[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)

Разглядеть в ребенке талант и помочь ему развиться в полной мере - главная цель Московского форума "Одаренные дети", организованного шесть лет назад в поддержку президентской программы "Дети России". Это ежегодное мероприятие - своего рода уникальный конкурс, в котором может принять участие любой школьник из всех регионов России и стран ближнего зарубежья. Впервые форум прошел в 1998 году, тогда в шести номинациях соревновались 1500 ребят, большинство - из Москвы и Подмосковья.

Если бы вам, как в свое время Ньютону, на голову свалилось яблоко, или вы, как Архимед, погрузились в бочку с водой, вряд ли это послужило бы поводом воскликнуть: "Эврика!". Сделать открытие дано лишь избранным - людям, способным видеть окружающий мир под другим углом зрения, и именно им он открывает свои неразгаданные тайны. Необычный взгляд на все, что происходит вокруг, в большей степени присущ ребенку, нежели взрослому. Фантазер и мечтатель, пытливый, любознательный, свободный от штампов и стереотипов, одаренный ребенок способен сочинить, изобрести, построить нечто такое, чего в природе еще не было.

По уже сложившейся традиции форум "Одаренные дети" 2002 года проводился в три тура. Первый из них - домашнее задание: все участники должны были составить генеалогическое древо своей семьи. Ребята проявили не только любознательность и упорство в исторических изысканиях, но и буйную фантазию в оформлении своей родословной. Перед жюри предстали красочные плакаты, вышитые картины, мозаичные полотна. Но главное, некоторым конкурсантам удалось раскопать сведения о своих предках вплоть до десятого колена, были даже родословные, уходящие своими корнями в XIII столетие!

И вот прошло пять лет. За эти годы форум получил статус международного, в нем приняли участие больше 30 тысяч школьников 1-11-х классов из 89 регионов России и стран СНГ, в том числе инвалиды и сироты. В 2002 году конкурсы проводились уже по 20 номинациям, связанным с будущей профессией участников форума. В них состязались 9000 юных лингвистов, юристов, экономистов, компьютерщиков, модельеров, фотографов, танцоров, музыкантов, актеров, писателей, журналистов, богословов, историков, художников, мастеров народного творчества, изобретателей, экологов, юмористов и даже губернаторов!

Все без исключения участники конкурса (независимо от итогов первого тура) поехали в Москву на второй отборочный тур, который проходил в Институте гуманитарного образования (ИГУМО). Задания отборочного тура объявили конкурсантам заранее, так что у них была возможность подготовиться к предстоящему обсуждению или выступлению. А те, кто прошел на третий заключительный тур, отвечали на вопросы уже экспромтом. Жюри тоже пришлось нелегко: из нескольких тысяч хорошо подготовленных, умеющих выступать перед аудиторией школьников им предстояло выбрать самых одаренных, и у них не было права на ошибку.

Вторая часть домашнего задания связана непосредственно с выбранной профессией. Чтобы написать эту работу, школьникам пришлось прочитать уйму книг и проанализировать множество сведений из той области знаний, которой они отдали предпочтение.

Учредитель форума - ректор Института гуманитарного образования профессор Н.Ф.Апатенко сплотила вокруг себя интересных и влиятельных людей, способных оказать детям реальную помощь. В оргкомитет форума вошли государственные и общественные деятели, губернаторы областей и главы городов России, руководители Министерства образования и Министерства культуры РФ, председатели региональных комитетов по образованию и культуре, представители СМИ, ученые, артисты, художники, общественные деятели и др. Президентом форума стал Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко. Все эти люди объединились с одной целью - отыскать одаренных детей, поддержать их стремление к знаниям и сделать все, чтобы каждый из них мог реализовать свой творческий потенциал по мере приобретения новых знаний.

