[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)

Книга, несомненно, привлечет внимание ик самобытной, доселе практически неизвестной школе иконописи, и ко многимзагадочным, прежде "потаенным" страницам истории "опорного края державы!",в котором эта школа могла зародиться и плодотворно развиваться на протяжениинескольких веков.Тираж отпечатан в одной из лучших типографийФинляндии, на бумаге особого качества. Как сообщил главный редактор издательстваФ. А. Еремеев, альбом "Невьянская икона" - одно из первых в нашей странеизданий, где использована передовая технология так называемой безрастовой,то есть бесточечной, печати. Благодаря этому на альбомных репродукцияхразличимы мельчайшие детали, а качество их сравнимо с качеством самых высококлассныхцветных фотографий. А. ГРАМОЛИН, собственныйкорреспондент журнала "самый интересный журнал Наука и жизнь " (г. Екатеринбург). Интересное собрание икон Невьянскойшколы хранится в Свердловском областном краеведческом музее. Представляемрепродукции некоторых из них .Симеон Богоприимец. Икона конца XVIII- первой четверти XIX века.Богоматерь Одигитрия Смоленская. Иконаконца XVIII - первой четверти XIX века.Николай Чудотворец. Живопись выполненав конце XVIII - начале XIX века. Серебряный оклад датируется 1825 годом.Архидиакон Стефан. Круг Чернобровиных.Вторая четверть XIX века.Акафист Богоматери. Мастерская Богатыревых.1800 г. Фрагмент иконы.

Любители русской живописи получили от издательстваУральского университета великолепный подарок: альбом "Невьянская икона"(Екатеринбург, 1997 г.). Идея этой книгидавно вынашивалась сотрудника ми уральских музеев, реставраторами живописи,коллекционерами и ценителями иконописного искусства. И вот проект, реализациикоторого было отдано почти два десятка лет, воплотился в жизнь. Для этогобыли нужны не только щедрая материальная поддержка, но и художественноечутье екатеринбургского коллекционера, поэта, предпринимателя Евгения Ройзмана. Альбом представляет собой научное издание,где впервые опубликованы 150 известных лишь специалистам произведений изобразительногоискусства (184 цветные репродукции икон, включая фрагменты). В книге представленытакже снимки иконописцев, сделанные еще в прошлом веке на заре фотографии,старинные пейзажи окрестностей Невьянска - вотчины выдающихся промышленниковДемидовых и другие редкие исторические материалы, обнаруженные в российскихархивах.О невьянской иконописи - оригинальном явлениирусской церковной живописи, о художественной значимости творчества известныхи безвестных талантливых мастеров-иконописцев, чьи работы с удивительнойсилой и искренностью выражают всю сложность и противоречивость жизненногоуклада Урала XVIII-XIX веков, сегодня, пожалуй, лучше всех знает научныйредактор альбома, доцент Уральского университета Галина Владимировна Голынец.Именно она более 15 лет тому назад впервые ввела в научный оборотпонятие "невьянская иконописная школа". Вот что она рассказывает об этойиконописной школе.В отличие от широко известных древних иконописныхшкол - новгородской, псковской, московской - невьянская школа возниклаи сформировалась лишь в XVIII-XIX столетиях. Ее творцами были старообрядцы,отвергнувшие церковную реформу середины XVII века и бежавшие из северныхи центральных районов страны. Они перенесли на Урал Древнюю Русь с ее многовековымкультурным наследием.Парадоксально, что на Урале индустриальнуюбазу молодой России закладывали люди, не принявшие петровских преобразований,те, кто сочетал деловитость и дерзкие порывы творческой энергии с приверженностьюк патриархальным идеалам. Именно поэтому создатели новой промышленностии сопутствующего ей искусства (изделияиз малахита и яшмы, чугунное литье и гравюра на стали) были одновременноревностными хранителями художественных традиций русского средневековья.Черты самобытности в уральской старообрядческой иконе наметились уже впетровское время, но свой расцвет, стимулированный подъемом промышленностии экономики края, она пережила позже - во второй половине XVIII - первойполовине XIХ века.Понятие "невьянская школа", употребляемоепо отношению к уральской старообрядческой иконе, в достаточной мере условно,но не произвольно. Город Невьянск, выросший из поселка при металлургическомзаводе, основанном в верховьях реки Нейвы в конце XVII века, стал старообрядческимцентром Урала. Он и собрал лучших иконописцев. Впрочем, к невьянской школеследует отнести не только иконы, рожденныев самом Невьянске. Тамошние изографы, выполняя различные заказы - от небольшихдомашних икон до монументальных многоярусных иконостасов, заводили мастерскиеи в других уральских городах, распространяя свое влияние вплотьдо Южного Урала.Передававшееся из поколения в поколениеиконописное мастерство, существование династий, таких, например, как Богатыревыи Чернобровины, наличие излюбленных иконографических типов, характерныхстилистических признаков и приемов темперной техники - все это позволяетговорить о невьянской иконописной школе. Для нее характерны удлиненныепропорции фигур, изысканность поз, тонкость письма. Невьянцы искусно владеливсеми секретами мастерства и умели выразительные средства живописи слитьв единое целое.Какие бы традиции ни просвечивали в невьянскойиконе, она, прежде всего, опирается на XVII век, искусство которого сталопротографом для всего позднего иконописания. Главными в невьянской школеоказались традиции, заложенные художниками в середине XVII века в Ярославле,Ростове Великом и Костроме. Старообрядческая уральская икона дала нам примерыболее органичного и творческого развития древнерусских традиций, чем, скажем,сделанная "под старину" палехская, пусть и предназначенная для нововерческойцеркви. Конечно, мироощущение старообрядчества не оставалось неизменным.Вспышки религиозного фанатизма постепенно угасали, росло влияние официальнойцеркви и светских начал жизни. "Многочисленное купечество ведет обширнуюторговлю, и при этом большая часть купцов - золотопромышленники. Жаль только,что почти все они старообрядцы, или раскольники, впрочем, это не мешаетим быть достойными гражданами и людьми не чуждыми общественных удовольствий",- писал в 1843 году редактору общероссийского журнала "Репертуар и пантеон"один из екатеринбургских корреспондентов.Постепенно невьянская икона стала эволюционироватьв сторону декоративного искусства, становясь роскошной вещью, олицетворяющейбаснословные капиталы уральских промышленников. Невьянская иконопись уходилав прошлое, но уходила не бесследно. Она оказала заметное влияние на фольклорнуюикону, дольше не растратившую творческий потенциал, на местную книжнуюминиатюру, на роспись по дереву и металлу, на всю художественную культуруУрала.Изучение невьянской школы убеждает в том,что это крупное явление в истории отечественного искусства, расширяющеепредставление об иконописи нового времени. В период своего расцвета онадостигла подлинных художественных высот. Известный исследователь древнерусскогоискусства Г. К. Вагнер говорил о протопопе Аввакуме, что он "вошел в историюне старообрядцем, а выразителем вечных горних идеалов" и что именно поэтому"драматическая жизнь и драматическое творчество его выглядят так современно".Эти слова можно отнести и к лучшим мастерам невьянской иконописи. Таковомнение Галины Владимировны Голынец, отдавшей много лет изучению этого направлениярусской иконописи.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)