[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)

На вопросы редакции отвечает М.Суслова. Беседу ведет специальный корреспондентжурнала Л. Белюсева. - Мария, вы так профессионально вышиваете,а как давно вы увлекаетесь вышивкой? - Вышивать научилась рано. Я родом из Украины.Детство прошло в деревне под Полтавой. В 50-60-е годы девочек учили вышивать,как правило, с малолетства. Серьезно занялась этим рукоделием уже послеокончания школы, когда вышла замуж и переехала в Москву. Было это в 1983году. Сначала вышивала крестом иконы. Руки наловчились выкладывать оченьмелкие стежки. Появились выносливость и способность делать довольно масштабныеработы. Когда сынишка пошел в первый класс, стала выкраивать время не толькона вышивки, но и на посещение выставок.Как-то в конце 1993 года услышала по радиообъявление, что на Варварке организуются встречи с самодеятельными мастерамидекоративно-прикладного искусства. Там я познакомилась с уникальной московскойвышивальщицей - Евгенией Николаевной Козиевой. Коллекция картин этой удивительнойженщины, которая более 35 лет вела кружки вышивки в разных министерскихучреждениях, меня потрясла. Казалось, что ее вышивки выполнены не иголкой,а кистью. Договорилась, что буду брать у нее уроки.Сейчас Евгения Николаевна уже не вышивает, возраст не тот, да и глаза подводят.Но тогда, в 1994 году, она научила меня всем техническим приемам, которымивладела сама, показала, как подготовить кальку, как перевести картину наткань, какие пяльцы должны быть у вышивальщицы, какой подрамник. Рисовальныйшов отрабатывали на цветах. Очень скоро они стали получаться у меня такимиже живыми, как и у моей учительницы.Дальнейшие шаги были самостоятельные. Появиласьмечта: перевести на язык вышивки наиболее известные картины художниковразных эпох, стран, стилей и направлений, чтобы в коллекции были не толькоцветы, но и портреты, пейзажи, натюрморты, бытовые сценки. Первый опытудался. Это была вышивка по картине шотландского живописца Генри Ребёрна"Мальчик с кроликом". Репродукцию я взяла из журнала "Огонек". Сама картинанаходится в Лондоне - в Королевской академии художеств. В свое время живописецполучил за нее почетное звание академика. Несколько лет назад эту картину,среди прочих шедевров Королевской академии художеств, привозили на выставкув Москву - в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина,но, к сожалению, мне не довелось ее увидеть. - Ваши вышивки - праздник для глаз.Они очень живописны, обрамлены красивыми рамами. С помощью ниток вам удаетсяпередавать все тонкости фактуры каждой вещи, блеск и мягкость ткани, еенежную прозрачность, солнечные блики на море, легкие, воздушные облака.Наверное, для этого нужно иметь специальное художественное образование? - Я закончила Институт культуры. Специальногохудожественного образования у меня нет. Рисовать красками не умею, а вотцветными карандашами кое-что получается, особенно цветы. Это умение ещесо школы. Думаю, оно научило меня видеть и чувствовать цвет.Как сотни лет назад работали над шитымииконами искусные вышивальщицы? Художники-иконописцы на ткани делали рисунок,а мастерицы заполняли его тысячами стежков. Такие вышивки шили лицевымшитьем разноцветными шелками. Другое название этой техники - живопись иглой.Вышивальщицы не создавали сюжеты, но в душе, конечно же, были художницамии имели тонкое чувство цвета. Кто умеет писать картины, тот не вышивает.Вышивка - занятие очень кропотливое, требующее большой усидчивости и огромноготерпения. Чтобы вышить картину, ее нужноувидеть и прочувствовать. - Расскажите, как вы работаете? Какиеткани и нитки используете? - Сравнивая, как работают разные вышивальщицы,я понимаю, что у меня несколько иная школа вышивки. Евгения Николаевнанаучила меня: никогда не закреплять ни пяльцы, ни подрамник, они всегдадолжны быть подвижными.За вышивкой нужно сидеть так, чтобы светпадал с левой стороны. Правая рука всегда находится над подрамником, левая- под ним. Стол перед вышивальщицей должен быть достаточно высоким, чтобына него можно было опереть пяльцы или подрамник.