(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) Кандидат технических наук К. ХАЧАТУРЯН.
Катастрофа, о которой идетречь, произошла на космодроме Байконур 24 октября1960 года при подготовке к пуску первой боевоймежконтинентальной баллистической ракеты Р-16.Один из непосредственных участников техтрагических событий Ким Ефремович Хачатурянповествует о последствиях взрыва, не оставляя заскобками технических подробностей и авторскойверсии случившегося.
Анализируя все, что произошло на космодромеБайконур вечером 24 октября 1960 года, невольноначинаешь верить в фатальность рока, в то, чтокаждому предначертана своя судьба. Из страшногопожара, который охватил стартовую площадку занесколько минут до старта первоймежконтинентальной баллистической ракеты Р-16,некоторым посчастливилось выйти живыми.Рассказы очевидцев легли в основу этой главы.
ВОСПОМИНАНИЯ УЧАСТНИКОВ ПОДГОТОВКИПЕРВОГО ПУСКА
"С земли поднялся как ни в чем не бывало, -продолжает свой рассказ Луарсабов, - сталозираться вокруг: темно, во всполохах пламенивидны искореженные части горящих топливныхбаков, пожарные из брандспойтов тушат огонь,слышны какие-то команды, подъезжают и отъезжаютмашины. Впереди, из рва, что окаймляет стартовуюплощадку, раздаются крики о помощи. Я пошел внаправлении голосов, прыгнул в ров и неожиданнонаткнулся на Мягкова. Оказалось, что он быстрееменя пришел в сознание и тоже попал в ров. Туткакой-то солдат спрашивает: "Скажите, что смоим лицом?" А на лице живого места нет, всеобожжено. Мы помогли ему вылезти из рва и повели вгостиницу. По дороге нас подхватила какая-томашина и подвезла. В вестибюле "люксовской"гостиницы уже был врач, он предлагал всем выпитьконцентрированное молоко. Я взглянул на своируки - они были в желто-красных волдырях,схватился за голову, и с нее посыпалось то, чтоеще недавно называлось шевелюрой... В медпункте,сплошь набитом обгоревшими, стонущими людьми,нам с Мягковым показалось, что мы пострадалименьше других, и хотели уходить. Но нас усадили вмашину и отвезли в госпиталь". Луарсабовпролежал в госпитале месяц, а Мягков полгода. Унего была обожжена треть тела, и ему делалипересадку кожи.
Перед стартом предстояло проверить точностьнастройки редуктора высокого давления, которыйподает сжатый газ на борт ракеты. Только инженерК. Луарсабов закончил работу, как заметил вверху,на второй ступени, вспышку и услышал хлопок:"Как мне показалось, огонь вырывался изобтекателя, где расположены камеры рулевыхдвигателей. Я решил, что запустился один из них, имгновенно сообразил, что спасение в ногах, и мы"чухнули" вместе с Н. Мягковым со скоростьюметеоров". Они успели преодолеть не большедесяти метров, прежде чем огонь из двигателявторой ступени прожег бак окислителя первойступени и раздался мощный взрыв. Воздушная волнаогромной силы повалила бегущих, придавила их кземле, и оба потеряли сознание.
Невероятную историю рассказал Б. Александров.Он видел, как один офицер спрыгнул с верхнейплощадки обслуживания на стоявшую внизу машину сбрезентовым тентом. В это время произошел взрыв,воздушная волна подхватила его, отбросила всторону и положила на землю.
В момент аварии рядом с ракетой находились дваспециалиста по системе прицеливания. Один из них,инженер Е. И. Павленко с завода "Арсенал",сидел, склонившись над прибором, лицом к ракете.После взрыва он так и остался на месте. Другой,инженер А. С. Хоменя из ОКБ, стоял рядом с нимспиной к ракете. Когда загрохотало, среагировалмгновенно и, не оглядываясь, рванул с места. Еслибы он поднял голову и посмотрел назад, то безсомнения разделил бы участь своего товарища. Чтобыло дальше, как преодолел ограждение из колючейпроволоки, как оказался в гостинице - ничего непомнит. Ясно одно: инстинкт самосохранения,автоматические, единственно правильные действияпомогли ему вырваться из огня с минимальнымипотерями. Обнаружили Хоменю в шоковом состояниив гостиничном номере. Оказывается, он совершенноавтоматически вбежал в свою комнату, разделся,лег в постель и с головой накрылся одеялом.
