[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)

Кандидат технических наук Е. ГИК.

Мастер спорта по шахматам Е. Я. Гик - автор более тридцати популярных книг шахматной и шахматно-компьютерной тематики. Нашим читателям известны не только его статьи в журнале "самый интересный журнал Наука и жизнь ", но и его книги "Математика на шахматной доске", "Занимательные математические игры". Автор не чурается занимательных сюжетов и в других сферах. Пример тому - заметки "Занимательное стихосложение", глава из его новой книги.

Среди наиболее известных форм такого рода - фигурные стихи, мадригал, эпиграмма, гнома, эпитария, экспромт, палиндром и так далее.

Сочинение стихов требует таланта, вдохновения, знания приемов. Но стихосложе ние может стать и веселой, увлекательной, занимательной игрой. Недаром даже известные поэты не гнушались этого занятия и, как вы сами убедитесь, отдали ему дань. Из наших современников можно назвать А. Вознесенского, который с удовольствием предавался стихотворным играм.

Рифмы

Стихотворные игры, которые предлагаются вашему вниманию, могут украсить любое празднество, любую вечеринку, день рождения. Так можно скоротать долгое ожидание, поездку и даже обеденный перерыв. Итак, запасайтесь фантазией, остроумием и смелее в путь.

Даже к самому заковыристому словцу можно найти достаточное количество рифм. Вот, к примеру, слово "ажиотаж". Посмотрите, какое широкое поле деятельности для творчества игроков:

Наиболее распространенная поэтическая игра. Берется любое слово, и каждый игрок должен по очереди выдать свою рифму. Кто не сможет - выбывает из игры.

И это только существительные в единственном числе и именительном падеже. Если же играть без такого рода ограничений, то рифм наберется бесчисленное множество: наш, краж, дашь, намажь и т. д.

абордаж, арбитраж, багаж, блажь, блиндаж, вираж, вольтаж, гараж, гуашь, гуляш, дренаж, ералаш, камуфляж, карандаш, кураж, массаж, метраж, метранпаж, мираж, монтаж, муляж, паж, палаш, пейзаж, персонаж, плюмаж, пляж, поташ, репортаж, саквояж, стаж, стеллаж, страж, тираж, торгаш, трикотаж, фиксаж, фураж, фюзеляж, чуваш, шантаж, шпионаж, экипаж, этаж, ягдташ.

Женихи, носов не весьте,

Чем необычнее "подача", тем больше простора для фантазии. Рифмы к мудреным словечкам нередко бывают "двойными" и "тройными":

Здесь уместно вспомнить об игре буриме - стихотворной головоломке: рифмы стиха подбираются на заданные слова. В этом жанре словесных развлечений выступает немало блестящих мастеров эстрады.

Приходя к своей невесте.

Так называются рифмы, охватывающие в обеих строках стиха сразу несколько слов. Классический образец принадлежит Н. Гумилеву:

Панторифмы

Дверь лингвисты войлоком обили.

Слышен свист и вой локомобилей.

Кто придумает больше синонимов (слов, близких по значению) или антонимов (противоположных по значению), тот и выиграл.

Синонимы, антонимы

Монорим

Можно подбирать и слова-омонимы, имеющие несколько значений: коса, глава, нос и т. д. Омографы - слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное ударение и разное значение: мука и мука, замок и замок и т. д. Слова-омофоны одинаково произносятся, но по-разному пишутся: пруд и прут, труд и трут, гриб и грипп.

Холодеет жар камина,

Называется одно слово, и все стихотворение строится на рифмах к нему. Вот один из старинных примеров монорима:

Отзвучала каватина...

Смолкли звуки пианино,

Белый лебедь Лоэнгрина?

Где ж иных небес картина,

Бесконечное стихотворение

Тоже есть где разгуляться поэтической фантазии игроков.

Это дело было так:

Стихотворение, которое имеет кольцеобразную форму и напоминает змею, кусающую свой собственный хвост. Кто не знает историю жестокосердного попа, убившего свою собаку за кусок мяса и сделавшего на ее могиле надпись: "У попа была собака..." Или злоключения вороны, которая то сохнет на мосту, то мокнет под мостом - до тех пор, пока у повторяющего этот поэтический шедевр хватит терпения. А вот старинный, дореволюционный стих про любителя табака:

Подошел ко мне татарин,

Я сидел, курил табак.

Я схватил его за грудь

Меня по уху ударил.

Староста, староста,

И повел скорее в суд.

Это дело было так.

Рассуди, пожалуйста.

И т. д. до бесконечности.

Я сидел, курил табак ...

