал при Бирбале: "Хорошо было бы, если бы падишахисидели на троне до скончания века!". "Еще бы, - поддакнул Бирбал, - только,владыка мира, как тогда стали бы вы падишахом?"Раз Акбар спросил Бирбала: "Сколько будет, если от двенадцати отнятьчетыре?". "Пыль", - ответил Бирбал. "Как это?" - удивился Акбар. "Так ведь,государь, если из двенадцати месяцев вычесть четыре - сезон дождей - точто, кроме пыли, останется?"Однажды Акбар с сыном и Бирбалом отправились на прогулку. Падишах спринцем надумали искупаться в Ямуне, разделись, набросили свою одежду наплечи Бирбалу и полезли в воду. Освежившись, Акбар решил поддразнить Бирбала:"Бирбал, у тебя на плечах груз, как у осла!". Бирбал тут же парировал:"Ошибаться изволите, государь, на мне груз не одного, а сразу двух ослов!".Однажды государь в присутствии свиты поведал о якобы увиденном сне:будто бы летели они с Бирбалом по небу, а потом упали на землю, причемАкбар свалился в яму, полную меда, а Бирбал - в выгребную яму. Реакцияострослова Бирбала была мгновенной: "И мне, государь, такой же сон привиделся,только имел он продолжение. Вот вылезли мы с вами из этих ям и ну другдруга облизывать".Вряд ли мы когда-нибудь узнаем точно, был ли на самом деле такой "обменлюбезностями" или это просто народная фантазия, но известно одно: ни ободном другом государе средневековой Индии не сложили анекдотов, ни одинне стал любимым героем фольклора... Кандидат исторических наук
Е. Ванина.

Генрих VIII, король Англии. Художник Ганс Гольбейн младший (около 1537года).Первый русский царь Иван Грозный. Портрет на дереве неизвестного русскогохудожника конца XVI - начала XVII века.Покровские ворота и Покровская башня были самыми опасными местами сражения,когда огромная армия Стефана Батория наступала на Псков.
Император династии Великих Моголов Акбар Великий (1542-1605).



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)