(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) С самого начала своего возвышенияМосква заявила о себе как важныйкультурный центр. А когда в Москвебыла создана первая рукописнаякнига? Этого мы, конечно, никогда неузнаем, так как во времятохтамышева разорения 1382 года всекнижные сокровища сгорели. Чудомсохранилось Сийское евангелие,созданное по заказу Ивана Калиты.Это и есть старейшая, дошедшая донас московская книга. О ней пойдетречь в этой статье.
А. ГЛУХОВ.
С Ивана Даниловича,прозванного Калитой, - внукаАлександра Невского - и началосьвозвышение Москвы. Умный идальновидный политик понял, чтоРуси нужна передышка, он пошел насоюз с Ордой, завоевал расположениехана Узбека, с помощью которогоусмирил давнего противника Москвы -Тверь. При Иване Калите территорияМосковского княжества расширилась,укрепились старые города, вырослиновые. Влияние Москвыраспространилось на новгородские итверские земли, Ростов, Углич,Белоозеро.
Благодаря умелой политикемосковского князя в течениечетырех десятилетий вСеверо-Восточной Руси не было ниодной ордынской рати; два поколениярусских людей не знали ужасоввражеских вторжений, что не раз сблагодарностью отмечали летописцы.
Но вот о том, что Иван Даниловичпокровительствовал книжному делу,поощрял создание литературныхпроизведений, что с него началосьмосковское летописание, созданиебиблиотек, - известно гораздоменьше. Иван Калита, как заметилисторик Н. С. Борисов, "своимглубоким практическим умом сумелосознать необходимость духовногоначала, которое, словно известь,скрепило бы стены и своды зданиярусской государственности".
Первый, очень важный шагмосковского князя был весьмадальновидным: он склонилмитрополита Петра избрать местомсвоего пребывания "град честенкротостью, зовомый Москва",благодаря чему в столице княжестваоказались митрополичья библиотекаи архив, с ним приехали такжекнижные мастера и летописцы.
Первая запись в летописи тоговремени начинается с 1307 года, в нейсообщается о рождении сына ИванаКалиты - Симеона.
Сам Иван Данилович Калита был"хорошо осведомлен о книгах".На первых порах он заказывал их вСуздале, Владимире, Твери, вНовгороде Великом. Потом за ихизготовление взялись в Москве, гдепоявились и мастера-переписчики, и"сказители книг" - авторы,редакторы, переводчики, мыслители -создатели первых московскихрелигиозно-политических теорий.Появились и первые библиотеки -Успенского собора, Спасскогомонастыря, великокняжеская.
Многое из того богатейшегособрания погибло безвозвратно, нонекоторые из книг первой половиныXIV века все же дошли до нашеговремени. Одна из них создана поличному заказу Ивана Калиты. Этой -самой старой - московской рукописиболее шести с половиной веков.Нашел ее в первой трети прошлогостолетия П. М. Строев в богатейшейбиблиотеке Антониево-Сийскогомонастыря. Это оказалось Евангелие.По месту находки оно получилоназвание Сийского.
В послесловии к нему говорится,что Евангелие изготовлено в 1340 году"в Москве граде", чтопредназначалось оно в дар дальнемусеверному монастырю,расположенному на Северной Двине;есть в послесловии и особеннаязапись - обстоятельная похвалазаказчику книги Ивану Даниловичу,деяния которого сравниваются сделами византийс ких цесарей.
Действительно, при ИванеДаниловиче, возможно, и по егоуказанию, проводилась работа пособиранию и обобщению памятниковправа - византийского и русского.Тогда был составлен сборник, вкотором объединены Коричая иМерило Праведное. Об этомсвидетельствует сборник начала XVIвека, где сохранился памятник подзаглавием "Книга, нарецаемаяВласфимия..." Одна из его статей"Сей ряд и суд церковный"заканчивает ся словами: "Дай Боги на много лета великому князюИвану Даниловичу всея Руси".(Отсюда ученые и делают вывод, чтосборник составлен при ИванеКалите.)
Вместе смитрополитом Петром в Москвеобосновалась и мастерская поизготовлению книг. Икона"Митрополит Петр". Перваячетверть XV века. Из собранияГосударствен ной Третьяковскойгалереи. Кроме миниатюр в Сийском евангелиисвыше 370 больших красочныхинициалов, выполненных тонкойлинией, легко, просто и красиво.Рисовал их не каллиграф, а художник.Другой мастер писал миниатюры.Таким образом, над рукописьюработали не менее четырех человек.Эта артель профессионалов создалавеликолепный памятник первойполовины XIV века, украшенный сособой торжественностью. И вышелон, без сомнения, извеликокняжеской книгописнойпалаты.
