[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)

Практическая партия и композиция, неразрывно связанные правилами игры и единой целью раскрыть глубину и красоту шахмат, имеют и существенное различие.

Книги пишут для того, чтобы их читали, шахматные этюды и задачи - чтобы их решали. Читающая в дороге публика предпочитает детективы и "женские" романы, шахматисты же - малофигурные позиции.

Любое прямое повторение прошлого отправляет задачу или этюд в мусорную корзину. Поэтому зачастую замысел оказывается оторванным от шахматной "жизни", основан лишь на формальной алгебраической связи ходов в разных вариантах или демонстрирует нереальную в практической партии игру.

Опытный игрок никогда не погнушается дать "пижону" детский мат, известный уже более 500 лет. Составитель же вынужден все время искать новые идеи, комбинации, маневры, связки вариантов.

А принцип экономии заставляет использовать только те фигуры, которые непо-средственно участвуют в реализации авторского замысла. Поэтому исходная позиция задачи неприятно режет глаз шахматиста необычной расстановкой фигур, многие из которых находятся под ударом, и чем больше фигур, чем напряженнее связь между ними, тем порой меньше желания анализировать и разбираться с задумкой автора.

К тому же проблемисты связаны таким мощным фактором, как время. Мат должен быть объявлен строго в установленное число ходов, что заранее нарушает привычное соотношение сил, и порой вся белая армия обрушивается на одинокого предводителя черного воинства.

Уже в конце XIX века инстинктивно пришли к выводу, что оптимальным для популярной задачи или этюда является магическое число семь. С одной стороны, семь фигур на доске - это совсем немного, с другой - ограниченный материал позволяет воплощать разнообразные и интересные замыслы.

Однако, составляя, как правило, для "души", композитор, конечно, хочет, чтобы с его творением познакоми лись не только коллеги по искусству, но и широкие круги практиков. И тогда он идет на маленькие хитрости, сознательно ограничивая количество фигур, тем самым привлекая внимание шахматистов легким построением, которое нередко создает впечатление, что его и решать-то нечего.

Первая коллекция миниатюр была собрана немецким шахматистом Оскаром Блюменталем, и он на ее основе издал в Лейпциге два сборника (1902 и 1903 гг.).

Так родился класс миниатюры - композиций с числом фигур не более семи.

Посмотрите две миниатюры из соревнований в юбилейных конкурсах (ЮК) последних лет.

Жанр стал необычайно популярным среди составителей и игроков, и сейчас, пожалуй, нет страны с развитой шахматной культурой, в которой бы не были изданы сборники миниатюр отечественных авторов. Более того, постоянно проводятся соревнования по составлению мини-композиций, а коллекционер Владимир Кожакин из Магадана начал выпускать всеобъемлющие сборники таких задач и планирует даже организовать чемпионат мира.

Мат в 3 хода 1.Фg8! - цугцванг 1...Сb8 2.Сa7+ Kpp 3.С:b8ґ, 1...Сc7 2.Cb6+ Kpp 3.C:c7ґ, 1...Сd6 2.Cc5+ Kpp 3.C:d6ґ, 1...Сe5+ 2.Cd4+ Kpp 3.C:e5ґ, 1...Сf4 2.Ce3+ Kpp 3.C:f4ґ, 1...Сg3 2.Cf2+ Kp:g2 3.Ф:g3ґ, 1...С:g1 2.Фg4! Kpp 3.Фpґ.

В. КИРИЛЛОВ,
А. СЕЛИВАНОВ
(I приз ЮК
В. Желтоножко , 1997)


Н. Кралин, О. Перваков (II приз ЮК
А. Селиванова , 1997)


Шестикратное преследование черного слона белым сродни знаменитой задаче
С. Лойда "Погоня любви".


Конечно, миниатюрная форма резко ограничивала возможности разработки новых и остроумных замыслов, поэтому для популярных композиций был создан новый барьер: так называемый мередит (с числом фигур не более 12) - по фамилии американского проблемиста Уильяма Мередита, в творчестве которого немало известных двухходовых задач с ограниченным материалом.

