[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)

Как в любой социальной ячейке, в книжном мире собирателей есть своя иерархия ценностей и "сословные" различия. К солидному представительному изданию у библиофилов подобающее отношение: они его любовно и обстоятельно описывают, ставят шифр на специальной карточке, а ныне вводят в компьютерный банк данных. И каждый пользователь общественной библиотеки всегда может получить требуемый экземпляр.

Записки библиографа О. ЛАСУНСКИЙ (г. Воронеж).

Вот и возникали так называемые летучие издания - произведения печати, которым не придавали значения даже авторы подобных брошюр и которые ускользали от взора государственного регистратора. Извлекают их из небытия верные стражи истории - библиофилы, для которых чем меньше тираж, чем труднее отыскать книгу - тем она дороже.

Но в книжном мире всегда существовали и книги-однодневки. Какая-нибудь неприметная на вид брошюрка, приуроченная к юбилею или другой торжественной дате. Казалось бы, для чего хранить такие в своем собрании? Кому нужна книга-однодневка? Губернские библиотеки от таких торопились избавиться поскорее, и частные владельцы библиотек не спешили поставить ее на полку.

Поводом для написания и издания книжечки послужило вполне серьезное обстоятельство - коронация нового царя. Брошюрка так и именуется: "Торжественный для всей России праздник по случаю священнейшего коронования его императорского величества государя императора Александра Николаевича самодержца всероссийского" (Москва, 1856). Автор его - некая Олимпиада Б...а (так и обозначено на обложке). Стихи ее более чем посредственные. Похоже, госпожа Б. никогда ранее не брала в руки пера и лишь в порыве верноподданнических настроений решилась на подвиг сочинительства. Книжечка строится как диалог между жителем Москвы и самой Москвой, где традиционно короновались русские монархи. Прибытие в первопрестольную столицу "помазанника Господня" Олимпиада воспевает как божественное действо. Она делится с читателем своими восторгами, а когда ей не хватает слов, заимствует их у других сочинителей. В частности, она сочла уместным вставить несколько строк из стихотворения "Императору Александру" В. А. Жуковского, написанного в 1814 году и адресованного дяде Александра II - Александру I.

Вот одна из таких книг-однодневок, которая имеется в моем собрании. Судя по потертой обложке и размазанному штемпелю, она обреталась где-то в резервном фонде.

Cегодня к таким изданиям относятся как к документам эпохи, как к голосам, доносящимся из гулких подземелий истории.

Коронация российских самодержцев всегда вызывала обвал официозных изданий в самых разных жанрах. Публицисты помещали в журналах дежурные статьи, а некоторые поэты не гнушались воспеть нового правителя в надежде, что августейшая особа выделит их из хора одописцев и одарит бриллиантовым перстеньком или золотой табакеркой с заветным вензелем.

В московской типографии А. И. Мамонтова в 1912 году был отпечатан первый выпуск альбома "Наши артистки". Можно подумать, что в нем они расскажут о своих ролях, бенефисах, примечательных событиях. Ничего подобного. Издание преследовало совершенно иные цели - чисто рекламного характера. Артистки, пользующиеся вниманием публики, делились своими впечатлениями о товарах, поставляемых на рынок парфюмерной фабрикой А. М. Остроумова. Книжка любопытная, даже курьезная.

Вот еще один памятник, но совершенно в ином роде.

Понимая, что реклама - двигатель торговли, А. М. Остроумов изобретает психологически точный ход: приглашает известнейших актрис высказаться о его продукции. Альбом, переплетенный в роскошную кожу, с автографами артисток вскоре оказался заполненным гимнами в честь фабрики А. М. Остроумова. Придворный фотограф К. А. Фишер снабдил факсимильно изданные тексты фотографиями артисток.

А. М. Остроумов начинал с малого: с мыла, удаляющего перхоть. Мыло стало популярным, помогло составить первоначальный капитал. Крем "Метаморфозы" его фабрики, который предназначался для борьбы с веснушками, загаром, пигментными пятнами, - тоже разошелся сразу. Дело предприимчивого фабриканта начало расти и развиваться. Ему удалось открыть склады в крупных российских городах - Петербурге, Одессе, Ташкенте и Варшаве. В 1900 году продукцию товарищества, основанного на паях, охотно стали покупать и за границей. Удачливый предприниматель открыл в Москве, на Тверской, институт врачебной косметики, и сюда потянулись капризные клиентки из буржуазных семейств, где они могли приобрести духи, одеколоны, кремы, мази, пудры, пасты, лосьоны и прочие чудеса косметики.

"Если бы Наполеон душился остроумовским "Наполеоном", Жозефина никогда бы ему не изменяла" (еще одна Рейзен, сестра Марии, - Раиса, из Малого театра).

Вот некоторые из таких отзывов. "Когда танцую в "Корсаре", всегда душусь "Violette...", они напоминают мне Восток с его экзотической красотой и опьяняющей природой" (Екатерина Гельцер, балерина Большого театра). "Репутация - то же, что и талант; она следует всюду; вот почему, где бы я ни путешествовала, я всегда находила ваши духи, мыло, одеколон "Идеал" (Надежда Плевицкая, исполнительница русских песен). "Ваши духи "Идеал" окружают меня такой восхитительной атмосферой, что, вдыхая их, я хожу, как в грезах благоухающих цветов" (Елена Подольская, солистка оперы). "Одеколон меня волнует, манит вдаль. Он гонит прочь тоску, печаль" (Мария Рейзен, балерина Большого театра".

Двадцать шесть популярнейших артисток прославляют московскую фирму, и чудится, будто от меловой бумаги и посейчас исходят благовония, сотворенные химиками остроумовской лаборатории.

Бесподобная и несравненная Антонина Васильевна Нежданова, чьим голосом упивалось несколько поколений меломанов, тоже объясняется в любви к парфюмерии Остроумова, особенно к пудре "Лакме".



Усилиями предприимчивого А. М. Остроумова российская косметическая продукция в начале века успешно конкурировала с изделиями французских парфюмеров, свидетельством чему и стала книжка-эфемерида.


Сочинения Олимпиады Б. - типичный пример книжек-эфемерид.
"Благоухающая" книжка-однодневка: отзывы ведущих артисток о товарах парфюмерной фабрики А. М. Остроумова.






(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)