[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

7 ноября 1825 года А.С.Пушкин поставил точку в своей рукописи. Он закончил работу над "Борисом Годуновым". Николай I запретил публикацию пьесы и предложил Пушкину переделать ее в историческое повествование наподобие Вальтера Скотта. Потому что слишком явно звучало в этой пьесе предупреждение властям предержащим. В то время у Александра Сергеевича не было в руках многих материалов, которые впоследствии позволили историкам воссоздать трагические события Смутного времени в полном объеме. Не было у него и записок Исаака Абрахама Массы, представителя голландской торговой фирмы, жившего в Москве во времена Бориса Годунова. На русском языке записки купца о пребывании в Московии появились в печати только в 1874 году. И свидетельство человека, описавшего то, чему он был очевидцем, разумеется, представляет огромный интерес. Доктор физико-математических наук В. М. Фридкин, для которого "пушкинская тема" стала второй профессией (его рассказы о той или иной зарубежной находке не раз публиковались в журнале, см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " №3, 1983г.; №7, 1984г.; №6, 1990г.; №10, 1999г.; №1, 2000г.), заинтересовался личностью голландского "летописца", чья судьба оказалась так тесно связанной с Россией. В Национальном музее Амстердама картины Франса Гальса (1581-1666) занимают два зала. Используя технику свободного темпераментного мазка, голландский живописец стремился зафиксировать и передать наиболее яркий миг внутренней жизни своих героев. Его портреты отличают живость и непосредственность. Я задержался в том зале, где художник - давний друг семьи Исаака Абрахама Массы - запечатлел богатого купца вместе с его женой Беатрис (дочерью бургомистра, отпрыска старинного дворянского рода) в их саду, в Харлеме, под деревом, обвитым виноградной лозой. Масса приложил руку к сердцу. Беатрис, лукаво улыбаясь, смотрит чуть в сторону. Счастье и покой на лицах супругов и в природе.

Эта картина написана уже после возвращения Исаака Абрахама из Москвы. И не исключено, что в тот самый момент, когда купец приступил к описанию своей полной драматических событий жизни.

Родители Исаака Массы переселились в Голландию из Италии. Мальчиком Исаак поступил на службу в амстердамскую фирму, торговавшую с Россией. И в 1600 году Исаака отправили ко двору русского царя Бориса Годунова.

Образованный юноша, в сущности мальчик (ему только что исполнилось 14 лет), заводит важные знакомства в Кремле и непосредственно общается с Борисом Годуновым. С царевичем Федором (который моложе его на три года) у него устанавливаются дружеские отношения. Он увлекает юного наследника своими занятиями картографией (карта Московии, составленная И. Массой, впервые напечатана в Амстердаме Гесселем Геритцем в 1612 году и включена в Атлас Иоханеса Янссониуса в 1634 году. В течение всего ХVII века карта И.Массы считалась самой авторитетной).

Прожив в России восемь лет, Исаак покинул столицу весной 1609 года. Он стал свидетелем исторических событий, потрясших страну в начале ХVII века. В своих записках он приводит описание гибели царевича Димитрия в Угличе и цитирует материалы следственного дела, проведенного Василием Шуйским. Он стал и свидетелем смерти царя Бориса, своего друга царевича Федора и взятия Москвы Лжедмитрием. В мае 1606 года он видел труп самозванца, выставленный на Красной площади для всеобщего обозрения.

Вернувшись в Голландию, купец написал воспоминания о своем пребывании в Государстве Российском. В библиотеке музея я разыскал книгу Эдварда Орчарда, где приводились эти воспоминания, переведенные с голландского на английский язык, с предисловием переводчика.

Конечно, об истории Смуты писали и другие иностранцы, например, немец Конрад Буссов, француз Жак Маржерет (последнего Пушкин ввел в свою трагедию "Борис Годунов"). Но по точности и глубине изложения событий ни один из дошедших до нас документов не идет в сравнение с хроникой, написанной Массой, - ведь в отличие от других авторов он свободно говорил по-русски. Свои записки о России Исаак Масса посвятил голландскому принцу Морису Нассау. В архиве принца они пролежали два с половиной столетия. Брюссельское издание записок под названием "Сказание Массы и Геркмана о Смутном времени в России" вышло на русском языке только в 1874 году. Книга, написанная очевидцем, наконец стала достоянием отечественных историков.

