[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52)

На сей раз увлекательная борьба проходила в весьма необычных условиях. Организатор матча, американская корпорация "X3D", специализирующаяся в области виртуальных исследований, разработала трехмерную версию "Фриц-8" (менеджер программы - Фредерик Фридель из Германии), названную "Х3D Фриц". "Фриц" играл на компьютере с четырьмя процессорами, работающими параллельно, что позволяло считать 3,8 миллиона вариантов в секунду.

В ноябре 2003 года в Нью-Йорке состоялся очередной матч между Человеком и Машиной - четыре партии с полноценным контролем времени (каждая из них могла продолжаться семь часов). В нем сражались сильнейший шахматист на планете Гарри Каспаров и сильнейшая компьютерная программа "Фриц".

Нечто подобное автору этих строк довелось наблюдать в Америке, в знаменитом "Эпкот-парке" в Орландо. В одном из павильонов представлены достижения современных технологий: зрители надевают черные очки, и двухмерный мир превращается для них в трехмерный: вокруг них проносятся разные звери, которые норовят задеть тебя лапой, а если попытаться пожать лапу, она растворяется в руке. Вдруг начинается сильный дождь, но все остаются сухими...

Одно из научных направлений "Х3D" - преобразование двухмерных объектов на экране в трехмерное изображение. Для шахмат это означает перевод плоской доски на мониторе в виртуальную доску. Человек во время игры надевает специальные черные очки, в которых доска представляется ему как реальная, он видит ее в пространстве парящей перед глазами. Джойстик тоже не действует, "мышкой" можно лишь подправить угол наклона виртуальной доски. Ход надо произносить вслух, компьютер понимает его с помощью программы распознавания голоса. Фигура отделяется от доски, проплывает между полями и перемещается в нужное место. Но если к ней протянуть руку и сомкнуть пальцы, то обнаружится пустота. Оператор-человек следит за тем, чтобы машина правильно воспринимала ходы.

Партии демонстрировались в прямом эфире по одному из крупнейших спортивных каналов США, а в Интернете - по всему миру. В течение недели многие информационные программы начинались с сообщения об этом матче. Даже поединки за шахматную корону редко удостаиваются такой чести. Ради этого Каспаров согласился играть в сложных условиях с относительно скромным призом: 175 тысяч долларов при ничейном исходе поединка; в случае победы он получал на 25 тысяч больше, а в случае поражения - на столько же меньше.

Впрочем, вокруг Каспарова животные не бегали, разве что шахматные слоны и кони, но зато, надев очки, он попадал в самый настоящий виртуальный мир. Итак, суперсовременная технология, и Каспаров, большой любитель технических новшеств, первым сыграл виртуальный шахматный матч. Во время игры он несколько часов подряд находился в непривычных черных очках, что, конечно, мешало сохранять концентрацию внимания. Можно было отдыхать от очков, но при их снятии фигуры на мониторе исчезали. То есть в этом случае играть надо вслепую. Так что определенную фору в матче робот имел.

Г. Каспаров -"X3D Фриц" 1-я партияСлавянская защита

Первая партия протекала в головокружительных (а для машины - процессорокружительных) осложнениях и завершилась вничью - робот объявил вечный шах. Вторая закончилась драматически для Каспарова: на 32-м ходу он допустил грубый "зевок". В третьей гроссмейстер даже не дал вздохнуть роботу и отомстил ему за предыдущий прокол. В четвертой партии мир наступил на 27-м ходу, но выключать компьютер можно было гораздо раньше. Приведем теперь все партии первого виртуального матча.

"Юниор" сыграл 7...dc, и после С:с4 b6 е4 e5 1 g5 Kp 1 Ce3 0-0 1 0-0-0 Фс7 1 d5! Каспаров, захватив инициативу, уверенно победил. Перевод слона на b4, хоть и потерей темпа, впервые применил Крамник против Гельфанда (Берлин, 1996): белые собираются прогнать коня f6, а черные обеспечивают ему стоянку на e

Кf3 d5 с4 c6 d4 Kf6 Kc3 e6 e3 Kbd7 Фc К меранской системе вело Сd А ход ферзем определяет так называемый антимеран - белые экономят темп, чтобы при взятии на с4 побить пешку слоном в один прием. 6...Cd6 g4 . Выглядит экстравагантно, но этот пешечный рывок исследуется уже целое десятилетие. Так, кстати, играл Каспаров в первой партии предыдущего матча с компьютером, "Юниором". Брать пешку опасно: ответ Лg1, и вторжение ладьи на g7 дает белым богатые шансы. 7...Сb4 .

