[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52)

Многие автолюбители путаютамортизатор с упругими элементамиподвески - пружинами. Подвескисоединяют раму или кузов машины смостами или напрямую с колесами.Пружины подвески (чаще всего онибывают витые спиральные илилистовые - рессоры, режевстречаются торсионы -закручивающиеся под нагрузкойупругие стержни) смягчают толчки ижесткие удары колес о камни,выбоины или другие неровностидороги. В результате сила удара,воспринимаемая кузовом,уменьшается - удар как бырастягивается во времени. Однаковсякие пружины, в том числе иупругие элементы подвески, имеютскверное свойство - закрепленный наних кузов автомобиля можетраскачиваться, причем не только нанеровностях дороги, но и просто наповоротах. Для того чтобы гаситьколебания кузова, возникающие приработе подвески, как раз и нужныамортизаторы. Без них на любыенеровности дороги машина будетотвечать долгим раскачиванием ибольшим креном.

С плохими или неисправнымиамортизаторами езда на автомобилестановится не только некомфортной,но даже опасной. Машина плохоуправляется, ухудшается сцеплениеколес с дорогой, снижаетсяэффективность действия тормозов.Попробуем разобраться, почему этопроисходит.

На все отечественные легковыеавтомобили устанавливаютгидравлические (масляные)амортизаторы. Их конструкцияоказалась наиболее удачной иуниверсальной по сравнению ссуществовавшими ранеефрикционными и ленточнымиамортизаторами.

Гидравлическиеамортизаторы

При ходе поршня вниз (процесссжатия) амортизаторная жидкостьперетекает через клапаны из нижнейполости цилиндра в верхнюю, а приходе вверх - наоборот. Излишекжидкости, которая вытесняетсяштоком, попадает через специальноеотверстие клапана вкомпенсационную камеру. Обычно онарасполагается в зазоре междурабочим цилиндром и корпусомамортизатора и в рабочем состояниизаполнена частично амортизаторнойжидкостью, а частично воздухом. Вовремя отдачи поршень движетсявверх вместе со штоком, инедостающее количество жидкостичерез клапан в днище вновь попадаетв цилиндр из компенсационнойкамеры.

Современный гидравлическийамортизатор - это механизмдвустороннего действия. Он гаситколебания подвески как при сжатиипружины, так и при ее расслаблении -отдаче. Достигается это за счетсопротивления, которое встречаетжидкость, перетекая из однойполости амортизатора в другую. Втрубчатом корпусе гидравлическогоамортизатора располагаются триосновные детали: рабочий цилиндр,шток с поршнем и направляющаявтулка. Корпус соединяется сэлементами подвески, а шток - скузовом. В днище цилиндра, целикомзаполненного жидкостью, и в поршнеесть отверстия с клапанами, которыеподжимаются пружинами разнойжесткости.

Все было бы хорошо, если бы невоздух в компенсационной камере.Когда воздуха мало или нет совсем, ажидкости, соответственно, слишкоммного, амортизатор перестаетработать и ведет себя как жесткоетело. Если же воздуха в камереслишком много, то амортизатор тожене работает, он"проваливается" (сжимается иразжимается без сопротивления).Другой отрицательный момент:двухтрубная конструкция, чем-тонапоминающая двухстенную колбутермоса, ухудшает охлаждениеамортизатора, а при гашенииколебаний механическая энергиясжатия преобразуется именно втепловую. Чем хуже условияохлаждения, тем выше температура иниже вязкость амортизаторнойжидкости, а значит, нижеэффективность гашения колебаний.На пологих неровностях дороги и нанизких скоростях машина начинаетплавно раскачиваться. Это хотя иутомительно, но не очень опасно. Набольших скоростях или на мелкихнеровностях (такое покрытиеназывают "стиральной доской")колеса могут отскакивать отдорожного полотна, а это ужеприводит к серьезным последствиям:падает управляемость, ухудшаютсяустойчивость и тормозныехарактеристики автомобиля. Вовремя очень быстрой езды понеровной дороге возможен дажеперегрев амортизатора, а при частыхколебаниях подвески жидкость в немможет вспениться. Образованию пеныспособствует воздух вкомпенсационной камере. Вязкостьпены настолько низка, чтоамортизатор вообще перестаетработать.

