[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)

Прежде всего, получила развитие идея, принадлежащая Гарри Каспарову: "продвинутые шахматы" (advanced chess). Особенность таких шахмат состоит в том, что партнерам во время игры разрешено консультироваться с компьютерами, каждому - со своим. Первый серьезный матч в продвинутые шахматы прошел в 1998 году. Тогда вничью (3:3) сыграли Каспаров и Топалов. Каспаров собирался провести такой же матч с Анандом, но у него возник конфликт с организаторами, и в результате 13-го чемпиона мира заменил 12-й.

Кандидат технических наук Е. ГИК,
мастер спорта по шахматам.
Сообщения с места компьютерных сражений, публикации новых партий машин уже давно никого не удивляют, это, можно сказать, вошло в шахматный быт. Последний раз мы рассказывали о новостях компьютерных шахмат год назад (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь "
№ 11, 1998 г.). Посмотрим, что же произошло в прошедшем, 1999, году.

А. Карпов - В. Ананд

Матч из шести партий Карпов - Ананд состоялся в Испании, участникам выделялось по одному часу на всю партию и в помощники - игровая программа "Fritz". У индийского гроссмейстера богатый опыт общения с машинами, он вообще не пользуется деревянными шахматами, а работает только за экраном монитора. Поэтому его победа неудивительна, правда, результат довольно неожиданный - 5:1 в пользу Ананда. Вот окончание пятой партии этого необычного матча.

№ 1 um
l kt
u
kk k
Ls o
L LQL
LS
V PU N


Была разыграна новоиндийская партия, и после 38-го хода белых возникла следующая позиция.

38...Сf6 39.Лb1 p 40.Кp Фg7 41.g4 d4 42.ed C:d4 43.Cf1 Фе5 44.С:с4 С:f2+ 45.Kpg2 p+ 46.Kpf Белые сдались.

После 38...С:а1 39.Ф:а1 у белых за качество богатая игра по черным полям. Однако Ананд отказывается отдавать легкую фигуру за ладью и решает использовать слона совсем для другой цели: развить атаку на королевском фланге. Интересно, индийский гроссмейстер сам додумался до этого или ему подсказала машина?!

Очередной чемпионат мира под № 9 состоялся в июне 1999 года в немецком городе Падеборне. Заметим, что сейчас принято считать микрокомпьютерами одно- или двухпроцес сорные машины, а суперкомпьютерами - машины (компьютерные системы) с большим числом процессоров: четыре и выше. При такой классификации в Падеборне знаменитый "FRITZ" и еще несколько компьютеров относились к супермашинам, а остальные - к микрокомпьютерам. Контроль времени был обычный, который применяется в турнирах: 2 часа на 40 ходов + 1 час на 30 ходов + 30 минут до конца партии.

Напомним, что с 1974 по 1995 год состоялось восемь чемпионатов мира среди суперкомпь ютеров, которые проходили с интервалом раз в три года. А с 1980-го по 1997-й почти ежегодно разыгрывались чемпионаты мира среди микрокомпьютеров, всего их состоялось 1 Но в последнее время разница между супер- и микроЭВМ стала почти незаметной (первые значительно уменьшились в размерах, а вторые явно усилились, да и работать с ними проще), и интерес к встречам микрокомпьютеров пропал.


"SHREDDER" - "JUNIOR" № 2 m
k
l Lkl
L
kkL
s
K KL
S N


В чемпионате участвовало 30 программ, они состязались по швейцарской системе в семь туров. О грандиозном научном прогрессе свидетельствует тот факт, что если в 1974 году машины играли в силу первого разряда, то сейчас около десятка программ имели рейтинг за 2500, то есть были гроссмейстерами по обычной, человеческой шкале. 1-2-е места разделили немецкая программа "SHREDDER" и американская "FERRET" - 5,5 очка из Напряженная дополнительная встреча между ними продолжалась 101 ход и закончилась вничью. В результате чемпионом мира по коэффициентам Бухгольца стала программа "SHREDDER", единственная избежавшая поражений. На пол-очка отстал предыдущий чемпион мира "FRITZ", который, кстати, за это время увеличил число микропроцессоров и перешел в разряд "супер". Программа "SHREDDER" хорошо разбирается в эндшпиле - в прежние времена самое слабое место в игре машин. Посмотрите, как элегантно обыграла чемпионка израильскую программу (последнюю чемпионку мира среди микрокомпьютеров) в слоновом окончании.

