[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)

Кандидаттехнических наук К. ХАЧАТУРЯН.

Со дня тойстрашной трагедии минуло почти 40лет. Взрыв на старте первой боевоймежконтинентальной баллистическойракеты Р-16 унес жизни Главногомаршала артиллерии М. И. Неделина иеще около 100 ракетчиков — техников,инженеров, военных, конструкторов,специалистов самого высокогоранга. Уже после случившегося назаседании правительственнойкомиссии по расследованию причинкатастрофы главный конструктор Р-16Михаил Кузьмич Янгель сказал, чтоколичество жертв и пострадавшихоказалось таким большим потому, чтос ракетой мы все были на “ты”,тогда как с такой сложной техникойнеобходимо обращаться только на“Вы”.
В разгар холодной войныракете Р-16 отводилась рольракетно-ядерного щита СССР, поэтомуона создавалась в кратчайшие сроки.Но даже самой суровойгосударственной необходимостьюсегодня вряд ли можно оправдатьрешение о первом пуске ракеты,когда на стартовой позиции в нейбыли обнаружены серьезныенеполадки.
Один из участниковподготовки ракеты к пуску, ведущийконструктор по электроиспытаниямКим Ефремович Хачатурянрассказывает о событиях, которыеразвернулись на стартовой площадке23—26 октября 1960 года, и представляетсвою версию причин катастрофы.

24 октября 1995 года впрограмме новостей первого каналароссийского телевидения былпоказан короткий репортаж огодовщине гибели маршала М. И.Неделина. Из комментария к этомусюжету страна узнала, что вдействительности произошло 24октября 1960 года: маршал М. И. Неделинпогиб на стартовой площадкекосмодрома Байконур при подготовкек пуску первой боевоймежконтинентальной баллистическойракеты Р-1

ЗАДАЧАНОМЕР ОДИН — СОЗДАНИЕРАКЕТНО-ЯДЕРНОГО ЩИТА

Версия об авиационнойкатастрофе и истинная информация опроисшедшем существовали в СССРнезависимо друг от друга десяткилет: одна — для народа, другая — дляузкого круга посвященных. Это,очевидно, делалось для того, чтобыни советские люди, ни весь мир несомневались в ракетно-ядерной мощиСоветского Союза.

Произошедшаякатастрофа тщательно скрывалась.Информационные агентстваСоветского Союза хранили молчание,а все центральные газеты 26 октября1960 года опубликовали сообщение отом, что кандидат в члены ЦК КПСС,депутат Верховного Совета СоюзаССР, Герой Советского Союза,заместитель министра обороны,Главный маршал артиллерии иглавнокомандующий ракетнымивойсками стратегическогоназначения, один из виднейшихвоенных деятелей, прославленныйгерой Великой Отечественной войныМитрофан Иванович Неделин погибпри исполнении служебныхобязанностей, в результатеавиационной катастрофы.

Р-5 и Р-12 — это ракетысредней дальности, амежконтинентальная Р-7Аконструкции С. П. Королевасоздавалась для космических целейи как боевая была далека отсовершенства. В то время она имелана Байконуре и в Плесецке всегочетыре стартовых комплекса. Один изглавных недостатков Р-7А —использование в качествеокислителя жидкого кислорода.Заправленную ракету нужно былопостоянно подпитывать, поэтомунедалеко от пусковой площадкистроился завод по производствукислорода, его подвозили к местустарта в цистернах. Это резкоснижало боеготовность и скрытностьракеты. Кроме того, из-за рядаконструктивных особенностей формаее была такова, что постройказащищенных стартов подземногобазирования представляласьтрудновыполнимой. Тем не менееракета Р-7А сыграла выдающуюся рольв развитии космическихисследований и до сих пор остаетсяединственным носителем длядоставки космонавтов на орбиту.

На самом деле имевшиесяу нас на вооружении в концепятидесятых годов ракеты Р-5, Р-12 иР-7А не могли обеспечить надежнуюбезопасность: территория США быладля них недосягаемой. Адислоцированные в Европе натерритории Великобритании, Италиии Турции американские ракетыдержали под прицелом всюевропейскую часть СССР.

