[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)




Во второй половине девяностых годов двадцатого века шахматный мирпо целому ряду параметров словно бы вернулся в далекое прошлое - во временаВильгельма Стейница и Эммануила Ласкера.Внешние проявления этого парадоксального явления хорошо известны. Исчезласистема стройных и признанных всеми отборочных соревнований. В результатесоперник чемпиона мира по классическому матчу за шахматную корону определяетсятеперь так же, как и сто лет назад, исключительно на основании мнения мировойшахматной общественности в лице "лучших ее представителей" - потенциальныхинвесторов , готовых (или не готовых!) выделить деньги под тот или инойпроект, причем лишь при согласии самого чемпиона.Однако при всей субъективности этих критериев их все-таки нельзя расцениватькак абсолютно произвольные. Ведь те же инвесторы рискуют собственными деньгами,а шахматная общественность желает увидеть не какой-нибудь, а самый интересный,упорный и непредсказуемый поединок - поединок самых сильных соперников.Должно быть, именно поэтому такая система в свое время смогла просуществоватьбез заметных изменений более полувека, а первые чемпионы - Стейниц, Ласкер,Капабланка и Алехин, - не вызывая никакой "аллергии", пользовались всеобщимуважением и признанием всего шахматного мира.И вот теперь - в октябре двухтысячного - мы снова увидим матч, которыйдаже критиками нового проекта признается самым интересным и захватывающимизо всех возможных: матч Каспаров - Крамник.Да, Гарри Каспаров выходит на бой с тем единственным шахматистом мира,против которого он не имеет никакого преимущества в ранее сыгранных партиях,предпочтя Владимира Крамника многократно обыгранным им Виши Ананду и АлексеюШирову.А что же дальше? Какие шахматисты планеты могут стать следующими соперникамипобедителя этого матча - соперниками классического чемпиона мира?Среди будущих кандидатов хочется выделить двоих - москвича АлександраМорозевича и будапештца Петера Леко. Будучи совершенно непохожими другна друга, они тем не менее занимают соседние - четвертое и пятое - местав мировом рейтинг-листе.Приведенные ниже партии выбраны как наиболее характерные примеры ихтворчества.Александр МорозевичДля молодого московского гроссмейстера Александра Морозевича характерныисключительная нешаблонность мышления, поиск необычного едва ли не в каждойпозиции, особое внимание как к тактическим, так и к стратегическим нюансам,которые могли ускользнуть от внимания соперника.Такой стиль чрезвычайно опасен не только для противников, но и для самогоего обладателя. Недаром ведь 10-й чемпион мира Тигран Вартанович Петросянтак любил повторять, что "когда вагоновожатый ищет новые пути, то трамвайсходит с рельсов".Но, как видно, и в современных шахматах можно добиваться высочайшихдостижений, играя совсем не так, "как все".Следующая партия была сыграна в шестом туре супертурнира этого годав Вейк-ан-Зее между имевшим белые фигуры Александром Морозевичем и егоровесником, голландским гроссмейстером Люком Ван Вели.После хорошо известных в современной теории первых ходов 1.e4 c52.Кf3 d6 3.d4 cd 4.К:d4 Кf6 5.Кc3 a6 6.Сe3 e6 7.f3 b5 8.g4 p 9.Фd2 Кbd710.0-0-0 Сb7 11.Сd3 Кe5 12.Лhe1 Лc8 13.Крb1 Кfd7 14.f4 Кc4 15.Фe2 К:e3и 16.Ф:e3 голландский гроссмейстер попытался применить теоретическуюновинку. 16...g5?! Ранее в этом положении играли только 16...Фb6, чтомогло привести к такому, например, забавному развитию игры: 17.p e5 18.fede 19.Кf5 Ф:e3 20.К:e3 Сe7 21.p Сg5 22.Кed5 0-0 23.С:b5 ab 24.Кe7+ С:e7и 25.Л:d7 с преимуществом у белых.Но что белым делать сейчас?! Взятие на g5 привело бы к потере контролянад ключевым полем е5, а значит, и к потере инициативы. Морозевич задумалсяи очень быстро обнаружил совершенно неожиданное опровержение замысла соперника. 