[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)



На Крымском валу в Москве, рядом с Центральным домом художника, раскинулашатры постоянно действующая художественная выставка, так называемый вернисаж.Здесь выставляют и продают свои работы художники разных направлений. Повыходным сюда из Павловского Посада приезжает и Михаил Живнов. Он открываетнебольшой саквояж, выложенный изнутри темно-синим бархатом, и взору предстаютчудесные миниатюрные персонажи из дерева и кости, инкрустированные крошечнымикусочками коралла, перламутра, янтаря, капельками обыкновенного стекла.Мышка под грибком, оса на гнезде, соня на пеньке с вешенками; сытая гусеница,ползущая по высохшему виноградному листу; прыткая ящерица, позволившаясебе отдохнуть одно мгновение на панцире медлительной, но мудрой черепахи...Кажется, дотронься - и персонажи оживут.Еще не так давно в коллекции мастера было более сотни миниатюр, сейчас- несколько десятков. Их покупают ценители и собиратели мелкой пластики,россияне и иностранцы.Знатоки поэзии сравнивают композиции художника с японскими трехстишиямихокку, в которых всего несколькими словами передается картина мира. Кто-тонаходит в работах М. Живнова отголоски нэцкэ.- Интересно, что послужило отправной точкой в вашем творчестве? - спрашиваюу Михаила.- Можно сказать, все началось с нэцкэ. Закончив школу в Ташкенте, поступилв художественное училище на отделение театральной декорации. Потом училсяв Ташкент-ском театрально-художественном институте, на факультете живописи,рисунка, где готовили книжных графиков-миниатюристов. Отсюда и тяга к миниатюрам.Впервые увидел нэцкэ, когда попал в Музей искусств в Ташкенте. Стал увлекатьсяяпонским искусством. Решил попробовать себя в мелкой пластике. Сначалаизображал мифических существ с узловатыми, похожими на ветви старого дереваконечностями, фантастических не то джиннов, не то горных духов.Позже, когда приехал на неделю в Москву, познакомился с коллекцией нэцкэв музее-квартире А. М. Горького. Там, наверное, свыше 200 работ, подавляющеебольшинство фигурок - из кости, но есть и очень интересные из дерева. Каждыйдень ходил в музей и разглядывал нэцкэ, собранные писателем. На меня ужестали с подозрени ем поглядывать сотрудники музея. Но когда объяснил, чтотоже делаю миниатюры, и показал кое-что из своих работ, смотрительницыразрешили мне заходить за оградительную ленточку. Так я увидел мельчайшиедетали выставленных в витрине изделий, а в дальнейшем даже раскрыл некоторыесекреты японских мастеров, например технику резьбы укибори, которую придумализвестный резчик Бодзан. Это выпуклая резьба, рисунок создается не углублениямив поверхности, а отсечением лишнего. Допустим, надо изобразить мельчайшиепупырышки на теле жабы или на кожице яблока, груши, я продавливаю поверх-ностьдерева специальным инструментом с крошечной полостью на конце, а потом"выбираю" все лишнее, под действием влаги пупырышки выступают и становятсязаметными.От первых работ веяло Востоком. Между тем подражать нэцкэ не хотелось,я старался уйти от этого, делать что-то свое. И наконец нашел близкую ипонятную каждому человеку тему природы. В ней столько сюжетов, она поистиненеисчерпаема!Первую миниатюру у меня купил какой-то американец за символическую цену,а точнее - за 15 рублей. Впрочем, в те годы, когда я получал, будучи студентом,стипендию 30 рублей, считалось, что работа продана удачно.- А не жалко расставаться с собственными творениями?- Конечно, жалко. Но ведь и жить на что-то надо, семью кормить. Устроитьсяработать по специальности - книжным графиком - трудно. Недавно один английскийколлекционер хотел купить сразу несколько работ. Он путешествует по разнымстранам и очень удивился, увидя мелкую пластику у нас в России, сказал,что даже в Японии такого не встречал. Правда, то, что он выбрал, я продатьне смог, это были мои самые любимые миниатюры, да к тому же в единственномэкземпляре. Не разбивать же коллекцию. Когда позволяет время, удачные работыповторяю, чтобы было не так жаль расставаться.- Михаил, ваши миниатюры отличаются фотографической точностью, все персонажиузнаваемы, а разыгрываемые между ними сценки как будто списаны с натуры.Как рождаются образы, композиции?