Выигрыш 1.p Cg8 2.Kpg6 e5 3.Kpg7 Ch7 4.Kp:h7 b Теперь слабо 5.Cp? e4 6.Kpg8 b3 7.Ce5 e3 8.h7 e2 9.Cc3 b2 (конечно, не надо спешить с 9...e1Ф? 10.C:e1 b2 11.h8Ф b1Ф 12.Фd4+! Kpe2 13.Фf2+ Kpd3 14.Фf5+, 12....Kp:e1 13.Фg1+, и белые выигрывают) 10.h8Ф b1Ф 11.Фd4+ Kpc2! и ничья. Правильно лишь 5.Cc5! b3 6.Ca3 e4 7.Kpg8! e3 8.h7 e2 9.Cb4, и сейчас два разветвления: 9...b2 10.h8Ф b1Ф 11.Фd4+ Kpc2 12.Фc3+ Kpd1 13.Фd2ґ или 9...e1Ф 10.C:e1 b2 11.h8Ф b1Ф 12.Фd4+ Kpe2 13.Фf2+ Kpd3 15.Фf5+.

Мат в 2 хода

У. МЕРЕДИТ (I приз, "Dubuque Chess Journal", 1889)

Первый ход в этой задаче удивительно красив и неочевиден.

1.Фd2!! - 2.Фpґ, 1...Kpd6 2.Kc4ґ, 1...Ф:d2 2.Kc4ґ, 1...Ф:b3 2.Kd7ґ, 1...Ф:f3 2.Фd4ґ, 1...g4 2.Фf4ґ.

Наш выдающийся проблемист Александр Гуляев-Грин всегда критически относился к многофигурным построениям и придумал для них остроумные и характерные названия: "мастодонт" (композиции с числом фигур более 23) и "монстр" (для построений с числом фигур свыше 25). Конечно, массивные позиции могут получиться просто из-за низкой техники автора, но порой само содержание является тому причиной.

В ХХ веке тенденция увеличения среднего числа фигур в задаче (как, впрочем, и в этюдах) была весьма устойчива, несмотря на несомненный прогресс в технике составления, а в последние годы - и помощь компьютерных программ для проверки. Это объясняется усложнением идей, их синтезом, стремлением масштабно выразить замысел.

З. БРЕМЕР (V приз, "Die Schwalbe", 1950)

Приведем три задачи с одной и той же темой, но выраженной в разном числе вариантов.

1.Cd8? - 2.C:f6ґ, но 1...Kd5! отражает попытку. Аналогично 1.Kd8ґ - 2.Kf7ґ, 1...Cd5! 1.Лg6! - 2.Л:f6 - 3.Лf8ґ. Теперь после 1...Cd5 слон препятствует попаданию на клетку d5 своего же коня, поэтому возможно 2.Cd8! и 3.C:f6ґ. То же самое происходит в случае 1...Kd5 2.Kd8! - 3.Kf7ґ (невозможно 2...Cd5). Здесь представлена тема обструкции (взаимное блокирование полей черными фигурами, вследствие чего одна фигура мешает другой).

Мат в 3 хода

Мат в 3 хода

З. БРЕМЕР ("Essener National Zeitung",
1937)


1.Л:e6? - 2.Л:e5ґ, 1...C:g3! 1.C:e6? - 2.Cf5ґ, 1...K:g3! 1.K:e6? - 2.K:g5ґ, 1...Л:g3! 1.Лd8! - 2.Ce8 - 3.Cc6ґ, 1...Л:g3 2.Л:e6 - 3.Л:e5ґ (2...C:g3?ґ), 1...C:g3 2.C:e6 - 3.Cf5ґ (2...K:g3?ґ), 1...K:g3 2.K:e6! - 3.K:g5ґ (2...Л:g3?ґ).

А здесь тот же замысел представлен в трех вариантах, из-за чего число фигур увеличилось более чем вдвое.