Пушкин прочел 10-й и 11-й тома "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина, вышедшие в марте 1824 года. И тогда возник замысел трагедии. В ней Пушкин следовал версии Карамзина и вместе с тем постигал правду истории гением художника. Многие из персонажей трагедии созданы его воображением. И первый из них - Пимен.

Ночью в "темной келье" Чудова монастыря летописец пишет:

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу...


Пафос трагедии - в несовместимости власти и беззакония, в том, что ни одно преступление тирана не останется безнаказанным и все тайное когда-нибудь станет явным:

И не уйдешь ты
от суда мирского,
Как не уйдешь
от Божьего суда.


По мнению поэта, трагедия Годунова - в бессилии безграничной власти перед судом совести, а сила Самозванца - в "мнении народном". Этой художественной догадке Пушкина мы находим подтверждение не только у Карамзина, но и у автора записок Смутного времени. Анализируя причины победы и падения Лжедмитрия, Масса пишет, что вначале народ видел в нем "законного наследника и справедливого царя", а потом разглядел в нем ставленника Польши, иезуитов и папства.

Когда Пушкин писал свою трагедию, рукопись Исаака Массы была погребена в архиве принца Мориса Нассау. Она все еще оставалась не известной русскому читателю. Тем интереснее находить у Пушкина подробности, о которых пишет свидетель того времени.

Так, например, карта, о которой упоминает Карамзин в своей "Истории", составленная царевичем Федором, если обратиться к запискам купца, - плод совместных занятий Исаака Массы и юного царевича.

Этому эпизоду мы обязаны знаменитыми строчками Пушкина:

Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни...


Пушкин вводит в трагедию двух своих предков: Гаврилу и Афанасия Михайловича Пушкиных. Карамзин не упоминает имени Афанасия Михайловича. Масса был знаком с другим предком поэта - Никитой Михайловичем Пушкиным, вологодским воеводой. (Источник, из которого поэт взял имя Афанасия Михайловича, пока остается неизвестным.)

Масса близко знал Бориса Годунова и приводит его словесный портрет: "Борис Годунов был дороден и коренаст, невысокого роста, лицо круглое, волосы и борода с сединой. Ходил с трудом из-за подагры. Был весьма милостив и любезен к иностранцам, обладал хорошей памятью. Хотя он не умел ни читать, ни писать, тем не менее знал многое лучше тех, которые и читали и писали. Ему было 55 или 56 лет. Когда бы все шло по его воле, он совершил бы много великих дел" ( перевод мой. - В.М. ). Из этого описания, да и из многих других отступлений И.Массы, мы видим, что он считал Бориса мудрым политиком, опиравшимся на народ, и первым европейцем на Руси, видевшим будущее России в союзе с Западом. Масса полагал, что Борису Годунову не повезло из-за стечения трагических обстоятельств. Автор записок перечисляет все то, о чем мы читаем в монологе царя у Пушкина: голод, пожар Москвы, смерть, которая "как буря" уносит жениха дочери Ксении, датского принца Иоанна. И вот здесь представитель просвещенной Европы и русский поэт, кажется, расходятся во мнениях. У Пушкина в сцене в царских палатах царь горестно размышляет:

Мне счастья нет.
Я думал свой народ
В довольствии,
во славе успокоить,
Щедротами любовь его
снискать -
Но отложил пустое
попеченье:
Живая власть для черни
ненавистна...
Вот черни суд:
ищи ж ее любви.
Поэт видит в драме Годунова, как я уже сказал, нравственную проблему и говорит словами своего героя:

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

Россия нуждается в честной и нравственной власти. Так считает Пушкин.

