[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)


(


Журнал неоднократно обращался к теме литературныхигр (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " №№ 3, 4, 8, 1987 г.). На этот раз предлагаем познакомитьсяс совершенно новым явлением в этой области: "поворотнями" или "листовертнями",тексты, которые читаются после поворота листа бумаги на определенный угол: +90 или 180о. Надеемся, что наши читатели включатсяв новую игру и пришлют свои варианты. Кандидат физико-математических наукС. Федин.
Палиндром - словесная машина времени... он думает о том,
что палиндром лжети говорит правду,
как и все зеркала...Хулио Кортасар "Сатарса".
Палиндром - древнейшая забава человечества,насчитывающая почти двухтысячелетнюю историю. Во все времена людей, пытающихсяпроникнуть в тайну слова, заглянуть за его границы, притягивали тексты,одинаково читаемые в обе стороны. Совпадение прямой и отраженной волн впалиндроме создавало иллюзию некоего божественного резонанса, объективноститакого текста и даже наводило на мысль о его сверхъестествен ном происхождении.Недаром они применялись и как магические заклинания. Наши предки, произнося:"Уведи у вора корову и деву!", свято верили в то, что тем самым смогутуберечь себя.С другой стороны, палиндромам приписывалиспособность усиливать и возможное зло, таящееся в обратимой фразе. Поэтомуизвестный латинский палиндром Signa te signa, temere me tangis et angis,// Roma tibi subito motibus ibit Amor (т. е. "Крестись, Рим, крестись,того не зная, ты своими жестами вдруг призываешь к себе любовь"), приписывалсяСатане (сравните с аналогичным "дьявольским" перевертышем на русском языке:Нам Бог - обман,Ад же дан, как надежда).Разумеется, в наше время любителей палиндромапривлекает не мистический характер симметричных текстов. Придумывание палиндромов- прекрасная головоломка, требующая немалых творческих усилий и определеннойвиртуозности.Любопытно отметить еще одну уникальнуюособенность палиндрома - в нем в некотором роде осуществились две заветныемечты человека. "Заклятье двойным течением речи" (В. Хлебников), реализованноев палиндроме и дающее возможность вернуться в начало текста, двигаясь стем же результатом в обратном направлении, превращает "двояковыпуклый"текст в своеобразную словесную машину времени. А в силу своей упругости,без конца отражающей взгляд читателя то в одну, то в другую сторону, палиндромстановится еще и своеобразным лингвистическим "вечным двигателем".В последние десятилетия стали интенсивноразвиваться и исследоваться практически не известные доселе околопалиндромныеформы. Упомяну лишь о некоторых из них.Особенно наглядно свойственное палиндрому"вечное движение" (вращение) проявляется в циклических палиндромах, иликруговертнях, то есть в текстах, одинаково читаемых в обе стороны, но ужепри записи вдоль окружности:Их, как правило, записывают линейно: Депутату- педагога! (А. Бубнов). И лег на веки Руси сурик евангелий. (С. Ф.). Мы, турки, круты. (С. Ф.). Из подобных циклических строчекможно составлять целые стихотворения, которые записываются по концентрическимокружностям: Макал бог облака // в золото лоз // и в инее нив // пили// мы // мед Эдема... (С. Ф.)Еще одной разновидностью палиндрома являетсямонопалиндром (термин А. Бубнова), т. е. единый палиндромный текст, записанныйв несколько строк: Мы дунем, // а // звуку // в // замену- // дым. Или: Юного // день, // лети! // Чую, // учитель, // не// догоню. (Д. Авалиани).Но, пожалуй, наиболее парадоксальным родственникомпалиндрома является оборотень - текст, разно читаемый в обе стороны, приэтом обратное прочтение противоположно прямому либо содержит иную информацию(впервые оборотни были введены в лингвистический обиход совсем недавно,в 1993 году: ! Ура! К уму! (С. Ф.); обратно: Уму кару! ! Я нем и нежен; обратно: Нежени меня! Хорошитам янки и "Марс" - а тута? (А. Бубнов); обратно: А тута - срами икня, мат и шорох. LUN (Edmond Jabes);обратно: NUL , т. е. в переводес французского соответственно "все" и "ничто".