[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

В композиции количество специальных терминов еще больше, чем в практической партии. Это объясняется тем, что в ней помимо разных приемов, возможных в обычной игре, встречаются уникальные комбинации и маневры, которые не встретишь в реальном противостоянии белых и черных фигур. Ведь в партии не может быть разветвлений, и ходу партнера можно противопоставить лишь единственное возражение. В композиции же чаще всего замысел выражается в системе параллельных вариантов, и специфическое взаимодействие фигур сторон можно выразить лишь в нескольких разветвлениях (например, полный комплект превращений одной пешки представляется не менее, чем в четырех вариантах).

Уже давно шахматная теория, особенно ее дебютная часть, развивается "семимильными шагами". "Информато ры" не успевают знакомить ведущих шахматистов с новейшими открытиями в различных областях теории. Естественно, что параллельно развивается и система классификации, чтобы всемерно облегчить поиск новинок и любой другой информации. Нередко конкретные приемы ведения игры в начале, середине и в эндшпиле получают звучные названия, позволяющие специалистам сразу же понять, о чем идет речь. В первую очередь, классификация затронула дебют. Термин "испанская партия" (пришедший в середине позапрошлого века на смену "дебюту испанца Рюи Лопеса") подсказывает, что партнеры начали игру ходами 1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сb5 ит.д.

В этой статье речь пойдет о темах, получивших свое имя в честь города , по тем или иным причинам ставшего причастным к их появлению.

Поводы для названия нового термина могут быть разные. Самая знаменитая задача в истории шахмат названа "индийской", так как была получена из Индии. Чаще всего тему называют по имени ее открывателя. Иногда сами действия фигур или их маневры подсказывают название. Так, "эксцельсиором " ("Все выше!") называют непрерывный марш пешкой с исходного поля до поля превращения, а "звездочкой " - игру короля на четыре соседние диагональные поля.

В 1861 году в английском Бристоле проводился один из первых конкурсов составления задач, победу в котором получил комплект (посылка) задач Ф. Хили. Многие его задачи давно канули в лету, но № 1 навсегда осталась в золотом фонде шахмат.

В теории композиции таких тем насчитывается несколько десятков. Про некоторые (как, например, тему Рио-де-Жанейро) давно забыли, и даже знатоки не знают, в чем их идея, другие же стали тотчас популярными и не утратили своего обаяния и в наши дни.

Задание выполняется после парадоксального вступления 1.Лp! , и черные - в цугцванге. 1-Сb- (т.е. любой ход) 2.Фb1! - угроза 3.Фb4 x , 2-Сb5! 3.Фg1x! , и становится понятным смысл первого хода. Ладья проложила дорогу для ферзя, который, кстати, на матующем ходу двигался в ту же сторону, что и ладья. Такая прокладка пути получила название "бристольская тема", в честь города, в котором проводилось то соревнование.

№ Ф.ХИЛИ
Бристольский конкурс, 1861 Мат в 3 хода


Еще более знаменитой стала другая задача.

Конечно, старинная задача имеет много огрехов, совершенно непонятна, например, роль второй белой ладьи. Любопытно, что слон а1 парирует интересное побочное решение 1.Лa1 Сb- 2.Фb1! Сb5 3.Фg1x! , в котором проходит другая идея, связанная с открытием линии (она открыта С.Лойдом на три года ранее и названа "лойдовское освобождение линии"). В отличие от бристольской темы здесь ферзь матует, двигаясь в противоположную сторону по сравнению с ходом ладьей.

У белых есть такой путь к мату (так называемый главный план) 1.Фe2? - 2.Сd3 и 3.Фc2 x . Однако черные не стоят на месте и опровергают замысел путем 1-Сg5! и 2-С:e3! Для воплощения задуманного белые отвлекают слона путем 1.Кd6! С:d6 и снова пробуют 2.Фe2! Теперь хода 2-Сg5 нет, однако есть похожее, новое возражение 2-Сf4! Но сейчас слон попадает под удар 3.ef , после чего вынуждено 3-Кр:d4 4.Фe5x!