По итогам состязаний в каждой из 20 номинаций присуждались Гран-при, три призовых места, а также специальные призы. Торжественная церемония награждения проходила в Колонном зале Дома союзов. В общей сложности призы разного достоинства получили 490 школьников. По решению оргкомитета форума все лауреаты завоевали право поступать без экзаменов на любой из восьми факультетов Института гуманитарного образования (юридический, экономический, психологический, лингвистики, театральный, журналистики, менеджмента и информационных технологий) и учиться там бесплатно. В прошлые годы такими счастливчиками становились только лауреаты, получившие Гран-при и первые места.

Представляем некоторых лауреатов форума "Одаренные дети" 2002 года.

Форум "Одаренные дети" организуется вовсе не для избранных и сверхталантливых. Скорее, это конкурс для всех, кто любознателен и инициативен (от первоклашек до выпускников), и их неравнодушных наставников. С каждым годом границы форума расширяются, а его значимость растет. Все больше школьников стремятся принять участие в форуме. У них появляется шанс приехать в Москву и испытать себя в состязании с лучшими из лучших. Побывав на форуме, дети начинают смотреть на мир, на образование совсем другими глазами. Им уже не надо объяснять, для чего стоит учиться.

Дети не были бы детьми, если бы представили свои работы только в виде бумажных сочинений. Вместе с добросовестно написанными работами на жюри обрушился поток гербариев, фотографий уникальных мест, рисунков.

НОМИНАЦИЯ "СОЮЗ ЮНЫХ ЭКОЛОГОВ"Сохранить во взрослом человеке детское восприятие мира и любовь к природе - задача не из легких. В стремлении решить ее организаторы форума выделили "Союз юных экологов" в отдельную номинацию. Желающих поучаствовать в конкурсе нашлось немало. Ребятам из 1-6-х классов предложили на выбор две темы домашнего задания: "Растения и животные моего края, занесенные в Красную книгу" и "Сохранение государственных территорий. Должны ли заповедники быть доступными?", а школьники постарше писали реферат об экологических проблемах родного края и путях их решения.

Другой призер - пятиклассник из Суздаля Женя Уланов, он занял первое место в младшей группе. Родители поощряли любознательность сына с малых лет, покупая ему все новые и новые книжки. Женя отдавал предпочтение географии и биологии, а любимым предметом в школе стало природоведение. Год назад он присоединился к школьному экологическому отряду суздальского клуба "Экологическое земледелие", у которого есть свои зеленые "подопечные" - Ильинский луг в центре Суздаля, объявленный несколько лет назад заказником регионального значения, и небольшой городской пруд. Ребята спасают эти места от мусора, им же приходится вести разъяснительную работу среди населения.

Среди тех, кто получил награду на сцене Колонного зала Дома союзов, был одиннадцатиклассник из Рязани Иван Холопов. Наверное, он мог бы так же успешно показать себя в других номинациях, поскольку с 6-го класса, как один из лучших учеников, участвовал в олимпиадах по русскому языку, истории, физике, географии. Но Гран-при Московского форума "Одаренные дети" Холопов получил в номинации "Союз юных экологов". Его конкурсная работа посвящена рязанскому краю и сложившейся в нем непростой экологической обстановке. Полно и подробно Иван проанализировал все факторы, влияющие на экологическую ситуацию. В работе речь идет не только о воздухе, почве или воде в Оке и других реках Рязанской области. В ней рассматриваются проблемы акустического загрязнения, которое на центральных улицах Рязани вдвое превышает норму, и электромагнитного фона, вредного для здоровья человека; приводятся данные об изменении здоровья населения, проживающего на 2000 квадратных километров рязанской земли, попавшей в зону радиоактивного загрязнения после Чернобыльской аварии. 102 тысячи человек живут на этой территории, и, хотя сегодня обстановка там считается нормальной, последствия трагедии дают о себе знать. В заключение в работе Ивана Холопова предлагаются способы решения экологических проблем, один из них - экологическое воспитание.