Обратимые тексты встречаются практическиво всех известных, прошедших определенный уровень развития языках - откитайского и арабского до европейских (мне, в частности, известно о недавнейработе немецкого филолога и поэта Х. Пфейффера, в которой приводится обзорлитературы о палиндромах из сорока с лишним стран).Совершенно своеобразную и яркую струю винтернациональном палиндромном потоке составляет русский палиндром. Замечательныйсловесный экспериментатор Велимир Хлебников предложил свой вариант палиндромногостихотворения "Перевертень", хотя отдельные обратимые строчки и даже несложныестихи встречались в русском языке - пунктиром - начиная с ХVII века.Именно знаменитый "председатель ЗемногоШара" дал толчок доселе дремавшей в русском (и не только) языке форме,возродив ее к полнокровной жизни. Поэтому именно насквозь палиндромическийХХ век стал веком становления и расцвета русского палиндрома.В последнее время появилось огромное количествопубликаций о палиндромах, что привлекло к этому древнему увлечению человекасотни новых поклонников. И вот уже защищено несколько диссертаций, такили иначе посвященных взаимообратным текстам, вышли три книги (!), целикомсоставленные из палиндромных произведений, а 21.12.1991 - в палиндромнуюдату! - Гуманитарный фонд им.
А. С. Пушкина провел первый фестивальпалиндрома.Увидели свет симметричные перлы как признанныхвиртуозов (Д. Авалиани,
Б. Гольдштейн, Н. Ладыгин, В. Пальчикови др.), так и неофитов. Познакомьтесь с некоторыми из них, отобраннымииз различных изданий (замечу только, что составители палиндромов частопрощают себе некоторые вольности. Так, например, у очень многих авторовбуквы е, е и э, атакже и и й, ш и щ не различаются,а ь, ъ и удвоения букв игнорируются): Дорого небо, да надобен огород. (Д. Авалиани) Мир, о, вдовы,водворим! (Д. Авалиани) Муза, ранясь шилом опыта, ты помолишьсяна разум. (Д. Авалиани) Я или суетен, или не те усилия? (Д.Авалиани) Меня истина манит сияньем. (В. Гершуни) О верамоя, о марево! (Н. Ладыгин) Ты бог! о, быт! (Н. Ладыгин,А. Бубнов) "Марс" - и шанс наш и срам. (С. Ф.) Он - верба,но она - бревно. (С. Ф.)1 Ум, роняя норму. 1 Лидер бодро гордо бредил, лих ихил. (Н. Ладыгин) 1 А масса налево повела нас сама.(Б. Гольдштейн) Перевернутый мир
опрокидней -Счастлив, кто падаетвниз головой, -мир для него хоть намиг, а иной.В. Ходасевич
"Было на улице".Бурное развитие теории и практики палиндромапородило новые способы извлечения смысла из неизменной колоды текста. Содним из них, появившимся совсем недавно, буквально три-четыре года назад,я и хочу вас вкратце познакомить.Этот способ также заключается в некоторомособом повороте самого текста или, точнее, листа бумаги с текстом. В силуэтого подобные тексты называются поворотнями (или листовертнями).Таким образом, поворотень - это текст,так же или по-другому читаемый после поворота листа бумаги на определенныйугол. Специфика поворотня, как совершенно уникального визуального жанраработы со словом, наглядно проявляется в двух наиболее интересных и плодотворныхчастных случаях: поворота на 90о и 180о. Поворотнипервого типа называются ортогоналами, а второго - опрокиднями: ортогонал: друг // враг (С. Ф.) опрокидень: Звезда // звезда (Д. Авалиани) опрокидень: Ты Бог // гадты (С. Ф.)В свою очередь наиболее перспективным изэтих двух подвидов поворотня представляется опрокидень. Во всяком случае,примеров опрокидней известно на порядок больше, нежели ортогоналов. Поэтомузаострим свое внимание именно на них.Уже из приведенных выше примеров становятсявидны принципиальные отличия опрокидня от палиндрома.Во-первых, палиндромные строчки объективныи практически не зависят от индивидуальности автора. Поэтому-то так частыпересечения у любителей палиндромов. Опрокидни же сугубо индивидуальны,интимны, целиком зависят от почерка и фантазии автора: Совсем я плох // хочу в народ. Нимфа // вернись Вернись // никогда (Д. Авалиани). Во-вторых, всякий палиндроман, подобно человеку, пораженному частичнойамнезией, работает с усеченным словарем родного языка, и чем более строгийстиль палиндрома он исповедует, тем более бедным и ограниченным становитсяего язык. Так, например, если не использовать каких-либо фантастическихимен и названий, в палиндроме никогда не появятся такие романтические слова,как "студенчество", "влюбленность", "Петербург" и так далее и тому подобное.