[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Измеренный радиус окружности равен 6м. Найти ее длину.

Калькуляторы, ставшие в последние годы повсеместно доступными, несомненное благо, которое, однако, имеет и негативные стороны. Все ли понимают, сколько цифр нужно оставлять при умножении и делении на калькуляторе, если он показывает их восемь или даже двенадцать? И почти все студенты и даже аспиранты считают, что оставлять их нужно какможно больше. Это неверно! Разберем простейший пример.

Правила округления проходят в средней школе. Они приведены вомногих книгах, например в классическом "Справочнике поматематике для инженеров и учащихся втузов" И.Н.Бронштейна и К.А.Семендяева. Но как-то так получилось, что сейчас этотмаленький раздел (во всяком случае, в курсематематики) школьникам не преподают и уж подавно не упоминают в курсах высшейматематики в вузах. Еще лет двадцать назад учащиеся и инженеры широко пользовались логарифмической линейкой, которая давала точность в две или три значащие (то есть верные) цифры и автоматически защищала вычислителя от фиктивной (иногда говорят - иллюзорной) точности, даже если он забывал правила округления. Но счетную линейку вытеснил технический прогресс, защита исчезла, и "эффект кажущейся точности" приобрелмасштабы эпидемии.

Обычно дают расчет: С=2pR=2x3,14x6м=37,68м. Но четыре верные цифры - это очень высокая точность, в сотые доли процента, которая не так уж часто реализуется при измерениях. Откуда взяться такой высокой точности, если хотя бы одна величина, входящая в формулу, дана с точностью, на несколько порядковменьшей? Ведь в нашем примере она выражается всего одной цифрой. Так что корректный ответ таков: длина окружности " 38м. А если необходим действительно точный ответ, то и данные в условии задачи должны быть с соответствующим числом знаков, скажем 6,00м.

Напомним главное правило округления: если производят умножение или деление, то в результате оставляют столько цифр, сколько их содержит наименее точная из измеренных величин, и обычно сохраняют еще одну запасную цифру. Заметим, что часто путают число значащих цифр с числом десятичных знаков, считая, что какую-то роль играет положение запятой в числе. Но запятая лишь указывает на принятыймасштаб измерений и не задает числа значащих цифр. Например, 1,205км= 1205м; и в том и в другом случае число значащих цифр равно и, следовательно, они записаны с одинаковой точностью.

Чтобы снизить его влияние, нужно следовать классическим правилам округления. В них основным понятием служит число значащих цифр, которое относится только к измеряемым, то есть случайным величинам. Оно считается слева направо начиная с первой ненулевой цифры. Например, 0,004080 имеет четыре, а 4,08x10-3 - три значащие цифры.множитель, имеющий 10 в кратной степени, не влияет на число значащих цифр, а лишь указывает выбранныймасштаб величины, не приводя при этом к фиктивной точности. Еще пример. Расстояние 3,5км= 3,5x103 м - точное равенство, в котором слева и справа по две значащие цифры. Не так просто обстоит дело с равенством 3,5км= 3500м. Если это всего лишь приведениемасштаба к другим кратным единицам - одно дело. Если же надо отразить непосредственный результат измерения - несколько иное. Ведь справа стоят четыре значащие цифры, а слева их две; поэтому, отражая результат, лучше ставить волнистый знак приближенного равенства. Нетрудно ощутить различную информационную и даже экономическую нагрузку в частях равенства. Число слева имеет абсолютную точность 50-100м, а справа - 0,5-1м, от половины до целого последнего "деления". Если такая высокая точность действительно нужна при измерении километровых расстояний, то ценность этого результата и стоимость его измерения гораздо выше, чем у числа слева.

(№125). Вероятность появления события в каждом из 100 независимых испытаний постоянна и равна р=0, Найти вероятность того, что событие появится неменее 75 раз и не более 90 раз.

Обратим внимание на одну неожиданную трудность. Оказывается, в оченьмногих учебных книгах поматематике приведены примеры, в которых точность измерительных данных в условии на несколько порядков ниже, чем точность в решении (!). Точность как бы способна возникать ниоткуда, и это прочно оседает в подсознании учащихся. Приведу только один пример из добротного во всех других отношениях "Руководства к решению задач по теории вероятностей иматематической статистике" В.Е.Гмурмана. (Хотя подобных примеровможно найти сколько угодно вомногих других учебниках,мы специально взяли книгу по теории вероятностей и статистике, которая как раз и призвана прививать идеологию случайных величин.)

- Ну и что? - спросите вы. - Надо ли заниматься такимимелочами, вроде бы особых неприятностей от сохранения лишних цифр не возникает.

Сама задача решена в принципе, разумеется, правильно. Но точность результата записана четырьмя цифрами: искомая вероятность равна 0,8882, тогда как правильной была бы запись 0,8 Запись в задачнике подразумевает точность в сотые доли процента. Откуда появляется такая точность, если в условии вероятность 0,8 задана только одной значащей цифрой и потому характеризуется точностью в десятки процентов? Поучительно вспомнить опыты выдающегося статистика К. Пирсона: когда симметричнаямонета подбрасывалась 12 тысяч раз, то частота падения ее на герб была 0,5012, а когда 24 тысячи раз - 0,5005 (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 7, 1993 г.).мы видим, что даже при столь большом числе повторений опыта неслучайными становятся в первом случае лишь две цифры, а во втором с натяжкой их три. В большинстве же других видовмеханических испытаний число повторений гораздо ниже, ниже и точность результатов.

Доктор геолого-минералогических наук Б. Горобец,
профессор кафедры высшейматематикимосковского государственного университета инженерной экологии.


Это не так. И не просто потому, что вообще при анализе наблюдений человек должен стремиться к истине, а заблуждениямогут нанести ущерб, даже если заранее не всегда ясно какой. Во-первых, если не знать, как правильно округлить результат, на какой цифре остановиться, то где гарантия, что вы не отрежете и верные цифры, ухудшив необходимую точность? Во-вторых, допустим, вы сохранили лишние, незначащие цифры, а результат нужно увеличить в очень большое число раз. Тогда случайный "довесок" или "недовесок" приведет к большой ошибке, которойможно было бы избежать (такая ситуация типична для астрономических задач). В-третьих, если в какие-то документы (описания, отчеты, протоколы испытаний) попадут незначащие цифры, невозможно будет в точности воспроизвести исходные величины. Одним словом, освоить несложные правила округления случайных величин все-таки следует.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)