[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52)

Прошлый раз мы остановились на этюдах Михаила Ботвинника. Василий Смыслов в молодости увлекался шахматной композицией, составил немало интересных этюдов, причем первые два - в пятнадцать лет. Впоследствии время от времени он возвращался к этому занятию, но поразительно, что спустя полвека, оставив из-за ухудшившегося зрения практическую игру, вновь серьезно взялся за этюдное творчество.

Завершаем рассказ о чемпионах мира, выступавших в роли шахматных композиторов* (в предыдущей статье мы ограничились первыми 13-ю королями - от Стейница до Каспарова, то есть классическим периодом шахматной истории). Некоторые из них составляли прекрасные этюды, а творчество тех гроссмейстеров, которые специально не занимались композицией, иллюстриру ется примерами из их практики.

Один из самых популярных этюдов гроссмейстера.

В. Смыслов, 1938 Ничья

Итак, один из юношеских этюдов, а потом... перерыв почти на сорок лет. В 1976-м Смыслов встретился с выдающимся этюдистом Гиа Надареишвили. Беседы с ним всколыхнули былое, и экс-чемпион мира посвятил композитору два занятных этюда-близнеца. Вот один из них.

Сf6+! ef f4 Лh8+ Крg7! Недостаточно Крg6 Л:p Крg7 Лg5+ Крh8 Крp Крh7 Лg6 a3 Лp+ Крg7! a4!, и черные берут верх. 3...Л:p a4 Лg5+ Крh8! На Крh7? следует ответ 5...Крp!, и вновь выигрывают черные. 5...Лg6 Крh7 Крp Крh8 Лp+ Крg7 Лg6+ Крh Ладья не в состоянии вырваться на свободу. 9...Крp пат.

f7! Недостаточно Сb4 - 1...Крd3 Крe1 ( f7 Сd2) 2...f3 gf e2 f7 Сf4 или Се1 - 1...Крd3 С:p Крd2 Сe1+ Крd1 f7 Сa3 Сc3 Сc5!

В. Смыслов, 1976 Выигрыш

4...е2+. На 4...Сс1 решает Сp Сd2 Крg2 Сe1 Сc5 e2 Сf Крf2 e1Ф+! Кр:е1 Кре3 f4! Кр:f4 Крf2 Сc1 Сp+ , и сражение одноцветных слонов завершается в пользу белых.

1...Сa3 Сg7 . Не теряя времени на Сb2 Сf8 Крe2 Крd5 Сf6 Крe6 С:p Кр:f7 c ничьей. 2...f3! Черные остроумно защищаются, надеясь на патовую ловушку. gf . Конечно, не f8Ф С:f8 С:f8 e2+ Крf2 fg, и верх берут черные. 3...Крd3 f8С! Превращение не в ферзя, а в слабую фигуру всегда украшает замысел. В случае f8Ф е2+ Крf2 ( Кре1 С:f8 С:f8 Крe3, и король забирает пешки) 5...Сс5+! Ф:с5 е1Ф+! Кр:е1 дело заканчивалось патом.

Популярный прием для создания этюда-близнеца: изменены цвет фигур и задание.

В. Смыслов, 1976 Ничья

4...с1С! d7+ Крc7 d8Ф+ Кр:d8 Крd6 c5! Пока все известно, но как же белым удается спастись? Кр:с5 Крс7 Се1! Вот в чем дело: выше в аналогичной ситуации неприятельс кий слон не мог вырваться из западни, здесь же у слона находится спасительное поле е Теперь белый король направляется на а2, и с этого места его не сдвинуть. Хотя черные забирают пешку "а", двумя одноцветными слонами слона белых не поймать.

с6! Но не Кре6 с2 d6 с1Ф d7+ Крс7 Сg3+ Крc6 d8Ф Фс4+ Крf5 Фd5+, и белые беззащитны. 1...с2 . Если 1...bc, то Кре6 cd Кр:d5 c2 Сd2 Сb2 Крc Сd2 Сb2 d6! bc Крe6 . Теперь в случае 4...с1Ф получается знакомый по предыдущему этюду финал: d7+ Крс7! Сf4+ Ф:f4 d8Ф+ Кр:d8 пат. Но ведь черная пешка может превратиться в слона!

В. Смыслов, 1986 Выигрыш

Прошло еще десять лет...

Интересен и эхо-вариант: 1...Сb6 Сb8! Опять нельзя допускать рокировку: g7 0-0-0 Сd6 Лg8 Крf7 Сe3! Черные успевают отдать слона за пешки "g" и "h", при помощи а4-а3 отвлечь белого слона от пункта с7 и забрать последнюю белую пешку.

g6! hg h7 Сf6 Сb8! Препятствуя длинной рокировке, после Кр:f6 0-0-0 на доске ничья. 3...Л:b8 Кр:f6 Крd8 h8Ф+ Крс7 Фp+! c победой.

В том же году Смыслов придумал остроумный этюд вместе с Надареишвили. Авторы образно назвали его "Шахматные часы". Начальное раcположение фигур не вызывает ассоциаций с часами, тем более с шахматными, но посмотрим на игру...