Напротив, при построении опрокидней никаких ограничений не существует.Более того, одно и то же слово, по-разному записанное, может, переворачиваясь,принимать сколь угодно много значений. К примеру, мне известно о маленькомшедевре Авалиани, двенадцать (!) раз записавшего слово "Петербург" однопод другим; при этом каждое слово при повороте на 180о читаетсяпо-другому! Но и этого мало! Свобода от привычной каллиграфии позволяет создаватьдвуязычные опрокидни, использующие в обоих прочтениях разные алфавиты.Приведу лишь один (первый в этом роде) такой англо-русский пример, каждаяиз сторон которого является переводом другой: GOD // БОГ (С. Ф.). Не за горами, я думаю, появление текстов, для перевода которых ихдостаточно просто будет перевернуть. В-третьих, палиндром дублирует, копирует в "обратном чтении" исходныйтекст, создавая вербальные клоны, превращается в своеобразный лингвистическийксерокс. Напротив, опрокидень (как, впрочем, и оборотень) заменяет ремесленнуюработу копииста (в случае палиндрома) на селекционнуюи позволяет выявить новые смыслы, заложенные в тексте.Все это, вместе взятое, выделяет опрокиднидаже среди многозначных текстов (оборотней, зазеркалов, т. е. текстов,читаемых и в зеркальном отражении, и т. д.), определяя им особое место.Ну а само появление подобных неоднозначных (в буквальном смысле) текстовсвидетельствует о зарождении в последние годы тысячелетия нового вида работынад словом.
Литература
Вознесенский А. Опыты стихов-рисунков. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 9, 1968.Иванов В. А не цена музе без ума. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 4, 1996.Хромов В. Палиндром: игра или закономерныйслучай звукового распределения. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 4, 1996.Авалиани Д. Улитка на склоне. М.,Эпифания, 1997.Бирюков С. Зевгма: русская поэзия отманьеризма до постмодернизма. М., Наука, 1994.Бубнов А. Миним: палиндром как минимальныйтекст. "Новое литературное обозрение"
№ 23, 1997.Гребер Э. Палиндромон - revolutio. Доклад на симпозиуме "Лудизм". 1994.Федин С. Разноходы и оборотни. Сб."Визуальная поэзия" № 1, 199 В ДОПОЛНЕНИЕ К НАПЕЧАТАННОМУ
Примеры, о которых идет речь в этой статье, появились, пожалуй,несколько раньше - в начале века. Во всяком случае, сборники головоломокГ. Дьюдени начали выходить с 1907 года. В одном из этих сборников содержитсяприводимый нами по книге "520 головоломок" (М., Мир, 1975 г.) удивительныйпример. Речь идет не о таком начертании букв, которое не меняет их изображенияв зеркале (см. пример - "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 12, 1994 г., - в котором слово"снежок" "не переворачивается"), а о таком, где при отражении в зеркале меняется смысл, одни буквыпревращаются в другие и даже цифры превращаются в слова. Мешанина цифр и знаков, полученная от Дороти Крэнхем ее женихом (какгласит задача в сборнике под номером 519), оказалась посланием, котороеозначает: "Kiss me, dearest". Для того чтобы прочесть записку, необходимобыло воспользоваться зеркалом.

Сейчас в оформлении текстов важноеместо начинают занимать логотипы (товарная марка фирмы). Вот примеры такогорода работы с палиндромами. Фирменная марка рекламного агентства "СТРАТ"читается на русском и английском языках, как и слово "Логос" - "Logos"(сокращенное обозначение логотипа).Листоверты и опрокидни в какой-то степениповторяют принцип забавных рисунков, содержание которых меняется в зависимостиот того, с какой стороны на них смотреть. (Вверху: женщина // мужчина;внизу: клоуны смеющиеся // плачущие.)
Листоверты С. Федина: год // бог, друг// враг, cokpam // wisdom, король // голый.



Попробуйте сами расшифровать листовертыи опрокидни. Ответысм. в следующем номере



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)