Пяльцы лучше сделать самим. Для нижнегообруча (высотой 5-6 и диаметром не менее 30 сантиметров) можно использоватьсито или три одинаковых кольца деревянных пялец, склеенных между собой.Этот обруч следует в несколько слоев обернуть бинтом. Для верхнего обручанужно подобрать ремень из натуральной кожи (плотный и чтобы не красился)и сшить его на срезах. Ремень должен очень туго соприкасаться с нижнимобручем, тогда ткань на пяльцах не придется всякий раз подтягивать. Посленескольких вышивок ремень немного растягивается, поэтому его приходитсяукорачивать и вновь сшивать. Достоинства самодельных пялец - в отсутствиивсяких шероховатостей, структура тонких и нежных тканей в таких пяльцахне нарушается.Подрамник должен быть без единого гвоздяи обязательно из мягкого дерева, тогда, закрепляя ткань, в него легко воткнутькнопки. Чем меньше вес подрамника, тем удобнее вышивальщице работать. Длявышивки картин нужно иметь несколько подрамников, самый маленький - размером30 х 40 сантиметров.Небольшие картины лучше вышивать на пяльцах,большие - только на подрамнике.Ткани можно использовать разные. Конопляноеполотно годится для вышивки крестом различных иконописных сюжетов. Длякартин, выполняемых рисовальным швом, больше подходят тонкий, плотный хлопокили поплин. На шелке лучше всего вышивать цветы, у которых фон целикомне зашивается. Если же фон полностью зашивается, нет смысла использоватьшелк.Чтобы вышивать хорошие вещи, нужна большаяколлекция ниток мулине. У меня они упорядочены по номерам - тональностьк тональности - и намотаны на картонные полоски с выемками вверху и внизу.На одной картонной полоске все оттенки красного цвета, на другой - зеленогои т. д. Это, конечно, занимает какое-то время, зато очень удобно в работе.Вышивая картины, вышивальщицы пользуютсяразными швами. Но какой бы шов они ни применяли, везде главенствует еговеличество стежок. Стежки должны быть разной величины и располагаться какбы в шахматном порядке, перекрывая друг друга. Их размер колеблется в пределахот одного миллиметра до двух сантиметров и зависит от размера вышиваемогоэлемента. Зашивать все только маленькими стежками нельзя, иначе фактуравышивки получится рябой.Вначале, когда опыта еще нет, направлениестежков можно наносить на ткань карандашом. Все стежки следует прокладыватьна лицевой стороне вышивки, изнанка нужна для того, чтобы перейти от одногостежка к другому.Я всегда вышиваю в одну нитку - в две нитиневозможно передать тонкие тональные переходы. Когда изображаю лицо, этуодну ниточку растягиваю, чтобы она стала еще тоньше. Использую при этомсветлые мулине одного тона, для притенения по абрису и вокруг глаз берумулине тоном немного темнее, чем основной.У разных ниток своя роль. Для вышивки лицакак нельзя лучше подходят ленинградские мулине, а вот импортные - не годятся:они объемнее, пушистее и больше блестят. Их хорошо использовать для вышивкиодежды. - Копируя полотна великих художников,вы добиваетесь большого сходства своих работ с оригиналом, довольно точнопередаете общий колорит картины. Все ли детали вы переносите на ткань?И как это делаете? - Если переносить на ткань все мелкие деталикартины, потом в них можно просто запутаться. Переносить нужно только основныеконтуры, а все остальное делать "от руки". С опытом вырабатывается точностьглаза.Технически перевод картины на ткань выглядиттак. Беру достаточно прозрачную кальку (ту, что годится под тушь), смазываюее с одной стороны растительным маслом, затем тщательно вытираю бумажнымиили тряпочными салфетками и просушиваю. От этого калька становится ещепрозрачнее. Подготовленную таким образом кальку накладываю на картину исрисовываю все ее основные контуры. Следующий этап - перевод рисунка скальки на ткань. Использую для этого тонко заточенный, не очень мягкийпростой карандаш и тонкое двухмиллиметровое стекло размером 10 х 15 сантиметровс гладкими ошкуренными краями (со стеклом большего размера работать неудобно).