[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

В этой статье мы, как обычно, сделаем шахматно-компьютерный обзор предыдущего года. Выделим три главных состязания: два с участием машин и людей, а также очередной чемпионат мира среди компьютеров.

Компьютерные шахматы в 2000 году В конце ХХ века появились два новых шахматных короля - Владимир Крамник (чемпион мира по версии "Брэйн Геймс") и Вишванатан Ананд (чемпион мира ФИДЕ), но интересные события произошли не только в "человеческих" шахматах, но и в компьютерных.

Во время этого фестиваля прошел увлекательный матч в два круга, тоже по быстрым шахматам, - пять "белковых" гигантов сражались с электронным гигантом "Фрицем" ("Fritz"). Не играл только Каспаров, который предпочел провести сеанс одновременной игры.

В июне во Франкфурте состоялся шахматный фестиваль, главным украшением которого стал супертурнир по быстрым шахматам - турнир "гигантов" - с участием сильнейших гроссмейстеров мира: Каспарова, Крамника, Ананда, Широва, Леко и Морозевича.

Борьба протекала упорно и закончилась вничью - 5:

В "сеансе" "Фрица" с остальной пятеркой гроссмейстеров был использован сверхмощный компьютер "Primergy" производства фирмы-спонсора Fujitsu Siemens.

Крамник белыми не сумел пробить "каменную стену" в голландской защите, а черными хоть и с трудом, но одолел электронного коллегу. Так был выигран один из матчей у компьютера.

Крамник и Леко обыграли "Фрица" 1,5:0,

Ананд и Морозевич уступили компьютеру со счетом 0,5:1,

Второй победитель Леко белыми избрал такой вариант, при котором его фигуры как можно позднее соприкасаются с черными, и в конце концов в позиционном лавировании оказался на высоте. А черными он уверенно добился ничьей.

Индийский гроссмейстер Ананд имеет большой опыт встреч с компьютерами и, как правило, удачно играет с ними, но во Франкфурте вышла промашка. Черными он избрал русскую партию, и ничейный результат был закономерным. А вот белыми Ананд хотел удивить робота в дебюте, а произошла та же история, что и у Морозевича.

У Морозевича одна партия протекала спокойно и завершилась вничью, а другая оказалась головокружительной, но закончилась его поражением.

Посмотрите наиболее интересные партии матча и сами решите, кому больше повезло...

Широв с компьютером обменялись победами.

1 с5 Kd8 1 Фb3+ Ke6 1 Cc4 Лe8 1 Ca3 Kph8 1 C:e6 C:e6 1 Ф:b Давление на ферзевом фланге привело к выигрышу пешки, так что пока Крамнику несладко.

"Фриц" - В. Крамник
Английское начало с4 е5 Kс3 Kс6 Kf3 f5 d4 e4 Kg5 Cb4 Kp Kf6 e3 C:c3+ bc d6 Kf4 0-0 1 p Фe Обычное продолжение 10...Фе8, сохраняя поле е7 для коня.

23...p 2 Cc5 Kph7 2 C:a7? Шахматист вряд ли поставил бы добровольно слона под связку. Видимо, "Фриц" счел, что владение линией "b" одной ладьей, а затем и другой обеспечит решающий перевес. Но он недооценил контригру черных.

16...d5 1 Лb1 Cf7 1 Лb3 Лec8 1 c6 Фd8 2 Фa6 Kp 2 K:p C:p 2 Лb7 Фf6 2 0- Полагая, что пешку "а" взять никогда не поздно и пора подключить к игре вторую ладью - даже ценою собственной пешки "h".

26...Cf3! Эффектный мотив, теперь у Крамника опасная инициатива.

25...Ф:p 2 Лfb

27...Лe8 2 Cb8 Лa:b8! Не пропуская слона на g3 через поле с

2 Фf После 2 gf ef 2 Л1b2 Лe8 ладья с решающим эффектом подключается к атаке.

