[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)

Большинство камер измеряет экспозицию по всей площади изображения. Такойспособ называется интегральным. У некоторых камер вся площадь кадра разбиваетсяна зоны. Экспозиция измеряется для каждой зоны отдельно. Полученные значениясравниваются между собой, и находится наилучшая экспозиция. Такой способназывается зональным. Он позволяет, например, не учитывать свет попадающихв кадр фонарей, в обычной камере вызывающий недодержку.Кроме интегрального и зонального бывает точечный замер экспозиции. Большейчастью он производится по части изображения, попадающего внутрь рамки видоискателя.Поймав в рамку самую важную часть изображения, нажимают на кнопку "памятьэкспозиции" или "память экспозиции и фокусиров ки", уточняют границы будущегокадра и нажимают на спусковую кнопку.Камера делает наводку на резкость по части изображения внутри рамки.Если вы снимаете, например, двух стоящих рядом девочек, то она может сфокусироватьсяна предмет за ними. Избежать такой неприятной ситуации просто: повернитекамеру так, чтобы в рамке было видно лицо одной из девочек, нажмите накнопку "память фокусировки", поставьте камеру в нужное положение и снимайте.В современных камерах-"мыльницах" чаще всего применяется метод пассивнойфокусировки. Камера сравнивает два изображения, попадающие через микрообъективына датчики, и анализирует их. Она не любит поверхностей, на которых нетфактуры (ей не за что "зацепиться"), поверхностей с горизонтальными линиями,предметов с мягкими контурами.

А. ВОЛГИН. Немногим более десяти лет назад журнал писал,что в ближайшем будущем появятся дальномерные фотоаппараты с автоматическойнаводкой на резкость и объективом с переменным фокусным расстоянием (см."самый интересный журнал Наука и жизнь " № 3, 1986 г.). Сегодня они продаются в самых неожиданныхместах, от больших фотомагазинов до ларьков в подземных переходах. Всеэти камеры оказались очень удобными для не очень подготовленных фотолюбителей.Общепринятое название камер довольно прозаично - "мыльница". Откуда пошлоназвание, сказать не трудно: их корпуса большей частью сделаны из пластмассыи действительно напоминают указанный предмет. Название привилось даже средипрофессионалов, которые порой не скрывают, что снимают "мыльницами". Официальноже они называются компакт-камерами.
Что представляет собой "мыльница" Наиболее совершенные камеры этого типа полностью автоматизируют весьтехнический процесс съемки, оставляя за фотографом только его творческуючасть. Выпускаются, например, камеры с предельно упрощенной зарядкой пленки:достаточно вложить в нее кассету. Остальные операции камера сделает сама,а после съемки всей пленки перемотает пленку назад в кассету.Большинство же "мыльниц" заряжают традиционным образом. Нужно открытьзаднюю крышку камеры, вложить в корпус кассету, вытянуть из нее кончикпленки, положить на приемный барабан и закрыть крышку. Эту, казалось бы,простую операцию не всем удается освоить с первого раза, и начинающие фотографычасто просят помощи у более опытных.Камера сама устанавливает экспозицию и сама наводит на резкость. Передсъемкой нажимают кнопку "готовность", которая включает питание камеры,открывает крышку объектива, и он выдвигается из корпуса в рабочее положение.На некоторых моделях роль этой кнопки выполняет ползунок, которым вручнуюотодвигают заслонку объектива. У большинства "мыльниц" объективы имеютпеременное фокусное расстояние. В зависимости от типа камер оно изменяетсяот 38 до 160 мм (и даже до 200 мм) или от 28 до 90 мм. Первые позволяютснимать крупным планом далеко расположенные предметы, вторые применяютсядля съемки сюжетов, требующих от объектива большого угла зрения, таких,как пейзаж, панорамы, а также для съемки в тесных помещениях. И те и другиеподходят для съемки портретов.