[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)

Декоративно-прикладное искусство ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАПА И СВИЛИ


Уважаемая редакция!
В № 9 журнала "самый интересный журнал Наука и жизнь " за 1998 год была опубликована статьяВ. Попова "Художественные изделия из капа и свили". Братины и ковши с фигуркамиживотных, скульптурные композиции поразили мое воображение. Я не профессиональныйрезчик, и сложные вещи мне не по плечу. Просто люблю работать с деревоми хотел бы что-нибудь делать из наростов. Подскажите, что по силам домашнемуумельцу? И. Николаев (г. Псков).
О своем опыте работы с капом рассказывает инженер лесного хозяйстваЕ. МАРКОВ (г. Лобня Московской обл.). Наросты бывают двух типов Нарост - аномалия древесины. Волокна в нем расположены неправильно,как бы перепутаны. Такую древесину называют свилеватой , у нее причудливаяструктура и повышенное сопротивление к раскалыванию . Рано или поздно наростпоражается гнилью. Когда она проникает в ствол, дерево погибает.В старину на Руси деревянистые наросты ("наплывы") на стволах или ветвяххвойных и лиственных деревьев называли болоной. Капом обычно именовалии именуют березовые наплывы, а также наплывы на стволах, ветвях и корняхдругих порослевых пород деревьев (клен, тополь, ива, ольха), возникающиев местах обильного развития побегов и разрастания тесно сидящих спящихпочек. Главный признак наростов из спящих почек - наличие множества бугорков,которые при неблагоприятных для дерева условиях пробуждаются, как почки,и дают порослевые побеги. Эти бугорки и создают всю внешнюю красоту будущегоизделия. Однако не менее красива и внутренняя поверхность таких наростов,пронизанная спящими почками. Она напоминает текстуру карельской березы.Деревья, обладающие способностью к семенному размножению (сосна, ель),наростов из спящих почек не образуют. На них возможны только наросты изаномальной древесины - многообразные по форме и состоящие из одного сплошногобугра свилеватой древесины или из множества средних бугров, составляющиходин общий. Текстура этого типа наростов богаче текстуры простой древесины,но значительно проще текстуры наростов из спящих почек.Под корой у каждого нароста свой неповторимый рисунок расположения волокон.Чем необычнее текстура древесины, форма и наружный микрорельеф нароста,тем красивее будет изделие. Не все берите, что найдете Поиск наростов в лесу - самый интересный, самый романтический этап всегоцикла работ. В это время общаешься с природой, любуешься ею. Когда удаетсянайти что-то необыкновенное и красивое, испытываешь огромную радость.Мой совет: откажитесь от принципа приносить из леса любые наросты, выискивайтетолько самые оригинальные.Нередко встречаются наросты, частично или полностью пораженные гнилью.На участках гниения кора отмирает, древесина чернеет. Если нарост пораженгнилью в начальной стадии, когда древесина почернела, но осталась прочной,его вполне можно использовать. Он внесет разнообразие в цветовую гаммуизделий.Наросты из аномальной древесины можно заготавливать в течение всегогода, но лучше это делать весной, когда интенсивно увеличивается ростовойслой дерева - камбий. Именно по этому слою идет отделение коры от древесины,и именно в этот период кора отделяется легко, пластами.Наросты из спящих почек лучше всего заготавливать в период интенсивногороста дерева, в первую половину лета. В остальные периоды кору от наростаданного типа отделить чрезвычайно трудно.Спиливать нарост удобнее всего лучковой пилой. В соавторстве с природой Часто в исходном материале уже заложена основа будущего изделия - егоформа, размер, пропорции, цветовая гамма, микрорельеф и текстура. Над наростомпотрудился главный автор - природа. Человеку остается лишь отыскать средисотен наростов тот, который бы отвечал его задумке, правильно заготовитьэтот нарост, вовремя снять с него кору, выбрать лишний материал изнутри,копируя при этом наружную поверхность, отшлифовать изделие и покрыть еголаком.Вазы и кашпо лучше делать из нароста с вертикальным отрезом ствола,тогда ствол играет функциональную роль, а нарост - роль чистого украшения.Для таких изделий годятся любые типы наростов и любые породы деревьев.Для чаш подойдут наросты с напуском из стволовой древесины, которыйпо своей толщине и характеру расположения волокон является как бы продолжениемнароста. Прикладную функцию в такой чаше несет сам нарост в виде выполненнойв нем емкости. Напуск увеличивает эту емкость, обрамляет ее и одновременноукрашает.Нарост из аномальной древесины, края которого закругляются внутрь, подходити для вазы, и для чаши.У наростов из спящих почек нет четкой границы со стволом дерева. Обычноони настолько мелкие, что в них невозможно создать функциональную емкостьбез напуска из стволовой древесины. За красоту текстуры такие наросты частоиспользуют при изготовлении бус, серег, заколок для волос, шкатулок дляхранения ювелирных украшений. Лак - для отделки Для окончательной отделки изделия используют натуральный восковой лак.На внутреннюю поверхность лак наносят многократно. Для наростов из спящихпочек требуется не менее пяти слоев лака, а для наростов из аномальнойдревесины - не менее трех.Если изделие покрывают лаком пятикратно, третий и последний слои лакавытирают тканью до их высыхания, то есть сразу после нанесения. Это объясняетсятем, что восковой лак состоит из двух компонентов - натурального растворителяи растворенного в нем натурального воска. Растворитель впитывается интенсивнее,чем воск, и обычно уже после второго слоя, при его высыхании, на поверхностиизделия появляется белесый слой сухого воска, который нужно удалить. Сделатьэто можно при нанесении третьего слоя, когда невпитавшийся и засохший воскпредыдущих слоев размягчается в растворителе третьего слоя.Высохшая поверхность, освобожденная от засохшего избыточного воска,готова для нанесения нового слоя.Когда последний, пятый, слой лака высохнет, его растирают махровой тканью.В отличие от внутренней наружную поверхность изделия покрывают толькоодним слоем лака. При большем количестве слоев воск из-за неровностей наружнойповерхности трудно удалять и он становится очень заметным. Растирание здеськомбинированное: ровные участки трут махровой тканью, неровности - густойволосяной щеткой.Растирание наружной и внутренней поверхностей - последний и обязательныйэтап работы, только после этого удается в полной мере раскрыть красотутекстуры древесины, а всему изделию придать мягкий матовый блеск. Так сделаннаявещь превращается в предмет прикладного искусства, который вполне можетукрасить интерьер городской квартиры или загородного дома. Литература Гусарчук Д. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. М., 1977.Двойникова Е. С. , Лямин И. В. Художественные работы по дереву. М., 1972.Кулебакин Г. И. Столярное дело . М., 1987.Лямин И. В. Декоративные работы по дереву. М., 1973.Марков Е. Н. Ключ к российскому капу. М., 1995.Рыжухинский М. Удивительный кап . "самый интересный журнал Наука и жизнь "
№ 9, 1991.Сахаров М. Д. Инструменты сельского столяра и плотника. М., 1993.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)