Сначала ткань закрепляю кнопками на подрамнике так, чтобы она была сильнонатянута. Затем кальку с рисунком прикрепляю двумя-тремя булавками к изнанкеткани. Подрамник в вертикальном положении прижимаю своим телом к столутак, чтобы изнаночная сторона подрамника (та, где к ткани прикреплена калька)была слева. Свет от окна должен падать на изнанку подрамника. Дальше яподкладываю к кальке стекло и перевожу фрагмент рисунка на ткань. Передвигаюстекло - и перевожу следующий фрагмент. И так до конца, пока весь рисунокне будет перенесен на ткань. - Направление стежков на ваших картинахвезде разное. Есть какие-то правила, как, к примеру, вышивать лица илиоблака? - В каком направлении класть стежки, чащевсего подсказывает чутье. У художника мазки могут идти в одном направлении,а в вышивке стежки приходится класть совсем по-другому. И не всегда заранеезнаешь как. Но некоторые правила все же существуют. Когда изображаешь небо,стежки - так меня учили - следует располагать только горизонтально. Онидержат картину. Если повести их не горизонтально, а по вертикали, то получатсяскалы, а не небо. Так же, строго горизонтально, надо класть стежки и когдаизображаешь облака или море в спокойном состоянии. Передавая округлостиоблаков, нельзя располагать стежки дугой, иначе выйдут корабли, а не облака.Горизонтального направления стежков нужно придерживаться и тогда, когдавышиваешь лица.Трудности на пути встречаются всегда. Работаянад глазами леонардовской "Дамы с горностаем", я проложила стежки дугой.Посмотрела на вышивку с расстояния двух метров и увидела на ней монголку.Два раза пришлось выпарывать нитки. И лишь когда сделала и веки, и бровигоризонтальными стежками, монголка исчезла. Хотя в других лицах я иногдавышивала эти детали стежками в виде дуг, и все получалось хорошо. Не знаю,в чем здесь секрет. Всегда трудно предугадать,что получится.Нельзя слишком закруглять щеки. Нитки даюттакой блеск, что, глядя на вышитое лицо с расстояния, видишь на щеке подобиефлюса. Также нельзя увлекаться стежками округлых форм для передачи округлостейфигуры. Лучше моделировать эти округлости нитками одного цвета, но разныхтонов, где-то потемнее, где-то посветлее.Самой сложной для воспроизведения оказаласькартина А. М. Шилова "Венгерская цыганка Нана". Но все-таки удалось найтиприем, как передать руки, просвечивающиеся сквозь прозрачные рукава платья.И руки, и прозрачные рукава надо вышивать одновременно. Направление стежковдиктует форма рукава. - Интересно, сколько времени уходитна вышивку одной картины? - Все зависит от погоды и от времени года.Весной и летом работа идет быстрее. Вышивая по восемь-десять часов в день,можно сделать картину за два или три месяца. Осенью и зимой, когда дникороткие и в основном темные, я гладью не вышиваю, только крестом. Вышиватьгладью нужно при хорошем дневном освещении. Электрический свет меняет цвета,и тогда сделанную вечером работу утром приходится всю выпарывать. К томуже от электрического света нитки бликуют, и глаза очень устают. Вышивкаменя так захватывает, что я не замечаю времени. Мне интересно разрабатыватьприемы передачи теней, полутонов, придумывать, как сымитировать, чтобышелк был похож на шелк, бархат - на бархат.Каждый раз, когда заканчиваю картину, смотрюна нее и с близкого, и с далекого расстояния, проверяя, все ли в ней гармонично,не надо ли что-то исправить. А еще очень хороший метод проверки - череззеркало. Отражение картины в зеркале выявляет порой то, что не видно дажепри пристальном ее рассмотрении. - Ну вот картина вышита, никаких исправленийне требует - что дальше? - Не снимая картину с подрамника, проглаживаюее с изнанки через мокрую ткань утюгом. Если картина на пяльцах и утюгомгладить неудобно, кладу ее лицевой стороной на чистую мягкую ткань, безкакого-либо рельефа, и проглаживаю с изнанки ложкой из нержавейки. Делаюэто очень интенсивно, чтобы ложка разогрелась. После этого натягиваю вышивкуна плотный картон и вставляю в раму под стекло. Самое подходящее местона стене то, куда не попадают прямые солнечные лучи, иначе нитки будутвыцветать. Стирать вышитые гладью картины не рекомендую. Вышивальщица М. И. Суслова за работой.Самодельные пяльцы.Вышивка М. И. Сусловой по картине Г.Ребёрна "Мальчик с кроликом".
