[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97)

Не весь свет, падающий на объектив, участвуетв построении изображения: боковые лучи не используются. Но они тоже вызываютзасветку аппарата и пленки. Чтобы уменьшить вред от этих лучей, на объективнадевают непрозрачный конус с тонкими, хорошо зачерненными стенками - бленду.Иногда ее встраивают в объектив. Чтобы задержать лучи, не участвующие вобразовании изображения, применяется также заслонка с отверстием междулинзами или за ними - диафрагма. В высококачественных объективах она можетдаже передвигаться вдоль объектива при изменении его фокусного расстояния.Кроме этого у всех объективов есть диафрагма, регулирующая количество света,падающего на пленку. Регулирование производится изменением площади отверстия.В большинстве случаев отверстие имеет круглую форму. Чтобы изменять егодиаметр, диафрагму часто изготавливают из отдельных серповидных лепестков.При повороте подвижного кольца изменяется диаметр отверстия. Называетсятакая диафрагма ирисовой.При закрывании диафрагмы резкость изображениявначале увеличивается, а затем уменьшается. Это связано с тем, что светна краях маленького отверстия испытывает дифракцию, и каждая точка превращаетсяв систему темных и светлых колец. У отдельных объективов резкость меняетсядовольно значительно, позволяя при художественной съемке получить смягченноеизображение.Изображение, образуемое объективом, имеетнаибольшую резкость в центре изображения, причем у предмета, по которомубыл наведен фокус. Предметы, расположенные дальше и ближе, имеют меньшуюрезкость. Однако при уменьшении диаметра отверстия диафрагмы они становятсяболее резкими. Расстояние, в пределах которого предметы выглядят достаточночетко, получило название "глубина резкости". Она увеличивается при закрываниидиафрагмы - угол, под которым попадают лучи света на пленку, уменьшается.Определить глубину резкости можно по таблицам или по шкале наименьшей инаибольшей дистанции резкости, нанесенной на оправу объектива.Отношение диаметра входного отверстия объективак длине фокусного расстояния называется значением диафрагмы. Эти значенияподобраны таким образом, что, если изменить значение диафрагмы на одноделение, количество света, пропускаемого объективом, изменится в два раза.Для упрощения на практике значение диафрагмы дают не в виде дроби, а приводяттолько значение ее знаменателя.Вернемся к оценке резкости изображения.Оценивается, собственно, не сама резкость, а степень размытости изображенияна отпечатке или пленке. Положим, она оценивается по отпечатку. Его рассматриваютобычно с расстояния 25 см. Если при этом точки получаются в виде кружковдиаметром 0,1 мм, глаз воспринимает изображение резким. С пересчетом насреднее увеличение малоформатных негативов при печати величина кружка напленке принимается равной 0,05-0,03 мм. Исходя из этих значений и определяетсяглубина резкости объектива. У большинства объективов с переменным фокуснымрасстоянием значение глубины резкости на оправу не наносится.У двояковыпуклой линзы длина фокусногорасстояния определяется по расстоянию от ее плоскости симметрии до плоскости,на которую она проецирует достаточно удаленные предметы. Фокусное расстояниесложного многолинзового объектива отсчитывают от воображаемой точки, котораяможет лежать и за пределами оправы. Плоскость, в которой образуется изображение,называется фокальной, а точка пересечения оптической оси с ней - точкойфокуса. Расстояние от фокальной плоскости до поверхности задней линзы объективаназывается задним отрезком. У телеобъектива задний отрезок меньше фокусногорасстояния, а у короткофокусных объективов он может быть больше.При достаточно больших расстояниях, условноназываемых бесконечностью, точка фокуса объектива совпадает с фокальнойплоскостью. Глубина резкости тем больше, чем короче фокусное расстояниеи меньше диаметр отверстия диафрагмы, то есть больше значение относительногоотверстия. Следует запомнить, что с ростом этого значения увеличиваетсяглубина резкости.Изменяя положение точки наводки на резкость,можно подобрать такое ее положение, что при данном значении диафрагмы резкимбудет все изображение от переднего плана до бесконечности. Называется такаяточка гиперфокальной.При съемке с небольших расстояний нужносчитаться с тем, что объектив при этом отодвинут от пленки довольно сильно.Отношение диаметра отверстия к фактическому значению фокусного расстоянияпадает, и при прочих равных условиях приходится увеличивать экспозицию.