Разработка такогоракетного комплекса в 1957 году былапоручена Днепропетровскому ОКБ-586(позже, в 1966 году, его переименовалив КБ “Южное”), которым руководилМихаил Кузьмич Янгель. К томувремени здесь уже были разработаныдве боевые одноступенчатыебаллистические ракеты среднейдальности Р-12 и Р-14 на высококипящихкомпонентах топлива. Первуюмежконтинентальную баллистическуюракету Р-16 (в открытой документациией присвоили индекс 8К-64, а на Западеона известна как СС-7) коллектив ОКБспроектировал в рекордно сжатыесроки. Уже в ноябре того же годаГлавный конструктор подписалэскизный проект.

К концу 1950-х годов СШАпоставили на боевое дежурствосорок межконтинентальныхбаллистических ракет. В противовесамериканцам нам нужно было вкратчайшие сроки создать иразвернуть старты с боевымимежконтинентальными ракетами,которые могли бы с территории СССРпоражать стратегические объектыпротивника. Роль надежногоракетно-ядерного щита СоветскогоСоюза отводилась ракете Р-1

НАЧАЛОИСПЫТАНИЙ

Идеи,переложенные на язык чертежей,нужно было материализовать вреальные конструкции. Началсятрудный этап создания ракеты, вузлы и агрегаты которой былозаложено много новыхконструкторских решений. В этойработе участвовали конструкторы ипроизводственники многихколлективов. С затратами несчитались. Были преодолены всепреграды, организованопроизводство, обеспечены поставкикомплектующих, собраны первыеизделия.

ПредседателемГосударственной комиссии поиспытаниям был назначен Главныймаршал артиллерии МитрофанИванович Неделин, техническимруководителем испытаний сталГлавный конструктор комплексаМихаил Кузьмич Янгель. Испытанияракеты в монтажно-испытательномкомплексе (МИКе) начались в концесентября и продолжались до 20октября 1960 года. Они шли трудно, сдлительными задержками.Приходилось выяснять причиныотклонений параметров приборов исистем от требований техническойдокументации, дорабатывать изаменять отказавшие приборы. Послеэтих операций по инструкцииполагалось вновь повторятькомплексные испытания, поэтому ихпроводили многократно, и столько жераз приходилось просматривать ианализировать километры бумажныхлент с результатамителеметрических измерений.Испытатели работали днем и ночью,как говорится, в режимененормированного рабочего времени.С утра до позднего вечера военные испециалисты из НИИ и ОКБ проводилииспытания, а ночью под контролемвоенпредов выполняли необходимыедоработки заводчане. Руководилиспытаниями инженер-подполковникА. С. Матренин.

В сентябре 1960 года изворот Южного машиностроительногозавода вышел железнодорожныйсостав с секретным грузом. Онотправился из Днепропетровска наполигон в районе железнодорожнойстанции Тюра-Там в Казахстане, ктому времени уже известный всемумиру как космодром Байконур. Вспециальных вагонах — перваямежконтинентальнаядвухступенчатая баллистическаяракета — изделие 8К-64 № ЛД1-3Т. 26сентября состав прибыл на сороквторую площадку полигона, гдеразмещались Второе испытательноеуправление и техническая позиция.

В лабораториигироприборов в это же времяиспытывали гиростабилизированнуюплатформу. После завершенияиспытаний платформу устанавливалина борт ракеты и подключали кбортовой сети. Вслед за этим шлизаключительные операции:перегрузка первой и второйступеней на грунтовую тележку, ихстыковка и подготовка ракеты ктранспортировке.

Перед началомэлектроиспытаний от главныхраспределителей системыуправления были отстыкованы всештепсельные разъемы, через которыепроходили цепи на пиропатроны.Чтобы не вырабатывать ресурсвысокоточных гироприборов,испытания проводили стехнологической гироплатформой. Ееустановили рядом с ракетой наспециальный стол, который могвращаться в трех плоскостях.Платформу подключали к бортовойкабельной сети с помощьюкабелей-удлинителей. Послеокончания испытаний штепсельныеразъемы вновь подключали к главнымраспределителям и с помощьюспециального пульта проверялицелостность цепей всехпиропатронов ракеты.

