[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Тяжелые годы войны. В военном городке под Свердловском, где мы тогда жили, почти единственной радостью бывало кино. Гарнизонный клуб не вмещал всех желающих; нам, ребятне, случалось уговорить военного “дяденьку” провести с собой в зал или пробраться темными переходами, чтобы постоять позади просвечивающего экрана. Как-то я попросился в аппаратную будку, и киномеханик пустил меня в свое царство. Фильма я в этот раз не посмотрел: меня заворожила проекционная техника. В будке стояли, как аисты на одной ноге, невиданные аппараты. С бобины на бобину, со стрекотанием текла лента, механик открывал какие-то дверцы, регулировал угли дугового фонаря, смазывал механизмы. Он что-то объяснял мне, сказав, что аппараты называются “ТОМП-4”.

Обычно сидящие в кинозале не ведают, что происходит сзади, за стеной с четырьмя окошками. Зритель видит только “конечный продукт” кино, развивавшийся от “великого немого” к звуковому, потом широкоэкранному, панорамному и т. д. Но ведь само развитие искусства кино обязано совершенствованию киноаппаратуры, скрытому от глаз зрителя. На пути этого процесса были и свои сложности, и свои находки — ведь приходилось одновременно решать задачи оптики, светотехники, точной механики, электрики и много другого.

Рассказать об интересной, непростой истории кинематографической техники лучше всего могла бы общедоступная музейная экспозиция. Пока ее нет, но московский Политехнический музей уже ведет кропотливую работу по поиску образцов киноаппаратуры разных времен; настанет время, и любители кино смогут ознакомиться с такой экспозицией.

После революции в стране сохранился сравнительно малочисленный парк изношенной зарубежной аппаратуры, сосредоточенной главным образом в крупных городах. Нужно было наладить производство своих кинопроекторов, способных обслуживать не только стационарные городские залы, но и использоваться в передвижных киноустановках на селе.

В 1918 году инженер А. Павский сконструировал первый советский немой проектор “Русь”. Аппарат, прототипом которому послужил французский “Патэ № 2”, начал осваиваться на петроградском заводе, впоследствии вошедшем в состав известного ныне ЛОМО. Нехватало материалов для изготовления деталей, приходилось самим разыскивать нужные сорта стали где придется. К первой годовщине революции удалось выпустить партию из заказанной московским комитетом по кинематографии и Наркомпросом тысячи проекторов. Часть из них поставили на деревянные основания и приспособили для работы в передвижках.

Аналогичную конструкцию взялись осваивать фактически безработные сотрудники киномастерской, находившейся в Одессе на Греческой площади.

На первых порах не получался механизм прерывистого движения ленты, так называемый мальтийский крест, его приходилось приобретать у искусного одесского кустаря. Продукция будущего “Кинапа” позднее попадала и к немногим тогда кинолюбителям. Автор помнит, как до войны в семье имелся такой проектор. Родные и знакомые по многу раз с удовольствием смотрели “Броненосец “Потемкин”, “Пышку”, любительские ленты, снятые отцом. Ручной привод, ненадежная светозащитная заслонка, горючая пленка однажды чуть не привели к беде.