В быту объективы с переменным фокусным расстоянием называют зуммами(иногда трансфокаторами, вариообъективами, а правильное их название - панкратический,то есть всефокусный, объектив), а изменение фокусного расстояния - зуммированием.Объектив с переменным фокусным расстоянием позволяет, не изменяя точкисъемки, снять общий план и затем какую-то его часть с большим увеличением.Общий план снимается в положении клавиши управления "широкоугольник", детали- в положении "теле". Фокусное расстояние меняется плавно или небольшимискачками, в зависимости от модели камеры.Некоторые камеры позволяют снимать крупно предметы, расположенные недалекоот объектива. В рекламных целях такая съемка называется "макро", на самомже деле макросъемкой называют съемку в масштабе изображения, близком кразмерам предмета, которого "мыльницы" дать не могут.Объектив с переменным фокусным расстоянием имеет сложную конструкцию.У него может быть более 10 линз, часть которых при изменении фокусногорасстояния передвигает ся внутри объектива по довольно сложному закону.В фотографии часто приходится применять всевозможные насадки на объектив.С помощью светофильтров притеняют небо, изменяют характер цветопередачи,избавляются от бликов на полированной поверхности или на воде. От боковыхлучей, которые преломляются в линзах объектива и дают на пленке разноцветныепятна, защищает бленда. Однако объективы большинства "мыльниц" резьбы длякрепления насадок не имеют.Почти все объективы при увеличении фокусного расстояния значительноуменьшают светосилу. Поэтому, если вы снимаете в слабо освещенном помещении,установив объектив в положение "широкоугольник", а затем решили снять крупнодетали интерьера в положении "теле", сработает вспышка.Встроенные вспышки у большинства "мыльниц" располагаются близко к объективу.При съемке окно вспышки можно случайно закрыть пальцем левой руки, котораядержит камеру. Чтобы этого не случилось, у многих камер вспышка выдвигаетсяиз корпуса в сторону или вверх.Вспышка автоматически включается, когда не хватает света (у некоторыхкамер есть и другие режимы работы). Если снимать с небольшого расстоянияпри вспышке человека или животное, зрачки на фотографии могут выйти красными.Причина этого в том, что при слабом освещении зрачки расширяются. Светвспышки освещает сетчатку, поверхность которой выстлана кровеносными сосудамиярко-красного цвета.Если заставить глаз перед срабатыванием вспышки сузить зрачки, неприятноеявление "красного глаза" будет ослаблено. Для этого камера предварительнопосылает световой импульс от той же вспышки или небольшой встроенной лампочки.Для включения режима защиты требуется нажать на соответствующую кнопкуили передвинуть ползунок. Для экономии батареек после съемки режим лучшеотключить.Вспышку применяют и днем для подсветки теней и предметов на первом планепри съемке против света. Чтобы уменьшить нагрузку на батарейки, длительностьсветового импульса регулируют, исходя из особенностей сюжета.Если в камере предусмотрен стробоскопический режим (вспышка дает несколькосветовых импульсов подряд с небольшими интервалами), можно делать интересныеснимки, получая на одном отпечатке несколько фаз движения спортсмена илитанцовщицы. Вспышку по желанию можно отключать, чтобы, например, сниматьв музее, где пользоваться ею нельзя.Питается вспышка от того же источника, что и остальные системы камеры.Чаще всего это - литиевые батарейки, которые почти не разряжаются при длительномхранении, могут работать на морозе до 30 градусов и отличаются большойемкостью. Хватает батареек на несколько десятков пленок.У некоторых моделей мотор перематывает пленку после каждого снимка оченьбыстро. Это позволяет снимать сериями, причем при желании с меняющейсяот одного снимка к другому экспозицией или мощностью вспышки.