ПОДГОТОВКАПЕРВОЙ РАКЕТЫ К ПУСКУ

К концу дня 20октября все испытания первойлетной ракеты Р-16 были завершены. Заих ходом с пристальным вниманиемследило высшее руководство страны.(Аппарат правительственной связипостоянно давал о себе знать — наполигон звонили Н. С. Хрущев и Л. И.Брежнев.) Москва проявляланетерпение. Для поддержанияракетно-ядерного паритета боеваямежконтинентальная баллистическаяракета была нужна Советскому Союзукак воздух. Кроме всего прочегоприближался праздник Октябрьскойреволюции, а к традиционным датам вте времена стремились приурочиватьважные достижения. Запускмежконтинентальной баллистическойракеты мог стать большимполитическим событием намеждународной арене.

Надо заметить, чторакетный комплекс Р-16разрабатывался как универсальный:со стационарным наземнымнезащищенным стартом, с подвижнымстартом (мобильный комплекс) изащищенный комплекс с шахтнымипусковыми установками.

Рано утром 21 октябряракету с состыкованными ступенямивывезли из МИКа и доставили настартовую позицию — 41-ю площадку,расположенную в несколькихкилометрах от МИКа.

Стартовая позицияпредставляла собой бетонированнуюплощадку с пусковым столом вцентре. Вокруг стола была закрытаясверху металлическими решеткамиканава-приямок для сборакомпонентов топлива, которые моглипролиться в процессе заправкиракеты. Из канавы топливоотводилось по трубопроводу вспециальный приемный бак вподземном помещении. Рядом состартовым столом в специальномавтобусе размещался передвижнойкомандный пункт для руководителяработ по подготовке ракеты к пуску.Испытатели назвали его“банкобусом”.

Для пуска первой летнойракеты был созданэкспериментальный стационарныйназемный старт. Мобильный комплекссняли с разработки какнеперспективный, а стартовыекомплексы в первом и третьемвариантах позже были развернуты внескольких регионах СоветскогоСоюза.

Пусковой стол,воспринимавший огромный весзаправленной ракеты, представлялсобой массивное кольцо с четырьмярегулируемыми опорами, на которыеустанавливались кронштейны ракеты.Кольцо опиралось на четыре колонны,заделанные в мощную плиту, лежащуюна бетонном фундаменте. В центрестола располагался конусообразныйотражатель для отвода выхлопныхгазов из камер сгорания двигателя.Стол с ракетой мог поворачиватьсявокруг вертикальной оси, этуоперацию выполняли при наведенииР-16 в плоскость стрельбы.

В восьми—десяти метрахот площадки находился наклонныйспуск в подземное помещение подстартовым столом, где былиустановлены дизель-генераторы наслучай отключения сетиэлектропитания, весы длявзвешивания ракеты, различныекоммуникации и аппаратура. Метрах вста от старта стоял одноэтажныйслужебный корпус, в нем размещалисьстартовые подразделения воинскойчасти, кабинеты главныхконструкторов и конференц-зал.Между служебным корпусом истартовой площадкой располагалсяподземный бункер. Это был командныйпункт, откуда шли все команды поуправлению пуском ракеты.Территорию старта окружал широкийров, а за ним шло ограждение изколючей проволоки.

Подъем ракетыпредставлял собой впечатляющеезрелище: тридцатиметроваягромадина вместе с пристыкованнойк ней на стартовой площадкеголовной частью итранспортировочной тележкоймедленно разворачивалась иподнималась в вертикальноеположение, затем зависала в воздухенад пусковым столом и опускалась наего опоры, а выполнившую свою рольтележку убирали со старта. Чтобыракета не могла опрокинуться присильных порывах ветра, ее крепили кстолу специальными стяжками.

Тележку с ракетойподкатывали к пусковому столу иприкрепляли к специальным упорам,вмонтированным в бетонированнуюплощадку. С противоположнойстороны к столу подводилиустановщик и с помощью механизмаподъема и тросов ракетуустанавливали в вертикальноеположение.

Вблизи особенночувствовалась затаенная силастосорокатонной ракеты. Глядя нанее, маршал М. И. Неделин, не скрываясвоего восхищения, не развосклицал: “Красавица! Хороша исовершенна!”

Стартовый комплекслучше всего смотрелся в лучахзаходящего солнца. Средибезжизненного, унылого песка снизкорослым карагачем, ползучимикустами верблюжьей колючки и“воздушными шарами” перекати-полена пусковом столе, как напостаменте, возвышаласьустремленная в темнеющее небобелоснежная ракета. Заметнаяразница в диаметрах отсеков первойи второй ступеней, соединенныхконическим переходником, придавалаей особую красоту. Слегкапритупленная головная часть иобтекатели на хвостовом отсеке срулевыми камерами под нимигармонично вписывались в общийконтур и делали конструкцию ещеболее совершенной.

