[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97)

Был в свое время среди авторов журнала известный специалист по информатике и автоматическому управлению - А. И. Кобринский. В 1960-х годах он поместил в вашем журнале забавную юмореску, своего рода репортаж из будущего. Будто бы собирается в недрах Пентагона сверхсекретное совещание. Приглашенным объясняют: "Один парень изобрел бумажный компьютер!" То есть он заново открыл приемы счета на бумаге, к тому времени напрочь забытые.

Статью В. Доценко "Пятое правило арифметики" (№ 12, 2004 г.) читал с огромным интересом. Но начну свой отклик издалека, со ссылки на одну давнишнюю вашу публикацию.

Но то же явление имеет место и в Германии. Журнал "Шпигель" (№ 50, 2004 г.) поместил подборку материалов об уровне математических знаний немецких школьников, но точнее было бы сказать - об уровне незнания.

Прошло сорок лет. Предсказание Кобринского сбывается на наших глазах. Как оно сбылось во Франции, красочно рассказывает В. Доценко.

У меня нет документальных данных о том, как обстоят дела с устным счетом в нашей школе сейчас. Зато есть живописное в буквальном смысле свидетельство того, как они обстояли век назад. Я имею в виду картину Богданова-Бельского "Устный счет" (1898). Сельская школа. Ученики в лаптях. Сосредоточились, ушли в себя. На доске задача:

Констатируется, что в ряде случаев неумение считать доходит до уровня дизлексии (это такое умственное расстройство, при котором человек, зная буквы, не может сложить из них слова, не может читать). В нашем случае речь идет о невозможности счета, поэтому авторы говорят о дизкалькулии: многие школьники не могли оценить, что больше - 34 или 4

Кому в наши дни посильна эта задача в качестве устного упражнения?



Могут сказать: скорее всего, внимание художника привлекла школа выше среднего уровня. Возможно. Но все равно - школа-то народная. А в российской народной школе устный счет всегда занимал должное место.

Кстати, эта задача не только на устный счет, но и на сообразительность. Немного подумав, можно догадаться, что ответ равен двум.

Мне кажется, что устный счет не просто полезный бытовой навык. Это одно из средств оценки и прогнозирования обстановки, инструмент самостоятельного мышления.

Но так ли уж нужно уметь считать устно в эпоху калькуляторов? Времена изменились...



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97)