(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) Ассортимент масляных фильтров велик,и цены на них доступны. Но не всякий фильтр подходит для вашей машины,надо уметь не только сделать правильный выбор, но и отличить настоящуюдеталь от подделки.Фильтрующий элемент масляного фильтра представляетсобой цилиндр из сложенного гармошкой, пропитанного специальным составомматериала на основе целлюлозных, синтетических и стекловолокон. Он задерживаетмеханические примеси размером до 45-50 микрон.
До середины двадцатых годов в системе смазкиавтомобильного двигателя вообще не было фильтров и неочищенное масло приходилосьменять через каждые 700-800 километров пробега. Ресурс моторов, снабженныхфильтрами, сразу увеличился почти втрое, а потребность в масле сократиласьв десятки раз.Основное назначение масляного фильтра -очистка моторного масла от механических примесей, которые превращают егов абразивную смесь, постепенно съедающую поверхность цилиндров, поршневыхколец, подшипников. С очисткой масла справляется фильтрующий элемент (егоеще называют "шторой"), изготовленный обычноиз специальной толстой фильтровальной бумаги - смеси целлюлозных, синтетическихи стеклянных волокон. Чтобы придать материалу жесткость, механическую прочностьи необходимые физико-химические свойства, его пропитывают сложным составом,чаще всего на основе фенолформальдегидных смол. Подготовленную таким образомбумагу складывают гармошкой и оборачивают вокруг металлической перфорированнойтрубки. Получается гофрированный цилиндр с торцами в виде многолучевойзвезды. При помощи специального бензомаслостойкого клея на каждый торецнаклеивается тонкое металлическое кольцо, которое плотно облегает цилиндрфильтра. Фирмы - производители масляных фильтров самым тщательным образомконтролируют качество склейки бумаги с кольцами, ведь достаточно небольшогоотверстия в этом соединении, чтобы фильтр начал пропускать нефильтрованноемасло.Фильтр задерживает не все механическиепримеси, да это и не нужно, потому что фильтрующий материал с очень мелкимипорами быстро забивается, его пропускная способность снижается, и давлениемасла после фильтра резко падает. Для легковых автомобилей считается нормальным,если масляный фильтр задерживает около половины твердых частиц размеромболее 45 микрон, то есть примерно 0,05 миллиметра.Второе назначение фильтра - сохранить некотороеколичество масла в масляных магистралях после остановки двигателя. Дляэтой цели в фильтрах устанавливают так называемый противодренажный клапан- чаще всего это широкая резиновая манжета сложной формы. Во время работыдвигателя мягкие края манжеты легко отжимаются потоком масла, а после остановкидвигателя стекающее в фильтр масло поджимает манжету и остается в магистрали.В некоторых случаях, чтобы лучше поджать клапан, используют специальныепружины, но чаще делают на манжетах небольшие ребра жесткости (разумеется,из резины).Далеко не во всех фильтрах противодренажныеклапаны работают надежно. Хорошими считаются фильтры Purolator, Champion,MANN, недавно появившиеся на российском рынке фильтры СНАМР американскойфирмы "Champion Laboratories" (не путайте с европейской компанией "Champion")и отечественные фильтры Ливенского и Куйбышевского (Новосибирская область)заводов.Недостаток многих отечественных и импортныхфильтров - потеря упругости резины противодренажного клапана. К сожалению,выявить это при покупке фильтра практически невозможно. И все же, есливы поменяли фильтр, запустили двигатель, а давление масла некоторое время(10-30 секунд) не поднимается, очень вероятно, что это происходит из-занеработоспособности противодренажного клапана: датчик давления срабатываеттолько тогда, когда вся магистраль заполнится маслом. Конечно, давлениемасла падает и по другим причинам, но часто бывает достаточно заменитьмасляный фильтр.В "жигулевском" масляном фильтре есть ещеи перепускной клапан. Его назначение - пропускать масло в масляную магистраль,минуя фильтрующий элемент, при запуске холодного двигателя, когда вязкостьмасла на морозе почти в сто раз выше, чем при рабочей температуре (90-100оС),и прокачать его через фильтрующий материал практически невозможно. Жесткостьпружины перепускного клапана подбирается так, чтобы он срабатывал толькопри давлении масла не ниже номинального для данного типа двигателя.Традиционно перепускной клапан располагаетсяв нижней части фильтра. Ничего хорошего в этом нет. Во многих современныхфильтрах перепускной клапан устанавливают в верхней части около крышкис резьбой, с тем чтобы холодное масло не омывало наиболее грязную нижнюючасть фильтрующего элемента.Нетрудно определить, какой фильтр вы покупаете,заглянув внутрь через резьбовое отверстие: в фильтрах с нижним расположениемклапана он хорошо виден на донце фильтрующего элемента. Если же клапанрасположен в верхней части, то под крышкой внутри фильтрующего элементаможно увидеть витую пружину блока клапанов. В фильтрах завода "Кинап" верхнийперепускной клапан не виден.Наиболее распространенные у нас "жигулевские"фильтры бывают двух размеров. Они отличаются площадью фильтрующей поверхности,но эффективность их практически одинакова, поскольку в "маленьких" фильтрахиспользуется более толстая фильтровальная бумага.Не все фильтры имеют противодренажные иперепускные клапаны. У автомобилей высокого класса клапаны уже установленыв системе смазки, встроены в масляный насос или в масляные магистрали.На таких автомобилях противопоказано использовать фильтры с клапанами.Напротив, фильтры без клапанов ни в коем случае нельзя устанавливать на"Жигули" или "Москвичи".Покупая фильтр даже известной, авторитетнойфирмы, нужно быть тем не менее осторожным, поскольку часто встречаютсяподделки. Испытания, проведенные в НАМИ, показали, что среди фильтров,не имеющих четкой маркировки с указанием завода-изготовителя, фильтровтурецкого производства марки LADA, фильтров неизвестного происхожденияс этикеткой с надписью арабскими буквами, сплошь и рядом попадаются некачественные.Они не выдерживают испытаний давлением, не отвечают требованиям стандартов.Попадаются среди них и фильтры с негерметичным противодренажным клапаном,с плохо склеенными или целиком сделанными из картона фильтрующими элементами.Такие фильтры не отрабатывают положенного им ресурса - 10 тысяч километровпробега.Цены на масляные фильтры на протяжениипоследнего года держатся стабильными. Так называемые дешевые стоят от 10до 20 рублей, дорогие - от 22 до 3 В разряд дешевых попали фильтры турецкогопроизводства, импортные фильтры неизвестного происхождения, на этикеткахкоторых нет ни фирмы, ни страны-изготовителя, и отечественные. Из них безбольшого риска можно покупать только те, что сделаны в России. Кандидат технических наукД. ЗЫКОВ.
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52)
|
|