С момента установкиракеты на стартовый стол началсяотсчет времени предстартовойподготовки. С 21 по 23 октябряпроводились предусмотренныетехнической документациейпроверки и предполетные операции. 23октября ракету заправиликомпонентами топлива и сжатымигазами. Начался заключительныйэтап подготовки к пуску, которыйбыл назначен на 19 часов местноговремени того же дня.

СОБЫТИЯ23 ОКТЯБРЯ

В то время системаподрыва пиромембран была еще не доконца отработана и находилась настадии внедрения. Она имела одинсущественный недостаток:срабатывание пиромембран неудавалось объективнопроконтролировать. Связано этобыло с конструкцией пиропатрона.Встроенный в него воспламенитель вмомент прохождения электрическоготока сгорал, инициируя взрыв, а самаэлектрическая цепь при этомразрывалась. Разрыв цепификсировался на пульте управлениякак факт срабатывания. Но вдействительности довольно частосгоревшие продукты пиропатроназамыкали подводящие цепиэлектрической схемы, тогдапроверка давала ложную информациюо несрабатывании пиромембраны.

Весь день прошел безсущественных замечаний. К вечеруподготовка ракеты к стартувступила в решающую стадию. Первыйтревожный сигнал поступил в 18 часов30 минут. Непредвиденная ситуациявозникла во время очереднойоперации, связанной с прорывомпиромембран в магистраляхокислителя и горючего первойступени.

Это сообщение в“банкобусе” восприняли как громсреди ясного неба. Было приняторешение об объявлении часовойзадержки пуска. Срочно образовалигруппу из нескольких двигателистови военпреда, которой было порученоопределить нештатно сработавшиепиропатроны на маршевом двигателепервой ступени. С помощьюпереносных ламп специалисты сталишаг за шагом осматривать всепироэлементы на двигательнойустановке и вскоре по закопченнойповерхности корпуса определили,что кроме пиромембран сработалиеще и пиропатроны отсечныхклапанов газогенератора одного изтрех блоков двигателя.

У испытателей не былоаппаратуры, которая могла быоднозначно свидетельствовать осрабатывании пиромембран. Поэтомутехническое руководство принялопростое решение: контролироватьфакт открытия топливныхмагистралей на слух, по характерузвука гидравлического удара вмомент прорыва мембран. Выполнитьэту операцию было поручено ведущиминженерам по двигательнымустановкам К. А. Луарсабову и В. А.Кошкину (на следующий день В. А.Кошкин погиб). Они доложили, чтоотчетливо слышали срабатываниепиромембран сначала по трактуокислителя, а затем и горючего, но,кроме того, через несколько минутпосле прорыва мембран они услышалисрабатывание еще каких-топиропатронов.

С другой стороны, еслиотменить пуск, ракета будетзагублена: придется сливатькомпоненты топлива, перебиратьдвигатели, проводить нейтрализациюбаков и магистралей, заменять всеуплотнения. Сливать компонентытоплива было рискованно, посколькуу испытателей на этот счет не былони опыта, ни отработан нойтехнической документации. А всеостальные операции можно быловыполнить только в заводскихусловиях.

Вечером 23 октябряпрошло экстренное заседаниеГосударственной комиссии, на немрешалась дальнейшая судьба первойракеты Р-1 В заправленномсостоянии она могла стоять всего 24часа (в дальнейшем этот срок былдоведен до 30 суток). Такую гарантиюдавали разработчикирезинотехнических изделий(уплотнений, манжет и прокладок).Дальше под воздействиемагрессивных компонентов топливаони могли превратиться в труху, аракета “потечь по всем швам”.

Это решение, на первыйвзгляд несколько рискованное, насамом деле было техническиправильным и в той ситуациинаиболее приемлемым: в случае сливатоплива на подготовку к пускувторой ракеты, находившейся в МИКе,потребовалось бы в лучшем случае неменьше месяца. А Москва ждала,Москва торопила.