Объективы можно разделить на группы какпо минимальному значению диафрагмы (на практике говорят - по светосиле),так и по длине фокусного расстояния. Объективы, у которых длина фокусногорасстояния равна длине диагонали кадра, называются нормальными. Они образуютизображение под углом, примерно равным углу зрения человеческого глаза,придавая снимкам естественность. Измеряют этот угол от "вершины" фокусногорасстояния по диагонали кадра. Таким образом, чем короче фокусное расстояние,тем угол больше, и наоборот, чем длиннее, тем угол зрения меньше. Для малоформатногокадра длина фокусного расстояния, близкая к 50 мм, считается нормальной,его угол зрения равен примерно 46о.Объективы для малоформатных камер с фокуснымрасстоянием меньшим нормального (от 13 до 40 мм) получили название широкоугольных.Объективы с длиной фокуса более 58 мм считаются телевиками.Объективы с длиной фокусного расстоянияменьше 16 мм, у которых не исправлена дисторсия, получили название "рыбийглаз". Предполагается, что они передают окружающее пространство примернотак же, как его видят рыбы (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 9, 1996 г.).Изменить угол зрения и, соответственно,длину фокусного расстояния объектива можно с помощью насадок. Они могутразмещаться как между камерой и объективом, так и перед ним. Более удобныобъективы с переменным значением фокусного расстояния - так называемыевариообъекти вы. В последние годы они стали основными в компактных камерахи постепенно занимают такое же место среди объективов для зеркалок. Сегодняони дают не менее качественное изображение, чем объективы с постояннымфокусным расстоянием. Основное их преимущество - возможность изменять соотношениеразмеров переднего и заднего планов основной части сюжета.Выпускаются и объективы, состоящие из несколькихотдельных блоков. Комбинируя их между собой, можно получить требуемое фокусноерасстояние. Основное преимущество таких объективов в том, что их общийвес гораздо меньше, чем у набора объективов с постоянным фокусным расстоянием,которые они заменяют. А поскольку они выпускаются для сравнительно большихфокусных расстояний и вдобавок с большой светосилой, выигрыш может достигатьнескольких десятков килограммов.Среди специализированных объективов интересныобъективы с контролируемой глубиной резкости. Они позволяют изменять еебез изменения значения диафрагмы. Для съемки портретов применяют так называемыемягкорисующие объективы, дающие изображение в дымке. Степень смягченияобычно регулируется. Подобные объективы были популярны в прошлом веке.Особенно ценился портретный объективфирмы "Николо Першайд". Он позволял регулировать глубину резкости в оченьбольших пределах и давал весьма своеобразное смягченное изображение.К малораспространенным специальным объективамотносятся объективы для съемки в ультрафиолетовых лучах. Съемку ведут черезсветофильтры, не пропускающие видимую часть света. Обычные сюжеты снимаютчерез обычный ультрафиолетовый светофильтр. Для съемки в инфракрасных лучахспециальных объективов не выпускают, ее ведут через инфракрасные светофильтры,при необходимости подсвечивая сюжет инфракрасными излучателями. Снимаютна специальную пленку, чувствительную к инфракрасным лучам.
Для коррекции перспективы выпускаютсяобъективы с наклоном и смещением оптической оси относительно центра оправы.Изменение положения оси позволяет довольно сильно менять положение вертикальныхи горизонтальных линий на снимке. Поэтому такие объективы применяют длясъемки интерьеров и высоких зданий с небольших расстояний. Наклон используетсяи для увеличения глубины резкости, когда приходится снимать при полностьюоткрытой диафрагме. Фокусное расстояние таких объективов постоянное.Довольно распространены специализированныеобъективы для макросъемки. Они выпускаются и с постоянным, и с переменнымфокусным расстоянием. Основное их преимущество в том, что они позволяютполучать весьма качественное изображение мелких предметов в масштабе, близкомк их действительным размерам. Большинство макрообъективов дают качественноеизображение и при съемке на бесконечность.Интересную группу объективов представляютустройства для съемки при свете звезд или почти в полной темноте. Эти довольносложные электронные устройства, как правило, оформлены в виде приборовнаблюдения, например зрительных труб. Они позволяют делать довольно качественныеснимки животных, ведущих ночной образ жизни, но только в черно-белом изображении.