Чудом остался жив и сам М. К. Янгель, который вэтот день почти неотлучно находился на стартовойплощадке. "Мне захотелось покурить, - вспоминалон впоследствии, - но, подумав о том, какой примеря подам подчиненным, не стал это делать наплощадке, как позволяли себе некоторыеначальники, а направился в курилку. Проходя мимоГлавкома, подумал пригласить и его, но не решилсяи пошел в курилку один. Когда зажег спичку, тоудивился, как от нее все вокруг озарилось. Но тутдонесся грохот, я обернулся и увидел всю этужуткую картину...".
Другой случай. За несколько секунд до взрывадежурный по стартовой площадке подошел кстоявшему рядом с Главкомом М. И. Неделинымкомандиру войсковой части полковнику А. А.Кабанову и доложил, что его вызывают на аппаратдальней связи. Тот спустился вниз и едва успелзакрыть за собой дверь, как запустился двигательвторой ступени и началсяпожар.
27 октября 1960 года в Солдатском парке городаЛенинска хоронили погибших военнослужащих, ацинковые гробы с телами гражданскихспециалистов самолетами отправили на их родину:в Днепропетровск, Харьков, Киев, Москву, Химки иЗагорск. В конце октября разъехались по домам иоставшиеся в живых участники трагедии.
Едва придя в себя, Михаил Кузьмич бросилсянавстречу взрыву. Он срывал с выбегавших из огнялюдей горящую одежду, тушил ее, как мог, обжегсебе руки, но не ушел до тех пор, пока генерал А. Г.Мрыкин и еще кто-то из военных насильно неотвезли его в гостиницу. Как только врачперебинтовал ему руки, Янгель снова вернулся кгорящей ракете.
Через десять лет после катастрофы участникиподготовки первого пуска ракеты Р-16 собрались умемориала в Солдатском парке города Ленинска.Байконур, 24 октября 1970 года.
ДВЕ ВЕРСИИ ПРИЧИН КАТАСТРОФЫ
День пуска первой боевой межконтинентальнойракеты Р-16 стал черным днем в истории Байконура. Стех пор 24 октября на полигоне не планируются и непроводятся не только пуски ракет, но и любыезначительные работы на стартовых позициях. И всеже ровно через три года, в тот же день, здесьпроизошла еще одна трагедия. При подготовке кпуску из шахты учебной ракеты Р-9А понеосторожности во время заправки пролилосьгорючее, и шахта оказалась сильно загазованной.Чуть позже, при замене перегоревшей лампочки, отискры в электропатроне произошла вспышка, иначался пожар, приведший к гибели восьмиракетчиков -испытателей.
Утром 25 октября мы сидели в служебной комнатепервого отдела и анализировали комплекснуюэлектрическую схему системы управления.Детально прослеживая каждый ее элемент, я вдругобнаружил, что при подготовке системы управленияк пуску образовалась незапланированная командана запуск двигательной установки второй ступени.
Комиссия по расследованию причин катастрофыобразовала три рабочие группы: по двигательнымустановкам - во главе с их главным конструкторомВ. П. Глушко, по конструкции ракеты в целом - воглаве с первым заместителем М. К. Янгеля В. С.Будником и "легендарную" - для описания ходаиспытаний Р-16 на технической и стартовойпозициях, всех выявленных замечаний и принятыхпо ним решений - во главе с руководителемиспытаний А. С. Матрениным и ведущимконструктором по электроиспытаниям К. Е.Хачатуряном. Однако всем трем группам поработатьпрактически не пришлось и вот почему.
Весть о выдаче преждевременной команды мигомраспространилась по всему МИКу. Группадвигателистов тут же выехала на стартовуюпозицию и, осмотрев уцелевшие части ракеты,подтвердила факт запуска и выхода на режимдвигательной установки второй ступени. Основнаяпричина пожара была очевидна.
Схема показывала, что при выполнении операции"переустановка шаговых двигателей в исходноесостояние" в момент замыкания контактовпрограммного токораспределителя напряжение сшины, появившееся при подключении к бортовойкабельной сети автономно задействованнойампульной батареи второй ступени,беспрепятственно поступает на запускпиростартера двигателя второй ступени и наэлектропневмоклапан наддува пусковых бачков.