17.e5!! gf 18.Ф:f4 dе 19.К:e6!! Теперь оказывается, что как в случае 19...fe 20.Сg6+Крe7 21.Фf7ґ, так и после 19...ef 20.Кc7ґ черные получают мат. Однако враспоряжении Ван Вели находится третий путь. 19...Фe7! 20.Фd2! fe. Приходится забрать коня пешкой, потомучто в случае 20...Ф:e6? 21.Сf5 Фd6 и 22.С:d7+ черные теряли или ферзя,или фигуру...21.Сg6+ Крd8.Черный король застрял в центре, однако не совсем ясно, как, имея фигуройменьше, следует продолжать атаку. Оказывается, белые могут не торопиться. 22.Лf1 Л:c3 23.Ф:c3 Фc5 24.Лf7 Сc При 24...Ф:c3 25.Лd:d7+ Крc826.bc черные проигрывали сразу. Но и теперь их положение оказывается совершеннобезнадежным. 25.Фd2 Фa7 26.g5 b4 27.gh С:p (если 27...Л:p, то 28.Л:f8+) 28.Ф:b4 Сg5 29.Фg Черные сдались.Петер ЛекоЮный венгерский гроссмейстер Петер Леко играет совсем в иной манере. Егостиль более всего напоминает стиль молодого Хосе-Рауля Капабланки, не склонногок излишней оригинально сти или необоснованному риску, но всегда готовогоподнять брошенную соперником перчатку и наказать того за нарушение незыблемыхшахматных принципов.Леко сейчас - едва ли не единственный (наряду с Владимиром Крамником)шахматист мира, который не испытывает никакой робости, даже садясь за доскунапротив самого Гарри Каспарова, о чем свидетельствует и паритет, поддерживаемыйим в партиях последнего времени против чемпиона мира.Партия, которая предлагается вашему вниманию, чем-то незримо напоминаетзнаменитый нью-йоркский поединок 1918 года между Хосе-Раулем Капабланкойи Фрэнком Маршаллом. Тот же дебют, та же попытка ошеломить своего соперникадебютной неожиданностью и... тот же печальный для черных финал.Итак, П.Леко - М.Адамс - третий тур супертурнира прошлого года в Дортмунде. 1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сb5 a6 4.Сa4 Кf6 5.0-0 Сe7 6.Лe1 b5 7.Сb3 0-08.c3 d5 9.ed К:d5 10.К:e5 К:e5 11.Л:e5 c6 12.d4 Сd6 13.Лe1 Фp 14.g3 Фp15.Лe Все эти ходы неоднократно встречались на практике. Белые создали позиционнуюугрозу перевода своей ладьи на p. Черные могут парировать ее с помощью15...g5, ведь забрать пешку g5 белые пока что не могут из-за отскока ферземна f5, приводящего к выигрышу черными фигуры.Однако Адамс попытался найти новый путь в своем любимом дебюте. 15...Сb7?! 16.Лp Фe6 17.Кd2 17...f Препятствуя прыжку вражеского коня на е В случае 17...Лfe818.Кe4 f5 19.Кc5 С:c5 20.dc Фe1+ и 21.Крg2 у белых большое преимущество.Однако теперь Леко демонстрирует сопернику, что неуютно чувствует себяи черный король. 18.Фp! p 19.Кf3 Сe7 20.Лp. 20... c5 21.dc С:c5 22.Сf4 Лae8 23.Лd1 Лe Кажется, что судьбасражения остается совершенно неясной. Однако Леко бросает в бой все имеющиесяв его распоряжении резервы. 24.Сg5! Оказывается, что забрать вставшего под удар белого слоначерные не могут. В этом случае они сначала получат шах ферзем на h7, затемвилку конем на g5 и, наконец, потеряют собственного ферзя. Адамсу приходитсяотступить ладьей. 24... Лd7 25.Лe1 Фb6 26.Лe2 Крh7 27.Лp! Очень хитрый ход. Делов том, что не проходит пока маленькая комбинация: 27.С:p?? из-за Ф:p,и если белый ферзь отступит, то без защиты останется ладья p, если жесначала дать шах - 28.Кg5+, то после Крg8 черный король уйдет из-под связки,отчего после 29.Фf3 станет возможно простое взятие Ф:g5.Теперь же белая ладья защищена, однако английский гроссмейстер не обратилвнимания на произошедшую в позиции перемену, позволившую венгерскому гроссмейстеруэффектным ударом сразу же решить партию в свою пользу. 27...a5? 28.С:p!! Ф:p. Приходится брать ферзем, поскольку при28...gh 29.Лe6 Ф:e6 (если 29...Кf6, то 30.Ф:p+) 30.Кg5+ Крh8 и 31.К:e6черные проигрывали сразу. Но и теперь их участь ничуть не легче. 29.Фg5 a4 30.Лe6! Черные сдались. С. МАКАРЫЧЕВ, международный гроссмейстер.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)