1234Прекрасные копии живописных полотен не только выходят из-под кистихудожника, но и делаются иглой вышивальщицы. Художественные вышивки МарииСусловой исполнены особым рисовальным швом по картинам Леонардо да Винчи"Дама с горностаем" (1), И. К. Айвазовского "Итальянский пейзаж. Вечер"(фрагмент) (2), И. Романова "Орлик олимпийский" (3), К. Кляйн "Ветка яблони"(4).

Весной 1998 года в Москве в Государственномроссийском доме народного творчества проходила персональная выставка вышивокМарии Иосифовны Сусловой. На суд зрителей вышивальщица представила великолепныекопии картин известных живописцев, выполненные рисовальным швом и крестом:"Троицу" Андрея Рублева, "Даму с горностаем" Леонардо да Винчи, "Автопортрет"Рафаэля, "Саскию" Рембрандта, "Мальчика с кроликом" Г. Ребёрна, "Шляпкус булавкой" О. Ренуара, "Раннюю весну" А. К. Саврасова, "Женщину с полотном"К. А. Трутовского, "Итальянский пейзаж" И. К. Айвазовского, "Сергиеву пустынь"Н. К. Рериха, "Венгерскую цыганку Нана" А. М. Шилова и еще много другихработ. Ранее они демонстрировались в Государственной Думе, в культурныхцентрах некоторых организаций и учреждений. Осенью этого года их можнобудет увидеть на II российской выставке-конкурсе "Вышитая картина" во Всероссийскоммузее декоративно-прикладного и народного искусства.
Очень многие люди, побывавшие на выставкахМ. И. Сусловой, делились в книге отзывов своими впечатлениями. Одни отмечали,что вышивальщица "сумела передать не только богатую палитру красок, тонкуюсветотеневую игру, но и почерк художника". Другие были поражены, "как вышивкаможет достигать такого совершенства". Кто-то находил, что в вышитых копияхкартин "даже больше души и тепла, чем в оригиналах", что "картины мастеровВозрождения и наших современников живут новой жизнью". Рукодельницам "хотелосьпопробовать себя в этом жанре, чтобы достичь такого же мастерства".
А вот что написала о вышивках М. И.Сусловой преподаватель Института повышения квалификации учителей О. И.Нагель: "Впервые увидела вышитые картины такого высокого уровня мастерства.... Можно спорить о том, нужно ли копировать работы великих художниковв другой технике, используя нетрадиционный материал. Мне кажется, что этовполне допустимо, и, более того, работая с великими произведениями искусства,мастер так или иначе погружается в это искусство, изучая "кухню" мастерствавеликих. А что касается зрителей, несомненно одно: приятно встречатьсяс уже виденным, узнаваемым. И сразу же ошеломляет неожиданная подача мастерицейэтого узнаваемого. Начинаешь пристально вглядываться в детали: оцениватьвсе в целом, невольно сравнивая с оригиналом, запечатленным в памяти. Возможно,зритель после этой выставки более внимательно вглядится в оригинал, встретившисьс ним вновь".



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)