[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97)

Странное впечатление производит музей: идешь посмотреть на покинутую военную базу, а выходишь совсем с другим ощущением. Путешествуя по бетонным лабиринтам, рассматривая экспонаты и помещения, где собиралось, хранилось и откуда транспортировалось атомное оружие, вдруг начинаешь чувствовать, как и чем жил объект.

Год назад в Севастополе открылся новый музей - в него превращена бывшая база подводных лодок, скрытая в скале Балаклавской бухты.

Идея строительства объекта возникла вскоре после взрыва атомной бомбы в Хиросиме, когда стране понадобились надежные укрытия, способные выдержать небывалую ранее нагрузку. Это был первый комплекс подобного типа на территории СССР. Он сооружался в 50-х - начале 60-х годов и потребовал огромных материальных и физических затрат.


Балаклавская бухта с противоположного (восточного) берега. Справа - выход из канала.Комплекс площадью 12 000 м2 состоял из трех частей: из полукилометрового подземного канала с сухим доком, завода, где ремонтировали подводные лодки, и арсенала с атомными боеголовками. Объект тщательно охранялся и маскировался с моря, суши и воздуха. Подлодки входили в канал только ночью, когда раздвигался мост и выключалось освещение в Балаклаве. На случай ядерной войны канал закрывался многотонной аппарелью.

Подземная гавань за противоатомными дверями в течение 30 суток могла существовать автономно. Человечество еще не подозревало о последствиях атомной войны, о том, что после "ядерной зимы" весна может не наступить.


Вид на восточный берег Балаклавской бухты и Генуэзскую крепость в районе выхода из канала.Вслушиваясь в цифры, которые приводит экскурсовод, понимаешь, что страна готова была потратить десятки миллиардов рублей, чтобы уберечь элитные подразделения от ядерного удара.


Вход в подземный канал. В глубине видна аппарель.Канал, плавно заворачивая, уходит вдаль. Говорят, он строился без перспективы на будущее, уже для лодок следующего поколения канал был узок. Одну из них пытались провести в док, но она застряла на повороте, и больше таких попыток не предпринималось. Есть задумка поставить в музее подлодку старого образца.

Выходим на берег канала. Если посветить фонариком, можно увидеть, как серебрится в воде стая рыб. Невдалеке покачивается спасательная шлюпка, за ней виден сухой док. Раньше перед тем, как поставить в него подводную лодку, людям приходилось откидывать рыбу лопатами. Сейчас здесь тишина.

А. МУЛЕНКО(г.Севастополь). От редакции . В книге писателя-мариниста , в прошлом подводника, Николая Черкашина " Повседневная жизнь российских подводников " (М.: Молодая гвардия, 2000) одна из глав названа "Подземная гавань субмарин". В ней автор рассказывает об истории подземного завода, ставшего сегодня музеем. В документах он был назван "объектом № 825 ГТС". Вот отрывок из этой книги: "Подводная лодка развернулась носом к берегу и самым малым пошла на скалы. А скалы расступились , и субмарина вошла в них, спрятав в черном зеве бетонного грота сначала нос, потом черный скошенный "плавник" рубки и, наконец, исчезла под нависающей над морем горой. Лишь гакобортный - кормовой - огонь тускло мигнул на прощанье, едва отразившись в темной ночной воде. Такой виделась эта картина тем, кто случайно оказывался на балаклавской набережной в глухую заполночь. Человек приезжий и вовсе бы не понял, что произошло, местный же старожил быстренько бы смекнул, что очередную подводную лодку ввели в подскальное противоатомное укрытие, где таился подземный судоремонтный завод-арсенал".

А сейчас экскурсоводы собирают по крупицам информацию о деятельности единственного в мире подземного завода по ремонту подводных лодок. Хочется пожелать им успехов в этом интересном, но нелегком труде.

К счастью, все это уже позади. В подземной гавани открыт музей.

"В мае 1994 года из Балаклавы под прощальные гудки и клаксоны местных шоферов выведена последняя российская подводная лодка. И город, и порт, и подземная гавань субмарин полностью перешли под юрисдикцию Украины", - пишет Черкашин. А дальше началась скорбная полоса в истории подземного судоремонтного завода. Его массивные противоатомные герметичные двери распахнулись навстречу добытчикам лома цветных и черных металлов. "Первым делом из подземелья похитили все чугунные крышки, закрывавшие коммуникационные колодцы, смотровые люки и технологические шахты, отчего тоннели, потерны и прочие переходы укрытия превратились в опасные тропы с коварными "ловчими ямами" на каждом неосторожном шагу. В ямы, затопленные морской водой и с торчащими острыми штырями, не раз проваливались беспечные экскурсанты".



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97)