[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97)

Корреспондент. Господин Гиродон,"Маленькие Находчивые" - этодети от семи до четырнадцати лет,которых вы с помощью простыхопытов, забавных и игровых,знакомите с миром физики ибиологии, химии и ботаники, учитеконструированию и моделированию.Но ведь это тот самый возраст, когдадети ходят в школу, призваннуюввести их в мир наук.

Мир науки долженбыть открыт детям. И то, что детяместь что показать и даже чемудивить взрослых, нагляднопродемонстрирует Всемирныйинтеллектуальный фестиваль"Научно-технический досуг -поколению ХХI века". Пройдет он виюле на ВВЦ в Москве. Международнаяассоциация "МаленькиеНаходчивые" - МИЛСЕТ - приметактивное участие в фестивале.Сегодня это движение объединяетболее тридцати стран, регулярнопроводит международные выставкидетского творчества. Нашкорреспондент Н.Умеренковабеседует с президентом МИЛСЕТаЖан-Клодом Гиродоном ипредставителем "МаленькихНаходчивых" в России Т. В.Шматковой .

Корреспондент. Где они проходят? Какоеоборудование ребята используют?

Ж.-К. Гиродон. Влюбой стране мира, абсолютно влюбой, я знаю это совершенно точно,школа закована в рамки учебныхпрограмм, выходить за которые непозволяется, да и нет возможности. Ясам по профессии учительестествознания и, работая в школе, всвое время столкнулся с тем, что немогу шагу ступить в сторону. Хочузадержаться на какой-то теме,провести интересные опыты - и тут жевозникает конфликт: программа непроходится, времени на освоениедругих тем не остается. Вовнешкольных занятиях таких проблемнет: можно заниматься всем, что тебе(и самое главное - детям) интересно,и столько времени, сколько интересдержится. Но то, что подобныезанятия помогают школе, бесспорно.

Т. Шматкова. Мыпомним, что в нашей стране быладовольно разветвленная сетьдетских домов творчества, станцийюных техников, кружков, клубовнаучно-технического творчествамолодежи (НТТМ). К сожалению,сегодня она разрушена. Дляфестиваля мы буквально покрупинкам собирали экспонаты,искали энтузиастов, которыезанимаются с детьми. Но наша жизньпонемногу налаживается. Думаю,оживится и эта работа с детьми.Помощь МИЛСЕТа, его опыт,методические разработки в этойсвязи будут очень кстати.

Ж.-К. Гиродон. ВКанаде, например, клубы"Маленьких Находчивых"работают в школах во внеурочноевремя и пользуются школьнымилабораториями и приборами. ВИспании - на базе университетов идругих высших учебных заведений. ВоФранции есть специальные научныеклубы, где в течение года ребятазанимаются каким-нибудь проектом.Эти центры детского творчества -самостоятельные организации, какправило, хорошо оснащенные. И вовсех странах обязательно проходятитоговые выставки, фестивали, гдеребята демонстрируют свои успехи.

Ж.-К. Гиродон. Конечно, это важно и полезно, когдаребенок занят какой-то научной илитехнической деятельностью. Онаразвивает его интеллект,способности, помогает впрофессиональной ориентации. Ноесли мы признаем, что этадеятельность творческая, значит,она должна иметь какой-топрезентативный выход. Художниквыставляет своикартины, писатель публикует книги.А юные мастера ракетостроения,например, собираются летом,запускают свои ракеты, что-тосравнивают, чем-то делятся, дажехвастаются - ведь это дети. А длядетей, пожалуй, больше, чем длявзрослых, важны признание их труда,похвала и восхищение. В том числе, аможет быть, и в первую очередь -родителей. Вот пример. Ребятадолгое время в кружкеестествоиспытателей занимаютсяизучением воды, ее химических ифизических свойств, ставят опыты ипроводят эксперименты. Потом ониустраивают праздник - День воды.Приходят их друзья, учителя,родители - и все вовлечены вконкурсы, соревнования, викторины.Уверяю вас, дома потом экспериментыс водой будут продолжать ивзрослые, и дети.

Корреспондент . Почему вы уделяете такое большоевнимание выставкам и фестивалям?

Ж.-К. Гиродон. Космический клуб, которымруководил космонавт Серебров, мнебыл хорошо известен, и я всегдавосхищался его работой. Думаю, чтосейчас в России период какого-тоожидания, но он должен пройти.Точнее сказать, уже проходит -предстоящий фестиваль томусвидетельство.

Т. Шматкова. Внашей ситуации выставки ифестивали - это еще и возможностьпривлечь внимание к развитиюдетского творчества. МИЛСЕТ задесять лет своего существованияпровел шесть международныхвыставок в разных странах мира.Наши ребята участвовали во многихиз них и получали призы.

Корреспондент. Я знаю, что подготовкеруководителей детских кружков вМИЛСЕТе придают большое значение.Называют их аниматорами, это имявводится и в России. Но последнеевремя анимационным мы сталиназывать мультипликационное кино,а аниматором - того, кто его делает.

Т. Шматкова. Всущности, у нас, в России, есть все,чтобы не только возродить детскоетехническое и научное творчество,но поднять его на новую ступень.Есть пытливые ребятишки, естьтехническая база в школах, в бывшихдомах и дворцах пионеров, клубах,есть взрослые, которые умеют илюбят заниматься с ребятами. Илихотят этому научиться.