Основатель школы военных испытателей Второгоуправления космодрома Байконур, начальникотдела комплексных испытаний и пуска А. С.Матренин. 1961 год.
Как же появилась эта злосчастная операция втехнологическом графике подготовки и пускаракеты?
В этот же день состоялось техническоесовещание с участием академиков А. Ю. Ишлинскогои А. Г. Иосифьяна, некоторых членовправительственной комиссии и представителейМинистерства обороны. Инженер В. Кукушкин далобъяснения по заложенной в ракете схеме запускадвигателей первой и второй ступеней, а мнепришлось на самодельной схеме, начерченной налисте ватмана, показать, как при проведениипредпусковых операций от системы управленияпоступила преждевременная команда на запускмаршевого двигателя второй ступени.
Чтобы исключить всякую возможность появленияложной команды по каналу тангажа при пускеракеты, представитель главного конструкторагироприборов А. И. Минаев предложил ввести втехнологический график операцию попереустановке в исходное состояние шаговыхдвигателей со штатного наземного пульта системыуправления. Здесь следует уточнить один важныймомент: схема подключения БУПИ при автономныхиспытаниях гироплатформы существенноотличалась от схемы подключения прибора на бортуракеты. При автономных испытаниях выход БУПИнапрямую подключался к шаговому двигателю, а всхеме изделия выход БУПИ подключался к шаговомудвигателю только при замыкании контакта подъемаракеты. Из этого следует, что до замыканияконтакта подъема никакой команды по каналутангажа быть не могло. Это подтверждали ирезультаты многократных комплексных испытанийракеты в МИКе, при которых ложных командзафиксировано не было.
Проблемы начались еще во время автономныхиспытаний штатной гироплатформы. Тогда былообнаружено, что на шаговыйдвигатель потенциометра по каналу тангажа (этимтермином называется угол наклона продольной осиракеты к горизонту) от блока усиленияпрограммируемых импульсов (БУПИ) хаотическипоступали импульсы напряжения. Онипроворачивали потенциометр, и на выходегироплатформы появлялась ложная команда.Причину появления этих импульсов искали долго.Совершенно случайно обнаружили, что онивозникают на выходе БУПИ в момент включения иливыключения обычного бытового вентилятора. Таквыяснилось, что помехозащищенность приборанедостаточна. Для того, чтобы избавиться отэлектромагнитных помех, решили приостановитьработу всех сильноточных потребителей(портальных кранов, сварочного оборудования,других приборов) и запретить движениеавтотранспорта в радиусе одного километра отМИКа. Такие чрезвычайные меры позволилизакончить автономные испытания гироплатформы.Прибор установили на бортракеты и провели заключительные операции передее транспортировкой на стартовую позицию.
Таким образом, преждевременный запускмаршевого двигателя второй ступениспровоцировали три фактора: во-первых,заблаговременно автономно были подорваныразделительные пиромембраны второй ступени, ипусковые бачки заполнились компонентамитоплива; во-вторых, тоже заблаговременно былазадействована бортовая ампульная батарея второйступени, в результате чего на бортовой шиневторой ступени появилось напряжение; в-третьих,была проведена незапланированная операция попереустановке шаговых двигателей системыуправления в исходное состояние.
Техническое руководство испытаний все жеодобрило предложение А. И. Минаева, и это былороковой ошибкой! Дело в том, что еще раньше те жеруководители приняли решение задействоватьампульную батарею второй ступени вне ракеты (еенужно было держать в теплом помещении) и ставитьна борт по часовой готовности к пуску. Такприходилось поступать из-за того, чторазработчик ампульных батарей -Всесоюзныйнаучно-исследовательский институт источниковтока к началу испытаний не успел освоить выпусккорпусов батарей с обогревательны ми секциями,как требовалось по техническому заданию. Поэтомуна стартовую позицию поставили специальнуюмашину с обогреваемым кунгом, в котором держализадействованную батарею. За час до старта ееизвлекали, поднимали на верхнюю площадкуобслуживания и устанавливали на борт.