Следующим шагом истории нашей кинотехники 20-х годов стала ленинградская модель “ГОЗ”. Построенная специально в качестве передвижки, она имела максимально упрощенную и облегченную конструкцию, при перевозке размещалась в чемодане. Создавая ее, авторы А. Павский и А. Шелашев учитывали, что в то время рассчитывать на электроэнергию в деревнях, небольших городках не приходилось. Аппарат снабдили маленькой динамомашиной; киномеханик сам приводил ее в действие совместно с лентопротяжным механизмом. Динамо питало лампочку проекционного фонаря. Шло время, оживала промышленность, росли требования к киноаппаратуре. Маленькие экраны уже не удовлетворяли запросам. В 1923 году ленинградский оптический завод выпустил новую модель стационарного проектора “ТОМП-3”. Этот аппарат имел более совершенную схему, его ремонт и наладка сделались проще, что облегчало разборку и сборку. Кроме того, установка кадра в рамку производилась перемещением ленты и не требовала дополнительной регулировки источника света — довольно мощной электродуговой лампы. Вскоре завод перешел к массовому выпуску более совершенной модели “ТОМП-4” с мощной зеркальной дуговой лампой, улучшенной системой смазки, с упрощенной зарядкой. Впоследствии эти проекторы были оборудованы звуковыми приставками, долго и успешно работали в киносети предвоенных и военных лет. Зрители старшего поколения помнят популярные прежде фильмы “Аринка”, “Петер”, “Маленькая мама”, но мало кто знает, что удовольствие смотреть их доставляли им проекционные установки “ТОМП-4” и последняя предвоенная модель “КЗС-22”. В ней конструкторы объединили звуковую часть с проекционной, закрыли все движущиеся части механизма, увеличили отражательное зеркало, повысили мощность фонаря и светосилу оптики. В результате выросло качество проекции, работать с аппаратом стало удобнее и безопаснее.

А кинопередвижка “К-25”, разработанная также ленинградцами, могла бы рассказать об участии, которое принимал в организации ее выпуска, незадолго до гибели, нарком Г. К. Орджоникидзе.

Когда в начале 30-х годов в стране впервые приступили к выпуску негорючей 16-миллиметровой кинопленки, открылась перспектива широкой кинофикации школ, небольших клубов, воинских учебных подразделений, а также для развития кинолюбительства. Поэтому достойное место в исторической экспозиции принадлежит первым нашим узкопленочным проекторам — немому “УП-2” и звуковому “16-ЗП”, появившемуся несколько позже, когда освоили технологию звуковых фильмов на узкой пленке. Особенностью аппарата “УП-2” было размещение на общих осях зубчатых барабанов и бобин с пленкой. Конструкция позволяла регулировать в широких пределах скорость протяжки пленки, производить неподвижную проекцию — качество, полезное при просмотре учебных фильмов. Имелась и моторная обратная перемотка ленты после демонстрации. Весь лентопротяжный механизм был заключен в масляный картер, что снижало уровень шума и износ деталей.

Узкопленочное кино быстро развивалось. Уже в середине 30-х годов кинопрокатная организация “Союзэкран” располагала для этой цели немыми фильмами 86 наименований. В их число входили кинокартины художественные, хроникальные, детские. Немало фильмов выпускалось военно-учебного назначения. Помнится, один из них посвящался гуманному обращению с военнопленными.

В те же годы сделана попытка дать кинолюбителям портативную узкопленочную съемочную камеру. Научно-исследовательский кинофотоинститут разработал такой аппарат под маркой “НИКФ КСК-16-15”.

Камера имела пружинный привод, два зубчатых барабана, заряжалась на свету кассетой с пятнадцатью метрами пленки. В окне видоискателя виднелась шкала расхода пленки. По техническому уровню изделие примерно соответствовало популярной в Германии тех лет модели “Кинамо-10”. Массовый выпуск любительских киносъемочных камер перед войной не состоялся, но эта камера как первая отечественная разработка такого рода по праву должна занять почетное место в летописи нашей кинотехники.

Ю. ПРОКОПЦЕВ. Кинопередвижка “К—25”.

Первый отечественный кинопроектор “Русь” с ручным приводом.

Переносной кинопроектор “ГОЗ”, сконструированный в 20-х годах.

Стационарный кинопроектор “ТОМП—3” с электродуговым фонарем.

Кинопроектор “ТОМП—4”.

Проектор УП—2 для демонстрации немых фильмов на пленке 16 мм.

Звуковой 16-мм проектор.

Первая любительская киносъемочная камера “НИКФИ—16—15” для пленки 16 мм.






(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)