А вот самая принципиальная встреча в турнире.

43.d5! Се4 44.d6 Сс6 45.Крf2 Сd7 46.Кре3 b5 47.Крd4 Крf8 48.Сf3 Кре8 49.Сd5 p 50.p! Крf8 51.а3! Кре8 52.Крс3 Крf8 53.Крb4 Крg8 54.Се4 Крf8 55.е6! fе 56.С:g6 е5 57.С:p е4 58.g4 Сс Черные сдались.

Испанская партия

"FRITZ" - "SHREDDER"

14.К:d4 еd 15.Сf4 Кd7 16.Кd2 С:с4 17.К:с4 b3! Теперь черные получают прекрасную контригру.

1.е4 е5 2.Кf3 Кс6 3.Сb5 а6 4.Са4 Кf6 5.0-0 Се7 6.Ле1 b5 7.Сb3 0-0 8.а4 b4 9.d3 d6 10.a5 Ce6 11.Kbd2 Лb8 12.Cc4 Фс8 13.Кf1 Кd4!? В первой партии матча на первенство мира Каспаров - Шорт (Лондон, 1993) черные провели этот маневр на ход позже: 13... Ле8 14.Ке3 Кd4?! и после 15.К:d4 еd 16.Кd5 получили трудную позицию. Таким образом, можно считать, что компьютер нашел усиление в партии из поединка за шахматную корону...

№ 3 v m
klk
k lo
LulUt
OK
K K
T LK
V N


18.сb Кс5 19.b4 Л:b4 20.Ла3 Фе6 21.Сd2 К:d3! 22.Л:d3 Л:с4 23.b3 Лс5 24.Л:d4 Cf6 25.Лd3 Лb8 26.p Cb2 27.Фе2 Лсb5 28.Лd5 Ce5 29.Фс4 с

30.b4? Недооценка проходной пешки - старая болезнь машин, и чемпионка мира вновь демонстрирует превосходство в эндшпиле.

Черные стоят хорошо, но после 30.Ле3 Сd4 31.Лf3 позицию белых трудно пробить (нельзя 31...Ф:е4 из-за 32.Л:d4!).

39.Сс1 bcФ+ 40.Л:с1 Крg6 41.g3 f5 42.еf+ Кр:f5, и черные выиграли.

30...сb 31.Л:b5 Л:b5 32.Фс6 p 33.Ф:а6 Фd7 34.Лс1 b3 35.Фс8+ Ф:с8 36.Л:с8+ Крh7 37.Лс1 b2 38.Лb1 Лb По всей видимости, именно этот перевод ладьи на а1 белые недоглядели.

"FRITZ" - И. Соколов

По окончании чемпионата состоялся матч между первой пятеркой программ и пятью гроссмейстерами. Он закончился со счетом 2,5:2,5, и неизвестно еще, кому повезло. Вот какой разгром учинил "FRITZ" Соколову, незадолго до этого обыгравшему на турнире в Вейк-ан-Зее самого Каспарова.

1.е4 е5 2.Кf3 Кс6 3.Сb5 Кf6 4.0-0 К:е4 5.d4 Кd6 6.С:с6 dc 7.dе Кf5 8.Ф:d8+ Кр:d8 9.Кс3 Кре8 10.Лd1 а5 11.p Сс5? Неудачная дебютная новинка, позволяющая белым провести выгодную тактическую операцию.

Испанская партия

№ 4 usm v
tkl rklk
k
l L
QK
QK
KLK L
V TU N


12.g4 Ке7 13.Ке4 Са

17.Kd6+ Kpd7 18.Kf7 Cc5 19.Лad1+ Cd6 20.K:h8 K:h8 21.Лe7+ Kpd8 22.Ke Черные сдались.

14.Cp! f5 15.ef gh 16.Лe1 Kg6? Гораздо упорнее 16... Kd

Интересно, что вскоре после девятого первенства с новой чемпионкой мира сыграл партию 12-й шахматный король Анатолий Карпов. Белыми он получил большой перевес, но компьютер защищался изо всех сил, и на 81-м ходу последовало мирное соглашение.