- Стараюсь подробно изобразить буквально все интересное, что замечаюв природе. Иногда нахожу любопытные фотографии. И в том и в другом случаеобязательно делаю зарисовки. Порой как-то обыгрываю сценку. После зарисовкилеплю композицию в пластилине и, если работа кажется удачной, уменьшаюее в пять-семь раз до той величины, какая нужна. Тщательным образом продумываю,в какой технике и в каком материале изобразить ту или иную деталь, тогоили иного зверька, чтобы добиться максимальной выразительности и максимальногосходства. Только после этого воплощаю идею в кусочке дерева или кости.Одну из работ я назвал "Памятник детству". Это жук-носорог на спичечномкоробке-пьедестале. В детстве все мы собирали жуков вот в такие коробочки.Иногда идею может подсказать фактура или форма материала. Так было с композицией"Оса на гнезде". Я вдруг увидел в кусочке маклюры, что ее древесина удивительнымобразом напоминает строение осиного гнезда, годовые кольца создают эффектслоистости и не требуют никакой специальной обработки. Нужно только придатьгнезду характерную форму, просверлить входное отверстие и выбрать изнутривсе лишнее бормашиной и резцами.- С какими материалами вы любите работать?- Стараюсь использовать породы деревьев с красивой и плотной древесиной.Особенно люблю самшит. Он настолько прочный, что в нем можно делать тончайшиепрорези, не боясь ни трещин, ни расколов. Предпочитаю работать с поперечнымспилом самшита. Он шлифуется лучше продольного, хорошо передает теплыйтон, к тому же на нем интересно отображается резьба. Самшит растет оченьмедленно. Встречается в основном на Кавказе и в Крыму. В Средней Азии,где я жил до 1998 года, его не очень много, а если и растет, то обычноне очень хорошего качества, так как из него делают садовые скульптуры.Когда дерево постоянно стригут, оно дает очень много побегов, ствол становитсясучковатым и, как правило, не годится для работы. Вот в Грузии самшит растетвеками сам по себе, его никто не сажал. Там великолепные деревья, стволыдостигают десяти сантиметров в диаметре. Как-то решил посчитать, сколькогодовых колец в пятисантиметровом стволе, дошел до 70, потом сбился сосчета. Представляете, как плотно расположены годовые кольца! Отсюда и прочность.После самшита ценю маклюру - это растение из семейства тутовых, тожес плотной древесиной и хорошо шлифуется. Далее идут сирень и косточковые,фруктовые породы деревьев: вишня, слива, груша, яблоня.Древесина для работы
должна быть хорошо высушена. Я не распиливаю живое дерево, а нахожуто, что высохло само по себе в природе. С чурбачков кору сразу не снимаю,торцы их покрываю краской, чтобы оставшаяся в древесине влага уходила постепенно.Должно пройти несколько лет, пока материал не станет пригодным для резьбы.Есть у меня работы из рога оленя, слоновой и верблюжьей кости. Такойматериал - редкая удача. Хорошо, друзья выручают. Несколько лет назад подарили,например, кусок мамонтова бивня. Из его небольшого фрагмента сделал мордочкупесца, а дупло, откуда выглядывает зверек, вырезал из рога оленя.Самое интересное, что и обычная говяжья кость, цевка, - великолепноесырье для резчика. Она позволяет создавать любопытные круговые композиции,полые внутри. В таком стиле сделана сценка "Хищная рыба, гоняю-щаяся замальками".- А как вы тонируете кость?- Обычным образом: корой разных пород деревьев. Столовую ложку измельченнойкоры кладу в металлическую емкость, опускаю туда готовую миниатюру из кости,заливаю холодной водой и кипячу 15-20 минут, пока кость не приобретет приятныйзолотистый цвет. Когда вода остынет, вынимаю вещицу. Японские мастера умудрялисьслоновую кость окрашивать чуть ли ни в черный цвет. Для меня это секрет.Вообще все то, что они делали, держалось в строжайшей тайне. Но я не теряюнадежды, может быть, удастся и здесь докопаться до истины. Л. БЕЛЮСЕВА.
Жук-носорог на пьедестале в виде спичечного коробка вырезан из цельногокуска самшита, боковые грани коробка инкрустированы красным деревом; оса- тоже из самшита с инкрустацией черным рогом, а ее гнездо - из маклюры.Тело жабы выполнено в технике резьбы укибори.Рыба-шар (справа) вырезана из яблони, инкрустирована стеклом и чернымрогом; рыбка в кораллах - из самшита.Орешниковая соня на пеньке с вешенками и крыса - из древесины вишнии самшита, инкрустация черным рогом.Инструменты резчика, кусочки древесины и готовые миниатюры из кости.Бабочки ночной павлиний глаз и махаон вырезаны из обыкновенной говяжьейкости - цевки, а гусеница бражника - из самшита.Наседка с цыплятами и утка с утенком (резьба по дереву и кости, инкрустация).Броши (резьба и графика по кости, инкрустация).



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)