Техническоеруководство предложило заменитьсработавшие пиропатроны отсечныхклапанов прямо на стартовойпозиции без слива компонентовтоплива. Военные согласились, иГосударственная комиссия приняларешение продолжить работу поподготовке ракеты и произвестипуск на следующий день, впонедельник, 24 октября, в 19 часов.

Поэлектрической схеме двигательнойустановки напряжение поступало напиропатроны мембран черезсоответствующие цепи прибора А-12 Ипока двигателисты “на слух изапах” устанавливали фактсрабатывания пиромембран,сгоревшие продукты пиропатроновзамкнули подводящие цепи,произошло короткое замыкание,изоляция проводов расплавилась, иток пошел по лежащим рядомпроводам. В этом и была причинанесанкционированного срабатыванияпиропатронов.

Чтобы продолжитьподготовку ракеты к пуску,необходимо было прежде всеговыяснить и устранить причинуподрыва пиропатронов отсечныхклапанов. Анализ электрическойсхемы показывал, что это моглопроизойти, если перепутаны проводав главном распределителе системыуправления первой ступени —приборе А-12 Его сняли с ракеты,вскрыли и обнаружили, что изоляцияпроводов одного из жгутов, черезкоторые проходил ток на подрывпиромембран, была полностьюрасплавлена и голые проводакасались друг друга.

В этот напряженный иочень ответственный момент рольлидеров и вдохновителей взяли насебя два талантливых конструктора— заместители М. К. Янгеля ЛевАбрамович Берлин и ВасилийАнтонович Концевой. К ним стекаласьвся информация, они были в центресобытий и принимали решения по всемвозникавшим по ходу дела вопросам.Наиболее сложные и принципиальныепроблемы выносились на обсуждениеГосударственной комиссии поиспытаниям.

КАТАСТРОФА24 ОКТЯБРЯ

Примерно по часовойготовности к пуску были прорваныразделительные пиромембранытопливных баков второй ступени. Длянадежности решили провестиоперацию не с пульта прорывапиромембран, а вручную. поручили ееавтору этих заметок.

С утра 24 октябряспециалисты занялись устранениемдефектов, обнаруженных накануне.Самой сложной и сравнительноопасной была операция заменысработавших пиропатронов надвигательной установке первойступени. Ее виртуозно провелмолодой слесарь-сборщик с помощьюобычного паяльника. После этогообстановка на старте заметноразрядилась.

Мы так и сделали. Вместес инженером Е. А. Ерофеевым,которому поручили на слухконтролировать заполнениепусковых бачков, и начальникомбортового расчета старшимлейтенантом В. А. Мануйленкоподнялись по лестнице установщикана верхнюю площадку обслуживания,открыли лючок в отсеке между первойи второй ступенями и приступили квыполнению задания. Пришлосьизрядно повозиться, посколькупиростартер располагался втруднодоступном месте, и, чтобы егоотстыковать, Мануйленко, извиваяськак уж, влез в лючок, подсвечиваясебе фонариком. Наконец разъем былотстыкован, мембраны прорваны ипусковые бачки заполнены —отчетливо прослушивалось“булькание” жидкости, вытеснявшейвоздух. Ерофеев крикнул сверху, чтопо прорыву мембран замечаний нет, испустился вниз, а Мануйленко вновьпролез в лючок и пристыковалразъем. Нам оставалось толькоубедиться в надежности егостыковки, установить на бортзадействованную ампульную батареюи подключить ее к бортовойкабельной сети.

Перед самым подъемом наплощадку обслуживания установщикапроизошел эпизод, которыйфактически сохранил мне жизнь.Михаил Кузьмич Янгель остановилменя, подозвал своего заместителяпо двигателям И. И. Иванова и сказал:“Послушай его совета”. ИванИванович рассказал мне, чтобуквально накануне его вылета наполигон на заводе шла подготовка когневым стендовым испытаниямдвигательной установки второйступени и на пиростартер каким-тообразом случайно подалинапряжение. Он, естественно,сработал, турбина пошла вразнос иразворотила чуть ли не весь стенд.Слава Богу, компонентов топлива небыло, и обошлось без жертв. В концеразговора Иван Ивановичпредостерег меня: “Я очень Вамсоветую при подаче напряжения наподрыв пиромембран отключитьштепсельный разъем отпиростартера”.