А. ВОЛГИН. В простейшем случае объектив представляетсобой собирательную линзу, которая строит изображение на поверхности пленки.Поверхность эта обычно плоская, но у некоторых камер, например панорамных,она может быть изогнутой.Изобретение линз уходит в глубь тысячелетий.Археологи находят их в довольно неожиданных местах, вроде стоянок доисторическогочеловека. Это естественные линзы из грубо обломанных кусочков горного хрусталя,которые, по-видимому, применяли для добывания огня с помощью солнечныхлучей.В первом фотоаппарате - камере-обскуре- линзы не было. Объективом служило небольшое отверстие, через котороесвет падал на стенку, образуя на ней изображение. Оно было очень тусклым,оправдывая название камеры: обскура по-латыни означает "темная". Подобный"объектив" - стеноп - применяется и сегодня. Используют его при съемкеархитектуры, чтобы получить естественную перспективу, и при портретнойсъемке для создания "романтических" портретов.Процесс изготовления линз в больших количествахсвязан с изобретением очков и развитием астрономических приборов и микроскопов.Уже во времена Галлилея выпускались весьма совершенные и по современнымпонятиям линзы. Ими стали оснащать камеры-обскуры, которые иногда началиназывать люцинами (светлыми).В 1840 году венский оптик Йозеф Петцвальрассчитал портретный объектив, который не уступает современным. Чтобы произвестирасчеты, ему потребовалось привлечь к работе курсантов военного училища.Сегодня подобные расчеты выполняет компьютер.При конструировании объектива приходитсяпроизводить весьма трудоемкий расчет прохождения лучей света через линзыобъектива. В объективе их может быть больше десятка, причем изготовленныхиз разных сортов стекла и других материалов. Делать это приходится, чтобыулучшить качество изображения. Расчетным путем подбираются форма поверхностилинз, их число, расстояние между ними, сорт стекла.В дорогих объективах кроме стекла могутприменяться линзы из природных минералов, прозрачной пластмассы и стеклянно-пластмассовые,получившие название гибридных.Линзы объектива монтируются в оправу так,чтобы их центр лежал на одной линии, которая именуется оптической осью.Детали оправы изготавливаются из металла и поликарбонатов. Оправы так называемыхпрофессиональных объективов делают только из металла. Поликарбо наты резкосокращают вес оправы, но уменьшают ее жесткость.Объектив камеры-люцины имел обычно однулинзу. Петцвалю, чтобы пропустить к светочувствительному слою возможнобольше света, пришлось для своего объектива применить линзы максимальнобольшого размера, не допуская при этом значительного ухудшения качестваизображения. Он достиг этого, построив четырехлинзовый объектив из двухсортов стекла, имевшихся в то время. В распоряжении современного оптикаих имеется несколько сотен.Петцваль добивался геометрического подобияизображения снимаемому предмету и достаточной резкости изображения. Достичьэтого не удается и современным конструкторам: изображение не вполне соответствуетпредмету из-за всевозможных погрешностей объектива - аберраций. Рассмотримосновные из них.Прежде всего объектив может искажать геометрическиепропорции предмета, в частности, прямые линии получаются с изгибом либок центру изображения, либо от его центра. Такой дефект называется дисторсией.Изгиб прямых линий особенно неприятен при репродукции, а при съемке пейзажейон менее заметен. В простейшем случае, например при съемке небольшой почтовоймарки, может оказаться, что на снимке она получилась в виде маленькогобочонка с выпуклыми боками и днищем или, наоборот, маленькой подушки свтянутыми боками. Такие дефекты так и называются бочкообразной или подушкообразнойдисторсией. Дисторсией особенно страдают короткофокусные объективы и изображенияпанорамных камер с поворотными объективами ("Горизонт"), хотя сами объективыэтих камер могут быть свободны от нее.Положим, мы снимаем фасад далеко расположенногоздания объективом из одной линзы. Изображение в этом случае из-за большогорасстояния будет образовываться параллельными пучками света. Внимательнорассматривая изображение на матовом стекле аппарата, можно заметить, чтоесли оно резко посередине, то его края не резки. Наоборот, если, изменивнаводку, сделать резкими края, середина получится не резкой. Причина этогов том, что края линзы преломляют свет иначе, чем центральная часть линзы.Называются такие аберрации сферическими. У линз небольшого диаметра онине очень велики. Поскольку эти аберрации несколько смягчают изображение,у фотохудожников до сегодняшнего дня популярны объективы из одной линзы,так называемые монокли. В нашем примере лучи света падали параллельно оптическойоси.Дело усложняется, если лучи падают на объективне параллельно, когда, например, снимают тот же фасад под углом к плоскостипленки, и вдобавок он занимает только половину кадра. В этом случае напленке вместо точек, изображающих на фасаде небольшие электрические фонарис круглыми колпаками, может появиться весьма замысловатое их изображение.Называется такой дефект комой.Первые линзы имели поверхности в виде частисферы. Линзы со сферической поверхностью не могут собрать в одну точкупараллельные лучи света, проходящие по центру и по периферии. Этого можнодобиться, если поверхность линзы выполнить в форме части эллипсоида илипараболоида. Такие поверхности и сами линзы называют асферическими. Онипомогают избавиться и от комы.Изображение, даваемое линзами, часто имеетцветную кайму. Она носит название хроматической аберрации или вторичногоспектра. Чтобы ее уменьшить, применяют линзы, склеенные из материала сразной преломляющей способностью.Качество изображения, прежде всего егоконтраст, ухудшается отраженным от поверхности линз и оправы светом. Чтобыуменьшить рассеяние, на поверхности линз наносят до десяти слоев всевозможныхпрозрачных покрытий. Наружные покрытия предохраняют линзы от мелких царапин,которые не позволяют создать достаточно резкого и контрастного изображения.Меньший вред наносят небольшие сколы поверхности линз и большие царапины,если их, конечно, немного - одна-две. Мелкие пузырьки в линзах совершенноне влияют на качество изображения.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97)