1 Kf5 Фе

Cd2 Фе7 Лg1 . Гельфанд сделал ненужный ход а3? - в борьбе за пункт е4 черные и так собираются меняться на с 9...C:c3 1 C:c3 Ke4 1 0-0-0 . Оказалось, что такой простой ход является новинкой. Раньше белые играли 1 Сd3 и после 11...К:с3 1 Ф:c3 dc 1 С:c4 0-0 ничего не достигали. 11...Фf6 . С целью забрать пешку f2, что, впрочем, связано с риском. 1 Се2 . Конечно, неразумно ставить слона на g2, загораживая ладью. 12...K:f2 1 Лdf1 Ke4 . 1 Cb4! Противостояние ферзя и ладьи использовать не удается: 1 Ке5 Фg5 1 К:f7 Ф:е3+ 1 Kpb1 0-0! 14...c5! Возвращая пешку, черные укрывают своего короля. 1 cd еd . Вариант 15...сb 1 Ф:е4 явно в пользу белых. 1 dc Фе7 . Плохо 16...0-0 1 c6 bc 1 С:f8 Kр:f8 1 Кd2 с разменом на e 1 Кd4 0-0 . Ради мобилизации сил "Фриц" готов отдать качество. В случае 17...Кd:c5 1 Сb5+ Kрf8 (проигрывает 18...Сd7 1 С:c5 Ф:c5 2 С:d7+) 1 Сf4 b6 2 Лgf1 у белых сильнейшее давление. Осторожное 17...g6 вело к серьезному ослаблению, например: 1 p 0-0 1 p b6 2 hg hg 2 Кf5!

Выпускает шансы на победу. После 3 Лd2 или 3 b3 "Фрицу" еще пришлось бы покрутить свои винтики. Каспаров был готов к 30...С:а2 - 3 Ф:с6 Фd8 3 Фс7 с выигранным эндшпилем, но не учел промежуточного отступления черного ферзя.

1 c6 bc 2 C:f8 Kp:f8! При 20...К:f8 2 Сd3 черным не удержать пункт e 2 Kg3 Kdc5 2 K:e4 K:e4 2 Cd3 . Пешка "с" неприкосновенна: 2 Ф:c6? Лb8 2 Фc2 Сd7 с угрозой Сd7-a 23...Ce6 2 C:e4 de 2 Лf4 Cd5 . Слон укрепился в центре. Слабее 25...С:a2 2 Л:e4 Фb5 2 Лd 2 Фс5+ . Эндшпиль 2 Фc3 Ф:c3+ 2 bc С:a2 2 Л:e4 a5 не выиграть. 26...Крg8 2 Лgf1 Лb8 2 Л1f2 Фс7 2 Лс2 Фd7 3 p .

32...Фd3 . Король белых неожиданно оказался в опасности. 3 Лd4 . Каспаров рассматривал 3 Фf5, но после 33…Сe6 3 Фf4 Фb5 3 p Сb3 3 Лe5 Фa6 3 Лa5 Фb6 не нашел способа усилить позицию. 33...Ф:е3+ 3 Лсd2 . Позволяет черным объявить вечный шах. Переставляя на d2 другую ладью - 3 Лdd2, белые могли избежать его, но получить... вечный мат.

30...Фd8! 3 g5 C:a2 3 Л:e4 . Теперь на 3 Ф:с6 нет времени: 32...Сb3, и надо возвращать качество - 3 Фс7, так как 3 Лd2 Фа5! ведет к мату.

34...Фе1+ 3 Лd1 Фе3+ 3 Л1d2 Фg1+ 3 Лd Ничья.