И все-таки влияние всех трех факторов на исходпервого пуска Р-16 можно было обнаружить. Дляэтого нужно было глубоко проанализироватьэлектрическую схему (ведь нигде и никогда раньшеоперация по переустановке шаговых двигателейсистемы управления в исходное состояние не былаопробована) либо проверить набор схемы к пуску сучетом всех принятых изменений на стенде системыуправления в ОКБ-69 Но, к сожалению, ни того, нидругого сделано не было.
Каждый из этих факторов в отдельности не могповлиять на нормальный процесс подготовкиракеты к пуску, но их сочетание привело ккатастрофе. Пожар произошел бы и при наличиитолько двух последних факторов. В этом случаенеизбежно запустился бы пиростартер маршевогодвигателя второй ступени, турбина пошла бывразнос, разрушила баки ракеты, и последствиябыли бы не менее трагичными.
Вторым выступил М. К. Янгель. Дословно докладего я не помню, но суть, продуманность каждогослова, точность и убедительность аргументовостались в памяти на всю жизнь. Янгель заявил,что, как Главный конструктор комплекса итехнический руководитель испытаний, он несетполную ответственность за все случившееся. Поего мнению, количество жертв и пострадавшихоказалось таким большим потому, что с ракетой мывсе были "на ты", тогда как с такой сложнойтехникой необходимо всегда обращаться только"на Вы". Проанализировав ход событий, Янгельутверждал, что если бы этого не случилось здесь,на полигоне, то все равно произошло бы в другомместе и в другой обстановке, но уже с ядернойбоевой головной частью. Масштабы разрушений ижертвы были бы тогда немыслимыми.
Заключительное заседание Правительственнойкомиссии по расследованию причин катастрофысостоялось 26 октября. Его открыл тогда ещемолодой и энергичный Л. И. Брежнев. От имениПравительства, ЦК КПСС и лично Н. С. Хрущева онвыразил соболезнование в связи с гибельюспециалистов промышленности и испытателейполигона и заверил, что будут приняты все меры пооказанию помощи пострадавшим и членам семейпогибших. Брежнев сообщил, что, поскольку задопущенные ошибки и просчеты спросить не с кого,так как все руководители, ответственные затехническую сторону и за безопасность работ, заисключением М. К. Янгеля и А. М. Мрыкина, погибли,руководство страны приняло решение специальногорасследования по этому факту не проводить.
Из доклада Центральному Комитету КПСС: "Всоответствии с поручением ЦК КПСС комиссиейрассмотрены на месте обстоятельства катастрофыпри испытаниях ракеты Р-16, имевшей место 24октября 1960 года в НИИП Министерства обороны СССР.
В этот же день, после совещания, были составленыдва важнейших совершенно секретных документа,которые хранятся в архиве Президента России:доклад Правительственной комиссии ЦентральномуКомитету КПСС и Техническое заключение повыяснению причин катастрофы. Оба эти документабыли рассекречены только в 1995 году.
Ракета Р-16 с 26 сентября с.г. находилась наполигоне в монтажно-испытательном корпусе. Впроцессе технической подготовки ракетывыявлялись отдельные недостатки в аппаратуресистемы управления и кабельной сети, которыеустранялись силами специалистов промышленностии военнослужащих полигона...
Выяснением причин катастрофы с участиемведущих специалистов установлено следующее.
Руководители испытаний проявили излишнююуверенность в безопасности работы всегокомплекса изделия, вследствие чего отдельныерешения были приняты ими поспешно, без должногоанализа возможных последствий.
При подготовке ракеты к пуску было допущеноотступление от утвержденной технологии... Врезультате этого произошел преждевременныйзапуск маршевого двигателя второй ступени..., чтои привело к мощному пожару и полному разрушениюракеты на старте.
При подготовке ракеты к пуску также имели местосерьезные недостатки в организации работы ирежиме. На стартовой площадке при часовойготовности ракеты, кроме необходимых для работы100 специалистов, присутствовало еще до 150человек..."
В честь первого пуска боевой межконтинентальнойбаллистической ракеты на полигоне Байконурвоздвигнут обелиск - устремленная ввысь ракетаР-16.
Некоторые выводы Технического заключения: "1.В процессе подготовки пуска изделия имел месторяд случаев, указывающих на наличиененормальностей и дефектов в кабельной сети,бортовых батареях, пульте подрыва пиромембран ираспределителе системы управления.