№ К.КОККЕЛЬКОРН, Й.КОТЦ
"Deutsches Wochenschach", 1905 Мат в 4 хода


№ 2 положила название целой группе тем, относящихся к классу "римских" . В № 2 все тематические защиты черные делают одной и той же фигурой (слоном). Очевидно, что могут быть и другие комбинации в игре черных фигур.

Эта остроумная идея отвлечения черной фигуры и замены одной защиты на другую, казалось бы аналогичную, но приводящую к ослаблению позиции черных, получила название "римская тема". Почему римская? Дело в том, что авторы посвятили ее своему другу-проблемисту, жившему в Риме.

Если сразу "напасть на мат" 1.Сf4? - 2.Фc7 x , то выручает конь -1-Кe8 (d5)! Предварительным маневром 1.h7! - 2.h8Ф ? , 1-К:h7 белые отвлекают коня и вновь начинают атаку 2.Сf4! Защита конем пропала, но появилась другая возможность защиты - уже слоном (ее вначале не было) 2-Сd8 . Однако слон блокирует поле возле короля, и есть 3.Фe6x! Таким образом, новая защита реализуется другой фигурой. Такой вариант игры черных фигур получил название "дрезденская тема", по имени города, в котором проживал ее открыватель Ф.Палич.

№ Ф.ПАЛИЧ
"Deutsche Schachzeitung", 1928 Мат в 3 хода


Относительно недавно была предложена идея, получившая название "берлинская тема", которая, как и темы римской группы, может быть реализована в многоходовой задаче.

Если же, наоборот, в решении первый ход черных делается второй фигурой, а новая защита осуществляется той же фигурой, которая опровергала ложный след, то получим "гамбургскую тему".

Обе фигуры черных парализованы, и, казалось бы, возможен главный план 1.Крc2? - 2.Крd3 - 3.c4 x , 3-Кc1+ 4.Крe Но у черных есть весомый аргумент -1-g5! 2.Крd3 Кc1+ 4.Крe3 Сg5 x ! - мат белому королю! Итак, ложный след отражается матом другому королю - в этом и состоит суть берлинской темы. Решает же 1.Крb1! с выигрышем темпа после 1-g4 2.Крc2 g3 3.Крd3! Кc1+ 4.Крe3 Сg5+ (увы, без мата) 5.Крf3! Сd8 6.Лc5x, 5-Кb3 6.Кb6x .

№ Б.ФАРЖЕТТ
IV приз, Немецкий конкурс, 1977 Мат в 6 ходов


№ Я.ВЛАДИМИРОВ
I место, Чемпионат Москвы, 1989 Обратный мат в 3 хода


Весьма популярна в композиции тема черной коррекции , в которой на безразличный ход черной фигуры готов ответ (вторичная угроза), и тогда она начинает корректировать (уточнять) свои ходы. Если в качестве черной фигуры выступает черный ферзь, то идея получает название "варшавская тема".

Довольно проста "лондонская тема", в ней фигура объявляет мат с поля, на котором она стоит в начальном положении задачи, а в "венской теме" черная фигура привлекается на поле, где она затем забирается с матом.

После 1.Сc6! создается угроза 2.Лe4+! fe 3.Фg4+ Ф:g4x , которую парирует любой уход ферзя с диагонали с8-p. Однако на безразличный ход ферзем есть 2.Сp! с неизбежным 3.Фg4+ fgx . Тогда черные корректируют защиты ферзем, и следующие варианты соответствуют варшавской теме: 1-Ф:c6! 2.Кd5+! Ф:d5 3.Фg4+ fgx, 1-Ф:e6! 2.Кg6+! Ф:g6 3.Фg4+ Ф:g4x, 1-Фb8 (c7)! 2.Фf3+ Крg5 3.Фg4+ fgx .