Мануйленко остался наверхней площадке обслуживания(меньше чем через час он погиб),а мнепоступила команда спускаться вниз.Я подошел к М. К. Янгелю. Он стоял вдвух-трех метрах от ракеты, с нимбыли Л. А. Гришин, Л. А. Берлин, В. А.Концевой, Р. М. Григорьянц, В. В.Орлинский, Е. И. Аля-Брудзинский иеще кто-то.

С помощью специальногоприбора мы стали прозванивать цепии обнаружили, что цепь одноговзрывателя цела, а другого — вобрыве. Чтобы проверить надежностьстыковки разъема, Мануйленко втретий раз пролез к нему и убедился,что разъем состыкован нормально. Пошлемофонной связи я доложил В. А.Концевому, что цепь одного из двухвзрывателей пиропатронапиростартера в обрыве.

— Можно восстановитьцепь? — спросил Берлин.

Янгель спросил: “В чемпричина обрыва цепи, как тыдумаешь?” Я ответил, что цепьоборвана в разъеме и что это моглопроизойти в процессе егоотстыковки и повторнойпристыковки, так как доступ кпиростартеру очень неудобен.

— А в каком состояниисейчас этот разъем?

— Можно, — ответил я. —Для этого нужны торцовый ключ,чтобы вскрыть разъем, и паяльник.

Подумав немного, МихаилКузьмич сказал:

— Он подключен кпиропатрону пиростартера, которыйсработает и от одного взрывателя,если, конечно, его цепь подвоздействием вибраций в полете ненарушится.

После этих слов Янгельобернулся ко мне и сказал внесколько несвойственной для негоманере:

— Восстанавливать цепьне будем. Задача первого пускабудет выполнена при успешнойработе и одной первой ступени.

Я вошел в “банкобус” ипо шлемофонной связи сообщил А. С.Матренину о принятом Главнымконструктором решении, сказал, чтоможно начинать набор схемы на пуски что я иду к нему. Помню, прошелмимо сидевшего в одиночествемаршала М. И. Неделина. В трех—пятиметрах от него стояли начальникполигона К. В. Герчик и другиеофицеры. На полпути к бункеру явстретил Г. Ф. Фирсова, рассказалему о последних событиях на старте,и мы разошлись, он — к пусковомустолу, я — в бункер. Там я засталвсегда спокойного Матренинавозбужденным. Он сказал, что на негосильно “давит” Григорьянц и всеторопит. Мы пошли в курилку, и я сталего успокаивать.

— А тебе здесь большеделать нечего. Иди в бункер и помогиМатренину.

Через какое-то время вбункер вбежали несколько военных вобгоревшей одежде. Мы сталистаскивать с них обугленныелохмотья. Вслед за ними появилсязаместитель председателяГосударственной комиссии поиспытаниям генерал А. Г. Мрыкин итут же приказал стоящему у входасолдату закрыть и задраить входнуюдверь. Тот стал выполнятьприказание генерала, но Матренинвелел солдату открыть дверь ивпускать в бункер всех, а генералуочень спокойно сказал: “Я являюсьответственным за бункер, и здесьбудут выполняться только моикоманды”.

И вдруг до нас донессякакой-то сильный беспорядочныйгрохот, похожий на взрывы. Мывбежали в пультовую и увиделиофицеров Ф. Ларичева, В. Тарана инаших инженеров В. Пустовова и В.Бабийчука (они контролировали ходпредстартового набора схемы),совершенно бледных, с обезумевшимиглазами. Я бросился к перископу иувидел, как на пусковом столе вся вогне пылает наша ракета. Картинабыла страшная.

“В 18.45 по местномувремени, за 30 минут до пуска изделия8К-64, на заключительной операции приподготовке к пуску произошел пожар,вызвавший разрушение баков скомпонентами топлива. В результатеслучившегося имеются жертвы вколичестве до ста или болеечеловек, в том числе со смертельнымисходом несколько десятковчеловек. Главный маршал артиллерииМ. И. Неделин находился на площадкедля испытаний. Сейчас егоразыскивают. Прошу срочноймедицинской помощи пострадавшим отожогов огнем и азотной кислотой. М.К. Янгель”.