Вязкость амортизаторнойжидкости, отверстия клапанов иостальные элементы конструкциирассчитаны так, что, работаясинхронно с подвеской, амортизатороказывает сопротивление ееперемещению при сжатии ирасслаблении. Телескопическиеамортизаторы обычно проектируют стаким расчетом, чтобы усилиеперемещения подвески при отдачебыло в 2-3 раза больше, чем присжатии. Именно при такомсоотношении усилий колебаниягасятся за минимальное время.

В последние годы на смену мягкоработающим гидравлическимамортизаторам приходят болеесовременные - газонаполненные. Онихотя и более жесткие, но работаютстабильно и отличаются большимсроком службы.

Газонаполненныеамортизаторы

Решение проблемы было найдено,когда компенсационную камеруразделили мембраной, изолировавгаз от жидкости, причем газзакачали под высоким давлением -около 25 атмосфер. Поначалуконструкция оставаласьдвухтрубной со всеми ее минусами,но через некоторое время появилисьгазонаполненные амортизато рывысокого давления, в которых икорпусом и рабочим цилиндромслужила одна труба. Этотамортизатор разделен специальнымразделительным поршнем на двечасти: газовую и жидкостную камеры.На штоке укреплен поршень склапанами, которые работаютпримерно так же, как и вгидравлическом амортизаторе, ноднище в газонаполненном - глухое,без клапанов. Когда шток входит врабочий цилиндр, объем жидкости внем изменяется. При ходе сжатия этокомпенсируется за счет некоторогоперемещения разделительногопоршня. При ходе отдачи газ,находящийся в газовой камере,выталкивает разделительныйпоршень на его прежнее место.

Их создание началось с того, чтовместо воздуха в компенсационнуюкамеру закачали под небольшимдавлением азот и получили такназываемый газонаполненный (илигазовый) амортизатор низкогодавления. Такая конструкциянесколько улучшает работуамортизатора, но полностью отвспенивания жидкости не избавляет.

По сравнению с обычнымигидравлическими газовыеамортизаторы высокого давленияотличаются относительно высокойжесткостью, но есть весьмаоригинальное техническое решение,позволяющее ее снизить. В среднейчасти рабочего цилиндра делаетсяедва заметное расширение. Поршеньна этом участке испытываетнесколько меньшее сопротивление, иавтомобиль на гладкой или умереннонеровной дороге ведет себя оченьмягко. Это так называемая зонакомфорта амортизатора. Вположениях поршня, близких к краямрабочего цилиндра, его диаметрнесколько меньше, и амортизаторработает более жестко. Эти зоныназываются зонами контроля.

Высокое давление в амортизаторетакого типа практически решилопроблему вспенивания, поскольку,как известно, чем выше давление вжидкости, тем выше температура еекипения. К тому же однотрубныйамортизатор хорошо охлаждается,поэтому работает более стабильно.

Сейчас практически любыеамортизаторы есть в продаже. Покаталогам их можно подобрать дляавтомобилей не только импортного,но и отечественного производства.Вот список основных ведущихфирм-производителей:

Есть еще одно преимуществогазовых амортизаторов передгидравлическими. Их можно ставитьштоком вниз, вверх, а также наклоннои горизонтально. На работеамортизатора это не сказывается.Гидравлические же амортизаторыставить "вверх ногами" ни вкоем случае нельзя.

"Bilstein" (Германия) выпускает восновном амортизаторы дляспортивных автомобилей;

"Boge" (Германия) производитгазовые и гидравлическиеамортизаторы и поставляет их наавтомобильные заводы "BMW","SAAB", "Volvo";

"Gabriel" (США) занимает второеместо по продаже амортизаторов вЕвропе в качестве запасных частей,производит гидравлические игазовые амортизаторы;

"De Carbon" (Франция). Фирма,названная по имени основателя иавтора первого газовогоамортизатора Де Карбона,производит газовые игидравлические амортизаторы;

"Koni" (Голландия)специализируется на выпускедорогих амортизаторов высокогокласса. Их ставят на автомобилиPorsche, Ferrari, Маserati. На Западе фирмадает пожизненную гарантию на своиизделия;

"Kayaba" (Япония) поставляетсвою продукцию на многие японскиеавтосборочные заводы, выпускаетамортизаторы и для европейскихмашин;

"Sasch" (Германия) поставляетамортизаторы как запасные части, атакже на автосборочные заводы. Ихустанавливают на серийныеавтомобили BMW, Audi и другие.