А. Морозевич - "Фриц"
Дебют ферзевых пешек d4 d5 Cf4 Kf6 e3 c5 c3 e6 Kd2 Kc6 Cd3 Фb6 Лb1 Kd От теории белые уклонились, но об их дебютном перевесе нет и речи.


2 Л:b8 Лe6 3 Лf8 Лg6 3 Л:f5 Л:g2+ 3 Ф:g2 C:g2 , и все кончено.

1 Cp! C:p 1 Фp+ Kpd8 1 Ф:p+ Фf6 1 Фp Kb

Kgf3 f6 Cg3 Ce7 1 0-0 f5 1 c4 сd 1 cd ed 1 K:d4 K:d4 1 ed f После 14...0-0 белым пришлось бы побеспокоиться об уравнении. Выиграть слона не удается.

19...g6 2 Фp Cd7 2 Ke5 Лc8 2 Лbc1 Л:c1 2 Л:c1 Ce6 2 p Kc8 2 Лe1 Ke7 2 Kf3 Cd7 2 Лe5 Kc6 2 Лe Следовало продолжать 2 Лp K:d4 2 K:d4 Ф:d4 3 C:g6 Фf6 3 Cd Теперь же белый ферзь застревает на краю доски, откуда уже не выберется.

1 Kf Черный король застрял в центре, и следовало этим воспользоваться путем 1 Ле1! Брать пешку "d4" крайне опасно: 19...Ф:d4 2 Kf3 Фf6 2 Kg5 Kpc7 (проигрывает 21...g6? 2 C:g6 Ф:g6 2 Kf7+ Kpc7 2 Лbc1+ Kc4 2 Ф:d5) 2 K:h7 g6 2 Лbc1+ Kpb8 2 K:f6 gh 3 Лc5 с лучшим эндшпилем.

В. Ананд - "Фриц"
Голландская защита d4 f5 g3 Kf6 Cg2 g6 c Таким путем трудно на что-нибудь рассчитывать.


28...Kpс8 2 Cb5 K:d4 3 C:d7+ Kp:d7 3 K:d4 Ф:d4 3 Kpp Фf6 3 Лd2 d4 3 Лd3 Kpc8 3 Лb3 Фe5 3 a4 Kpb8 3 Лf3 a6 3 p Kpa7 3 a5 Лd8 4 Ф:h7 d Белые сдались.

1 Фс2 а4 1 Лb1 f Отдавая пункт е4 в распоряжение белого коня, но прокладывая дорогу своему слону и коню, что гораздо важнее.

4...Cg7 Фb3 Kc6 Kf3 d6 0-0 e5 d5 Ke7 c4 0-0 1 Лd1 Ke4 1 Kc3 K:c3 1 Ф:c3 a5! "Фриц" классически разыгрывает эту позицию, напоминающую староиндийскую защиту. Сначала он лишает белых шансов на ферзевом фланге, затем оккупирует черные поля на королевском.

17...Cg4! 1 f3 Cd7 1 b3 ab 2 ab Лa2 2 Cb2 Cf5 2 C:d4 ed 2 g Не от хорошей жизни.

1 Kg5 Kf5 1 Ke4 Kd4 1 Фd

2 Ла Пешку не спасти: 2 p f3! 2 ef (2 C:f3 Ce5 2 Лf1 Лd2) 26...Фf4 2 Лa1 Л:g2+! 2 Kp:g2 Лe5 2 Лp Фg3+ 3 Kpf1 Л:f3+. Не годится и взятие слоном - 2 C:f3 p 2 p Фp 2 Лf1 Ф:p 2 Лf2 hg 2 Лp Фg3+ 3 Лg2 Ф:f

23...C:e4 2 fe Фg Белые гибнут по черным полям.

3 Ф:g3 fg 3 Лf1 Лa8 3 Лf3 Лa1+ 3 Cf1 Kpg7 3 Kpg2 p 3 p Лa2 3 Kpp c6 3 dc bc 3 Kpg2 c5 3 Kpp Kpp 4 Лd3 g5 4 hg+ Kp:g5 4 Лf3 Cf4 4 Лd3 Лa1 4 Лf3 Лe Белые сдались. Чистая победа робота!