НОМИНАЦИЯ "КОМПЬЮТЕРНЫЙ МИР"У каждого человека по-своему складываются отношения с компьютерной техникой. Для одних она остается мудреной штуковиной, к которой и подойти-то страшно, для других компьютер - настоящий друг и помощник.

К конкурсным работам Женя приложил гербарий местных трав и фотографии о работе своего отряда. Но самое большое впечатление на членов жюри произвело обращение мальчика к молодому поколению (таким было одно из заданий второго тура) от имени выдающегося естествоиспытателя, академика Н. Н. Моисеева. В своем выступлении он сказал: "Прежде всего хочу попросить у вас прощения за все злодеяния, совершенные моим поколением на Земле, а их было предостаточно... Мое поколение создало самое смертоносное оружие на Земле - ядерную бомбу. На основании результатов своих исследований я вам уверенно заявляю, что после ядерной войны будущего у человечества не будет. Причем для такого исхода может быть достаточно и одного ядерного удара... Вы, наши потомки, должны сменить представление о роли человека - "победителя" природы на стремление быть сожителем окружающего мира, научиться обеспечивать совместную эволюцию, совместное развитие с природой. Не эгоизм, а только добро должно быть в ваших отношениях с братьями своими по разуму и со всей природой".

Наверное, все папы и мамы согласятся с тем, что лучше отвлечь ребенка от компьютерных игр и направить его интерес в творческое русло. Такую возможность предоставляет мальчишкам и девчонкам участие в конкурсе "Компьютерный мир".

Дети приходят к увлечению персональным компьютером разными путями. Одних заинтересовывают красочные картинки из Интернета, и это подталкивает их заняться Веб-дизайном, для других персональный компьютер становится чуть ли не единственным средством общения с внешним миром. Взрослые часто не понимают, что заставляет их детей сидеть за компьютером днями и ночами. Это вызывает у них вполне понятную тревогу за здоровье родного чада и желание громко крикнуть ему, как в рекламном ролике: "Вырубай машину! Спать!".

Судить компьютерные конкурсы, особенно такой, как конкурс форума "Одаренные дети", очень сложно и ответственно. Жюри в составе профессиональных художников-дизайнеров, Веб-дизайнеров, редакторов известных компьютерных журналов, преподавателей ИГУМО оценивало профессиональный уровень и оригинальность конкурсных работ. Требования к ним были достаточно высокие: свободное владение программами и основными языками программирования (Делфи, Паскаль), а также отсутствие стереотипности в оформлении Веб-страницы, где самое главное - это содержание. Оригинальность работ заключалась не просто в представлении прототипа уже известной компьютер ной программы, а в поиске и воплощении совершенно новых, необычных графических решений.

Номинанты конкурса 2002 года должны были создать компьютерную программу, видеоклип на тему "Технологии хранения и передачи информации в разные исторические эпохи", игру с использованием персонажей народных сказок или макет Веб-сайта, посвященного национальным традициям.

На первое место в младшей группе жюри конкурса "Компьютерный мир" выдвинуло работу девятиклассника Евгения Сыромятникова из города Видное Московской области. Свою награду юный программист получил за создание текстового редактора. Он усовершенствовал буфер обмена Word и сделал удобными еще "несколько кусочков" программы. Прикладное значение этого электронного продукта жюри оценило по достоинству.

Каждый из участников конкурса показал себя настоящим виртуозом своего дела и продемонстрировал интересные сюжетные и графические идеи. Например, лауреат третьей премии в старшей группе одиннадцатиклассник из Саранска Иван Семин создал игру с персонажами русской народной сказки "Волк и Лиса". Он видоизменил и усложнил принцип излюбленной игры "Lines". В новом варианте вместо одной игровой единицы по полю перемещается целый вертикальный либо горизонтальный ряд, да еще среди необычных ограничений.