Из Тюра-Тама в Москвубыла отправлена шифровка:

В составепартийно-правительственнойкомиссии были: председательВерховного Совета СССР Л. И.Брежнев, первый заместительминистра обороны А. А. Гречко,заместитель председателя СоветаМинистров СССР, председательвоенно-промышленной комиссии Д. Ф.Устинов, председательГосударственного комитета СоветаМинистров СССР по обороннойтехнике К. Н. Руднев, председательГосударственного комитета СоветаМинистров СССР по радиоэлектроникеВ. Д. Калмыков, заведующий отделомоборонной промышленности ЦК КПСС И.Д. Сербин, начальник Третьегоглавного управления Комитетагосударственной безопасности А. М.Гуськов, директор НИИ огневыхстендовых испытаний ракет Г. М.Табаков, директор ЦНИИракетостроения Г. А. Тюлин.

Реакция из Москвыпоследовала незамедлительно. Вночь того же дня на Байконурвылетели члены Государственнойкомиссии по расследованию причинкатастрофы. Решение о ее созданиибыло оформлено лишь на следующийдень, когда комиссия уже приступилак работе.

Пожар со взрывамипревратил стартовую позицию вогнедышащий ад. От центра старта согромной скоростью разбегалиськонцентрические волны огненногосмерча, уничтожая все на своем пути.Взрывное возгорание шлолавинообразно, оно продолжалось небольше минуты и успелораспространиться на десяткиметров.

Позже было установлено,что причиной катастрофы былпреждевременный запуск маршевогодвигателя второй ступени. Своимфакелом он прожег днище и разрушилбак окислителя, а затем и бакгорючего первой ступени, что ипривело к разрушению всейконструкции ракеты. В результатепри работающем двигателе второйступени произошло соединение иинтенсивное взрывообразноевозгорание в общей сложности болееста двадцати тонн компонентовтоплива. При этом один за другимзапускались пороховые двигателиразделения ступеней и взрывалисьвоздушные баллоны системы наддувабаков.

После выгораниякомпонентов топлива пожарпродолжался еще несколько часов.Горело все, что могло гореть:агрегаты и сооружения,оборудование и кабельныекоммуникации. Расплавились игорели баки ракеты, уцелели лишьрассчитанные на высокиетемпературы двигатели первой ивторой ступеней, изготовленные изспециальных жаропрочных сталей.

Компоненты топливавыплескивались из баков настоявших вблизи испытателей. Огоньмгновенно пожирал людей. Ядовитыепары вызывали смертельныеотравления. Спасаясь, люди пыталисьубежать подальше от горящей ракеты,но из-за очень высокой температурыодежда на них вспыхивала какогненный факел, и они сгорали, неуспев сделать и нескольких шагов.Одни, очутившись уже в безопаснойзоне, пытались перелезть черезколючую проволоку и запутывались вней, другие попадали в приямок (снего перед пуском сняли решетки),куда стекало разлившееся топливо, иобжигались скопившейся тамкислотой.

Наконец и нам поступилакоманда покинуть бункер. Первымивынесли пострадавших. Санитарнаямашина увезла их в госпиталь, ауцелевшие на автобусе поехали на43-ю площадку. Там перед гостиницейсобрались все участники испытаний,к этому времени уже вернувшиеся снаблюдательного пункта. Онисмотрели на нас, как на пришельцев“с того света”. А главныйконструктор по гироприборам ВикторИванович Кузнецов сгреб меня вохапку, поднял на вытянутых руках ис возгласом “Живой! Живой!” сталкружить. Оказывается, он, егозаместители З. М. Цециор и О. Ю.Райхман, а также первый заместительМ. К. Янгеля В. С. Будник и главныйконструктор электросиловогооборудования А. М. Гольцман во времяаварии находились в помещении подстартовым столом. По шлемофоннойсвязи они слышали последним мойголос с верхней площадкиобслуживания и были уверены, что ятам остался. Все были до пределавозбуждены, у кого была хотькакая-то информация, пыталисьобменяться ею с остальными. Чтобыподсчитать погибших ипострадавших, ходили со списками пономерам гостиниц и палатаммедпункта.

Только когда масштабыпожара уменьшились, смогли начатьработу пожарные иаварийно-спасательная команда.Были эвакуированы погибшие,раненые получили первую помощь.

