[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)

В полюбившемся нам с детства романеДаниеля Дефо масса таких подробностей, словноавтор (как он сам намекает) и в самом деле пережилопыт невольного отшельничества. Разумеется,ничего подобного на долю Дефо не выпадало. Егонамеки носят скорее символический характер. Хотяпревратности судьбы и тяжкие испытания Дефопришлось пережить. Но только не на затерянном вокеане островке, а на вполне благоустроенномострове своей родины — Англии, где будущий автородного из самых читаемых во всем мире романов всюсвою сознательную жизнь бегал от кредиторов иотбивался от нападок политических противников.“Вкусил я вдоволь и от тягот, и от счастья.Тринадцать раз менял штиль на ненастье”, — писалДефо в одном из шутливых куплетов. Действительно,лишений великий литератор претерпел немало.Сначала у него отобрали заводик по производствукирпича и черепицы (вот, наверное, откуда взялисьгончарные навыки Робинзона, сумевшегоизготовить себе глиняную посуду), потом Дефоставили к позорному столбу за дерзкиеполитические выступления, но писатель сумелснискать расположение толпы, написав знаменитый“Гимн позорному столбу”, после которого вкабаках стали поднимать кружки с элем за здравиеДефо и украшать орудие общественного порицанияцветочными гирляндами.

Свое первое — и сразу жеобессмертившее его имя — художественноепроизведение Даниель Дефо (около 1660 — 1731) написалочень поздно, в 59 лет. До этого он занималсяжурналистикой, и острое перо помогло емузащитить свою честь предпринимателя — сфера, вкоторой Дефо, несмотря на все старания, так и неудалось преуспеть. То одно, то другое предприятиезаканчивалось, мягко говоря, неудачно. За своипублицистические статьи в защиту свободы печатии веротерпимости он был приговорен к позорномустолбу и тюремному заключению. Но написанный импамфлет “Гимн позорному столбу” превратилнаказание в триумф: толпа встретила Дефоаплодисментами. Его слава как журналиста ияркого публициста возросла. Но вряд ли сейчаскто-либо из неспециалистов знал бы это имя, еслибы Дефо не написал “Робинзона Крузо”. Романпользовался невероятной популярностью не толькоу себя на родине. Его перевели на все языки мира(кстати, это было первое европейскоепроизведение, переведенное, например, наяпонский язык). Приключениями Робинзона Крузозачитывались и в России. И по сей деньпереживания человека, волей судьбы оказавшегосяна необитаемом острове, продолжают волноватьнас. У вымышленного литературно го героя быливполне реальные прототипы. Были и документальныезаписки тех, кто испытал нечто подобное на себе.Но только Дефо сумел превратить этот опыт в нечтобольшее, чем просто описание пережитыхтрудностей. Потому что автор очень точно угадал ивыразил устремления своего времени. РобинзонКрузо стал символом эпохи: герой-одиночка,полагающийся на свои собственные силы,сохраняющий верность христианскому долгу, четкоразделяющий грань между добром и злом.Преодолевая выпавшие на его долю испытания, он нетолько остается самим собой. Его дух становитсявсе крепче. И, читая описания его жизни, мыполучаем заряд оптимизма. В этом, наверное,кроется секрет обаяния книги. А.ШАРОВ.

В основу романа легла правдиваяистория современника автора АлександраСелкирка, очень драматично изложенная ВудсомРоджерсом в его “Описании кругосветногопутешествия”.

Даниель Дефо — весьма плодовитыйжурналист, эссеист и памфлетист. Его перупринадлежит полторы тысячи работ. Но первоехудожественное произведение появилось, когдаему исполнилось 59 лет.

Все имущество матроса уместилось вкрошечном погребце: кое-какая одежда, немногоснеди, фунт табаку, мушкет, чайник, топор да нож —вот и все богатство. Кроме того, Селкирку, словнов насмешку, оставили штурманские инструменты иучебники по навигации. Четыре года шотландец водиночку боролся за выживание.

Селкирк был седьмым ребенком в семьешотландского сапожника. Чтобы не отвечать засвятотатственное поведение в храме божьем, онбежал из города, поступил матросом на корабль и вконце 1704 года отправился в плавание с флотилиейпод командованием Уильяма Дампира. По какой-топричине Селкирк вознегодовал на своего капитанаи потребовал, чтобы его высадили на необитаемыйостров в архипелаге Хуан-Фернандес близ береговЧили. Правда, еще до отплытия корабля Селкиркодумался и снова попросился на борт, но не тут-тобыло: командор наотрез отказался принятьбунтаря.

