(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) Слово "увидеть" имеет множество оттенков - оно означаети понять, и почувствовать, и осмыслить. Не потому ли потеря зрения - однаиз самых страшных трагедий для человека? Современная медицина во многихслучаях способна предотвратить эту беду. Однако больные, у которых в результатетравмы или неправильного развития пострадали зрительные нервы или отделымозга, ведающие зрением, до последнего времени считались неизлечимыми.Сегодня у этих людей появилась надежда - в Санкт-Петербурге, в Институтемозга человека Российской академии медицинских наук разработаны методывоздействия на мозг, которые позволяют улучшить зрение и возвратить многоцветьемира, казалось бы, обреченным больным.
Кандидат биологических наук Е. КАЛИКИНСКАЯ.
Как общаться с мозгом? Когда мы любуемся синевой моря или ярким бархатомцветка, рассматриваем картину или текст на экране компьютера, в восприятиизрительных образов участвует сложнейшая система. Глаз - только первое еезвено, которое улавливает с помощью линзы-хрусталика и чувствительной сетчаткисветовые лучи. Затем в нейронах сетчатки возникает нервный импульс - сигнал,который направляется по зрительным нервам в головной мозг, в специальныйотдел, ведающий зрением. Именно там и формируются зрительные образы.Малейшие нарушения в устройстве и работе этой системымогут привести к ухудшению зрения и даже полной слепоте. Особенно тяжелыезаболевания связаны с повреждением зрительных отделов мозга. Люди, у которыхэто произошло в результате травмы или дефектов развития, часто не могутдаже отличить свет от тьмы. До недавнего времени медицина была бессильнапомочь таким больным.В Институте мозга человека в семидесятые годы подруководством академика Н. П. Бехтеревой были определены новые подходы клечению тяжелых заболеваний центральной нервной системы: эпилепсии, паркинсонизма.Эти методики попробовали применить и у людей с серьезными нарушениями зрения.Оказалось, что зрительные области мозга при некоторых заболеваниях не работают,они не способны отвечать на импульсы, идущие от сетчатки. Это похоже насрыв работы диспетчера или поломку монитора у компьютера. В других случаяхобласти мозга, отвечающие за зрение, могут реагировать на нервный импульс,но он не достигает их из-за повреждения зрительных нервов: связь нарушена.Чтобы улучшить зрение, попробовали активизироватьобласти мозга или зрительные нервы. Это удалось сделать с помощью тончайшихзолотых электродов, которые вживляли в мозг на длительный срок. В началедевяностых годов в Институте мозга под руководством профессора А. Н. Шандуринойи профессора В. А. Хилько использовали такую методику: во время операциина открытом мозге (например, при удалении опухоли) устанавливали электродына тот участок, где перекрещиваются зрительные нервы, несущие в мозг сигналыот сетчатки глаза.Но эта методика лечения была сопряжена с риском травмыдля больных. Вот почему на следующем этапе перед исследователями всталазадача добиться стимуляции зрительных нервов без операции.Представьте себе электрический светильник. Вы можетевыключить свет разными способами: либо выдернув шнур из розетки, либо выкрутивлампочку, либо перерезав провод. Восстановить электрическую цепь можно,починив то звено, которое было нарушено. Система "глаз-зрительные нервы-мозг"чем-то похожа на электрическую цепь: она работает непрерывно и представляетсобой единое целое. Если воздействовать на начальное звено цепи, импульспередается через промежуточное звено в конечную точку - зрительный отделмозга. Поэтому стимулировать зрительные отделы мозга можно и с помощьюэлектродов, которые воздействуют непосредственно на глазное яблоко. Импульспередается на сетчатку глаза и зрительные нервы, а затем идет в мозг.Оказалось, что такой "диалог" с мозгом возможен лишьтогда, когда сигналы посылают в особом режиме. Этот режим был отработанна открытом мозге, а потом использован для стимуляции мозга через электроды,прикрепленные к глазным яблокам. Так удалось добиться улучшения зренияу некоторых больных, однако у других результаты были малоутешительными.Очевидно, что для части больных нужно было подобрать свои, индивидуальныережимы стимуляции мозга. Для этого пришлось проводить своеобразную "раскачку"мозга. Дело в том, что при нарушении работы некоторых отделов мозга в нихвозникает устойчивое патологическое состояние - электрические сигналы непроходят по поврежденному пути, и некоторые участки мозга бездействуют.Это что-то вроде спазма в мышцах: даже когда вы хотите разогнуть руку,она остается неподвижной, потому что нарушена нервная регуляция. Такоесостояние не исчезает само по себе: чтобы справиться со спазмом, мышцуразминают. Вот и "раскачка" - специально подобранные электрические сигналы- должна разрушить устойчивое патологическое состояние в зрительных отделахмозга. В соответствии с теорией академика Н. П. Бехтеревой, преодолениетакого состояния является важным этапом в лечении заболеваний нервной системы.Только после этого можно начать стимуляцию. Новая методика была разработанав лаборатории под руководством кандидата медицинских наук А. Н. Чибисовой.