Если выдержка длиннее 1/30 секунды, то, чтобы не потерять резкость из-завздрагивания камеры, нужно укрепить камеру на штативе или на жестком неподвижномпредмете. Так же необходимо поступать, если используется объектив в положении"теле": для фокусного расстояния 200 мм резкость будет падать при съемкес рук уже при выдержке длиннее 1/200 секунды. В режиме съемки с длительнойвыдержкой у камеры зажигается светодиод или раздается звуковой сигнал.Огонек другого цвета показывает, что вспышка готова к работе.Почти у всех камер затвор совмещен с диафрагмой и поэтому открываетсяне всегда полностью. Затвор-диафрагма упрощает конструкцию камеры, но ухудшаетее возможности. При изменении площади отверстия диафрагмы меняется глубинарезко изображаемого пространства. Чем меньше отверстие, тем больше глубинарезкости. Однако значение диафрагмы на объектив "мыльниц" наносится оченьредко, и узнать глубину резкости нет возможности.Экспонометрическое устройство камеры определяет время выдержки и степеньоткрытия затвора-диафрагмы. Однако и в то и в другое можно вносить поправки,изменяя программу работы камеры. Положим, требуется снять игру баскетболистов.Чтобы их изображение было резким, снимать нужно с короткими выдержками,включив программу "спорт". Камера установит минимально возможную по условиямосвещения выдержку. Однако для съемки, например, теннисного мяча, летящегонад кортом, нужны выдержки короче 1/5000 секунды, каких затворы-диафрагмыотрабатывать не могут. Это необходимо иметь в виду, выбирая фотоаппарат.Положим, вы снимаете против света детей на качелях. Чтобы на снимкеполучились их лица, необходимо дополнительно открыть диафрагму примернона 1,5-2 деления и нажать на кнопку программы "съемка против света". Тогдана отпечатке получаются нормально проработанные лица и высветленное небо.Без коррекции камера учла бы яркий свет неба, и оно получилось бы на снимкенормальным по плотности, а лица - недодержанными.Похожая ситуация возникает, когда, например, снимают лыжников в солнечныйдень или людей на песчаном пляже. Программа для съемки в таких условияхтак и называется: "пляж и снег".При съемке людей крупным планом камера будет учитывать в основном яркийсвет от лиц, закроет диафрагму и проблем с экспозицией не будет. Но тогдавыйдут резкими и предметы на заднем плане, а художественные достоинстватакого снимка обычно не вызывают восторга. Например, лицо человека, случайнооказавшегося позади ваших друзей, буквально влезает в снимок. Если уменьшитьглубину резкости, задний план станет размытым, и на постороннего человекав кадре зритель не обратит внимания. Для этого нужно поставить на камерепрограмму "портрет". Она полностью откроет затвор и лишь при очень большойосвещенности, когда автоматика не сможет больше уменьшать выдержку, немногоприкроет диафрагму. Это необходимо иметь в виду, снимая на солнце.Бывают сюжеты, которые, напротив, требуют максимально возможной глубинырезкости. Вы снимаете пейзаж и хотите, чтобы на переднем плане резкимиполучились цветочки, а на заднем - облака, из-за которых вырываются лучисолнца. В этом случае поставьте программу "пейзаж". Камера будет старатьсяпоставить максимально возможную глубину резкости, выдерживая наибольшеезначение диафрагмы. Эта же программа используется и при съемке через стекло,когда камера не в состоянии наводить на резкость через преграду.Если вы хотите снять сумерки или восход солнца, воспользуйтесь программой"заход - восход" или немного закройте диафрагму против значения, найденногоавтоматикой. В противном случае камера учтет плохую освещенность переднегоплана, увеличит экспозицию, и в результате на снимке получится не вечер,а обычный дневной снимок, вдобавок снятый при плохом освещении. Правда,возможности таких коррекций есть далеко не у всех камер.Многие камеры могут при одном нажатии на спусковую кнопку произвестисерию снимков. Такой режим позволяет выбрать наиболее естественное выражениелица среди нескольких отпечатков, облегчает съемку спортивных состязанийи других динамичных сюжетов. Снимая в этом режиме, иногда целесообразноотключать автоматическое управление экспозицией.