[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)

"Та лия?"

Тыгрустно восклицаешь:

мояталия.

- В стосантиметров

Такие рифмыназываются каламбурными (от франц.calembour - игра слов) и давно известны впоэзии. Любая же шутка (необязательно рифмованная),основанная на подобной игре слов,называется просто каламбуром. Вотпример хорошо известной в прошломвеке остроты: "Когда часовойбывает цветком? - Когда он бывает неза будкою".

Именно так,обыгрывая звуковую и побуквеннуюточность рифмованных окончанийстрочек ("та ли я" -"талия"), писал в прошлом векеизвестный поэт-сатирик ДмитрийМинаев. Через сто с лишним лет темже приемом и тем же буквеннымсоставом, но уже в другом контексте,воспользовался автор модного нынеисторического трактата, назваводну из его глав (посвященнуюкритическому анализу современныхпредставлений о границах древнейИталии): "И та ли я, Италия?"

НаБагратиона

История русскойлитературы дарит нам немалозабавных каламбуров, вышедшихиз-под пера как признанных мастеровслова, так и менее известныхавторов. Хрестоматийными сталинаписанные почти двести лет назад,в самом начале XIX века, строчки Г.Державина, посвященные Багратиону.В них поэт остроумно разлагает назначащие части имена двух великихполководцев:

великНа-полеон!

О, каквелик,

и твердво брани;

Он хитр,и быстр,

простерв бой длани

Нодрогнул, как к нему

В романе Горького"Жизнь Клима Самгина" герой,обращаясь к жестоко высеченномумальчику, протягивает ему на ладоникакую-то безобидную букашку идвусмысленно говорит: "Насекомое" , имея в виду: "На, секомое!". Остроумное и многозначительноеразъятие слова Азия в заглавиисвоей, популярной в 70-е годы книги "Ази я" , сделал казахский поэт иписатель Олжас Сулейменов.Шутливые строки, принадлежащие Эмилю Кроткому, вошлидаже в поэтические словари какобразец каламбурных рифм:

С штыкомБог-рати-он.

И кается...

Онскажет "за"

За-икается!

Онпостоянно

Особенноинтересно полное - и не обязательношутливое - переразложение всейстроки. Составленные из такихпопарно совпадающих по буквенномусоставу строчек фразы называютравнобуквами или гетерограммами,что в переводе с греческогобуквально означает "другаязапись". Стихнет орда, //стих-нет, ор-да! Словно ров // словноров. Музыка - приз, // музы каприз.Небеса ликуют - // не беса ли куют? Вогне веры цари, // во гневе рыцари...(С. Ф.)

Итак, припостроении каламбуров обапрочтения отличаются лишьрасстановкой пробелов междусловами. Однако последствия инойрасстановки пробелов не всегдабывают забавными и иногда могутприводить к трагическимпоследствиям. В своем известномпослании к Титу апостол Павелписал: "Haereticum devita!" , то есть "Еретикаизбегай!". Но на Трирскомсиноде эту фразу прочитали так: "Haereticumde vita!" , то есть "Еретикалишай жизни!" . Вот так игра словоправдала сожжения еретиков.

По этапу тьмой //Поэта путь мой...

Приведувиртуозные строки признанногомастера гетерограммы ДмитрияАвалиани:

А вот еще однагетерограмма, небрежно оброненнаяВ. Набоковым в романе "Лолита":"В первом же мотеле, который япосетил... я нашел, среди дюжины явночеловеческих адресов следующуюмерзость: Адам Н. Епилинтер, Есноп,Иллиной. Мой острый глаз двехамских фразы, утвердительную ивопросительную". (Адам не пил.Интересно, пил ли Ной? - С. Ф. )

Не бомжи, вы //небом живы. В небе тона, и в неберезон, // вне бетона и вне берез он. Вораве не рыцарство - // вора, Венерыцарство. Адрес публики - // адреспублики. Истиной мыслились // и стиной мы слились. Все - поза, бытьможет? // Все позабыть, может? Илимеч, ты, гул ли, вера, // или мечтыГулливера? Ножа жду, участи я, // ножажду участия! Сталина летчики //стали налетчики. Игр уды, череп уШекспира // и груды черепушек спира...

Из такихдвузначных слов-гетерограмм можносоставлять небольшие стихотворныеэтюды.

Любопытно, чтобуквенной основой удачнойгетерограммы может стать даже однослово. Посмотрите, сколько скрытогодраматизма заключено в нейтральномслове "международная", рассеченном на осмысленные части: Междунар одна я... (Ел. Орлова). Ещепримеры (второе прочтение иногда незаписывается, а лишьподразумевается): О, бор! О, тень!.. -Оборотень! Ослабел - осла б ел! Ох,раны охраны! (С. Ф.) Гали мать я! (Г. Лукомников). А вот какмногозначительно поэт и критик Т.Михайловская разложила слово"дамы", всего лишь расставляяпробелы: Да, мы - дамы. Да? Мы?

Товарищутовар ищу,

Убогая,у бога я,



Несуразное, несуразное... (С. Ф.)

азамучили,

Азамучили,

покалечили.(С. Ф.)

Покалечили -

Игрустих, лад



и грустихлад

открыл

Иногда, особенноесли одно из прочтений так илииначе дезавуирует другое илиравнозначно ему, целесообразнозаписывать равнобуквы сплошнымтекстом: УВИДИМПЕТЬКАНАРЫ! (О.Федина) ТЫВЕДЬМАДОННАРОЗА!СТАЛИНИЗМУЧИЛРОССИЮ. (С. Ф.) Такиедвусмысленные фразы можнопредлагать в качестве полушутливыхтестов: то прочтение, котороепервым увидит читатель, будетподсознательно ближе ему...

от крыл. (Д.Авалиани)

От редакции.

С . Федин.



Занятия, игры сословами, как свидетельствует нашапочта, привлекают многих читателей"науки и жизни". Составлениегетерограмм намного сложнее техзадач, что требуют работы сословарями. Тем не менее мы надеемся,что конкурс "Равнобуквы"привлечет ваше внимание. Дляучастия в нем годятся и отдельныеслова, разложенные и прочтенныепо-новому, и целые фразы. Ждем вашиварианты.







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)