Глазные болезни поддаются лечению Прежде чем начать лечение, исследователи тщательноизучали особенности биоритмов мозга больного, энцефалограмму поврежденныхобластей. Затем подбирали режим воздействия электрическими импульсами,которые восстанавливали нормальную работу зрительных нервов и участковмозга, ответственных за зрение. Такой подход дал удивительные результаты.У почти слепого пациента, когда один его глаз не видел совсем, а другойвидел очень плохо, после нескольких сеансов стимуляции плохо видящий глазначал видеть нормально, а слепой стал воспринимать свет.Эта удача окрылила исследователей, началась разработкаприбора, который позволил бы подбирать режимы воздействия на мозг у любогобольного в зависимости от его индивидуальных особенностей. Через нескольколет под руководством заведующей лабораторией А. Н. Чибисовой было созданоустройство для стимуляции мозга "Чакра", которое сегодня успешно применяетсяв Институте мозга. Расширился круг заболеваний, поддающихся лечению с помощьюнового метода, - это и атрофия зрительного нерва, и прогрессирующая миопия,и дисплейная болезнь глаз (она все чаще встречается среди тех, кто работаетна компьютерах).Удалось найти подход даже к такому ранее неизлечимомунедугу, как пигментная дегенерация сетчатки. Эта болезнь обусловлена генетическимидефектами, развивается неотвратимо, и все традиционные средства противнее бессильны. В результате - полная и необратимая потеря зрения.Оказалось, что стимуляция мозга может помочь дажев этом случае. При активации мозговых центров включаются дополнительныерезервы, и разрушение сетчатки приостанавливается. Таким путем удалосьдобиться улучшения зрения у многих людей с дегенерацией сетчатки. Эффективностьлечения зависит от особенностей разрушительного процесса и сроков заболевания,однако в среднем она составляет 60-90 процентов.Все эти разработки привлекают в Институт мозга сотнибольных. Несмотря на ограниченные возможности отделения, занимающегосявосстановлением зрения, помочь стараются всем. В маленьком коридоре передкабинетом всегда очередь.Процесс стимуляции мозга выглядит внешне очень просто:больному, сидящему на стуле, на глазные яблоки накладывают электроды, соединенныес прибором "Чакра" или с другими устройствами, которые используются дляэтой цели. Сеанс длится несколько минут. В зависимости от степени повреждениязрения больному назначают количество сеансов и интервалы между ними. Всеэто похоже на простую физиотерапевтическую процедуру, хотя на разработкуметода ушло много лет напряженного труда.
Умные молекулы Несмотря на очевидный успех электрической стимуляциимозга, исследователи решили попытаться воздействовать на пораженные зрительныеобласти и другими способами. Это позволило бы улучшить результат у техбольных, которые не очень хорошо поддавались электрической стимуляции.Поскольку все процессы в мозге осуществляются с помощьюособых регуляторных молекул, нейропептидов, то в поврежденные области мозгастали вводить спинномозговую жидкость - ликвор, взятую от нормально видящихлюдей. Такая жидкость содержит весь набор регуляторных веществ, обеспечивающихнормальную работу мозга. Обычно ликвор берут от родственников. Подход далхорошие результаты. А как быть с поврежденными системами мозга? Необходимобыло ограничить их патологическую активность. Для этого приготовили лечебныепрепараты из ликвора самого больного. Такие препараты во многих случаяхдействуют успешнее, чем электрическая стимуляция мозга, а иногда наилучшийрезультат удается получить при сочетании двух методов.Одновременно был разработан подход к стимуляции слухау людей с повреждениями слухового нерва. Стало поддаваться лечению такоепрежде не излечимое заболевание, как нейросенсорная тугоухость, котораяразвивается при повреждении слухового нерва (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 3, 1994г.). Больным назначают как электрическую стимуляцию мозга, так и вливаниеликвора - в зависимости от степени развития заболевания.