25...Л:a1 2 Л:a1 Ф:g4 2 Лa7 Фp 2 Лa1 Ce5 2 p Фg3! Переводя партию в выигранный эндшпиль. У компьютера нет никаких предрассудков по поводу разнопольных слонов: фигуры белых полностью парализованы.

3...ed Kf3 Kf6 Cd3 Cd6 0-0 0-0 Cg5 Cg4 Kbd2 Kbd7 c4 c Вечно сохранять симметрию на доске невозможно.

"Фриц" - А. Широв
Французская защита е4 е6 d4 d5 ed. Компьютер избирает довольно безобидный вариант.

12...g5?! Скучная игра Широва не устраивает, и он обостряет игру, но при этом ослабляет своего короля.

1 c5 Cc7 1 Фc2 p 1 Cp.

2 fe Kp 2 e4! Лe8 2 e5 Ke6 2 b4 Khf4 2 g3 Kg6 2 Kb3 fe 2 de Kef8 3 Фc3 Kpg8 3 Фe3 Ce6 3 Kbd4 Фf7 3 Фd3 Ke7 3 g4 Keg6? В тяжелом положении гроссмейстер "зевает" простой удар.

1 Cg3 Kp 1 C:c7 Ф:c7 1 Лfe1 Лfe8 1 Ch7+ Kpg7 1 p Ce6 1 Cd3 Kf4 1 Лe3 f6 2 Лae1 Cf7 2 Cf5 Kf8 2 a3 Л:e Давление по линии "е" неприятно, но появление на ней белой пешки еще опаснее.

А. Широв - "Фриц"Эта позиция получилась после сложных маневров в испанской партии. Последним ходом Cd3-f5 белые предложили жертву качества. Компьютер, которого "хлебом не корми", только дай что-нибудь съесть, охотно ее принимает, причем оценивает положение как выигрышное для себя.

3 K:e6 Л:e6 3 C:e6 K:e6 3 Фf5 , и черные сдались.

3 Kp+ Kpg7 3 Фf4 Сd8 3 Kg4 ba 3 ba K:a1 3 Л:a1 Лa6 3 Лd1 Фb3 3 Лc У Широва определенная компенсация за качество, и тут черные занялись пешкоедством...

30...C:f5 3 K:f5 Kb3 3 Фg4 g Плохо 32...Cf8 3 K:g7 C:g7 3 Cp f5 3 ef.

4 Фf5 Ф:a3 4 Лc8 Фa1+. На 41...p очень неприятно 4 Cd4 Лae6 4 Kf6 C:f6 4 ef+ Kpg8 4 Ф:e6 fe 4 Л:e8+ Kpf7 4 Лe7+ Kpg6 4 g4 p 4 Лg7+ Kpp 5 p hg 5 hg+ Kpp 5 f

39...g5?! Забавно, что робот реваншируется тем же неудачным пешечным маневром.

43...Л:d8 4 Kf6 Фс3 4 C:g5 Kpf8 4 f4 p 4 C:p Фa5 4 Фh7 Kpe7 4 Kg4+ Kpe8 5 Фg8+ Kpd7 5 Ф:f7+ Kpc6 5 e6 с победой.

4 Kpp p 4 Л:d8! Видно, компьютеру даже не пришло в голову, что белые могут отдать второе качество.

Некоторые гроссмейстеры не любят играть в одних турнирах с компьютерами, испытывают при этом дискомфорт, но ведь всегда интересно узнать, куда нас привел научно-технический прогресс...