После своеобразнойдачи показаний Л. В. Смирнову и В. С.Буднику я с дрожью во всем телевошел в нашу комнату, гденаходились уже прошедшие ту же“комиссию” Б. Александров, А.Бондаренко, В. Кукушкин, А. Полысаеви еще несколько уцелевшихиспытателей. Они вспоминали, где икогда видели в последний раз нашихтоварищей. Приняв предложенный мнестакан “успокоительного”, я сбилдрожь и присоединился к ним.

По горячим следамдиректор Днепропетровскогоракетного завода Л. В. Смирнов и В. С.Будник решили восстановить картинуслучившегося и собрать материалдля предстоящего расследования.Они беседовали с каждым из нас,выясняли, кто и какие давал команды,какие и под чьим руководствомпроводились операции. Все ответыфиксировались на бумаге, и мы ихподписывали. Обстановка вгостинице была гнетущая, казалось,что вот-вот приедет “черныйворон”, заберет всех и поминай какзвали. Помню такую сцену. По стартумечутся сотрудники спецчасти(одного из звеньев КГБ), пытаясьчто-то выяснить по горячим следам. Аих руководитель — полковник,угрожая пистолетом, требует отдежурного офицера ответа, гдемаршал Неделин.

— Ребята, — сказал он,— только-что звонил Н. С. Хрущев исказал, что к нам летит комиссия воглаве с Л. И. Брежневым. Когда я емудоложил, что Неделина не нашли, а вчисле погибших главный конструкторсистемы управления и егозаместитель, заместитель Глушко идва моих заместителя, Хрущев строгоспросил: “А где в это времянаходился техническийруководитель испытаний?” По тону ихарактеру вопроса я понял, что мнеоказано недоверие. Очень прошу,пусть один из вас придет ко мне ивыразит мнение всех здесьприсутствующих. Это для меня оченьважно, — и тут же вышел.

Через некоторое время кнам пришел Михаил Кузьмич Янгель,весь какой-то сгорбленный, вцигейковой душегрейке без рукавов.Такого Кузьмича мы никогда невидели.

— Товарищи, надонаписать.

Ведущий конструкторракеты А.Полысаев предложил:

— Кому и о чем, я незнаю. Но что надо написать, я знаюточно, — ответил он.

— Кому и о чем? —спросил кто-то из нас.

В ту же ночь на полигонприбыли госпитали из Москвы,Ленинграда и Ростова-на-Дону.Четырнадцать человек, которымтребовалась пересадка кожи, былиэвакуированы в Москву вЦентральный военный госпиталь им.Бурденко. Трое из них не выжили.

Мы единодушноделегировали Полысаева выразитьМихаилу Кузьмичу нашу полнуюподдержку и дали клятву —приложить все силы, чтобы в память опогибших товарищах довести начатоедело до конца. Клятву эту мысдержали.

В списке раненых — 49человек. Из них четверо не выжили, втом числе заместитель председателяГосударственного комитета СоветаМинистров по оборонной технике Л. А.Гришин и старший адъютант главкомаРакетных войск полковник Н. М.Салло.

При пожаре на стартеракеты Р-16 погибли 57 военнослужащихи 17 представителей промышленности.Среди погибших — председателькомиссии по испытаниям Главныймаршал артиллерии М. И. Неделин,начальник Второго управленияполигона, руководитель работинженер-подполковник Р. М.Григорьянц, заместитель начальникаполигона полковник А. И. Носов,начальник Первого управленияполигона инженер-подполковник Е. И.Осташев, главный конструкторсистемы управления Б. М. Коноплев,его заместитель И. А. Рубанов,заместители главного конструктораракеты Л. А. Берлин и В. А. Концевой,заместитель главного конструкторамаршевого двигателя Г. Ф. Фирсов.

(Окончаниеследует.)

Эти данные взятыиз официальных документов,направленных председателюПрезидиума Верховного Совета СССРЛ. И. Брежневу начальником штабаполигона генерал-майором Г. Е.Ефименко 28 октября 1960 года. Ихрассекретели только в октябре 1995года, спустя 35 лет после катастрофы.В ноябре—декабре 1960 года вгоспиталях от ожогов и отравленийскончались еще 11 пострадавших.Таким образом, общее число жертвкатастрофы достигло 92 человек.

КОНСТРУКТИВНЫЕОСОБЕННОСТИ РАКЕТЫ Р-16

Подробностидля любознательных



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)