Тавтограммы

Попробуйте поиграть в "вечность - бесконечность". При удаче вас ждет бесценная награда, о которой мечтает любой поэт, - бессмертие вашего стиха. Он будет вечно ходить в народе, как безвинно убиенная поповская собака.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Словесные игры, прибаутки, считалки, скороговорки отличаются удивительной живучестью. Кто не знает веселого стишка-картинки:

Стихотворение, все слова которого (или почти все) начинаются с одной и той же буквы, называется тавтограммой. Это аллитерация, доведенная до крайности. Другой известный образец - это, конечно же, анонимный "Петр Петрович", попавший в словарь В. Даля:

Чертили черными чернилами чертеж.

Поймал попугая - понес продавать.

Петр Петрович пошел погулять.

Впрочем, баловались тавтограммами и такие серьезные поэты, как В. Брюсов:

Просил полтину - получил половину.

Мечтам мерцающий маяк,

Мой милый маг, моя Мария,

Мой милый маг, моя Мария,

Мятежны марева морские,

Мне метит мели мировые

Молчаньем манит мутный мрак...

Мечтам мерцающий маяк.

Мой милый маг, моя Мария,

Приди от дел попрохладиться,

А вот несколько любопытных примеров из других классиков:

(Г. Державин. "Приглашение к обеду".)

Поесть, попить, повеселиться...

Печально подносить лекарства.

... Ему подушки поправлять,

У покровителей зевать на потолок,

(А. Пушкин. "Евгений Онегин".)

Подставить стул, поднять платок...

Явиться, помолчать, пошаркать,
пообедать,


В приведенных тавтограммах разных авторов используется буква "п". Интересно, что в 17-томном "Словаре современного литературного языка" слова на эту букву занимают почти три тома, то есть они составляют примерно 20 процентов всех русских слов. Между прочим, в "Евгении Онегине" нередки целые строки, где все или почти все слова начинаются с одной и той же буквы:

(А. Грибоедов. "Горе от ума".)

Как видите, тавтограмма встречается не только как экспериментальный прием, но и в большой поэзии. Она способствует запоминанию стиха, придает строке особую афористичность. Это звукописное средство, подчас не бросающееся в глаза, принадлежит к числу древнейших приемов, к которым обращались для усиления выразительности поэтической речи.

Ночное небо над Невою..., Прочтя печальное посланье..., И вечно вдохновенный взор..., Прелестным пальчиком писала..., Где машет мантией мишурной... Стихи на случай сохранились..., Сомненья сердца своего...

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Близко к тавтограмме стихотворное звукоподражание: жужжать, свистеть, хрустеть, выть и т. д. Этим приемом пользовались многие поэты. Вот как передает шум прибоя К. Бальмонт (не без помощи тавтограмм):

Близко буря. В берег бьется

Величавый возглас волн.

Далеко не столь продуктивны липограммы - стихотворные или прозаические тексты, в которых умышленно не используется одна или несколько букв алфавита. Рекорд, кажется, принадлежит Э. Райту: в его романе "Гэдсби", написанном на английском языке в 1939 году, содержится 50000 слов и нет ни одной буквы "е" (латинской).

Чуждый чарам черный челн.

Название от греческого ропалон - палица, дубина. Стих начинается с односложного слова, вторая строка требует двух слогов, третья - трех, в четвертой - четыре слога и т. д. Такое постоянное расширение и представляет собой символическую дубину. Снова обратимся к В. Брюсову:

Ропалик

восклицаньями,

Пусть мечта рыдает горестными

ожиданьями!

Даль горит, сверкает радостными

вековечному,

Ты опять доверишь обольщенью

бесконечному.

Жизнь предать согласен сновиденью

Стихотворная загадка, в которой иносказательно описывается задуманное слово, причем необходимо поэтически раскрыть каждый слог. Вот шарада, которая принадлежит К. Рылееву. Предлагаю попробовать вам самим разгадать ее.

Шарада

Усталых путников под тень свою

Часть первая моя, от зноя укрывая,

И, их прохладой освежая,

манит

Вторая часть приводит в восхищенье,

С Зефиром шепчет и шумит.

иль Петров;

Коль был творцом ее Державин

Всех погружает в усыпленье,

Когда ж скропал Свистов,

В себе волшебника всю заключало силу,

А целое - заметь, читатель дорогой! -

Людмилу

Посредством коей он прекрасную

глухой

Похитил дерзостно в час полночи

В волшебный замок свой.

Из брачной храмины

Акростих

Сочинение и отгадывание шарад долгое время было любимым развлечением, особенно в "докроссвордную" эпоху.