Селкирка снял с необитаемого островав начале 1709 года Вудс Роджерс, возглавлявшийэкспедицию в южные моря. Сначала Роджерс сделалСелкирка своим помощником, а потом поручил емукомандование захваченным судном.

Если верить признанию из первых уст,самым великим сокровищем, бесценным средствомспасения от одиночества стала для СелкиркаБиблия. (В распоряжении Робинзона Крузо былприблизительно такой же набор предметов.)

По странному стечению обстоятельстви Уильяму Дампиру — капитану, который высадилСелкирка, довелось написать историю одногоневольного отшельника, которая вошла в его книгу“Новое кругосветное путешествие”. Как известно,Дампир был едва ли не самым знаменитым морскимразбойником всех времен. В начале восьмидесятыхгодов XVII века он в качестве приватира бороздилокеан близ островов, впоследствии давших приютСелкирку. Когда он отрядил нескольких матросовна берег за провизией и пресной водой, нагоризонте вдруг появился испанский фрегат и сявно враждебными намерениями пошел на сближениес английским судном. Матросы Дампира спешновернулись на борт, и корабль пустился наутек.

Неугомонный шотландец скончался в 1721году, во время очередного плавания. Всякий раз,когда этот странник ненадолго возвращался вАнглию, друзья и знакомые замечали в нем всеновые и новые перемены. Поговаривали, что Селкирквелел вырыть для себя небольшую пещеру и подолгусидел в ней, предаваясь размышлениям. Неисключено, что он вспоминал мирную уединеннуюжизнь на крошечном тихоокеанском острове.

Подобно реальному Селкирку ивымышленному Крузо, неунывающий индеец соорудилсебе хижину, охотился на коз, из шкур которыхсделал кровлю для своего жилища и выкроилкое-какую одежду. Прошло три года, прежде чемДампир смог вернуться к острову и выручитьсвоего матроса.

В суматохе и неразберихе англичане,по-видимому, совсем забыли о своем верномпомощнике — американском индейце из племенимишкито, который рискнул отойти довольно далекоот берега в надежде добыть козу к обеду. Имея всвоем распоряжении лишь самые примитивныеорудия, злосчастный туземец был вынуждендовольствоваться ими. При помощи кресала ималенького кусочка стали он развел огонь, нагрелствол своего ружья и, разломив его на части,сделал несколько гарпунов, рыболовных крючков,наконечников для копий и пилу. Из шкур морскихкотиков получились отличные леска и ремни.

В 1659 году девятнадцатилетний Ноксвместе с отцом и несколькими моряками сторгового судна попал в плен к жителям Цейлона.Однако “режим содержания” оказался наудивление мягким: ходи куда хочешь, торгуй, стройсебе дом, но только не приближайся к береговойлинии, откуда легко совершить побег. Нокс разбилплантацию, а некоторые из его приятелей вступилив брак с туземными женщинами. Исполненныйрешимости во что бы то ни стало вернуться домой,Нокс поселился в глухой деревушке и стал ждатьудобного случая, всячески отнекиваясь отпредложенной ему правителем должностипридворного секретаря. В конце концов Нокс и ещеодин матрос исхитрились организовать “деловуюпоездку” и получили разрешение отправиться надругой конец острова, к побережью. А там как разоказался британский корабль, отплывавший вАнглию.

Вполне вероятно, что еще однимисточником вдохновения для Дефо сталивоспоминания лондонца по имени Роберт Нокс,которого 20 лет насильно продержали на островеЦейлон, в Кандианском царстве. Его книга“История острова Цейлон” вышла в свет в 1681 годуи сразу же заворожила читателей увлекатель нымирассказами о причудливых обычаях островитян иописаниями чарующей красоты далеких гор и лесов.

Самые страшные страницы романа Дефо— те, которые повествуют о людоедстве, — тожеоснованы на рассказах очевидцев идокументальных свидетельствах моряков.

Самодержавный правитель Цейлона былкрут на расправу, общество зиждилось настрожайшем кастовом делении, но тем не менее изописаний Нокса явствует, что Цейлон был мирной ицивилизованной страной.