Приведем теперь таблицу всех девяти чемпионатов мира среди компьютеров. По ней можно проследить историю компьютерных шахмат за четверть века. Здесь указаны год и место проведения очередного чемпионата, название программы-чемпиона, страна, которую эта программа представляла,и ее разработчики.

Победителем турнира вышла постоянная обидчица шахматных корифеев программа "FRITZ"! Машина проиграла только один матч - Морозевичу и один матч свела вничью - со Свидлером. Остальные гроссмейстеры были повержены. Эта очередная победа машины, хоть и в быстрые шахматы, весьма внушительна. В позиционном отношении компьютер не сильно уступал своим соперникам, зато в тактике ему не было равных.

Теперь еще об одном, пожалуй, самом важном состязании прошедшего года - с участием "FRITZ". Во Франкфурте состоялся большой шахматный фестиваль по быстрым шахматам, главным украшением которого был турнир четырех: Каспаров, Крамник, Ананд и Карпов (в нем победил Гарри Каспаров). Большое внимание привлек и турнир "Мастерс-99", в котором участвовали семь шахматистов, расположенных в табеле о рангах недалеко от этой четверки: Свидлер, Морозевич, Леко, Топалов, Адамс, Юдит Полгар, Лутц, а также гроссмейстер "FRITZ". И каков же результат?

U
kn lu
qko
k
LqLK
LO K
V M


"FRITZ" - Ю. Полгар
№ 5


"FRITZ" - М. Адамс
№ 6


43.Л:b7+! Kp:b7 44.Фa6+ , и чудо-шахматистка сдалась чудо-машине (44...Kpc7 45.Лc8+ и 46.Ф:c6х).

29.C:g6!! fg 30.Лf1! Дорога для отступления королю черных отрезана, и они сдались: 30...Ke7 31.Лf7+ Kpg8 32.Лhh7 и 3 Kg4, или 30...Kpg8 31.Лfp Kpf8 32.Лh8+.

v
lsv kn
kkV
kqR L

L L
L K
SNU


"FRITZ" - П. Свидлер

Вот другая чистая победа машины над одним из сильнейших гроссмейстеров мира, трехкратным чемпионом России. Компьютер переиграл гроссмейстера в эндшпиле!

1.d4 Kf6 2.c4 g6 3.Kc3 d5 4.Kf3 Cg7 5.Cf4 0-0 6.Лc1 dc 7.e3 Ce6 8.Kg5 Cd5 9.e4 p 10.ed hg 11.C:g5 K:d5 12.C:c4 Kb6 13.Cb3 Kc6 14.d5 Kd4 1 0-0 Фd7 16.Ce3 K:b3 17.Ф:b3 Лad8 18.Лfe1 Лfe8 19.Лcd1 Фg4 20.Kb5 Л:d5 21.Kc7 Л:d1 22.Л:d1 Лc8 23.f3 Фc4 24.C:b6 Ф:b3 25.ab ab 26.Kd5 Лc2 27.K:e7+ Kph7 28.Kd5 Л:b2 29.Лd3 Cf8 30.p Cc5+ 31.Kpp Kpg7 32.Kpp Лb1 33.g3 Лp+ 34.Kpg2 Лg1+ 35.Kpp Лb1 36.g4 Cd6+ 37.f4 f5 38.gf gf 39.Kpg2 Cc

Защита Грюнфельда

40.b4! C:b4 41.Ke3 Лb2+ 42.Kpf3 Лd2 43.Лb3 Cc5 44.K:f5+ Kpg6 45.Kg3 Лa2 46.p+ Kpp 47.Лb1 Cf2 48.Kpg4 Лc2 49.Ke4 Ce3 50.Лb5 Лc4 51.Лe5 Лc6 52.f5 Cd4 53.Лe6+ Л:e6 54.fe Kpg7 55.e Черные сдались.

№ 7
k n
l
tQk
L L
KU
M
u


П. Свидлер - "FRITZ"

Но как все-таки человеку справиться с компьютером? Для того чтобы взять реванш, Свидлер решил избавить опасную соперницу от всех дебютных познаний!

