[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)

С.ВЕЛИЧКИН.

Журнал "Наукаи жизнь" неоднократно публиковалподборки стереоскопическихфотографий, рисунки, создающиеоптические иллюзии различногорода, показывал, как получаетсястереоэффект в так называемых"магических картинках" (см."самый интересный журнал Наука и жизнь " №№ 5, 8, 1969 г., №2, 1970 г., № 1, 1979 г., № 10, 1986 г., № 8, 1994 г.,№ 2,1995 г.). Ниже предлагаетсянесложный способ съемки идемонстрации любительскихстереофильмов, снятых обычнойвидеокамерой.

Первые устройства,позволяющие создаватьстереоскопический эффект,появились к середине XIX века. Эллиотизобрел щелевой стереоскоп в 1831году. В нем не использоваласьоптика, а левое и правоеизображения следовалопереставлять местами. В 1833 годуЧарлз Уитсон изготовил первыйзеркальный стереоскоп, а в 1849 годуДавид Брюстер разработал линзовыйстереоскоп. В этих стереоскопах,так же как и в современных, правыйглаз видит правый кадр стереопары,а левый - левый кадр.

Стремление получить изплоских картинок объемноестереоизображение можнообнаружить в достаточно давниевремена. Еще в XV веке этим занималсяЛеонардо да Винчи. В 1593 году ДжакомоПорта (итальянский архитектор,ученик Микеланджело) установил, чтов нашем сознании комбинируютсяизображения, полученные обоимиглазами, и описал отдельныесоставляющие стереопары.

Стереофотографии,публиковавшиеся в журнале "Наукаи жизнь", были небольшогоразмера, а расстояние междуцентрами левого и правого кадровстереопары составляло 65 мм (среднеемежзрачковое расстояние). При этомоптические оси глаз располагалисьпараллельно, как прирассматривании сильно удаленныхпредметов, и, хотя приходилось"подстраивать" фокусировкуглаз (аккомодация), практическикаждый при небольшом напряжениимог увидеть стереоэффект.

Однако прирассматривании стереопар такимобразом оптические оси глаз нужноразводить в стороны (дивергенция),что возможно только дофизиологического предела(параллельное расположение осейглаз). Поэтому для просмотра этимспособом стереокартинок необходимстереоскоп - линзовый,призматический или зеркальныйоптический прибор, которыйповорачивает ход лучей и, такимобразом, позволяет, не напрягаяглаз, рассматривать стереопары.

Способ, таксказать, более физиологичный:сводить глаза (конвергенция) можнопрактически к кончику носа. Приинверсном способе размерстереопары практически неограничен - нужно просто подальшеотойти от картинки большогоразмера. А это позволяет безспециальных прибороврассматривать стереопару,образованную двумя половинкамикадра на экране телевизора.

Предлагаемый нижеспособ рассматриваниястереокартинок можно назватьинверсным: он отличается оттрадиционного только тем, что левыйи правый кадры стереопары меняютсяместами (как в стереоскопе Эллиота).При этом способе оптические осиглаз, пересекаясь, направлены отправого глаза - налево (а тамрасположен правый кадр стереопары)и от левого глаза - направо (к левомукадру).

Другой способстереотелевидения - черезкадроваяпроекция - требует применения очковна жидких кристаллах (обтюраторов),которые, переключаясь синхронно скадровой разверткой телевизора,поочередно становятся прозрачнымиили непрозрачными для левого иправого кадров стереопары. Это,пожалуй, самый сложный технически,но наиболее эффективный способразделения изображений.Применяется он в технике, напримердля дистанционного управленияроботами, а также в компьютерныхиграх со стереоизображением.

Стереотелевидениепробуют делать давно и разнымиспособами. Например, с помощьюцветных очков (анаглифическаяселекция). Для этого видеосъемкапроизводится двумя видеокамерами скрасным и голубым светофильтрами.При просмотре анаглифа через очки сцветными фильтрами левый глазвидит предназначенную ему краснуючасть анаглифа, аправый - голубую. В сознаниинаблюдателя осуществляетсябинокулярное смешение левого иправого изображений стереопары,правда, объемное изображение будетнаблюдаться черно-белым.

Если разделитьтелевизионный экран пополам ивывести в левую часть экрана правыйкадр стереопары, а в правую - левыйкадр, то, используя инверсныйспособ, легко увидетьстереоизображение (см. 8-ю стр.вкладки). Правда, как и втрадиционном способе, если неограничивать поля зрения левого иправого глаз, вы будете видеть трикартинки: в центре -стереоскопическое изображение и побокам от него - изображения левого иправого кадров (фото внизу). Можнопросто не обращать на них внимания,но можно, ограничив поле зрения,избавиться от них, сделав рамку изрук (см. рисунок вверху), иливырезать рамку из плотной бумагилибо картона.

Но всетехнические и экономическиетрудности созданиястереоскопического телевидениябыли бы решены, если бы в этом былаострая необходимость: начиная снаскальных рисунков человечествопривыкло к изображениюмногомерного окружающего мира наплоскости. В стереокинотеатр высходите один раз, удивитесьувиденному и вернетесь к обычномуэкрану. Так и в телевидении:создавать сложную системусдвоенных видеокамер, специальныхвидеостудий, передатчиков срасширенной полосой частот иизобретать специальные телевизорыне имеет смысла. Зато можнопопробовать самому сделатьстереовидеосьемку, а так как приинверсном способе не требуетсяспециальной аппаратуры, можновстраивать эффектные стереокадры,продолжительностью в несколькоминут, в "нормальный"видеофильм.