В наше время начинает сбываться утверждение Мэтта Гренинга о том, что "в будущем люди станут жить вдвое дольше, а компьютеры умирать вдвое быстрее". В своих выступлениях участники форума говорили, что развитие компьютерной техники движется по пути создания мини-моделей, которые будут работать с минимальными энергозатратами. В будущем можно будет надеть компьютер, как часы, на руку и с его помощью, взяв, например, кружку с чаем или кофе, сразу получить информацию о температуре напитка, его вреде или пользе.

Участники конкурса за "круглым столом" обсуждали проблему оплаты информации, хранящейся в Интернете, говорили об огромном разрыве в уровне знаний информационной элиты (людей, занимающихся разработкой информационных технологий) и простых потребителей. Неуверенных "чайников", опасающихся что-то "испортить" в компьютере, по мнению ребят, должно быть все меньше и меньше, ведь компьютер - это инструмент и надо уметь им пользоваться.

Современному школьнику изучение иностранного языка предоставляет возможность расширить круг общения, побывать в других странах, познакомиться с их обычаями и культурой. Именно так мотивировала увлечение немецким языком лауреат конкурса Полина Пономарева, шестиклассница из города Видное Московской области. В свои 12 лет она так хорошо им овладела, что написала для конкурса по-немецки рассказ о национальных сказках и их героях, а в монологе на отборочном туре легко цитировала строки из Гёте.

НОМИНАЦИЯ "КЛУБ ЛИНГВИСТОВ"Сегодня дети начинают изучать иностранные языки в первом классе, а то и в детском саду. Яркими и интересными стали учебники, активизировался сам процесс обучения - и, как результат, появилось куда больше детей, желающих блеснуть своими познаниями. Для них на форуме предлагалась номинация "Клуб лингвистов". В качестве домашнего задания школьники помладше должны были составить рассказ о национальном герое из сказок или литературного произведения страны изучаемого языка. Школьники 7-11-х классов получили задание написать реферат о сходстве в традициях России и выбранной зарубежной страны. Кроме того, к отборочному туру ребята готовили словарик слов, пришедших в русский язык из изучаемого ими иностранного, а также театрализованные рассказы об истории своей профессии или монологи от имени знаменитых ученых. И все это на английском, немецком или французском языке.

Конкурсная работа Алексея посвящена традициям Англии и России. Он пишет: "С одной стороны, мы должны гордиться своими традициями, с другой - обязательно уважать привычки других народов. Только таким образом можно достигнуть взаимного понимания между странами и культурами".

У еще одного лауреата, Алексея Романова из Старой Купавны, английский - самое главное увлечение. В 1999 году, победив в конкурсе "Good Luck", Алексей выиграл поездку в Англию, где получил возможность познакомиться со страной и приобрести опыт разговорной речи в общении с носителями языка.

Другой лауреат, пятиклассник из Астрахани Иван Касьянов, первый свой чертеж сделал в четыре года. Тогда он любил смотреть телепрограмму "Пока все дома", особенно его привлекало все, что представляли "Оч. умелые ручки". Ване захотелось послать им свое изобретение. Он взял карандаш и нарисовал чертеж игрушки "Электронный слон" с проводами и двигателем, хотя, конечно, не понимал, как работает мотор и сколько энергии надо, чтобы слон двигался. Мальчик очень рано стал чертить сложные схемы и детали в разрезах. Взрослые удивлялись, хвалили.

НОМИНАЦИЯ "ЮНЫЕ КУЛИБИНЫ"Одним из конкурсных заданий в номинации "Юные Кулибины" было обращение к молодому поколению от имени известного в мире изобретателя. Мальчишкам и девчонкам удалось найти очень точные слова, чтобы выразить свои чувства и мысли устами выбранного ими героя. Вот что сказал в своем выступлении дипломант форума десятиклассник Николай Смирнов из города Ливны Орловской области: "Михаил Ломоносов, Иван Ползунов, Иван Кулибин, Мирон Черепанов - многие деятели отечественной науки сделали свои первые открытия еще в молодые годы... Техническая цивилизация - это цивилизация молодых, и с каждым днем мы будем ощущать это все острее. Молодости свойственен дух искания, творчества, дух обновления, самопожертвования, служения своему народу. Но сам по себе юный возраст - еще не гарантия великих свершений и открытий. Корень успеха лежит значительно глубже, а именно, в активности жизненной позиции молодого человека".