Например, вы снимаете портрет. При повороте головы изменяется площадь,занятая тенями и прической, поэтому будет изменяться экспозиция и, следовательно,цвет лица. Если экспозиция останется постоянной, цвет лица меняться небудет. При съемке портретов можно использовать программу "мягкий портрет".По этой программе камера, не изменяя фокусировки и глубины резкости, немногосмягчает изображение. Портрет получается как бы в легком тумане.У профессиональных камер-"мыльниц" могут быть программы приоритета:либо выдержки, либо диафрагмы. В первом случае вы ставите нужное значениевыдержки, а камера устанавливает в соответствии с экспозицией диафрагму,во втором - наоборот. Конечно, при недостатке или избытке света камеравсе равно "подстроит" выдержку или диафрагму, отрабатывая верную экспозицию.Удобны камеры с изменяемым интервалом между отдельными снимками. Простейшийслучай съемки с интервалом - программа "автоспуск", которая включает затворчерез 8-10 секунд после нажатия на спусковую кнопку. За это время вы успеваетевстать перед камерой. Снимая с интервалом, она через несколько секунд вторичновключит затвор. За это время вы успеете изменить позу.



Некоторые модели имеют активную систему фокусировки со встроенным излучателеминфракрас ных импульсов. По времени прохождения импульсов до сюжета и обратноизмеряется расстояние и производится фокусировка. Этот метод плохо работает,когда снимаемый предмет сильно нагрет и сам излучает инфракрасные лучилибо, наоборот, поглощает их (как черный бархат) или когда перед камеройстоит стекло.У камеры может быть предусмотрено отключение автоматической фокусировки.Ею можно воспользоваться, например, если вы снимаете веселящуюся детворуна ковре. В этом случае камера не сумеет выбрать, по кому наводить на фокус.Она не успевает реагировать на быстрые перемещения нескольких озорников.Когда автоматическая наводка на резкость отключится, камера установит объективи диафрагму в такое положение, чтобы на пленке резко получились предметына расстоянии примерно от 1,5 до 6 метров.Изображение в видоискателе почти соответствует изображению на пленкетолько при съемке предметов далее одного метра, а на меньших расстоянияхразличие (параллакс) может быть очень большим. Это связано с тем, что центробъектива находится от центра видоискателя на некотором расстоянии. Чтобыучесть это различие, в видоискателе имеются метки, которыми пользуютсяпри съемках вблизи. У некоторых камер поправка вносится автоматически.Существуют камеры с режимом "съемка панорам". При съемке в этом режимев их видоискателе и перед пленкой вводятся шторки, ограничивающие кадр.Формат панорамы 16:9.У некоторых камер фотограф сам назначает, какая кнопка чем управляет.Такая особенность называется функцией пользователя. В темноте кнопки могутподсвечиваться. Подсвечиваются и дисплеи, которых иногда бывает два: одинпоказывает число снятых или оставшихся кадров, режимы, включенные программыи многое иное; другой - дату и время съемки, которые при желании впечатываютв изображение.Кроме сверхавтоматизированных камер выпускаются "разовые". Пленка вних заряжается на заводе-изготовителе; после съемки аппарат целиком сдаетсяв лабораторию, где его корпус разрушается и из него извлекается пленка.Отдельные модели могут иметь вспышку, систему автоматической установкиэкспозиции и даже моторчик для перемотки пленки. Иногда их выпускают идля съемки под водой.Большинство бытовых "мыльниц" позволяет получать сравнительно качественныецветные отпечатки размером 13х18 см, а профессиональные гарантируют форматне менее 24х30 см. У таких камер металлический, часто из титана, корпус,совершенный затвор, первоклассная оптика, на объектив нанесены значениядиафрагмы. У моделей с объективом переменного фокусного расстояния оноизменяется в незначительных пределах.

Компактные камеры - от примитива до совершенства





(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)