Каспаров вовремя заметил эффектный удар 34...Л:b2!!, и черные ставят мат на b1 - ладьей: 3 Ф:е3 Лb1 x или ферзем: 3 Кр:b2 Фb3+ и 36...Фb1 x .

е4 е5 Кf3 Kc6 Cb5 Kf Этот ход определяет берлинский вариант, который в 2000 году, по существу, принес Крамнику шахматную корону. Смысл в том, чтобы в самом актуальном разветвлении - 0-0 К:е4 d4 Кd6 С:c6 dc de Кf5 Ф:d8+ Кр:d8 - разменять ферзей и "засушить" позицию. Во всяком случае, Каспарову в матче на первенство мира так и не удалось пробить "берлинскую стену". В первой партии матча с тем же "Фрицем" Крамник тоже вывел коня на f6, и дело закончилось миром. Хотя черные испытывали затруднения, больше к "испанке" робот не обращался. Теперь Каспаров решил заманить "Фрица" в берлинский вариант, но не тут-то было...

"X3D Фриц" - Г. Каспаров 2-я партияИспанская партия

Ясно, что черные будут давить на королевском фланге, и белые развивают инициативу на ферзевом. В партии Лангевег - Спраггетт (Зарагоза, 1992) после 1 Кf1 p 1 Кg3 Лf8 1 a4 a5 1 c4 Фe8 1 Кp Kрh7 1 Кf3 Кc5 1 Сe3 b6 слева все заморожено, и черные успешно провели атаку.

d3 . Машина уклоняется от актуальной дискуссии. В закрытой системе белым трудно рассчитывать на перевес, но зато ферзи остаются на доске. 4...d6 c3 g6 0-0 Cg7 Kbd2 0-0 Ле1 Ле8 . Неплохо и скромное 8...Сd d4 Cd7 1 d5 . Теперь игра напоминает староиндийскую защиту - когда-то любимый дебют Каспарова. 10...Ke7 1 C:d7 K:d7 1 a4 .

1 Kf1 . Таким путем белые борются за пункт е 19...Фh7 2 K3d2 Kf5 . Препятствуя Кf1-g3-e4, белые могут перехватить инициативу. 2 Ke4 K:e4 2 Л:е4 p 2 Фd3 Лf8 2 Лbe1 Лf7 2 Л1е2 g4 2 Фb3 Лаf8 . При ферзе на d3 пешка а6 после возможного с4-с5-с6 оказывалась в опасности, поэтому черные не торопились уводить ладью из угла. Теперь же они подтягивают ее к месту событий. 2 c5 Фg6 2 cd cd 2 b5 ab 3 Ф:b5 Cp . Слон комфортно себя чувствовал и на g Черным стоило проявить большую активность, вот забавный вариант: 30...p 3 Фb4 Кd4 3 С:d4 ed 3 Лe6 Фf5 3 Ф:d6 d3 3 Лd

12...p . Сразу играть f7-f5 не стоит ввиду Кf3-g5-e 1 a5 a6 1 b4 f5 1 c4 Kf6 1 Cb2 Фd7 1 Лb1 . Логичнее было переместить ферзя на с2 или b 17...g5 1 ef Ф:f5 . Действия черных были более конкретными, и их положение явно предпочтительнее. По мнению Каспарова, лучше сразу 18...g4, и после 1 Кp К:f5 2 К:f5 Ф:f5 2 Кf1 p возникала примерно та же позиция, что и в партии, но с лишними темпами у черных.

3 Фb6 Kph7 3 Фb4 Лg7?? Удивительный "зевок" для супергроссмейстера.

35...Ф:f2+! 3 Л:f2 Л:f2 3 Лe1 Л:f1+ 3 Л:f1 Сd4+ 3 Лf2 Л:f2, и белые гибнут.

3 Л:е5! В этом все дело - теряется коренная пешка, достаточно было и 3 С:е5... 33...de 3 Ф:f8 Kd4 3 C:d4 ed 3 Ле8 Лg8 3 Фе7+ Лg7 3 Фd8 ! Лg8 3 Фd7+ . Черные сдались. Нет смысла дожидаться 39...Лg7 4 Фс8 Лg8 4 Ф:b7+.