Ж.-К. Гиродон. Подготовка аниматоров, то естьруководителей детских клубов,действительно очень ответственноедело. Но прежде всего о требованияхк людям этой профессии. Во Франции -это именно профессия,специальность с дипломом, ееподтверждающим, со своимиразрядами и уровнями. Аниматордолжен обладать педагогическимиспособностями, уметь увлечь ребят,даже петь и плясать, разыгратьпредставление на "научную"тему. Кроме того, требуетсяпонимание детской психологии и,конечно, основательные знания попредмету, который он ведет. Словом,аниматоров надо готовить так же,как и школьных педагогов.

Т. Шматкова .Дословный перевод на русский языкзвучал бы так - "оживитель".Применительно к "МаленькимНаходчивым" - это человек,который оживляет перед детьмизаконы науки или природы.Согласитесь, что у нас это словоприобретает и второй смысл -оживить надо всю работу с юнымитехниками и натуралистами. Мы, какпредставители МИЛСЕТа, находимсясейчас в поиске. Центры и клубынаучно-технического творчествамолодежи очень хорошо работали всвое время. Куда ушли из них люди?Возможно, где-то есть энтузиасты,которые занимаются с ребятами, номы о них не знаем. Вернее - знаем омногих, но определенно не обо всех.В Министерстве образования простонет точных сведенийо клубах НТТМ. Поэтому я пользуюсьвозможностью и через ваш журналобращаюсь ко всем энтузиастамдетского творчества с призывомоткликнуться, заявить о себе. Этоможет быть школьный кружок, центрпо организации досуга - формаорганизации совершенно не важна вданном случае. Важно то, что мыможем оказать помощь в налаживаниисвязей, в том числе и международных,в подготовке выставок, в обучениианиматоров.

Ж.-К. Гиродон. Мы не ставим цель, чтобы ребеноксовершил научное открытие,правильнее сказать, что мы его кэтому готовим. Меня поразила,например, работа группыбельгийских школьников. Из оченьпростых приспособлений онисконструировали прибор длянаблюдения за полетом космическогокорабля. И ведь увидели-такигазовое облачко, котороевыбрасывал корабль! Меня восхитилиименно настойчивость, упорство илюбопытство этих ребят.

Корреспондент. В русском языке есть слово"затейник". На мой взгляд, оноточнее передает смысл этойдеятельности. Какое детскоеоткрытие, изобретение, конструкцияпроизвели на вас наибольшеевпечатление?

Корреспондент. За десять лет уже сменилосьпоколение детей в МИЛСЕТе. Каксложилась судьба первых маленькихнаходчивых, стали ли они большиминаходчивыми?

Т. Шматкова. Среди тех работ, которые мыотбираем для участия в выставке,преобладают, к сожалению, моделикораблей, самолетов и так далее. Нив коем случае не хочу сказать, чтомоделирование - это плохо. Конечно,оно прививает многие навыки. Нотакой вот упор исключительно накопирование недостаточноразвивает творческие стороны душиребенка, его фантазию, скажем. Моелюбопытство вызвала работамосковских школьников, создавшихпроект лунной станции. Самоеинтересное, что они сделалифизическое (теоретическое)обоснование конструкции, исходя излунных условий.

Корреспондент. Не считаете ли вы, что появлениедомашних компьютеров охладиловлечение детей кнаучно-техническому творчеству, иони прилипли к экранам мониторов?

Ж.-К. Гиродон. Мы не ведем подобную статистику,потому что никаких честолюбивыхцелей перед собой не ставим. Но,например, в 1999 году будем проводитьМеждународную выставку МИЛСЕТа вМексике. Представитель нашейорганизации в этой стране ребенкомзанимался в техническом кружке,потом стал аниматором. Кстати,поскольку всемирные выставкипроводятся через год, чешскаяассоциация АМАВЕТ выступила синициативой в промежуткахпроводить европейские. В 1996 годутакая выставка состоялась в Праге,в этом году планируется вПортугалии.

Корреспондент. Чтобы вы посоветовали ребятам,которые хотят заниматься научнымили техническим творчеством, но незнают, какие шаги для этого надосовершить?

Ж.-К. Гиродон. Яполагаю, что компьютер не отдаляетмалышей от науки так, как это делаеттелевизор, который уже существуетстолько лет. Компьютер - этоизумительный инструмент для учебы,способ войти в профессиональнуюжизнь, познакомиться с миром. Ноесли он для ребенка только игрушка,необходимо вмешательство взрослых- родителей, педагогов. Ведь этотоже самое, что использовать вкачестве погремушки сотовыйтелефон.



Ж.-К. Гиродон. Вгородах, особенно в больших,достаточно просто проявить немногоактивности и навести справки. Еслине в вашей школе, то в соседней, не вшколе, так в клубе, музее можнонайти сторонников по увлечению.Сложнее обстоит дело в селе.Деревенским ребятам я быпосоветовал прежде всего обратитьвнимание на литературу, напримерзанимательную, по тому предмету,который пришелся им по душе. Надоискать сверстников, агитировать их,убеждать, чтобы создать клуб поинтересам. Школы есть везде, и онипросто обязаны предоставить детямпомещение и даже найтируководителя.

Московская"Школа бизнеса для молодежи"совместно с Комитетом по деламсемьи и молодежи правительстваМосквы и Международной ассоциацией"Маленькие Находчивые"(МИЛСЕТ) организовала подготовкуаниматоров - руководителей детскихи подростковых клубов. На фото:президент МИЛСЕТа Жан-Клод Гиродони российские студенты. Лучшие изних проходят месячную стажировкуво Франции.



НаВсемирной выставке детскоготворчества в Праге приз получаетроссийская участница.



Чешские,словацкие и французские (как имногие другие) "МаленькиеНаходчивые" и их руководителивстречаются на международныхвыставках научно-техническоготворчества молодежи.



Юнымбиологам из разных стран языковойбарьер не помеха.









(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97)