Остров стал известен потому, что в 1789году команда английского корабля с забавнымназванием “Экспортная премия” взбунтоваласьпротив не в меру сурового капитана Уильяма Блая,усадила его вместе с горсткой приверженцев вшлюпку и пустила по волнам. После этого восемьмятежных матросов во главе с помощником рулевогоФлетчером Крисченом решили скрыться, ибо былоясно, что британские военные моряки будут искатьих на совесть, а потом вздернут. К бунтовщикамприсоединились 19 туземцев обоего пола, и всевместе они отправились на остров Питкэйрн.

Впрочем, далеко не всегдамореплаватели превращались в робинзонов волеюжестокой судьбы. Нередко робинзонада бывалаитогом сознательного выбора наименьшего изнескольких зол. В южной части Тихого океана,примерно в 1350 милях от легендарного Таити, лежиткрошечный и неприветливый с виду скалистыйостровок Питкэйрн. Как это ни удивительно, но затысячефутовой стеной мрачных утесов прячетсяистинный рай. Оказывается, на островке имелись иплодородные почвы, и пресная вода, и главное —замечательные погодные условия, столь присущиесубтропикам.

Итак, опыт всемирно знаменитогоРобинзона Крузо далеко не единственный в своемроде. У него нет недостатка ни впредшественниках, ни в последователях, но ни однаиз этих самобытных и необыкновенных личностей неоказалась в состоянии затмить ярчайший изобразов, когда-либо созданных в мировойлитературе. И, разумеется, мы обязаны этимисключительному дарованию Даниеля Дефо.Использовав широко известные факты, он создалпроизведение, сделавшее его основоположникомевропейского романа нового времени. Дефо не былпервым писателем, рассказавшим о похожденияхполувымышленного героя на необитаемом острове.За 11 лет до выхода в свет “Робинзона Крузо”голландский романист Хендрик Смикс создал образТексела, молодого моряка, попавшего на один изтихоокеанских островков. Но, в отличие отРобинзона, герой Х. Смикса спасовал перед лицомиспытаний, опустился и мало-помалу одичал.

Это может показаться невероятным, ноБлай выжил и, преодолев за 40 суток 3618 миль,добрался до острова Тимор. Ему повезло кудабольше, чем большинству восставших матросов“Премии”. Вскоре почти все они, включаяКрисчена, спились и умерли. Один был схвачен, нопомилован королем Георгом III. К началу XIX века наострове остался единственный бунтовщик — ДжонАдамс. Ему удалось основать поселение и наладитьмирную жизнь. В 1829 году последний мятежникскончался в возрасте 68 лет. А в 1887 году обитателиПиткэйрна поголовно вступили в сектуадвентистов седьмого дня и продолжализаниматься земледелием. Впоследствиичисленность общины сократилась с 200 человек до 50.Полторы сотни островитян разбрелись по свету впоисках более выгодной работы и возможностейполучить образование. Поселение существует ипоныне, но жизнь на острове едва теплится.

В более поздней работе,озаглавленной “Серьезные размышления”, Д. Дефообъяснил, что одиночество его знаменитого герояпризвано напомнить читателю об испытываемомвсеми нами чувстве душевного отчуждения, откоторого нет спасения ни в многолюдных городах,ни в самоотверженной работе, ни в светскомобщении. Вот почему большинство критиков считаютроман Даниеля Дефо шедевром бытописательского ипсихологического реализма, вот почему мынеохотно и с такой грустью вынуждены признать,что Робинзон Крузо — собирательный персонаж. Темне менее он послужил многим людям опорой втрудные времена. Многим отчаявшимся он помогосознать, что жизнь еще не кончилась и надо идтидальше по избранному пути. И разве не ему вогромной степени обязаны мы верой в силучеловеческого духа?



А вот герой Дефо не только сталхозяином своего острова, но и выказал такуюжизнеутверждающую уверенность в себе, что многиечитатели искренне считают его заточение скореерайской идиллией, нежели горькой превратностьюсудьбы. Но даже если это и так, Робинзон Крузосоздал свой рай собственными руками.

Корабли, которые во временаДаниеля Дефо бороздили океаны. На одном из такихкораблей плавал и А. Селкирк, который сталпрототипом Робинзона Крузо.



Знакомые нам с детства рисунки Жана Гранвиля(1803—1847) к роману Д. Дефо “Робинзон Крузо”.

Остров Мака Тьерра в 400 км к западу отпобережья Чили. В начале XVIII века шотландец А.Селкирк провел на нем несколько лет.







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)