Перед нами классический пример инерционности мышления. Разумеется, Каспаров видел, что ладья f8 находится под рентгеном ферзя b4, но ему и в голову не могло прийти, что она осталась без поддержки. Ведь только что была защищена трижды - королем, другой ладьей и слоном. Король покинул ее на предыдущем ходу, а теперь ушла и ладья, к тому же прервав контроль слона над полем f В результате стало возможно взятие пешки е При 32...Лс8 или 32...Лg8 черные сохраняли все плюсы положения. Правда, после 3 Кg3 партия, по мнению Каспарова, скорее всего, закончилась бы вничью - черные упустили момент для решающей атаки.

Кf3 Кf6 c4 e6 Кc3 d5 d4 c6 e3 a6 . В этом матче у разработчиков "Фрица" были весьма вольготные условия - им разрешалось прямо по ходу дела (но не во время партии) модифицировать программу, а значит, и менять дебют. Не удовлетворенный началом стартовой партии, компьютер отказывается от Кbd7 и избирает старинное продолжение с идеей контратаковать ферзевый фланг посредством b7-b c5! Восклицательный знак относится не столько к силе хода, сколько к идее Каспарова: он замыкает пешечные цепи на ферзевом фланге, после чего фигурам будет трудно сойтись в ближнем бою.

Г. Каспаров - "X3D Фриц" 3-я партияПринятый ферзевый гамбит

1 b В упомянутой партии после 1 Сe2 p 1 b6 Фd8 1 p Кf8 1 0-0-0 Кe6 1 Кd:e4! К:е4 1 К:е4 p (17...de 1 d5 с разгромом) 1 Кd2 Решевский получил большой перевес.

6... Кbd7 . b4 a5?! Черные провоцируют дальнейшее продвижение неприятельских пешек. b5 e5 . Встречалось и 8...Кe4 К:e4 de 1 Кd2 f5 1 f3 с преимуществом у белых. Фa4 Фc7 1 Сa3 e4 . Лучше было сохранить напряжение в центре. 1 Кd2 Се Это положение возникло в партии Решевский - Керес (матч-турнир на первенство мира, Гаага - Москва, 1948). Комментируя ее, Ботвинник осудил по-следний ход черных и рекомендовал 11...g6 с последующим Сp, 0-0 и подготовкой f7-f

Рано или поздно черные потеряют пешку "а", и затем белые подготовят прорыв на ферзевом фланге. Но для реализации этого плана требуется не меньше десятка "тихих" ходов. Поскольку компьютер так далеко не считает, он оценивал данную позицию как примерно равную. Отличный пример, иллюстрирующий разные подходы человека и машины. То, что шахматисту часто видно невооруженным взглядом, роботу даже не приходит в голову.

12...Фd

2 a3 Фp 2 Кb3 Сp 2 Фd2 Кf6? Поразительно: несколько ходов подряд машина могла оживить игру посредством f7-f5, но так и не решилась сделать это. 2 Kрd После "зевка" в предыдущей партии Каспаров играл очень осторожно, с большим запасом прочности, даже чуть не просрочил время. Прежде чем перейти к активным действиям, он эвакуирует короля. Забавно, что потеря белыми права на рокировку была расценена роботом в его пользу. 23...Сe6 2 Kрc1 Лd8 2 Лc2 Кbd7 2 Kрb2 Кf8 2 a4! Началось... 27...Кg6 2 a5 Кe7 2 a6! ba 3 Кa Белые вернули пешку, но связали электронного монстра по рукам и ногам. 30...Лdb8 3 g3 Сg5 3 Сg Вводя в бой дополнительные силы - ладью p. 32...Фg6 3 Kрa1 Kрh "Фриц" демонстрирует полную беспомощность. 3 Кa2! Сd7 3 Сc3 Кe8 3 Кb4 Kрg8 3 Лb1 Сc8 3 Лa2 Сp 3 Сf1 Фe6 4 Фd1 К f6 4 Фa4 Сb7 4 К:b7 Л:b7 4 К:a Снова у белых лишняя пешка, но уже при подавляющем позиционном перевесе. 43...Фd7 4 Фc2 Kрh8 4 Лb3!

