[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)


Как делают пластиковые бутылки


Журнал "Тара и упаковка" родился в 1990 году,когда многие, прежде даже благополучные изданиястали испытывать трудности в связи с резкимсокращением числа подписчиков и прекращениемразличных дотаций. В то же время рождались новыеиздания, в их числе оказался журнал "Тара иупаковка" . Рассказывает директор ТОО"Журнал "Тара и упаковка" И. Смиренный.
Еще не так давно каждый производитель паковалсвою продукцию сам, часто поступая как емувздумается. Бывало, например, что фарфоровыеизделия лопатами грузились в железнодорожныйвагон, и "сверху" давалось разрешение на 50процентов боя. Кто-то сколачивал упаковочныеящики из дощечек, кто-то клеил картонные коробки.Журнал же появился именно в то время, когда сталасоздаваться отечественная упаковочная отрасль,появились продуманные стандарты на тару,упаковка получила признание как важнейшая частьпроизводства. Сегодня уже сформироваласьроссийская индустрия тары, в частности,выпускаются сподручные для переноски однимчеловеком ящики, налажен выпуск большихпластиковых ПЭТ-бутылок и металлических баночекдля воды и пива. Российские упаковщики, освоивзарубежный опыт, предлагают оригинальныерешения, дизайнеры и оформители вышли намеждународный уровень. Обо всем этом пишетжурнал; не забываем мы и о нашем "упаковочномпрошлом" - о немаловажной части отечественнойпроизводственной истории.
Ниже публикуются заметки, подготовленные поматериалам журнала "Тара и упаковка".

Вначале колбы разогревают в особых установках -контейнерных или погружных станциях. Здесьпреформы движутся, равномерно вращаясь иподогреваясь, или помещаются в гнезда разогретыхплит, где находятся неподвижно 10 -16 минут.

Большие пластиковые бутылки, еще недавновыглядевшие зарубежной диковинкой, сталипривычным видом тары. Эти сосуды делают изполиэтилентерефталата (ПЭТ) и потому называютПЭТ-бутылками. Сам материал прочен и устойчив крастрескиванию, не пропускает углекислый газ,отличается прозрачностью и блеском. ПЭТ иэкологически безопасен - его можно повторноперерабатывать без отрицательных последствийдля окружающей среды. Бутылки выдувают из особойзаготовки - так называемой ПЭТ-преформы, похожейна большую пробирку. До 1997 года ПЭТ-преформы восновном попадали к нам из-за рубежа. Сегодняразвивается собственное производство этогосырья.

Малогабаритные и экономичные полуавтоматывыдувают 500-600 бутылок в час, причем можнодовольно быстро менять пресс-формы для выдувабутылок разных форм и назначений. Полуавтоматыснабжены компрессором для подачи сжатоговоздуха, а также ресивером - накопителем воздухаобъемом не менее 250 л.

Разогретые преформы направляют в агрегатвыдува - в его раскрытую форму. Здесь в колбуопускается шток, горло будущей бутылкизапечатывается, и шток растягивает колбу.Одновременно в колбу поступает сжатый воздух,который и превращает ее в бутылку.

Наши столичные фирмы, выпускающие преформы,используют передовое зарубежное оборудование исырье, отвечающее самым высоким технологическими санитарно-гигиеническим нормам. Из Москвыпреформы поступают в города России, а также наУкраину, в Таджикистан, Туркмению.

К заготовкам-колбам предъявляют строгиетребования. У них должны быть идеальнаягеометрия, необходимая масса, точноераспределение материала, пластичность, наконец,нужный химический состав, нарушение которогоможет серьезно повлиять на качество напитка.Использование для преформ низкокачественногосырья и нарушение технологического процессаприведут к тому, что из стенокготовой бутылки начнут выделяться вредныевещества, меняющие к тому же вкус и запах напитка.

Банка может все

Что касается срока службы ПЭТ-упаковки, то онаспособна содержать без ущерба воду ибезалкогольные напитки от 1,5 до 12 лет взависимости от условий хранения. Кстати,увеличение толщины стенок бутылки не повышаетсрок ее службы, а, наоборот, снижает его. Дело втом, что у тонкого материала большая степеньвытяжки, а это повышает устойчивость полимера квнешнему воздействию.

Сами же банки для напитков появились в 1936 году вСША. С течением времени банка становилась всеболее тонкостенной и легкой, не теряякомпактности и удобства в перевозке.

Около двадцати лет назад советскоеправительство приняло решение об организациивыпуска металлических баночек для разныхнапитков, но вскоре выяснилось, что нашапромышленность не умеет прокатывать необходимыйдля баночек очень тонкий металлический лист. Былнайден выход, типичный для того времени: появилсяразгромный фельетон "Джинн в банке", где впух и прах были раскритикованы металлическиебаночки, о которых тут же перестали дажеупоминать.