Откуда же одиннадцатилетний ребенок знает научные термины, где научился разбираться в чертежах и современных технологиях? Оказывается, он читает не только научно-популярные, но и технические журналы, энциклопедии, например Оксфордскую, научные книги и своего любимого Жюля Верна. Уже давно прочитал все 12 томов.

О том, что в Москве проводится международный форум "Одаренные дети", родители случайно услышали по радио, позвонили в Институт гуманитарного образования, где находится оргкомитет, узнали домашние задания и стали готовиться к соревнованию. Ване даже не пришлось ничего изобретать. Он представил на конкурс двадцать из почти сотни своих разработок: суперсовременное оружие, вышку по добыче нефти с самоходными бурами, самолеты, космические проекты. Жюри считает, что проекты пятиклассника из Астрахани вполне могут быть реализованы. Например, такой, как экологически безопасная нефтяная вышка. Ее подводная часть покрыта специальной краской, препятствующей прилипанию моллюсков и потому исключающей разрушения и разрывы труб, из которых сделана вышка.

Журнал "самый интересный журнал Наука и жизнь " предлагает своим юным читателям принять участие в конкурсе.

После участия в форуме, где Иван Касьянов занял первое место в младшей группе, его изобретения были представлены на выставке научно-технических разработок, проходившей с 4 по 7 июня во Всероссийском выставочном центре.

Форум проводится в три тура.

УСЛОВИЯ КОНКУРСА МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" 2003 ГОДА

Второй, отборочный тур проводится в Институте гуманитарного образования - ИГУМО (Москва, ул. 9-я Парковая, д. 48), куда приглашаются все участники форума: до 14.02.2003 года - 1-10 номинации и до 21.03.2003 года - 11-20 номинации. Второй тур включает разнообраз ные задания: дискуссии, деловые игры, "круглые столы", выступления и театрализованное представление на тему выбранной номинации. Тематику заданий второго тура также можно получить заранее.

Первый тур включает выполнение письменного домашнего задания, которое можно получить в оргкомитете форума (телфакс: (095)165-08-74, 165-22-74, адрес в Интернете: www.forum.igumo.ru или e-mail: forum@igumo.ru, почтовый адрес: 105264, Москва, ул. 9-я Парковая, д. 48, корп. 5, Институт гуманитарного образования), либо в администрациях глав городов, или в комитетах по образованию и культуре регионов России. Выполненные домашние задания принимаются до 1 февраля 2003 года. Все участники, независимо от количества баллов, набранных ими при выполнении домашнего задания, допускаются ко второму туру, который является отборочным.

Состязания третьего тура по номинациям:

Участники форума, набравшие наибольшее количество баллов по итогам первого и второго туров, приглашаются на третий, заключительный тур . Задания третьего тура предварительно не оглашаются и выполняются экспромтом. Состязания в 1-10 номинациях состоятся 15 февраля 2003 года, в 11-20 номинациях - 22 марта 2003 года.

22 марта 2003 года: 1 Круглый стол "Юные губернаторы". 1 Литературный салон "Глаголом жечь сердца людей". 1 Деловая игра "Успех моей будущей профессии". 1 Клуб экономистов "Адам Смит". 1 Конкурс "Театральный". 1 Конкурс "Музыкальный". 1 Конкурс "Народное творчество" 1 Конкурс "Юные Кулибины". 1 Союз юных экологов 2 Клуб "Юные острословы".

15 февраля 2003 года: Юные богословы. Союз юных журналистов. Клуб юристов "Шерлок Холмс". Клуб юных историков. Конкурс "Изобразительное искусство". Конкурс "Компьютерный мир". Конкурс "Моделирование костюма". Конкурс "Хореографический". Клуб лингвистов. 1 Конкурс "Художественная фотография".

