[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)

Эти строки А. К. Толстого очень созвучны моей душе. Природа всегда меня восхищает и манит.

Картины Ольги Александровны Касаткиной "написаны" особыми "красками" - луговыми, полевыми, лесными, садовыми и огородными. Теми, что мы порой топчем ногами. По профессии Ольга Александровна учитель, преподает физику и астрономию в школе № 5 г. Мытищи Московской области (педагогический стаж - пятьдесят лет!), а по натуре - лирик. Любит поэзию, природу. И много лет увлеченно занимается флористикой. Она с удовольствием согласилась рассказать читателям "науки и жизни", как "рисует" свои пейзажи. Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
....................
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить,
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

Для создания композиций и живописных картин флористы используют засушенные растения: листья деревьев, полевых, болотных, садовых, огородных растений, лепестки цветов, стебельки злаков и т. п.

Лет тридцать назад я увидела на одной из выставок композиции из засушенных растений. Они так мне понравились, что захотелось попробовать себя в этом творчестве. Записалась в секцию флористики московского городского клуба "Природа и творчество", в которой состою и по сей день.

Собранный материал сортируют: крупные растения с мясистыми листьями и толстыми стеблями, требующие больше времени для засушивания, складывают в одну стопку, мелкие и тонкие - в другую. Затем однородные по размеру и толщине листья, цветы раскладывают на газете, накрывают двумя-тремя газетами, сверху кладут еще ряд растений, снова накрывают газетами и т. д. Все это придавливают тяжелым прессом. Время от времени необходимо менять влажные газеты на сухие.

Собирают растения с ранней весны до поздней осени, обязательно в солнечную погоду (если будут намочены росой или дождем - испортятся при сушке). Одни хороши тогда, когда им день-другой от роду, другие, когда уже отцвели и изменили цвет. Листья с куста или дерева предпочтительнее нижние, на тонком черешке (толстый замедляет сушку).

Высушенные растения перекладывают бумагой и хранят в папках. Чем разнообразнее их цветовая гамма и форма, тем интереснее с ними работать.

Горячая сушка утюгом годится только для оберток кукурузных початков и стеблей злаков, из которых получается отличная соломка.

На дворе октябрь. Значит, вы еще успеете собрать и засушить осенние цветы и листья.

Основной принцип флористики - никакого подкрашивания. Да оно и не требуется. Природа наделила растения таким богатством красок, каких не купишь ни в одном магазине. Поразительно, как изысканны и разнообразны оттенки листьев клена, мать-и-мачехи, боярышника, осины!

Следующее задание посложнее. Создайте фон из листьев одного растения, но разных оттенков, наклеивая их на тонкий оргалит (он не даст вашей работе покоробиться). На этом фоне расположите композицию: букет цветов или что-то абстрактное.

Для начала освойте простые приемы. Попробуйте, например, сделать поздравительную открытку. Согните пополам ватман размером 20 ґ 20 сантиметров. Уложите "краски" на лицевую сторону открытки так, чтобы из листьев, стебельков и цветов получилась красивая композиция. Приклейте их клеем ПВА, равномерно смазав всю поверхность растения. Клей не должен быть очень жидким.

Работа получится, если вы вложите в нее свою душу, переживания, творческое воображение. Вас должно посетить вдохновение.

Когда добьетесь совершенства в технике, можно приступать к пейзажу. Но прежде желательно почитать книгу для начинающего художника, чтобы иметь представление о холодной и теплой палитре, о воздушной и пространственной перспективе и т. п.

Дома создаю эскиз на бумаге, раскладываю "краски" на столе и заполняю ими участок за участком. Если получилось то, что хотела, переношу композицию на основу - оргалит и закрепляю клеем.

Сюжеты для своих картин я нахожу в родном Подмосковье. Когда вижу красивые пейзажи, долго любуюсь ими, стараюсь запомнить.

Воздух, легкий, прозрачный и подвижный, великолепно передают нежные лепестки цветов. Когда нужно показать, что в туманной дымке вдали виднеется лес, использую внешние листья капусты с фиолетовым оттенком.

Начинаю с изображения неба. Оно определяет цветовую гамму воздуха, полей, лугов, деревьев. Если небо зимнее, беру, например, серебристый тополь, если весеннее - американский клен. Для летнего неба подходят обертки кукурузных початков, тончайший слой бересты. Как-то в березовых дровах мне попался замечательный кусок коры. В нем сочетались все краски неба при заходе солнца. И это было так поэтично!

Чтобы добиться перспективы, удаленные предметы на земле обычно делаю серо-фиолетовыми с неясными очертаниями, а те, что на переднем плане, наоборот, яркими и четкими.

Землю "рисую" листьями бежево-коричневой гаммы с зелеными вкраплениями.

Огонь передаю шелковистыми лепестками тюльпанов, а речку - потемневшими обертками кукурузных початков или листьями серебристого тополя. Если в речке отражается небо - в ход идут обертки с цветоноса чеснока.

Для изображения листвы на деревьях использую изъеденные гусеницами листья лопуха, калины, конского щавеля, мать-и-мачехи.

Буду рада, если мой опыт окажется полезным.

Готовой картине даю просохнуть, затем вставляю в рамку под стекло.

Композиция из весенних первоцветов - герани и примулы - на поздравительной открытке.

О. КАСАТКИНА. Фото В. Пирожкова. Сюжет для открытки поражает изяществом линий. В основе - цветки козлобородника.

Купырь лесной на фоне лепестков пиона и мальвы. Это еще не композиция, но уже красиво.

Пейзаж "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора".

Листья мать-и-мачехи, изъеденные гусеницей. Их можно использовать для изображения земли, кроны деревьев.

Палитра "красок" из кленовых листьев.

Композиция "Нарциссы".

Работы О. А. Касаткиной "живьем" можно увидеть на выставках клуба "Природа и творчество", которые почти каждой осенью проходят в Москве либо в Государственном Дарвиновском музее, либо в выставочном зале "Тушино", либо на ВВЦ.

Обертками кукурузных початков флористы изображают воду, небо на закате. Их также можно использовать, наравне с соломкой, для изображения таких цветов, как нарциссы.

Серебристые листья как нельзя лучше подходят для изображения заснеженных горных вершин и облаков.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)