Предполагают, что через год-два Россия будетежегодно использовать примерно четыре миллиардаметаллических баночек. В Московской областистроятся два завода для производства такой тары -в Дмитрове (с помощью американцев) мощностью 1,5миллиарда банок в год и в Наро-Фоминске (с помощьюшведов) на 1,75 миллиарда банок в год. Пуск этихпредприятий на 80 процентов покроет потребность валюминиевых банках. Со временем навернякапоявятся и другие подобные предприятия,поскольку потребление напитков в России ещесравнительно невелико - ежегодно 15 литров на душунаселения по сравнению с 70 литрами в Швеции и 360литрами в США.

Сейчас для производства банок используютполученные холодным прокатыванием листы, восновном почти из чистого алюминия или сдобавками магния и марганца толщиной от 0,27 до 0,35мм. Диск-заготовку закладывают в форму. Затемпоршень надавливает на диск, постепеннопревращая его в цилиндр с дном. Процесс вытяжкикорпуса завершается формовкой донышка банки исужением ее горловины. Затем на стенки банкинаносится внешнее покрытие и лакируется (обычнодвумя слоями) внутренняя часть корпуса. Посленаполнения банки ее закрывают крышкой,изготовленной отдельно.

Увеличение количества металлических баночекнеизбежно обостряет проблему их утилизации. Вевропейских странах распространены сбор ипереработка использованных баночек (рисайклинг).Впереди идет Швеция, собирающая иперерабатывающая 92 процента использованныхбаночек. На втором месте Швейцария, далееГермания, Австрия, Италия, Греция и, наконец,Великобритания, где собирают и перерабатываютлишь 28 процентов использованных баночек.

Жизнь не стоит на месте, и уже американскаяфирма "Кока- Кола" выпустила банку, поконтуру напоминающую традиционную фирменнуюбутылку, а также банку с рельефным красочнымпокрытием. Шведские фирмы идут по пути снижениявеса банок, и за последние десять лет удалось егоуменьшить на 20 процентов за счет утончениястенок.

Еще в начале нынешнего века появилиськонфетные и папиросные коробки с изображением Ф.И. Шаляпина. Кондитерская фабрика "А. И.Абрикосов и сыновья" выпустила небольшиешоколадки в обертках, украшенных фотографиямипевца в ролях Ивана Сусанина и Бориса Годунова.Фабрика Г. Ландрина на вкладыше, прилагавшемся кшоколадной продукции, кроме фотопортрета певцавоспроизвела семь сюжетов из оперных спектаклейс участием артиста.

Коробки сШаляпиным

В наше время Казанская кондитерская фабрикавыпустила набор шоколадных конфет в красочнооформленной коробке с портретом Ф. И. Шаляпина. ВСША сейчас продаются сигареты под названием"Shaliapin".

Карамель с изображением Ф. И Шаляпина наобертке выпустила кондитерская фабрика"Большевик" в начале 20-х годов, хотя в этовремя певец в России выступал мало и в основном вблаготворительных концертах. В первые годысоветской власти в Ростове-на-Дону появилисьпапиросы, посвященные известному артисту.Коробку украшало изображение певца, этоизображение с фамилией артиста были отпечатанына каждой из 25 папирос в коробке.

Таирян, Шустов, "Арарат"

На снимке папиросная коробка с изображением Ф.И. Шаляпина.

В 1920 году завод национализировали, и через годон стал называться "Арарат". Сейчаспредприятие выпускает коньяки 17 наименований,которые экспортируются более чем в 30 стран мира.За последние 16 лет армянские марочные коньякибыли награждены 55 золотыми, 24 серебряными и 3бронзовыми медалями. Известная марка"Наири" в 1996 году в Брюсселе получила своюочередную по счету II-ю золотую медаль.

Основателем коньячного дела в Армении считаютНерсеса Таиряна, который в 1887 году создал вЕреване передовое по тем временам коньячноепроизводство. В 1889 году предприятие арендовалорусское торгово-промышленное общество "Шустови сыновья". Под руководством Шустовых быстрорасширились площади предприятий, возрос выпусквин и коньяков. В 1901 году приглашенные ШустовымМкртыч Мусинян, окончивший французскуювинодельческую школу, и Кирилл Сильченко,выпускник русской винодельческой школы, создалипервый марочный коньяк"Фин-шампань-отборный", который получилнесколько высоких призов на дегустационныхконкурсах. Свидетельством высокого качествапродукции завода Шустовых стал герб предприятия,украшенный двуглавым орлом, императорскойкороной и надписью "Поставщик Двора ЕгоИмператорского Величества".




Уже второй год продукция завода разливается вбутылки по 0,5 и 0,75 л оригинальной формы,поставляемые итальянской фирмой "Торвелл".При этом используются фирменные зарубежныепробки, колпачки и крышки, а также бутылкиоригинальной формы российского и армянскогопроизводства. Более красочен стал и дизайнэтикеток.


Основные операции выдува пластиковых бутылок:1 - закрытие формы; 2 - запечатывание горла; 3 - растягивание преформыштоком, начинается выдув; 4 - выдув; 5 -раскрытие формы.Вытяжка корпуса металлической баночки:1 - поршень, 2 - фасонный элемент, 3 - вытягиваемый корпус, 4 - профилированиедонышка, 5 - форма для вытяжки банок.

 Так выглядят ПЭТ-преформа и готоваябутылка.







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)