Первый тур

Домашние задания конкурса "Юные Кулибины" Московского международного форума "Одаренные дети" 2003 года

- душа - это... (душевные качества, которые я хотел бы развить в себе);

Раскройте смысл девиза "Воспитание души - истинное служение Отечеству" по предложен ному плану:

- как я понимаю тезис "истинное служение Отечеству".

- мое призвание... (почему я хочу стать изобретателем, ученым?);

Представьте свои изобретения, технические модели, рацпредложения, устройства, макеты и др. (по вашему выбору). Требования, предъявляемые к работам: техническое описание представляется напечатанным на стандартной бумаге формата А4 (210х297 мм) с указанием названия, цели проекта и аналогов (если есть). Действующие модели, макеты, устройства сопровождаются отпечатанным техническим описанием изобретения с основными техническими характеристиками, чертежами и эскизами. К изделию прилагается этикетка, на которой указываются: название изобретения, ФИО автора, город, номер школы, класс.

Разработайте логотип вашей будущей организации (научно-исследовательского института, лаборатории), который отражал бы ее миссию, цели, направления деятельности (формат A3 = 297х420 мм).

- Какие качества необходимо развивать для духовного становления личности: поиск правды и истины; стремление к справедливости, добру, красоте, свободе; желание приносить пользу людям; способность любить (в широком смысле слова)?

Возьмите интервью (по вашему выбору): у директора научно-исследовательского института, известного ученого, изобретателя в вашем регионе, главного редактора журнала научно-технического профиля по предложенному плану:

- Как понимать тезис "истинное служение Отечеству"? Дайте свой комментарий.

- Какие высокие душевные качества наиболее важны для ученого, изобретателя?

Второй тур - отборочный

Лучшие репортажи будут опубликованы в СМИ, аккредитованных на Московском международном форуме "Одаренные дети". Оформление работ должно соответствовать нормам русского языка. Объем - не более пяти страниц машинописного текста. Дополните работы рисунками и фотографиями.

Подготовьте (для коллектива) театральную композицию на тему: "Живущий духом - доблестью сияет" (желательно в костюмах, 5 минут).

Представьте тезисы (три-пять страниц) и подготовьтесь к дискуссии на тему: "Новейшие технологические разработки и нравственный аспект их использования".

Требования к ответам конкурсантов:

Подготовьте (для отдельного участника) монолог "Моей души прекрасные порывы", обращенный к современному молодому поколению.

- оригинальность разработки;

- актуальность в повседневной жизни;

С домашним заданием отправьте свое фото хорошего качества (лицо крупным планом), чтобы его можно было использовать для публикации в газете, журнале и мини-резюме о своем "творческом пути".

- практическое значение разработки в современных условиях.

Н. ГЕЛЬМИЗА.
Победители форума "Одаренные дети" 2002 года в номинации "Юные Кулибины" (слева направо): Юрий Петрович Ермаков - заслуженный изобретатель РФ, доктор технических наук; далее ученики школы №853 г.Зеленограда, занявшие третье место: Николай Никулин, Михаил Иванов, Дмитрий Костюк, Ян Прокофьев, Иван Корнев, Дмитрий Гнидин, Василий Харин, Александр Харин.

29 марта 2003 года в Колонном зале Дома союзов пройдут заключительный бал и торжественная церемония награждения лауреатов форума "Одаренные дети" дипломами и призами.

В номинации "Юные Кулибины" Гран-при завоевал ученик 9-го класса школы №31 г.Курска Валерий Громов.

Лауреат первой премии в номинации "Компьютерный мир" Дмитрий Пшенников (Карельский кадетский корпус, 11-й класс, г.Минусинск).



Лауреат первой премии в номинации "Юные Кулибины" Семен Апухтин, ученик 9-го класса школы №3 г.Курска.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)