"Monroe" (Бельгия) - лидер впроизводстве амортизаторов какзапасных частей. Выпускаетгидравлические и газонаполненныеамортизаторы низкого давления.Серийно амортизаторы "Moнро"ставят на автомобили Volvo;

Несколькопростых советов

Недавно появились амортизаторыфирмы "Koni" с регулировкойжесткости. В некоторых случаях ееможно производить даже не выходя измашины. А фирма "Sasch" выпустилаамортизатор с системойавтоматического поддержаниядорожного просвета. При движениитяжело нагруженного автомобиля понеровной дороге шток такогоамортизатора через датчикположения приводит в действиенасос, который "подкачивает"давление в амортизаторе и тем самымприподнимает автомобиль.

Механические поломки возможны вовнутренних деталях - клапанах,поршнях, пружинах, но случаются ивнешние повреждения (например,обрыв или изгиб штока, образованиевмятин на корпусе, обрыв креплений),связанные либо с неправильнойустановкой амортизатора, либо саварийными ситуациями.

Дефекты амортизаторов можносвести к двум основным проблемам -это течи и механические поломки.Чаще всего течи возникают из-заповреждений уплотнений штоков илисамих штоков, когда на них попадаетгрязь, а также из-за низкогокачества этих деталей.

За амортизаторами нужновнимательно следить.Гидравлические редко выходят изстроя сразу. Чаще их характеристикиухудшаются постепенно, и водительэтого даже не замечает. Еслигидравлический амортизатор"потек", его лучше заменить нановый. Проверить работуамортизатора несложно. Нужно рукойсильно надавить на крыло сверхувниз и резко снять нагрузку. Еслимашина поднялась и не остановиласьв среднем положении, а тем более,если качнулась еще хотя бы раз,значит, амортизатор под этим крыломнеисправен.

В поломках амортизаторов бываетвиноват сам водитель. Например,трогаясь после длительной стоянкина морозе, нельзя сразу с большойскоростью ехать по неровной дороге.Загустевшая жидкость не можетбыстро прокачиваться черезмногочисленные мелкие отверстияамортизатора, он, как говорятавтомобилисты, "клинит", идальше закономерно происходитобрыв штока. На морозе сначала надопроехать около километрапотихоньку, чтобы амортизатор, азаодно и трансмиссия успели слегкапрогреться.

При установке на автомобильгазонаполненного амортизаторакузов несколько приподнимается.Это связано с тем, что из-завысокого давления шток стремитсяпостоянно выдвинуться. Например, уавтомобиля "Москвич-2141" послеустановки переднихгазонаполненных амортизаторовгродненского производства"передок" приподнимается на 25мм. Газовые амортизаторы фирмы"Плаза" на "ВАЗ-2108"поднимают кузов примерно на 20 мм.Это несколько уменьшает ход отдачи.Поэтому имеет смысл вместе самортизаторами поменять и пружиныподвески - поставить более мягкие.Однако если пружины на машинестарые и "просевшие", то ихможно и оставить.

Что касается газонаполненныхамортизаторов высокого давления,то следует помнить, что с нимиподвеска автомобиля становитсяболее жесткой, а машина менеекомфортабельной, правда,управляемость и устойчивостьсущественно улучшаются.

Кандидат технических наук Д.ЗЫКОВ.

Отечественные амортизаторы покачеству не уступают импортным,разве чуть менее надежны. Зато они всреднем почти вдвое дешевле: 300-450рублей новыми деньгами за комплектдля "ВАЗ-2108" или"Москвич-2141". Выпускают их,например, на Гродненскомамортизаторном заводе и на фирме"Плаза" в Санкт-Петербурге.

ХОД СЖАТИЯ  


Масляные и газовыеамортизаторы внешне мало чемотличаются друг от друга. На фото напереднем плане - масляный и газовыйамортизаторы задней подвески"ВАЗ-2107", за ними - амортизаторызадней подвески автомобилей AUDI(масляный) и BMW (газовый).



ХОД ОТДАЧИ

-------------------------------------------Газонаполненныйамортизатор

Гидравлический
амортизатор








(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52)