Непосредственной причиной катастрофы явилсянедостаток комплексной схемы системыуправления, допускающий несвоевременный запускмаршевого двигателя второй ступени припроведении предстартовой подготовки. Этотнедостаток не был выявлен при проведении всехпредшествующих испытаний..."
Руководство испытаниями не придало этомудолжного значения и ... без достаточнойпроработки и анализа последствий допустило рядотклонений от установленного порядка подготовкик пуску...
ПАРИТЕТ ДОСТИГНУТ
Совершенно очевидно, что в выводахТехнического заключения второй пунктпротиворечит первому. На самом деленепосредственной причиной катастрофы сталовключение в "Технологический графикподготовки и пуска ракеты Р-16" техническинеобоснованной операции по переустановкешаговых двигателей системы управления висходное состояние.
В середине ноября на завод отправили вторуюлетную ракету, через месяц пришли новые бортовыеприборы. После полного цикла заводских испытанийс доработанным наземным комплексом системыуправления изделие погрузили в специальныевагоны, и железнодорожный состав вновьотправился на полигон. Этим же поездом в Тюра-Тамвыехала бригада испытателей во главе с Главнымконструктором М. К. Янгелем. Это было в последнихчислах декабря 1960 года.
В первых числах ноября 1960 года в Харьковепрошло расширенное техническое совещаниеспециалистов по системе управления ракеты Р-1 Внем участвовали председатель Государственногокомитета по радиоэлектронике В. Д. Калмыков,разработчики систем управления других ракет воглаве с Н. А. Пилюгиным, заместитель председателяВоенно-промышленной комиссии Совета МинистровСССР Г. Г. Пашков, председатель Госкомитета пооборонной технике К. Н. Руднев и главныеконструкторы М. К. Янгель, В. И. Кузнецов, А. Г.Иосифьян, Н. С. Лидоренко. Они определили срокидоработки бортовых приборов и наземногоиспытательного комплекса системы управления,план подготовки второго летного изделия, срокикорректировки документации и возобновлениялетно-конструкторскихиспытаний.
Вечером 31 декабря Михаил Кузьмич пригласил насв свой вагон-салон на встречу Нового, 1961, года.Ровно в полночь машинист на пару минут остановилсостав - то ли об этом позаботился Кузьмич, то лина железной дороге такая добрая традиция, - и мыподняли бокалы с шампанским. Утром 1 января поездприбыл на Байконур, и началась подготовка киспытаниям второй летной ракеты Р-1
Группа создателей ракетно-космической техники.В первом ряду (слева направо): Г. А. Тюлин, Н. И.Крылов, С. П. Королев, Б. А. Строганов; во второмряду сидят: В. П. Бармин, М. С. Рязанский, Н. А.Пилюгин, А. Г. Мрыкин, В. И. Кузнецов; стоят: И. А.Лавренев, А. Г. Захаров, А. Г. Иосифьян. Байконур, 1964год.
Работы на стартовой позиции на сей разпроводились особенно тщательно, при строгомсоблюдении всех требований инструкции побезопасности. Во время заправки и после нее околоракеты находилось не больше двадцати человек.
Председателем Государственной комиссии поиспытаниям был назначен начальникНаучно-исследовательского института ракетныхвойск Министерства обороны генерал-лейтенант А.И. Соколов. Техническое руководство по-прежнемуосуществлял М. К. Янгель. По его предложениюначальником Второго управления был назначенинженер-полковник А. А. Курушин, бывший в то времяначальником отдела на полигоне Капустин Яр.Заместителем главного конструктора поиспытаниям стал ведущий конструктор ракеты Р-12 В.В. Грачев. Среди тех, кто готовил к старту вторуюракету, были и участники первого пуска 24 октября1960 года, но никаких признаков психологическогогруза катастрофы, боязни или неуверенности в ихдействиях не было. Главный конструктор бортовыхэлектромеханических приборов А. Г. Иосифьянвозглавил рабочую группу, которая должна былазаниматься тщательной проверкой и анализомнадежности системы управления в случаеотклонения от технической документации.
Старт второй ракеты Р-16 прошел гладко, безкаких-либо ЧП. Но и после удачного первогозапуска предстояло преодолеть еще многотрудностей. Были и аварийные пуски, причиныкоторых могли выявить только натурные испытания.Но главное - ракету научили летать.