Для чего человеку зрение? Изучая больных с различными нарушениями зрения, исследователине только разработали методы лечения, но и приподняли завесу над тайнамимозга. По мнению Александры Николаевны Чибисовой, зрительные отделы мозгаиграют гораздо большую роль, чем принято считать. На эту мысль ее навелиисследования так называемого альфа-ритма мозга - специфической последовательностиэлектрических сигналов. Он в разной степени присущ разным мозговым структурами имеет свои особенности у каждого человека. Давно известно, что альфа-ритм- показатель зрелости, состоятельности, устойчивости работы мозга, он отражаетнормальные отношения между разными системами. Интересно, что в затылочнойобласти мозга, где расположены главные отделы, ответственные за зрение,альфа-ритм у большинства людей преобладает. А. Н. Чибисова считает, чтоэта особенность свидетельствует о ведущей роли зрения в восстановительныхпроцессах не только в мозге, но и во всем человеческом организме.В том, что роль зрительной системы для мозга изученане до конца, Александру Николаевну Чибисову окончательно убедил случайс маленькой пациенткой. У девочки была тяжелая травма мозга, после которойона ослепла. Больную попробовали лечить вливанием ликвора, и через некотороевремя девочка уже стала отличать свет от тьмы. При этом электроды, подсоединенныек ее мозгу, позволили зарегистрировать удивительную картину: на вспышкусвета реагировали не только зрительные отделы, но и вся кора головногомозга! Как объяснить это явление? Вероятно, оно свидетельствует о том,что зрение играет особо важную роль тогда, когда организму нужно приспособитьсяк резким переменам, к новым условиям, срочно проанализировать ситуацию.По-видимому, зрительная система играет главную роль во всех восстановительныхпроцессах в мозге, а в иерархии мозговых структур она занимает ведущееместо. Это предположение подтверждается при анализе электроэнцефалограмму других больных с нарушениями зрительных отделов мозга. Похоже, что существуетнекая общая схема восстановления нормальных процессов в мозге, где зрительнаясистема играет роль основного звена.Может, поэтому людям, перенесшим тяжелые заболеванияили душевные травмы, в старину в качестве лекарства врачи прописывали путешествия,смену впечатлений, переезд в другой город? Мы инстинктивно пользуемся этимсредством и сегодня, когда после трудностей и болезней отправляемся "посмотретьмир" - какая-то глубинная мудрость организма подсказывает, что новые образы,линии и краски окружающего мира помогут нам "залечить раны". Кто знает,может быть, лучшим лекарством оказывается именно многоцветный мир зрительныхобразов - подарок, который преподносит нам зрение? Литература Артамонов В. Подумай о глазах своих. Можайск,"Внешсигма", 1992.Линдсей П., Норман Д. Переработка информации учеловека . М., 1974.Макарова С. "Монэ - это только глаз, но Боже,что за глаз!" . "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 10, 1997.
левый глаз правый глаз Так выглядит поле зрения левого и правого глазау больного с врожденной атрофией зрительных нервов. С рождения правый глазне мог видеть, левый видел лишь частично (светлое поле). После электростимуляциина аппарате "Чакра" поле зрения левого глаза (внизу) расширилось почтидо нормы, правый стал отличать свет от тьмы (штриховка). левый глаз правый глаз до лечения левый глаз правый глаз после леченияУ многих пациентов с нарушениями зрения хороший результатдает лечение спинномозговой жидкостью (ликвором). На рисунке - поле зренияу больного после удаления опухоли в затылочной части мозга (белые участки- норма, заштрихованные - глаз видит частично, черные - не видит совсем).После лечения ликвором значительно увеличилось поле зрения обоих глаз,а "слепые" участки исчезли.С помощью стимуляции мозга лечат не только зрение,но и слух. На фото - больной с поражением слуховых нервов в наушниках дляэлектростимуляции.Как человек видит? Из школьного курса анатомии известно:сетчатка глаза воспринимает световые лучи, которые в виде электрическихимпульсов по зрительным нервам поступают в отдел мозга, ведающий зрением.Там информация анализируется, и мы видим определенную картину. Повреждениелюбого звена этой цепочки чревато потерей зрения. У больных также изменяетсяэлектрическая активность головного мозга - нарушается последовательностьсигналов, называемая альфа-ритмом (альфа-ритм - показатель нормальной работымозга). До самого последнего времени заболевания зрительных нервов былинеизлечимы. Оказалось, что если зрительные нервы повреждены и сигнал непоступает в мозг, то "отключается" затылочная часть коры головного мозга,ответственная за восприятие зрительных образов. над этой проблемой нескольколет работали ученые в петербургском Институте мозга Российской академиимедицинских наук. И добились замечательных успехов. отсутствие эффектаулучшение зрениязначительное улучшениеНа диаграммах - результаты первого курса лечения6500 больных с различными нарушениями зрения. Компьютерная картинка активности мозга у девочки,которая после травмы головы полностью потеряла зрение. До лечения зрительныеобласти мозга почти не реагировали на вспышки света (диаграммы вверху,преобладают голубой и зеленый цвета). После вливания спинномозговой жидкости- ликвора - маленькая пациентка стала отличать свет от тьмы. Но самое удивительное- на вспышку света стала отвечать не только область, ответственная за зрение,но и вся кора головного мозга (компьютерная картинка внизу, красный цвет).Больным с подобной патологией помогает также электростимуляция мозга -метод, разработанный в Институте мозга РАМН. На компьютерных картинках - проекция полушарийкоры головного мозга у пациента с нарушением работы (атрофией) зрительныхнервов. Холодными цветами от синего до зеленого обозначены отсутствие илислабая активность коры мозга, теплыми от желтого до красного (и черного)- ее повышенная активность. До лечения у больного альфа-ритм в затылочнойобласти мозга выражен слабо (картинка справа) по сравнению с другими видами(картинки слева) электрической активности мозга (так называемыми дельта-,тета- и бета-ритмами). После электростимуляции в затылочной части мозга,ведающей зрением, происходит увеличение альфа-ритма. Этот процесс свидетельствуето восстановлении работы зрительных нервов и областей мозга, участвующихв переработке зрительных образов. По мнению специалистов, усилением альфа-ритмасопровождаются многие восстановительные процессы в мозге.
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)
|
|