2...Л:b8 g7!

b4! Крb5 b3 Крb6 a4 Крc6 b5+ Крc5! b4+ Крb6 . Белые пешки застопорены, но "часы" переключаются, и начинается движение стрелок на другом "циферблате". Крg4 p Крf4 g5+ Крf5! g6+ Крg4 . Вновь "часы" переключаются. 9...Крb7 1 a5 Крc7 1 b6+ Крс6 1 b5+ Крb7 . Опять включаются правые "часы". 1 Крf3 p 1 Крg3 g4 1 Крf4 g5+ 1 Крg3 . А теперь левые. 16...Крb8 1 a6 Крc8 1 b7+ Крc7 1 b6+ Крb8 2 Крg2 p 2 Крf2 g3+ 2 Крf3 g4+ 2 Крg2 p+ 2 Кр:g3 , и флажок на часах черных упал! Они тикали целую партию...

В. Смыслов, Г. Надареишвили, 1986 Выигрыш

В. Смыслов, 1999 Ничья

Промелькнуло еще десять лет, которые Смыслов активно играл. А затем он полностью посвятил себя этюдной композиции. С 1998 по 2003 год шахматный король составил более семидесяти этюдов, один лучше другого! Такой плодовитости позавидует любой профессиональный композитор.

Крd7 Сb6 . В случае 1...Кр:g4 Крс8 и Крb7 гордость черных, их единственная пешка, уничтожается. Крс8! а5 Крb7 Сd8 Крc8! Сf6 . Не соглашаться же с повторением ходов, тем более, что у слона появилось время перебежать на другую диагональ. Но почему не 4...Сg5? В этом случае следовало ошеломляющее g3+!! Теперь после 5...Кр:g4 с7 поле f4 недоступно слону, а при 5...Кр:g3 c7 Сf4 вперед устремляется другая пешка - g

Все белые пешки под наблюдением, а черной как будто ничто не мешает отправиться в ферзи.

В. Смыслов, 2001 Выигрыш

Крd7 Сe5 Крe6! Сb8 Крf5! Вот в чем замысел: оказывается, белый король делал вид, что охотится за слоном, а сам тихонько приближался к своим пешкам "g". 7...а4 g5 а3 g6 a2 1 g7 a1Ф 1 g8Ф Фe5+ 1 Крg6 Фg5+ 1 Крf7 Фd5+ 1 Крg7 Сe5+ 1 Крh Ничья . Белый король неуязвим.

Примечательно, что этот этюд, придуманный Смысловым в начале ХХI века, он посвятил великому шахматисту ХХ века, своему предшественнику Михаилу Ботвиннику.

Кb1 a2 Кec3 a1Ф b4 f5! Ферзь черных взаперти, но они рассчитывают соорудить пат. Как - увидим ниже. Крp! После Крg5? Крg7 Кр:f5 a5! b5 a4 b6 a3 b7 a2 и взятия коня на b1 белый король оказывается под шахом. 4...Крh8 g7+ Крg8 Крg6 Фa5! Кажется, цель достигнута. Но брать ферзя не обязательно. Кe4! fe ba e3 f5 e2 1 f6 e1Ф 1 f7ґ.

М. Таль, Э. Погосянц, 1969 Выигрыш

А Михаил Таль свой единственный этюд составил в соавторстве с гроссмейстером по шахматной композиции Эрнестом Погосянцем.

Фh7! Крe На 3...Фе1+ решает Крb3 Фf2 Фb1+ Крd2 Фс2+ Кре1 Фс1ґ, или 4...Фd2 Фp+ Фе1 Фp+ e2 Кf

Кd4+ Крe1 Фp! Крd1! Менее упорно 2...Фf2 Кc2+ Крe2 Фp+ Крf1 Фp+ Фg1 Фf3+ Фf2 К:e3+ Крg1 Фd1+ Крp Кg4+ или 2...е2 Кс2+ Крd1 Фd6+.

Единственный этюд Тиграна Петросяна получился в результате анализа отложенной партии.

Фp+ . Но не Фе4? Крf2 Фf3+ Крg1 Ке2+ Крp Ф:f1 пат. Теперь же возникают знакомые варианты: 4...Фf2 Кc2+ Крe2 Фp+, 4...Крd1 Фе4! Фе1+ Крb3 Фf2 (6...Фd2 Фp+) Фb1+ c выигрышем.

Фигуры черных заметно активнее, но находится эффектное спасение.

Т. Петросян, 1971 Ничья

После Петросяна ни один из шахматных королей не составлял этюдов, но в сыгранных ими партиях этюдные идеи возникали не-однократно. Приведем по одному примеру из творчества четырех следующих чемпионов мира.

Ла5! Крс Плохо 2...Кре3 из-за с Крp Кр:c2 p!! , и выясняется, что нет защиты от Л:b5! c патом.

4 f3+! Кр:e3 . Или 44...Кре5 4 Кс6+, 44...Крd5 4 К:f5+. 4 Лd2! Этюдная позиция, грозит редкий мат в центре доски - 4 Ле2ґ. Черным приходится отдавать качество, и в результате уже они находят этюдный путь к спасению.