Спустя месяц в Дортмунде состоялся традиционный супертурнир. В нем приняли участие будущий чемпион мира Крамник, Ананд, на тот момент действующий чемпион мира Халифман, его соперник по финальному матчу в Лас-Вегасе Акопян, сильные гроссмейстеры Адамс, Леко, Бареев, Пикет, Хюбнер и... известная израильская программа "Юниор" ("Deep Junior"). Не раз она доставляла неприятности гроссмейстерам, а в 1999-м чуть не преподнесла сенсацию в турнире по Интернету с участием Каспарова. В четвертьфинале получила подавляющий перевес с Адамсом, но в позиции, где англичанин мог спокойно сдаться, израильский компьютер из-за технических неполадок отключился от Интернета и был дисквалифицирован. Но в Дортмунде игра велась очно, к тому же с полноценным контролем.

"Юниор" - Р. Хюбнер
Французская защита е4 е6 d4 d5 Kd2 Kc6 Kgf3 Kf6 e5 Kd7 Kb3 Ce7 Cb5 0-0 0-0 Kcb8 c3 b6 1 Kbd2 Ca6 1 a4 c6 1 С:a6 K:a6 1 Фe2 Kc7 1 b3 c5 1 Лe1 Kb8 1 Ca3 Kc6 1 Фd3 Лc8 1 a5 Лa8 1 Kpp Фd7 2 dc.


Участники данного сражения, понимая, что по части тактики с роботом лучше не спорить, предпочитали играть закрытые позиции. Хотя для зрителей они немного скучноваты, но в некоторых из них возникли занятные сюжеты.

"Юниор" - В. АкопянУ черных нет никаких перспектив, взгляните хотя бы на ладью g А машина после небольшой подготовки могла провести f2-f3 и g2-g4, прорываясь по линии "h". Но "Юниор", видимо, решил, что раздваивать неприятельские пешки "f" невыгодно, и после нескольких бессмысленных перемещений ферзя и ладьи предложил ничью.

Здесь Хюбнер, всегда отличавшийся экстравагантностью, неожиданно для всех... сдался. По его словам, он собирался ответить, как и положено, 20...bc, но тут заметил, что "зевнул" прыжок коня 2 Kе4 (его нельзя брать из-за связки). Но в действительности ничего опасного в этом нет, например: 21...Лfb8 2 Kfg5 (с угрозой Kf6+) 22...g6 2 Фp p с острой игрой. Тем более, что возможно и 20...K:а Просто Хюбнеру стало неприятно, что, встречаясь с электронным соперником, он что-то просмотрел.

В. Крамник - "Юниор"
Дебют ферзевых пешек d4 d5 e3 Kf6 Cd3 e6 f Крамник сходит с проторенной дорожки, но на сей раз робот теряется...


Близок к победе был компьютер и в партии с Бареевым, а вот, встречаясь с Крамником, потерпел чувствительное поражение.

Cс2 f5 1 Лg1 Kc6 1 p Kf6 1 g4 Ke4 1 Фg2 g6? Забавно, но в этот момент "Юниор" оценивал позицию в свою пользу.

4...Ce7 Kf3 c5 c3 0-0 Kbd2 Kg4? Фe2 c4? "Юниор" нарушает позиционные принципы: закрывает ферзевый фланг и развязывает белым руки на королевском.

У черных лишняя пешка, брать на g4 нельзя из-за е6-е Но...

1 Фp Kph8 1 p K:d2 1 C:d2 fg 1 Kg5! Фe

18...gh 1 Л:g4! Теперь 19...е5 проигрывает из-за 2 Лp.

1 p! , и выясняется, что им уже не устоять.

2 Cd1 Лa7 2 C:p Фf8 2 e4! Cd8 2 f5! b4 2 Cg6 Л:p 2 Ф:p bc 2 bc Cf6 3 Ф:h7+! Л:h7 3 Л:h7+ Kpg8 3 Cf7+ Ф:f7 3 Л:f Черные сдались.

19...Лf6 2 Лp! Лp 2 0-0-0 a5 2 Лp b Надо было раньше думать о контригре.