Этот экспериментпокажет, что для воспроизведениястереоизображений не нужноспециальной аппаратуры -стереоскопический видеофильмможно записать, как и"нормальный", на стандартнуювидеокассету и воспроизводить наобычных видеомагнитофоне ителевизоре.

Чтобыпопробовать, как будет выглядетьстерео картинка на экранетелевизора, вы можете переснятьстереопару с цветной вкладки навидеокамеру, с нее записатьизображение на видеомагнитофон.

Вы сами всостоянии снять стереоскопическийфильм, если сделаете несложнуюстерео насадку к видеокамере. У тех,кто мастерил что-нибудь своимируками, работа не займет многовремени.

Теперь дело замалым - где взять стерео видеофильм?

Для основанияприставки подойдет чернаяпластмасса толщиной 3-4 мм, на нее иперенесите разметку с верхнегорисунка. Для пробной съемкизакрепите зеркала пластилином (дляразных типов видеокамер можетпонадобиться передвинуть зеркалаотносительно разметки); естественно, пластилинприлепляйте со стороны, где нетзеркального слоя. Расставив изакрепив зеркала, установитестереоприставку близко к объективувидеокамеры, но не прикасайтесь клинзе.

Первым деломнайдите зеркала с наружнымпокрытием. Как мы уже писали, такоезеркало можно изготовить и самому(см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 2, 1997 г.),смыв ацетоном защитный слой краскис обратной стороны зеркала (потолщине и размерам лучше всегоподходят зеркала из пудрениц).Смывайте краску аккуратно, чтобы неповредить зеркальное покрытие.Нарезать зеркала нужного размералучше алмазным стеклорезом: размерзеркал 50x55 мм - 2шт. (зеркала в и г ), 30x55 мм(зеркало б ) и 30x30 мм (зеркало а ).

В основанииприставки просверлите отверстиядля крепления зеркал. Кронштейн длякрепления приставки к видеокамерелучше изготовить из алюминия, чтобыиметь возможность подогнуть егодля точной установкистереоприставки.

Включиввидеокамеру в режим съемки, нужнопроизвести юстировку зеркал:подбирая наклон и поворот каждогозеркала, надо добиться того, чтобыглавный объект съемки попадал вцентр каждого полукадра и оба егоизображения оказались на однойвысоте. Трансфокатором подберитеминимальное увеличение, прикотором изображение целикомпомещается в зеркалах. Юстировкуудобно производить, подключиввидеокамеру к телевизору инаблюдая весь процесс на большомэкране. Когда юстировка закончена,попробуйте посмотреть снимаемуювидеокамерой стереокартинку, и,если стереоэффект, полученный спомощью макета, вас устраивает,можете делать настоящуюстереоприставку.

Теперь можноначинать видеосъемку. Пристереоскопической видеосъемке, каки при съемке стереофотоаппаратом,старайтесь выбирать кадры, дающиенаилучший эффект. Так, в кадредолжно быть несколько планов,например, на переднем - веткадерева, забор или цветок, на среднем- главный объект съемки и далее -задний план. Не стоит сниматьбыстро движущиеся предметы: глаза,не успевая за объектом, будуттерять фокусировку.

После того как всяконструкция закреплена, повторитеюстировку зеркал.



При монтажевидеофильма полезно добавить передпоявлением стереокадровнастроечную таблицу:

В заключениенеобходимо предупредить, что еслиприходится чрезмерно напрягатьглаза или вы ощущаете боль, то,естественно, нужно прекратитьрассматривание. Кстати, некоторыелюди вообще лишены способностивидеть стереоизображение.

снятую вашей жевидеокамерой неподвижнуюстереофотографию или дажестереочертеж. Дело в том, что разнымлюдям требуется разное время дляулавливания стереоэффекта первыйраз (иногда до нескольких минут).

При рассматривании стереопары традиционнымспособом приходится разводить глаза (дивергенция).При инверсном способе правый и левый кадрыпереставлены - оптические оси глаз сводятся (конвергенция).Если вы смотрите на экран, не ограничиваяполе зрения, то видите в центре объемную картинку, а по бокам - плоскиеизображения, при этом телевизор кажется очень широкоэкранным (фото вверху).А когда мешающие изображения перекрыты, телевизор кажется узким, с вертикальнорасположенным кинескопом (фото внизу).Ограничив поле зрения правого глаза дополовины экрана правой рукой (правый глаз должен видеть только левую картинку)и так же левой рукой загородивлевую картинку, вы уберете мешающие изображения - останется только однаобъемная картинка.
50 мм 50 мм 50 мм 130
мм 80
мм зеркальное покрытие





объективоснование
Расположение зеркал и ходлучей.
клей
Зеркала удобно крепить к втулкам срезьбой термопластичным клеем (на рынке он продается в виде гранул, а называетсяпочему-то молекулярным), с ним удобно работать паяльником; если вы неправильноприклеили деталь, всегда можно, нагрев соединение,размягчить клей и поправить работу. Правое большое зеркало (в) нужно закрепитьс возможностью поворота (при разных положениях трансфокатора придется поворачиватьэто зеркало, подгоняя объект в центры обоих полукадров). Навтулках нужно закрепить три зеркала (а, б и в), а у четвертого - левогобольшого зеркала (г) необходимо предусмотреть возможность менять наклондля более точной юстировки.
основаниекронштейн Отверстие для крепления
видеокамеры Видеокамера с пристыкованной стереоприставкойготова к съемке. При юстировке нужно поворотом зеркала(в) установить главный объект съемки в центры обоих кадров, а зеркалом(г) выровнять их по высоте.
Усадьба Кусково .



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)