[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)



В. ЛЕДЗИНСКИЙ и А.ТЕЛИЧКО.

Наверное, первым светильником былкостер, дававший в пещере тепло иодновременно освещавший ее. Вкакой-то период появился факел,который прошел долгий путь внесколько тысячелетий. На сменуфакелу пришли масляныесветильники. Высокое искусстводревнеегипетских и эллинскихмастеров прикоснулось к этимосветительным приборам, и мы по сейдень любуемся в музеях их красотой.Керамика и металл стали первымиматериалами, из которых делалисьсветильники. Они прекрасновыдерживали соседство с открытымогнем и поэтому были незаменимы вэтом производстве. Много позжекерамику заменит стекло, а металл ипо сей день является наилучшимматериалом для осветительныхприборов. В сельских избах до изобретениясвечей для освещенияиспользовались лучины. Отголосокэтого времени сохранился внародных песнях:

ШАНДАЛЫ,КАНДЕЛЯБРЫ И ХОРОСЫ

Лучины укреплялись в расщепыжелезного светца - стержня срасщепленным концом наверху иобручем (для устойчивости) внизу.Обруч светца во избежание пожараставился в емкость с водой. Такимобразом, светец можно было ставитьтам, где был необходим свет.
Изобретение свечей произвело целуюреволюцию в производствесветильников. Свеча породилаподсвечник, шандал, канделябр,хорос, паникадило, люстру. Подсвечникиделались на одну-три свечи, иногда -больше, предназначались дляосвещения стола или прикроватнойтумбочки. Их легко можно былопереносить по дому. Шандал - этоподсвечник-торшер, болеефундаментальное сооружение, нотакже легко перемещаемое. Большиеподсвечники с разветвлениями длянескольких свечей назывались канделябрами. Их часто укрепляли на стенах или впростенках между окнами. С XI века вРоссии известны подвесныесветильники - хоросы, которые,как правило, размещали в храмах.Основой хороса служат крупныеметаллические обручи в один-трияруса, подвешенные к своду или кпотолку на растяжках. На обручах покругу располагаются свечи. Другойподвесной церковный осветительныйприбор - паникадило . Оносостоит из металлического стержняи нескольких ярусов фигурныхкронштейнов для свечей. Нижняячасть паникадила чаще всегозавершается шаровидной формой,гладкой или узорной. Люстра (отлатинского - освещаю) - подвеснойосветительный прибор типичногражданского назначения, нанесколько источников света. Терминлюстра появился в конце XVII века.
Дальнейшее развитие осветительныхприборов связано с изобретениемкеросина. Правда, уже существовалимасляные лампы со стекляннойемкостью для масла и с абажуром, нокеросиновая лампа давалазначительно больше света,позволяла лучше регулироватьяркость пламени. Керосиновые лампыбыстро завоевали популярность.Вскоре стали делать настольныелампы, приспособления дляустановки ламп на стене, подвесныелампы с абажурами, лампы вкомбинации со свечами. Все знаютзнаменитую картину В. Серова"Девочка с персиками". Картинаписалась в Абрамцеве, в доме СаввыМамонтова. Прямо над столом виситкеросиновая лампа с абажуром, клампе приделаны кронштейны сосвечами, которые зажигались в особоторжественных случаях. Керосин былнастолько популярен, что чиновникпатентного бюро, выдавая патент наизобретение бензина, не удержался изаписал, что бензин - жидкость,обладающая новыми свойствами,никакого практического примененияиметь не будет, так как гориттускло, намного слабее керосина.
Новый переворот в производствеосветительных приборов произошелпосле изобретения электричества.Это был переворот буквально"вверх ногами". До этих пор всеосвещение было связано с пламенем,и перевернуть свечу иликеросиновую лампу огнем вниз былоневозможно. Все строилось, исходяиз вертикального положенияисточника света. Теперь это неимело значения. Можно было делатьвсе что угодно. Вообще отказатьсяот осветительных приборов.Заняться рациональным скрытымрассеянным светом, светящимсяпотолком, плафоном, точечнымосвещением. Полная свободадействий. Так в начале ХХ века ипоступали конструкторы новойхудожественной школы в Германии"Баухауз".
Однако многовековая привычка людейоказалась неистребимой. И сегодня вжилых, общественных и культовыхзданиях сосуществуют почти всетипы осветительных приборов.Конечно, во всех этих приборах(кроме подсвечников) в качествеисточника света применяютсяэлектролампы. Но наиболееустойчивой оказалась форма люстры.Для люстр часто используются узкиенебольшие лампы накаливания(миньон), позволяющие имитироватьформу свечи с узким пламенем.Используют в люстрах илюминесцентные трубчатые лампы,делается масса усилий, чтобыприспособить новую технику кпривычной, устоявшейся форме.