3.d4 Kd7 4.Kf3 e4 5.Kfd2 Kgf6 6.c4 c6 7.Kc3 Ce7 8.Фb3 Kb6 9.cd cd 10.a4 Фd6 11.Ce2 Фe6 1 0-0 0-0 14.f3 ef 15.K:f3 Kb8 16.Kg5 Фd7 17.Cf3 Ka6 18.Kp Kc7 19.Kf4 Лd8 20.Лd1 g5?! Машина в растерянности, она не знает, как дальше располагать свои фигуры, и делает откровенно антипозиционный ход.

Неправильное начало 1.a3!? d5 2.e3 e Белые играют французскую защиту в первой руке. Лишний ход крайней пешкой весьма полезен. Постепенно Свидлер получает ощутимый перевес.

№ 8 vsv m
lkr pkk
t r
L k l
L
OR L
L TSRKL
V UN


21.Kd3 Фf5 22.Ce2 Cd6 23.Лf1 Фe6 24.Kf2 Лb8 25.Cd2 Фe7 . Теперь следует решающий прорыв в центре.

30...Лe8 31.C:f6 Л:e2 32.Лae1 Лe6 33.Kg4 Л:e1 34.Kp+ Kpf8 35.Л:e1 Kc5 36.Лe5 Ke4 37.Ce7+ Kpe8 38.Л:d5 b6 39.Лd4 f5 40.g4 Cb7 41.gf Kpd7 42.a6 Cc6 43.Kpf1 Cb5+ 44.Kpg2 Kc5 45.Kg4 Лg8 46.Kpp Л:g4 47.Kp:g4 , и белые выиграли.

26.e4! Ke6 27.e5 K:d4 28.ed Ф:e2 29.K:e2 K:b3 30.C:g5! Вот черных и подвела торопливая пешка "g".

Еще одна идея Каспарова вызвала в минувшем году большой интерес. Речь идет об игре по Интернету. В принципе этот вид шахмат сейчас развивается очень бурно, многие шахматисты, даже с разных материков, встречаются друг с другом по Интернету, проводят различные турниры и матчи. Если в популярной прежде игре по переписке партии длились годами, то здесь все протекает почти в режиме реального времени, и Каспаров предложил сыграть партию против "сборной мира". В этой увлекательной встрече каждой стороне отводилось по 24 часа на ответный ход, и выбор сборной планеты определялся голосованием всех желающих. Специальная комиссия из четырех юных, но уже известных шахматистов на каждом ходу предлагала сборной несколько разумных ответов, и, таким образом, откровенно слабые ходы исключались из рассмотрения. На редкость упорная партия длилась четыре месяца, но в глубоком эндшпиле Каспаров все-таки обхитрил сборную всей планеты.

По положению победитель "Мастерс-99" допускается на следующий год в главный турнир. Любопытно, чем он закончится? А честь белковых гроссмейстеров во Франкфурте в очередной раз отстоял Ананд, правда, матч с "FRITZ" принес ему победу лишь с минимальным счетом - 2,5:1,

Сицилианская защита 1.e4 c5 2.Kf3 d6 3.Cb5+ Cd7 4.C:d7+ Ф:d7 5.c4 Kc6 6.Kc3 Kf6 0-0 g6 8.d4 cd 9.K:d4 Cg7 10.Kde2 Фе Этот ход раньше не встречался, так что "Весь мир", неожиданно для самого себя, применил важную новинку... Черные жертвуют качество, но получают длительную инициативу.

Г. Каспаров -
"Весь мир"


lПо разным поводам - улыбки

11.Kd5 Ф:e4 12.Kc7+ Kpd7 13.K:a8 Ф:c4 14.Kb6 ab 15.Kc3 Лa8 16.a4 Ke4 17.K:e4 Ф:e4 18.Фb3 f5 19.Cg5 Фb4 20.Фf7 Ce5 21.p Лa4 22.Л:a4 Ф:a4 23.Ф:h7 C:b2 24.Ф:g6 Фe У "Всего мира" за качество две пешки - сдвоенные, но проходные, а у белой ладьи мало перспектив.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)