№ А.ГУЛЯЕВ
I приз, Всесоюзный конкурс, 1931 Мат в 2 хода


Немало упоминаний в истории композиции есть и о наших городах.

А после войны молодые композиторы Урала стали интенсивно разрабатывать тему перемены матов в механизме черной коррекции (с одновременным изменением вторичной угрозы).

Вступление 1.d4! создает угрозу с обязательным двойным шахом 2.dex . Черные парируют ее, одновременно закрывая линию d и защищая клетку е5: 1-Лbd2 2.Сb4x, 1-Сd3 2.Кb7x, 1-Сd5 2.Фc7x, 1-Кd3 2.Фe6x, 1-Кd5 2.Фc6x . На разнообразную игру, связанную с защитой сразу двух линий (из-за угрозы двойным шахом), обратили внимание столичные проблемисты в начале 30-х годов прошлого века, и в честь этого тема была названа "московская ".

Ложный след 1.Лc6 ? - 2.Фc4 x . Угрозу парирует любой ход конем b3, но в случае 1-Кb- готова вторичная (повторная) угроза 2.Фd3 x , 1-Кc5! 2.Лd6 x , 1-Кd4! 2.Сe4 x , но 1-b5! и ответа нет. В решении 1.Лe4! - 2.Фc4 x меняются ответы на все защиты конем, в том числе и вторичная угроза: 1-Кb- 2.Фb5x, 1-Кc5! 2.Кe3x, 1-Кd4 2.Лe5x . Этот сложный комплекс перемены матов был назван "тагильская тема" в честь города, где тогда жили юные энтузиасты композиции Я. и Ф. Россомахо, Б. Назаров и В. Малий, детально разработавшие эту идею.

№ Я.РОССОМАХО
Похвальный отзыв МК М. Чигорина, 1950 Мат в 2 хода


№ В.МЕЛЬНИЧЕНКО, Ю.ГОРДИАН
I почетный отзыв, "Stella Polaris", 1968 Мат в 2 хода


А вот еще один, очень модный ныне замысел с переменой игры.

В композиции, в отличие от практической игры, женщины менее активны, но все-таки и им удалось оставить свой след в теории и истории.

1.Лg7 ? - 2.d8Ф x (A), 2.dcК x (B), 1…Фb7 2.Фc5 x (C), 1-Ф:b8 2.Фf4 x (D), 1-Кb6! 1.Лg6! - 2.Фc5x (C), 2.Фf4x (D), 1-Кe7 2.d8Фx (A), 1-Сe7 2.dcКx (B). Итак, в ложном следе белые угрожают двумя матами А и В, а на защиты проходят маты С и D. В решении же, наоборот, грозят маты С и D, а после защит становятся возможными ответы А и В. Авторы этой идеи живут в Одессе, и в ее честь популярную тему назвали "одесская".

1.Сb3! - 2.С:b4+ К:b4 3.Ф:b4 x , 1-Кdf4! 2.К:b4 - 3.Лc3, Ф:e7 x , 2-Кd5! 3.Кd3x! , и выясняется, что белый и черный кони поменялись местами по сравнению с их позициями на диаграмме. Аналогичен вариант 1-Кef4 2.К:c7 - 3.Сb6 x , 2-Кd5! 3.Кe6x . В нем конь d5 поменялся местами со своим визави е6! Таким образом, в процессе игры черная и белая фигуры поменялись позициями. В этом и состоит суть так называемой "ровенской темы", названной в честь украинского города Ровно, где жила составительница задачи.

№ Н.ЛЕОНТЬЕВА
"Probleemblad",1970 Мат в 3 хода


Я. ВЛАДИМИРОВ,
международный гроссмейстер по шахматной композиции.


Может быть, и читателям журнала "самый интересный журнал Наука и жизнь " также удастся прославить шахматными открытиями свои родные города?!



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)