Прошел еще один месяц, и в августе 2000 года в Лондоне, в рамках традиционной Олимпиады интеллектуальных видов спорта (кроме шахмат еще и шашки, го, рэндзю, отелло и др.), состоялся очередной чемпионат мира среди машин. Сильнейшие программы сражались в девять туров по швейцарской системе: "Фриц", "Юниор", предыдущий чемпион "Шреддер" ("Shredder") и другие, всего 14 программ. Для игры использовались мощные компьютеры с несколькими процессорами. Фавориты - немецкие программы "Шреддер" и "Фриц" - начали с двух побед, а в третьем туре встретились между собой.

Проиграл "Юниор" и Пикету, а вот в последнем туре Леко, борясь за победу в турнире, перегнул палку, и в результате машина, отбив атаку, взяла верх и достигла 50-процентного результата. Учитывая, что это был турнир 19-й категории, можно признать, что робот вполне вписался в серьезную шахматную компанию.

3 f4!? gf 3 ef Kpe6 3 g4 d4 3 Лa1 Kpd6 4 Лc4 Kpd5 4 Лc7 Kc6 4 Лd7+ Kpe4 4 Л:h7 Л:b4 4 Лe1+ Kpf Король совершил опасный рейд, но белые хладнокровно отражают натиск.

"Шреддер" - "Фриц"У черных сильная пешечная цепь, а слон противника заперт. И все же "Шреддеру" удается вырваться из тисков.

Два фаворита долго шли вровень, а решающими стали их встречи еще с одной немецкой программой "SOS". "Фриц" сыграл вничью, а "Шреддер" не отозвался на сигналы бедствия...

4 fe Лb2 4 Лg1 Л:e5 4 Лf7 Л:e1+ 4 Kp:e1 Ke5 4 Л:f6+ Kpe4 5 Л:d4 Kp:d Ничья.

14...0-0 1 Kb6 Kd7 1 K:c8 Ф:c8 1 p Фc

"Шреддер" - "SOS"
Сицилианская защита е4 с5 Kf3 e6 d4 cd K:d4 Kf6 Kc3 d6 Cg5 Kc6 Фd2 a6 0-0-0 p Ce3 Ce7 1 f3 K:d4 1 C:d4 b5 1 g4 b4 1 Ka4 Лb8 1 Фf2!? Современные программы не только постоянно пополняют свои дебютные библиотеки, но часто демонстрируют и свежие идеи, ценные новинки. Здесь раньше встречалось 1 b3 Cd7 1 Kb2 Cc6 с хорошей игрой у черных. "Шреддер" удачно меняет коня, застрявшего на краю доски.

18...hg 1 hg C:g5+ 2 Kpb1 f6 2 f4 Cp 2 f5! Вскрывая диагональ а2-g

1 g5! Электронный гроссмейстер, жертвуя пешку, развивает стремительную атаку.

Вот итоги чемпионата мира: "Шреддер" (Германия) - 7 очков из девяти; "Фриц" (Германия) - 6,5; 3- "Чесс Тигер" ("Chess Tiger", Франция), "Ребел" ("Rebel", Нидерланды) - по 6; 5- "Юниор" (Израиль), "SOS" (Германия) - по 5,5 и т. д. Таким образом, "Шреддер" защитил свое звание, а "Фриц", чемпион мира 1995 года, занял вторую ступеньку.

22...е5 2 Cе3 C:е3 2 Ф:е3 Лf7 2 Фb3 Лc8 2 Лd2! Ф:e4 2 Cg2 Фc4 2 Фp Kpf8 2 Cd5 Фc7 3 Фg2 Kpe7 3 C:f7 , и вскоре черные сдались.

Кандидат технических наук Е. ГИК, мастер спорта по шахматам.

В начале 2001 года компания "Брэйн Геймс", которая провела поединок Каспаров - Крамник, решила устроить матч между шахматными королями Крамником и "Фрицем". Призовой фонд 2 млн. долларов, но дело не только в деньгах. Ведь прошло более четырех лет после того, как компьютер "Дип Блю" в настоящем матче одолел Каспарова. Разумеется, 13-й чемпион мира и не думал тогда, что такое может случиться. Будем надеяться, что 14-й чемпион мира в своей схватке с роботом отомстит за человечество...



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)