[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)

"Белье стирают дома, а прут и полощут на речке", - утверждают бывалые люди. Конечно, не только на речке, но и на озере, и на пруду. Везде, где большая вода, там пральнище, там прачки. Нередко они, отложив другие дела, выбираются к водоему чуть ли не на целый день. Хотя и тяжело, и хлопотно, однако можно и с подругами пообщаться, и отвлечься от домашней сутолоки, и на солнышке понежиться. Случается, что быстрая речная вода становится союзницей прачки, освобождая ее от опостылевшей работы. Речники часто привязывают белье к веревке и бросают его за борт. Бежит по реке суденышко, а рядом с ним полощутся матросские робы - за день вода отстегает их так, как ни в какой прачечной не выстирают. В народе такую стирку без моющих средств называли "сухоперкой" ("сухоперкой") или "перепранкой" могла именоваться старая рубаха, для стирки которой не требовалось особой тщательности).

Когда не существовало стиральных машин, каким был труд прачек? Чем отстирывали белье? Как гладили? Ответы на эти вопросы в новой книге писателя и журналиста Владимира Супруненко "Преобретенное", очерк из которой предлагает вниманию читателей (предыдущие публикации см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 8, 1999 г., № 4, 2000 г.). Девять из десяти хозяек в один голос назовут стирку белья самой хлопотной и неблагодарной домашней работой. Совсем не варило бабу постарило, а возня с грязными сорочками и портками. Недаром прачек в старину называли "портомойками". Да и само слово "прачка" означает, что белье не просто слегка треплют, кое-как полощут, а именно прут (жмут, давят, колотят вальком), прилагая значительные физические усилия. Дал Бог крест, даст и силы его нести. И не только силы, а и вдохновение, и любовь, и чистые помыслы. Они у женщины не в последнюю очередь связаны с чистой одежкой и стиркой. "Ой, когда б знала, что я твоя буду, выпрала б сорочечку от черного бруду", - поется в одной украинской песне. "Выпрать сорочку" в фольклоре означает полюбить парня (даже если он уже женатый). Во все времена чистая белая сорочка была для женщины символом любви и верности.

Речное пранье и полоскание - это зачастую заключительный этап стирки. Перед этим белье в старину замачивали, парили и бучили или золили. Посудина, в которой проходила эта операция (большой горшок, чан или бочка), называлась "зольник", "бук", "жлукт", "зваряльня". Отбеливание (щелоченье) ткани происходило так. Посудину набивали бельем. Потом его заливали водой и сыпали "золиво" - золу от гречневой соломы, подсолнухов. После этого туда бросали раскаленные камни. Вместо них могли использовать "шарики" - цилиндрики из обожженной глины с дырой посредине. В горных местностях с быстрыми реками (например, в Карпатах) белье засовывали в бочку без дна, сыпали туда золу и ставили в проточную воду.


Предками утюга были рубель и скалка.


Стирка для добросовестной прачки - процесс длительный и ответственный. Как правило, он был обставлен различными ритуалами. Вот как, например, вела себя полтавская хозяйка-"чепоруха". Белье замачивалось на сутки в бадье с водой и куриным пометом. Когда начиналось брожение ("сорочки сходылы"), белье выкручивали и несли на речку прать. После первого полоскания ("видмокив") хозяйка намыливала отдельные, самые грязные части рубашек, а также пятна, потом расстилала белье и пересыпала его гречневой золой. После этого она набивала бельем золильный чан, приговаривая: "Золись и белись и инеем берись! В жлукто, как волк, а из жлукта, как шелк!". Вымолвив эти слова, прачка трижды сплевывала в посудину, прикрывала ее каким-нибудь тряпьем, присыпала еще золой и вливала нечетное количество казанков воды. Наполнив бадью до краев, кидала туда раскаленный камень-"булку" или кусок железа. Выкрутив белье, хозяйка вторично ("с золы") несла его на речку. Выполосканное белье крахмалилось в процеженных высевках или пшенном кулише и вывешивалось для просушки. Не годилось вывешивать сорочки накануне воскресенья, что было на руку нечистому. Существовали для прачек и другие запреты. Кроме праздников и праздничных недель (Рождественской, Светлой и Зеленой), нельзя было золить белье восемь недель после Крещения и шесть недель после Пасхи. В это время разрешалось только прать "сухоперки". Не рекомендовалось также заниматься бучением по понедельникам, средам, пятницам и субботам. Те же, кто все-таки имел намерение золить по понедельникам, должны были, отзолив белье в "жильный" понедельник (первый день Великого поста), выпить три ложки золы, бегущей из-под постиранных сорочек.

Вообще у рачительных хозяек прошлого было немало "безмыльных" рецептов стирки. Если белье от долгого употребления теряло свою первоначальную белизну, его помещали на два-три дня в кислое молоко. Для стирки повсеместно использовали отвар фасоли, "картофельную" воду (картофель натирали на терке и вливали в тепловатую воду). Находил применение у прачек и яичный желток, которым перед стиркой натирали пятна на шерстяной одежде.

... В здоровом теле и чистой выглаженной сорочке обитал здоровый, приветливый к окружающим дух. И это его здоровое самочувствие, приветливость были высшей наградой для прачки.

На стирке не заканчивались мытарства прачки. Гору чистого, но мятого белья ждало глажение. Осуществля лось оно, до изобретения утюга, с помощью скалки, на которую наматывалось белье, и толстой плашки с зарубками и рукоятью, которую двигали вперед-назад. Ребра плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины. В разных местностях это гладильное орудие называлось "рубель", "пральник", "праник", "гранчак", "ребрак", "раскатка". Гладили белье также "гавками" - стеклянными шарами, отрезанными донышками бутылок, железными кружками, наполненными горячей водой.



В. СУПРУНЕНКО (г. Запорожье).
Фото автора




(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)