Голландский купец видит ту же проблему иначе. В одном из донесений Генеральным штатам Голландии он пишет, что России требуется второй Иван Грозный: "...такой царь нужен России или она пропадет... Все пойдет хорошо лишь тогда, когда царь по локти будет в крови"*.

Как мог высокообразованный представитель Голландии, где уже заложены основы гражданского общества, сказать такое? Но вспомним, что это написано за двести лет до Пушкина. И что для голландского купца всего важнее - безопасность торговых путей из России в Голландию. (Самое же интересное то, что в России XX века проблема власти и нравственности, как мы знаем, стала еще актуальнее.)

Покинув Россию весной 1609 года, Исаак Масса не знал, что еще вернется в страну, которую узнал и полюбил. В 1614 году Михаил Романов, недавно избранный на царство, посылает С.М.Ушакова налаживать торговые связи с Голландией. И в марте 1614 года Масса снова едет в Москву, где против него интригует английский агент Джон Меррик. Но уже 3 января 1615 года на первой аудиенции у царя Масса заручается обещанием Михаила Романова предоставить преимущества голландским купцам. В конце мая того же года Масса увозит на родину письмо царя, адресованное Генеральным штатам и принцу Нассау, с предложением о развитии торговых связей. Многим он обязан помощи Ивана Никитича Романова, дяди царя. Голландские Генеральные штаты наградили Исаака золотой медалью за заслуги в торговле с Россией. Вернувшись, наш герой женился на Беатрис ван дер Лаен. От этого брака родились дочь и сын. Три года спустя король Швеции Густав Адольф возвел купца в дворянское достоинство. Теперь Исаак Масса не только очень богат, но и знатен.

В сентябре 1624 года Исаак Масса снова в Москве. В Голландию он вернулся с проектом строить канал Москва-Новгород, чтобы облегчить путь в Европу для товаров из Персии и акватории Каспийского моря.

Последний визит Массы в Москву состоялся в 1633-1634 годах. Весной 1635 года Масса встретил в Амстердаме царское посольство и служил переводчиком в переговорах с Генеральными штатами. И это последнее, что известно о его деятельности. Умер он в 1643 году в возрасте 57 лет.

Владимир ФРИДКИН. * "Вестник Европы", 1868, январь, стр. 23 Письмо Исаака Массы из Архангельска к голландским Генеральным штатам.

Художник Франс Гальс. Картина называется "Счастье Исаака Абрахама Массы и Беатрис ван дер Лаен". Семьи голландского купца Исаака Массы и художника были очень дружны. Масса стал крестным отцом одного из сыновей Ф. Гальса. Известный мастер неоднократно рисовал своего друга. До нас дошли три работы. Та, что приводится здесь, относится к 1622 году, и на ней Масса изображен вместе с женой Беатрис. Картина сейчас находится в Национальном музее города Амстердама.

"Карта Московии или "Русии", оригинал которой "озаботился составить Федор - сын царя Бориса Годунова". Издал карту амстердамский картограф Гессель Геритц (поименованный на карте как "Гессель Герардов"). Первая выпущенная карта имела ошибки: отсутствовало Ладожское озеро и неверно указаны страны света у компасной розы на врезке с планом Москвы. В связи с этим потребовались исправления - их внесли на медную доску. Новый вариант издан в 1614 году.

Портрет голландского принца Мориса Нассау (1567-1625). Антверпенская школа. Исаак Масса посвятил свои записки о пребывании в России принцу Нассау. Рукопись пролежала в архиве два с половиной столетия, пока ее в 1874 году не опубликовали голландский историк Ван дер Линде и князь Михаил Оболенский.

На этой картине Франса Гальса мы видим голландского купца Исаака Массу, когда ему исполнился 41 год и он достиг вершины славы и почестей. Работа хранится в художественной галерее Торонто (Канада). Последний портрет Массы относится к 1635 году и выставлен в художественной галерее Сан-Диего. Связавшись с городским архивом города Тренто, автор узнал, что имя "Масса" упоминается в документах начиная с конца XV века. Это значит, что предки Исаака Абрахама родом из северной Италии.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)