Пуск состоялся 2 февраля 1961 года. На этот раз почасовой готовности все были эвакуированы отстарта на безопасное расстояние. В бункеренаблюдательного пункта кроме боевого расчетаоставались только М. К. Янгель и главныеконструкторы некоторых систем на случайпринятия экстренных решений.
Успешные старты ракеты Р-16 позволилиприступить к серийному изготовлению всегокомплекса, включая наземное оборудованиепусковых установок, еще до завершения программылетно-конструкторских испытаний.Ответственность за такое решение безоговорочновзял на себя Михаил Кузьмич Янгель. В этомпроявились его высочайшая мера ответственностиза судьбу Отечества и безграничная вера всоздаваемые образцы ракетной техники. Уже воктябре 1961 года межконтинентальнаябаллистическая ракета Р-16 была принята навооружение Советской Армии.
Результаты каждого пуска докладывались первымделом лично Н. С. Хрущеву, причем, если пуск былуспешным, ему звонил председатель Госкомиссии А.И. Соколов, а если нет, то со словами: "Это потвоей части" - он передавал эту обязанность М.К. Янгелю.
В ясную погоду светящийся факел ракеты хорошовиден. Через некоторое время он разрывается, иобразуется белое облачко - это выключаетсядвигатель первой ступени. Через 2-3 секунды факелвозникает вновь, но он уже менее яркий - этозапустился двигатель второй ступени. Еще черезнесколько секунд доносится хлопок - срабатываюттормозные двигатели первой ступени. Иногдабывает видно, как первая ступень, отделившись отракеты, еще некоторое время продолжает полет, азатем, медленно переворачиваясь, начинаетснижаться.
Пуск ракеты с наземного старта навсегдаостался в памяти как необыкновенно красивоезрелище. В полной боевой готовности заправленнаякомпонентами топлива белоснежная ракета стоитна пусковом столе, все коммуникации, кромекабелей, отсоединены, вспомогательные агрегатыубраны. Через три секунды после нажатия кнопки"Пуск" из раструбов камер вначале рулевогодвигателя, а затем и маршевой двигательнойустановки первой ступени вырываются мощныеструи-факелы огня. Они поднимают над пусковымстолом и бетонной площадкой буровато-желтоеоблако пыли, дыма и огня, которое охватываетполовину ракеты. На несколько мгновенийвозникает опасение: пожар! Но вот еще секунда, иракета, словно нехотя, отделяется от вихревогооблака и, подгоняемая реактивной силой мощногоогненного факела, стремительно набирает высоту.Через несколько секунд вертикального полета онамедленно наклоняется, ложится на курс, а грохотпостепенно слабеет и переходит в негромкийрокот.
Вслед за наземными стартами в июле 1962 годасостоялся первый пуск Р-16 из шахты, а уже черезгод шахтная пусковая установка с ракетой Р-16Утакже была принята на вооружение. Так был созданракетно-ядерный щит Советского Союза. США и ихсоюзники стали "считаться" с нами, как сравным по военной мощи государством.
Выключение двигательной установки второйступени и отделение от нее головной части можноувидеть только с помощью специальных оптическихприборов, потому что к этому моменту ракетауспевает удалиться от старта по дальности ивысоте на сотни километров. В момент выключениядвигателя второй ступени заканчивается активныйучасток траектории полета, дальше головная частьракеты летит по законам баллистики.
За свою полувековую историю ракетная техникане только стала одним из мощных сдерживающихфакторов, предотвративших развязывание третьеймировой войны, но и создала фундамент дляразвития космических носителей. Они вывеличеловека в космос. Но на пути познания тайнВселенной были жертвы. Вероятно, это неизбежнаяплата за покорение космического пространства истремление использовать его на пользу людям. Апосему имена всех погибших при испытаниях боевыхракетных комплексов достойны такой же памяти, как и имена тех, кто отдал свои жизнипри освоении космоса.
Вспоминая те далекие дни, один из руководителейиспытаний ракет Р-16 и Р-16У генерал-лейтенант А. А.Курушин, ставший впоследствии начальникомкосмодрома Байконур, написал: "Это был триумфМихаила Кузьмича Янгеля, триумф талантливогоученого, конструктора, инженера, испытателя ируководителя".
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)
|
|