Логогриф

Еще одна популярная стихотворная игра-загадка - это акростих. Разгадка ее - слово или фраза, образованная из первых (иногда последних) букв всех строк стиха; как правило, это имя человека, которому посвящается акростих. Другой вариант - месостих, в нем загаданное слово зашифровано в середине стиха.

Предлагаем вам разгадать логогриф А. Покровского:

Эта поэтическая загадка потруднее шарады. Задуманное слово делится на отдельные части (члены логогрифа), причем буквы и слоги могут переставляться. Главное слово выбирается с таким расчетом, чтобы из него легко было извлечь как можно больше микрослов. В стихотворении сначала иносказательно описываются все члены логогрифа, а в конце и само загаданное слово. Достоинства логогрифа - в его остроумии.

моих

Послушайте, друзья. Вы в трех слогах

На поприще любви известного героя,

Найдете в миг

Троя, (1)

Которым ввергнута была в погибель

Прикраса головы, оружье казаков, (3) (4)

Словцо привычное английских игроков, (2)

Оно из вод всечасно вылетает. (5)

И вещество, которое пугает,

Склоняет к горестным мечтам

А целое мое, скажу теперь я вам,

Центон

И ароматы льет по сказочным местам.

Лысый с белой бородою 1

Так называется стихотворение, сложенное из "заготовок", позаимствованных из разных стихов одного или даже нескольких авторов. Центон подбирают таким образом, чтобы рождалась неожиданная шутливая комбинация. Конечно, наиболее удачные варианты рождаются у тех, кто знает и умеет использовать классику. Посмотрите, например, что получилось у Н. Лернера, и угадайте, кто автор использованных им строк:

С догарессой молодою 3

Старый русский великан 2

А вот пример басни, составленной из разных стихов одного поэта - И. Крылова. Великий баснописец, возможно, улыбнулся бы, прочитав этот центон:

Упадает на диван. 4

пору,

1 В июле, в самый зной, в полуденную

3 Из дальних странствий возвратясь,

2 Сыпучими песками в гору,

5 Как видно, напоказ -

4 По улицам Слона водили,

7 Так за Слоном толпы зевак ходили...

6 Известно, что слоны в диковинку у нас,

9 С поварни убежал своей,

8 Какой-то Повар грамотей

с полсотни.

10 Со всех дворов Собак сбежалося

12 Проказница Мартышка,

11 Как вдруг из подворотни

14 Затеяли сыграть квартет.

13 Осел, Козел да косолапый Мишка

16 На лад их дело не пойдет,

15 Когда в товарищах согласья нет,

мука.

17 И выйдет из того не дело, только

19 Собака, Лев да Волк с Лисой,

18 Однажды Лебедь, Рак да Щука,

21 И вместе все в него впряглись,

20 Везти с поклажей воз взялись,

23 Поклажа бы для них казалась

22 Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

24 Да Лебедь рвется в облака,

и легка,

в воду...

25 Рак пятится назад, а Щука тянет

Чепуха

Читателям журнала - задача: назовите басни И. Крылова, послужившие основой данному центону. Для того чтобы было удобнее написать ответ, строки пронумерованы.

Если эту ерунду

Забавная разновидность центона, где соединяются стихи, которые на первый взгляд кажутся совершенно несовместимыми. Чем смешнее, тем лучше.

То в Юсуповом саду

Посолить немножко,

Рано утром, вечерком,

Вырастет картошка.

Фекла ехала верхом

В полдень, на рассвете

А за нею во всю прыть,

В раскидной карете.

Хочет Волга переплыть

Тихими шагами,

Эта самая настоящая "чепуха", а различные анонимные варианты ее десятки лет бродят в народе. Их приписывают многим известным поэтам, но на самом деле эти рифмованные строки - плод коллективного творчества студентов одного из литературных вузов. Впрочем, такого рода чепуху, омоложенную современными приметами, может придумывать кто угодно, а не только люди, окончившие литературный институт.

Миску с тормозами.


Стихотворение на латинском языкеПублия Оптаршана Порфирия (поэт игосударствен ный деятель начала XVIIвека, период правления императораКонстантина Великого), написанное вформе гидравлического органа.





"Божественная бутылка"Франсуа Рабле на французском языкеиздана как приложение к "Пятойкниге" в 1564 году, уже после смертиавтора.



Вольфганг Фуггер. "Лабиринт"(1553 г.). Латинская молитва,написанная в форме каллиграммы.


Йоганн Карст. "Папоротник" (1667г.) - cтихотворение наиболееизвестного представителя немецкойпоэзии барокко обыгрывает слово"папоротник" на немецкомязыке.



Стихотворение на французском языке"Раненая голубка и фонтан" изсборника Гийома Аполлинера (1880-1918)"Каллиграммы".







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)