Т. Петросян - Б. Спасский
Матч на первенство мира, 14-я партия
Москва, 1969 Король Бориса Спасского только что легкомысленно отступил с d5 на е4 (43...Кре5 вело к ничьей) и чуть не запутался в матовой сети.

4 f4 p! 5 gh . Если сразу взять на а5, то рискуют проиграть только белые: 5 Л:а5 p! 5 Лd5 Крf2 5 Лd2+ Крg1 5 a4 Сg2 5 a5 Кр:p 5 a6 Крg

45...Лb3+ 4 К:b3 cb 4 Лd7 p 4 Ла7 Сf1! Хитрый ход: после 48...Се2 4 f4 p! 5 gh Кр:f4 5 Л:а5 Кре4 5 Кр:b3 f4 5 Крc3 f3 5 Крd2 у белых простой выигрыш.

52...f4 5 Лg5 . f3 5 Л:g6 Сp! На этой тонкости все и держится. После 54...f2 5 Лf6 Кре3 5 p Сe2 5 Л:f2 Кр:f2 5 p Сd3 5 a4 Крe3 6 a5 одна из белых пешек проскакивает в ферзи.

50...Кр:f4 5 Л:а5 Кре4 5 Кр:b3 . Правильно 5 Ла8 f4 5 Ле8+ Крf3 5 Ле6, и пешка "f" не опасна: 54...Крg4 5 Л:g6+ Кр:p 5 Крd Белый король сделал один неосторожный шаг в сторону, и Спасский успешно завершает создание этюда...

Р. Фишер - А. Шокрон
Мар-дель-Плата, 1959 Забавное окончание партии, сыгранной Робертом Фишером в юном возрасте. Вместо 38...Фd8 у черных был этюдный путь: 38...Фd7! - прямо под рентгеновские лучи неприятельского слона. Теперь 3 Л:с4 опасно из-за 39...Фd3! 4 Лс6 Лb1 cо страшной атакой. Если же 3 Крp, защищаясь от Кf4+, то 39...Лb1 4 Лb6 40...Фd3 4 Л:b1 (4 Л:е6 Фf1!) 41...Ф:b1 4 Сd7 4 Сс6 Фd Упуская свой шанс, черные позволяют сопернику создать небольшой этюд.

5 Лg1 . f2 5 Лс Ничья .

Г. Каспаров - А. Карпов
Матч на первенство мира, 6-я партия
Москва, 1984 В этой встрече каждая из сторон могла форсированно выиграть. Однако все решилось в глубоком эндшпиле, где Анатолий Карпов, не без участия Гарри Каспарова, создал интересный этюд, обогативший теорию ладейных окончаний.


3 Л:е6! Фс8! Конечно, не 39...fe - 4 Ф:е6+ Крf8 4 Ф:е Партнер Фишера заранее припас эту ловушку со связкой ладьи, но сам в нее и попадается. Как и положено в этюде, неожиданные ходы делают обе стороны. 4 Сd7! Черные сдались . На 40...Ф:d7 следует 4 Л:g6+! с выигрышем ферзя.

60...Крf3 6 Крd1 . Весьма тонко достигается победа и в других вариантах, например: 6 f6 Кр:g3 6 Лp Крg2 6 Крd1 g3 6 Лg6 Лf5 6 Кре2 Ле5+ 6 Крd3 Крf3 6 Крd4 Лp!! 6 f7 Лf5 6 Лg7 g2, и белые в цугцванге.

56...g4! 5 Л:p Лg2 5 Лp+ . Крe4 5 f5 Лf2 6 Крc1 . Или 6 Лg5 Крf3 6 f6 Кр:g3 6 Лg6 Лf4, и пешка "g" неудержима.

Г. Каспаров - А. Карпов
Матч-реванш на первенство мира, 8-я партия
Лондон, Ленинград, 1986 Партия протекала очень остро. Каспаров атаковал и в конце концов загнал противника в сильный цейтнот. В этой позиции, не успев сделать почти десять ходов(!), Карпов просрочил время. Как выяснилось, заключительная позиция - блестящий этюд с заданием: белые начинают и выигрывают. Вот его решение.

61...Кр:g3 6 Крe1 Крg2 6 Лg5 g3 6 Лp . Лf4 6 Крe2 Лe4+ 6 Крd3 Крf3 6 Лp g2 6 Лp+ Крg4 6 Лh8 Лf4 7 Крe2 Л:f Белые сдались.

3 Л:f8+ . После 3 Фd7? g4! 4 e7 g3+ 4 Кр:g3 Фg6+ к мирным переговорам уже должны стремиться белые. 39...Ф:f8 4 Ф:g5+ Крh8 .

3 Фе7 Лdd8 3 Л:f7 Л:f7 3 Л:f7 . Крg8 . 3 е4 Фс1+ 3 Крp Фp 3 e5 Лf8 3 e6 g5 . Иначе 3 Фf6 и 4 е

Кандидат технических наук Е.ГИК,мастер спорта по шахматам.

4 е7 Фе8 4 p! p 4 g4! hg 4 p Крh7 4 Фg6+ , и белые берут верх. Решение эффектного этюда заняло 15 ходов!



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52)