Мат в 3 хода

А. КУЗОВКОВ,
М. МАРАНДЮК (I приз, "Одесса-84" )


1.Ф:e6ґ - 2.Ф:e5ґ, 1...K:c4! 1.C:e6ґ - 2.C:d5ґ, 1...C:c4! 1.K:e6ґ - 2.Kc5ґ, 1...Л:c4! 1.feґ - 2.Ф:h7ґ, 1...dc! 1.Kpp! - 2.Ke2 dc 3.K:c3ґ, 2...Л:c4 3.Kg3#, 1...Л:c4 2.Ф:e6! - 3.Ф:e5ґ (2...K:c4??), 1...C:c4 2.fe6 - 3.Ф:h7ґ (2...de?ґ), 1...K:c4 2.K:e6 - 3.Kc5ґ (2...Л:с4?ґ), 1...dc4 2.C:e6 - 3.Cd5 (2...C:c4?ґ).

Рекордное, четырехкратное выполнение темы, потребовавшее формы "мастодонт".

Они также вскоре стали предметом коллекционирования, и один из отличных сборников появился совсем недавно - Д. Гургенидзе "Малютки грузинских этюдистов" (Тбилиси: Мерани, 2000).

В противовес громоздким построениям задач в этюдном жанре (главным образом) в середине 50-х годов XX века был предложен класс малюток (композиций с числом фигур не более пяти).

Д. ГУРГЕНИДЗЕ (I приз ЮК Я. ван Рика, 1995)

Вот подлинный шедевр автора книги.

У черных две возможности задержать пешку. 1...Kd5 2.f7 Kf6+ 3.Kpe7 Kh Казалось бы, все кончено: 4.Kpe6? Kg5+ или 4.Kpd6? Kpd4! Выручает непредвиденное 4.f8Ф! K:f8 5.Kpf6 Kpd4 6.Kpf5 Kpe3 7.Kpg Остроумно завершается игра и в случае 1...Ke4 2.Kpe7 Kg Теперь следует красивый ответ 3.Kpf8!! p 4.Kpg7 p 6.Kpg6 Ke6 6.Kpf5 Kpd5 7.Kpg4, успешно завершая известный маневр Рети.

Ничья. Ход черных.

Естественно, что в классических жанрах находки крайне редки, и в основном в призеры попадают задачи неортодоксальных и сказочных жанров. Приведем задачу -лауреат 1999 года.

Вскоре и проблемисты (составители задач) нашли достойный ответ. Начиная с 80-х годов XX века они стали усиленно пропагандировать класс малышек - композиций с числом фигур не более четырех (заметьте, что все группы начинаются с буквы м!). И в этом классе издано немало сборников, а каждый год проводится соревнование по определению лучшей малышки.



А. КАРАМАНИЦ
(II-III приз, Kонкурс малышек, 1999)


В позиции на диаграмме решает 1.Kpe6 f5+ 2.Kpf7 f6 3.Kpg8 f7+ 4.Kph8 f8Фґ. Переместим пешку на f5, тогда правильно 1.Kpd4 f6 2.Kpc3 f7 3.Kpb2 f8Ф 4.Kpa1 Фa3ґ. В позиции из предыдущего близнеца переставим слона на с7 - 1.Kpe4 f6 2.Kpf3 f7 3.Kpg2 f8Ф 4.Kpp Фf1ґ. Вы уже догадались, что четвертый мат король получит на поле а Это произойдет, если в позиции третьей задачи пешку передвинуть на с5: 1.Kpc6 Cb6 2.Kpb7 c6+ 3.Kpb8! c7+ 4.Kpa8 c8Фґ - каждый раз с идентичными, эхо-хамеле онными матами.

Коопмат в 4 хода

Я. ВЛАДИМИРОВ, международный гроссмейстер по шахматной композиции.

Итак, перефразируя Маршака, скажем, что классы каждые нужны, классы каждые важны! Мини-построения радуют глаз шахматиста, популяризируют древнюю игру. Солидные силы сторон позволяют представить масштабную оригинальную игру и обоюдоострую борьбу белых и черных.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)