Догорай, гори, моялучина,
Догорю с тобой и я...


В залах и фойе общественныхзданий в Москве, в помещенияхстарых театров сохранилисьсветильники - подлинныепроизведения искусства, подчаспочти не замечаемые вечно куда-тоспешащими посетителями.

ЛЮСТРЫ МОСКВЫ

В Доме ученых на Пречистенке, 16, построенном в конце XVIII века иперестроенном в 1910 годуархитектором А. О. Гунстом, восновном висят бронзовые люстры.Хрустальный убор здесь отсутствовал, что было характерно для первойчетверти XIX века. Бронзовые люстрыэтого периода - одна из яркихстраниц в истории русскогодекоративного искусства. Этилюстры высокохудожественнойчеканной работы выполнялись натаком уровне, что хрустальныеукрашения только помешали быувидеть всю красоту авторскойработы.

Государственный академическийМалый театр. В фойе - люстра на 18свечей (ламп "миньон") с синимстеклянным шаром. Шар охватываетбронзовый обод, к которому крепятсясвободные ответвления - крон-штейнына три "свечи" каждый. Украшаютлюстру прочеканенные головыбаранов, а также сноп тонкихпружинок, на концах которыхза-креплены многогранныехрустальные подвески. В этом жетеатре есть богато украшеннаябронзовая люстра на девять"свечей" с темной тарелкой. Еекронштейны имеют тот же орнамент -ювелирно выполненную голову баранаиз золоченой бронзы.



Московский Дом архитектора вГранатном пер., 7-9, состоит из трехзданий, построенных в XIX-ХХ вв. Самыйстарый корпус был выполнен попроекту архитектора А. Э. Эрихсона.В тамбуре этого корпуса сохранилсяскромный фонарь того времени -стеклянный цилиндр с цельным иажурным (проволочным) ободами инемногочисленными подвесками. Вэтом же здании сохранилась люстра70-х годов XVIII века, имеющая в своемубранстве масонские эмблемы.Многоярусность обусловилавытянутую форму, слегкарасширяющуюся книзу. Стерженьутерял форму балясины. Из нижнейчасти его выходят свободныеответвления с двойными профитками(трубками для светильников), кверхней части стержня прикрепленобод со светильниками. К началу XIXвека относится и люстра на 12"свечей" с бронзовой чашей ввиде поддона, накладным бронзовымузором и ободом, прикрепленным кверхней розетке цепями. Пристройкановых корпусов относится ксередине ХХ века (архитектор А. К.Буров и др.), и, естественно, форма,материалы и характер исполнения осветительной арматуры здесьсовершенно иные.
Но есть в Москве залы, которыепросто невозможно представить себебез люстр: они узнаваемы, они -"визитная карточка" зала.Например, Колонный зал Домасоюзов и его люстры с хрустальнымубором в стиле русской классики XIXвека или Георгиевский залБольшого Кремлевского дворца, бронзовые светильники которогосоздают ощущение особойторжественности.
Люстры Москвы - это целый миркрасоты! Мы только обозначили темуи привели лишь несколько примеров.

Бронзовая люстра в видеукрашенной чеканкой чаши снабженакронштейнами, на которыхзакреплены 12 свечей. Московский домархитектора.

Георгиевский залБольшого Кремлевского дворцаосвещают шесть бронзовых золоченыхажурных люстр, каждая весом 1300килограммов.

От подсвечника - клюстре: 1 - подсвечник, 2 - шандал, 3 -канделябр, 4 - хорос, 5 - паникадило, 6 -люстра.





Стеклянный фонарь украшенбронзой и немногочисленнымиподвесками. Московский домархитектора.



Люстра "синийшар" висит в фойе Академическо гоМалого театра. Конец XIX века.



UЗамысловатаябронзовая люстра-шар находится вресторане Дома ученых наПречистенке. Начало ХХ века.

Бронзовая люстра надевять свечей украшена золоченымичеканными накладками. Внизу - еефрагмент. Малый театр. Конец XIX века.



8

Бронзовая люстра и еефрагмент. Дом ученых наПречистенке. Начало ХХ века.







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)