1 p 0-0 1 Кb3 Сd6!? Выглядит красиво - нельзя 1 cd K:b6, и ферзь в капкане. Однако в шахматах брать не обязательно. 1 Лb Сe Прогулка слона оказалась напрасной. Черным следовало затеять контригру на королевском фланге, и тут без f7-f5 и при случае f5-f4 не обойтись. Вместо этого "Фриц" топчется на месте. 1 К:a Итак, у белых лишняя пешка, осталось перестроить фигуры на вертикали "a". 16...Кb8 1 Сb4 Фd Немедленное 17...Кe8 проигрывало из-за 1 К:c6! Л:a4 1 К:d8 Л:b4 2 Л:b4 С:d8 2 К:d 1 Лb2 Фе А вот здесь пора было действовать - 18...Кe8 1 Фd1 f5! 2 g3 g5 2 Кe2 Кg 1 Фd1 Кfd Неужели "Фриц" наконец сообразил двинуть вперед пешку "f"?

"Х3D Фриц" -Г. Каспаров 4-я партияПринятый ферзевый гамбит

Вообще, машина играет до мата, но здесь операторам "Фрица" стало стыдно за свое детище, и они выбросили белый флаг, избежав позорного разгрома.

1 Сf4 . Энергичнее 1 Сg5 с идеей Фd1-d2-f4-p и Сb3-c 11...Кa5 1 d5 . Вскрытие центра, ведущее к тотальным упрощениям. Но после 1 Сc2 b5 черные близки к перехвату инициативы. 12...К:b3 1 Ф:b3 ed . Единственный момент, когда Каспаров надолго задумался. В блиц-партии с Крамником (Москва, 2001) он отдал ферзя за ладью, слона и пешку - 13...К:d5 1 Лad1 К:f4 1 Л:d8 Л:d8 - и сумел взять верх. Но в заключительной схватке с машиной предпочел обойтись без риска.

d4 d5 c4 dc Кf3 e6 e3 a6 С:с4 c5 0-0 Кf6 Сb3 cd . Другое модное продолжение 7...b ed Кc6 Кc3 Сe7 1 Лe1 0-0 .

1 Сg5 Лb8 1 Ф:a6 Л:b2 1 С:f6 . В партии Дорфман - Харлов (Франция, 2001) после 1 Ле2 Л:е2 1 Ф:е2 Се7 2 Фd3 Фа5 2 С:f6 C:f6 2 K:d5 Ф:а2 2 K:f6+ gf шансы сторон уравнялись. Но и новинка "Фрица", связанная с немедленным разменом на f6, дела не меняет.

1 Лad1 Сe6 1 Ф:b7 Сd6! В случае 15...Сc5 1 Сe5 Фa5 1 Кd4 у белых заметное давление.

2 Ф:d В случае 2 Фе3 (2 Л:d5? Ф:f2+!, и черные неожиданно берут верх - 2 Л:f2 Лa1+) ничью форсирует 24...Лf:f2! 2 Ф:f2 (2 Ф:c5? Л:g2+ 2 Kрp Л:p+ 2 Kрg1 Лag2Х) 25...Л:f2 2 Л:f2 p.

18...Ф:f6 1 Ф:d6 . Пешка "d" отравлена - 1 К:d5? С:d5 2 Л:d5 С:p+! 19...Ф:c3 2 Кd4 Л:a2 2 К:e6 fe 2 Ф:e6+ Kрh8 2 Лf1 . На доске битая ничья даже в том случае, если белые сумеют выиграть пешку d 23...Фc5!

Полноценной игры не получилось. Повторился финал двух предыдущих сражений Крамника и Каспарова с роботами: в решающих встречах гроссмейстеры избежали риска. Как остроумно заметил гроссмейстер Шипов, в подобных матчах последние партии следует запретить.

24...Лf:f2! Симпатичный тактический удар. 2 Л:f2 . Или 2 Фd8+ Лf8+ 2 Kрp Лa8! 25...Ф:f2+ 2 Kрp p 2 Фd8+ Kрh Ничья .



Кандидат технических наук Е.ГИК,мастер спорта по шахматам.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52)