[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97)



Л. Полякова, координатор Центра мониторинга Современного гуманитарногоуниверситета (Москва).
Сегодня все меньше остается людей, считающих высшее образованиеизлишней роскошью. Однако далеко не все могут получить его, приехав в большойгород и поступив в институт. Поэтому многие вузы, особенно зарубежные,готовы предложить дистанционное образование с получением соответствующегодиплома. Оно стало на Западе модным: каждый уважающий себя университети институт теперь обязательно имеет его программы. Открываются и специальные"дистанционные" учебные заведения, многие из них уже завоевали огромнуюпопулярность в мире и открыли свои отделения в разных странах (например,британский Open University). По прогнозам, именно дистанционное образование(в сочетании с традиционными формами учебы) будет превалировать в следующемвеке, и недаром его уже сегодня называют "образованием будущего". Статьяподготовлена совместно с редакцией журнала "Абитуриент" (подписной индекспо каталогу Роспечати 73004). Правительства многих зарубежных стран объявили дистанционное образованиеприоритетным направлением и регулярно выделяют на его развитие большиеденьги. Начало данному процессу положили американцы (в США, пожалуй, больше,чем где бы то ни было, различных форм такого вида обучения). В последнеевремя оно активно развивается и в Европе; Австралия начала активно экспортироватьсвои образовательные программы, в массовом порядке переводя их на языккомпьютера.В нашей стране дистанционное образование, похоже, тоже получает широкоераспространение. При Госкомвузе РФ была создана Ассоциация международногообразования, открылось представительство британского Open University, гдеобучают менеджменту, маркетингу, финансам.Многие считают, что дистанционное образование - это просто новая формаизвестного нам заочного обучения. В какой-то мере это так: человек действительноможет учиться, не выходя из дома. Но только при одном условии: если у негоимеется современный компьютер, оснащенный стандартной программой. Смыслданной программы как раз и состоит в том, что дистанционное образованиеи современная техника и технология неразделимы. И сейчас уже студент, гдебы он ни жил, может учиться по программе практически любого западного университета,не выезжая из своей страны. Образование становится общемировым и общедоступным,опережая процессы политического и экономического объединения.Так что же такое дистанционное образование? Существует много определений,но приведем наиболее, на наш взгляд, удачное. Оно было дано в одном изпроектов "Концепции создания и развития системы дистанционного образованияв России", разработанном в Госкомитете РФ по высшему образованию:"Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательныхуслуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом спомощью специализирован ной информационно-образовательной среды, базирующейсяна средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение,радио, компьютерная связь и т. п.)".В идее дистанционного образования принципиален именно переход от принятогов традиционных видах образования (как очном, так и заочном) "движения учащихсяза знаниями" к "движению знаний к учащимся".Изначально дистанционное обучение было задумано для того, чтобы люди,уже получившие очное образование, повышали свою квалификацию. Самый простойего вид - известная у нас серия телевизионных передач, столь популярнаяеще лет десять назад: целый канал работал специально на образовательныепрограммы. Сейчас, с появлением более мощной техники, возможности данногообразования расширяются. В России из-за политических и экономических преобразованийбыли пропущены некоторые промежуточные этапы его развития и наибольшееразвитие получил самый передовой - обучение по сети Интернет.В мировой практике на все курсы дистанционного образования обязательновыдается сертификат, подделать который практически невозможно. За нашикурсы, к сожалению, пока нельзя ручаться, и неизвестно даже, есть ли сертификатыустановленного государственно го образца. С уверенностью можно сказать,что многие из предлагаемых сегодня курсов дистанционного образования -"пена" на волне модного увлечения. Только поисковые серверы на запрос "дистанционноеобразование" выдадут вам тысячи адресов.Российские вузы тоже делают первые шаги в этой области и весьма активно.Создана головная организация - Центр информационно -аналитического обеспечениясистемы дистанционного образования в Москве. Существуют "дистанционные"университеты, созданные на базе Красноярского, Томского, Новосибирскогоуниверситетов. В этой системе идет взаимозачет курсов, то есть студентможет учиться сразу с трех серверов, а зачет получать на одном. Существуюткурсы на базе Уральского университета, часть которых "выложена" на сервер.Что же представляет собой программа дистанционного образования?Она поступает к обучаемому в виде некоторого объема знаний на файле.После его изучения "студент" запускает "проверку" - программу, котораяпредлагает ему вопросы. По результатам ответов на вопросы обучаемому предлагаетсяперейти на следующий уровень или сообщается о том, что его подготовка оставляетжелать лучшего. В точных науках вопросы оценки знаний решаются относительнопросто, и здесь вполне оправдано тестирование, а вот в гуманитарных, конечно,нужен текст ответа. Опыт многих вузов
говорит о том, что контроль лучше всего проводить в виде очных занятий,аналогично тому, как он проводится при заочной форме обучения. Но как быть,если вуз находится, например, в Штатах, а обучаемый - в России? Тут, естественно,письменный экзамен - единственный выход. В связи с тем, что у нас в странепрактика телеконференций еще мало распространена, одним из вариантов обучения,практикуемых сегодня, может быть следующий: "студент" получает информацию,которую он изучает, и сдает экзамен. Существует и иной метод. Учебные материалывыкладываются на сервер, их усваивают и через определенное время пишутконтрольную работу. Так, блоками, учащиеся проходят всю программу, а затеморганизаторы назначают приемлемое время сдачи экзаменов. На Западе списыватьне принято: уж если ты учишься, то учишься.Остается понять, чем так привлекательно дистанционное образование, кромесидения дома и возможности получить диплом западного образца?Останавливаясь на его особенностях, в первую очередь следует отметитьгибкость. Обучаемые по системе дистанционного образования в основном непосещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобноедля себя время, в удобном месте и в привычном темпе. В этом есть большоепреимущество для тех, кто не может или не хочет изменить обычный укладжизни. Кроме того, студенту для поступления не требуется определенногообразовательного уровня, и каждый может учиться столько, сколько ему необходимодля освоения предмета и получения зачетов.В основу программ дистанционного образования положен модульный принцип.Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенном предмете.Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебнуюпрограмму, отвечающую индивидуальным или групповым (например, для персоналаотдельной фирмы) потребностям.Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционноеобразование вдвое дешевле традиционных форм обучения. Опыт отечественныхнегосударственных центров дистанционного образования свидетельствует, чтоих затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затратпри дневной форме обучения. Относительно низкую себестоимость обученияобеспечивают высокая концентрация материала и его унификация, ориентацияна большое количество обучающихся, более эффективное использование учебныхплощадей и технических средств.Следует отметить и новую роль преподавателя. На него теперь возлагаютсякоординирование процесса обучения, корректирование учебного курса, консультациипо составлению индивидуального учебного плана, руководство учебными проектамии др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемымв их профессиональ ном самоопределении. Взаимодействие обучаемых и преподавателяв системе дистанцион ного обучения предполагает обмен сообщениями путемих взаимной посылки по адресам корреспондентов через компьютерные сети.Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее вудобное для корреспондентов время.В качестве форм контроля в новой форме обучения используются дистанционноорганизованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектныеработы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Следуетособо подчеркнуть, что успешное решение проблемы контроля качества дистанционногообразования, его соответствия стандартам путем создания единой системыгосударствен ного тестирования имеет принципиальное значение. От него зависятакадемическое признание курсов, возможность зачета их прохождения традиционнымиучебными заведениями.Дистанционное образование, будучи одной из форм системы непрерывногообразования, призвано реализовать права человека на образование и получениеинформации. Оно позволит любому желающему получить основное или дополнительноеобразование параллельно с его профессиональной деятельностью.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97)