Авторы похвалы написали об ИванеКалите, что его воцарение "вапустевшей земли на западе"предсказал "пророк Езекий",который говорил: при этом цесаре"будет тишина велья в Русскойземли и воссияет в дни егоправда". Русский князь названцесарем - титулом византийскихимператоров. Значит, составителипослесловия знали и деятельностьвеликого князя, и Библию, и историюВизантии, не говоря уже о том, чтовладели литературным мастерством.
Рукопись была завершенанезадолго до смерти великого князя,когда он уже принял монашеское имя.В похвале он упоминается под обоимиименами - то под мирским, то подиноческим. Исследователь кодекса Г.И. Вздорнов пишет, что передотправкой рукописи на Двину ИванКалита еще успел подержать этоЕвангелие в руках, полюбоватьсякрасивым письмом, заставками,миниатюрами, инициалами, идобавляет, что оно могло бы по правуназываться "не толькоисторически закрепившимся за нимназванием Сийского, но и ЕвангелиемИвана Калиты". Сейчас этотдрагоценный кодекс хранится вбиблиотеке Российской академиинаук.
По своему внешнему облику этонарядный, с особой тщательностьюоформленный кодекс; текст егонаписан на пергаменте в два столбцауставом. На первом листе - красивая,изящная художественная заставкатератологического (звериного)стиля. Она исполнена киноварью насветло-зеленом и голубом фоне, краяее слегка тронуты желтой краской. Взаставку включено молитвенноеобращение художника, сделанноемельчайшим, едва различимымпочерком: "Господи, помозимногогрешному Иоанну написатьзаставицу сию".
Превосходные книжные иллюстрации- редкость для такого типа книги;обычно в древнерусских евангелияхдаются лишь портреты четырехевангелистов. Это дало возможностьисторику Г. И. Вздорнову заметить:"Миниатюры Сийского евангелиязанимают исключительное место вобщей истории искусства рукописнойкниги Древней Руси. Вероятно, онипоявились вследствие особогопожелания заказчика рукописи,стремившегося таким способомуказать на какую-то важную для негоидею. Редкие сюжеты миниатюр такжесвидетельствуют об этом".
Дошедшее до нашего времениСийское евангелие дает основаниесудить о том, что в Москве уже прикнязе Иване Даниловиче Калите былизаложены основы летописания, сталаскладываться оригинальнаялитература, налаживаться перепискакниг.
Свеча просвещения, зажженнаяИваном Калитой, не погасла и пристаршем сыне его - Симеоне Гордом,которого по праву считают одним изкрупнейших деятелей того времени. В1341 году он получил в Орде ярлык, покоторому "все князи русски подруци его даны". И ондействительно стал главою наддругими князьями, держал своекняжество грозно и твердо.
При Симеоне Ивановичепродолжался рост города,увеличивалось его население,возводились новые монастыри ихрамы; греческие и русские мастерарасписывали соборы в Кремле.
В то же время в Москве сталаиспользоваться привозимая из-зарубежа бумага, что сразу сделалокнигу более дешевой, болеедоступной.
В Сийском евангелии - этоединственная московская рукописьначала XIV века, дошедшая до нас, - двевеликолепные миниатюры:"Отослание апостолов напроповедь" и "Поклонениеволхвов". Играя рольфронтисписов, они раскрываютсодержание текста. Позы и жестыдействующих лиц исключительноживые и выразительные.
Рукопись "Евангельских иАпостольских чтений" создана в1343 году - 650 лет тому назад.Роскошный оклад для нее стринадцатью накладнымисеребряными пластинкамиизготовлен несколько позже. Напластинах выгравированы распятие,четыре евангелиста и вкладнаянадпись князя: "В лето 6852 (1344 г.)месяца декабря - в день 18 на памятьсвятого мученика Севастиана быстьЕвангелие се благоверным княземвеликим Симеоном Ивановичем".Каждый евангелист выполняетопределенную работу по созданиюкниги: приготовление пергамента,разлиновка листа, переписка,посыпка песком непросохших чернил.По составу рукопись очень редкая,это "полный апракос, в котором накаждый день года чтения Апостола иЕвангелия следуют друг задругом", - так определила ееисторик Л. П. Жуковская. Предназначалась она не для церковного, а длядомашнего келейного чтения. Сейчас совершенно невозможноопределить круг чтения илитературных пристрастий СимеонаГордого, но можно с уверенностьюсказать, что он любил и ценилхорошую книгу.
О взыскательном вкусе князяубедительно свидетельствуетпереписанная по его заказу,драгоценная по письму и языку, похудожественному оформлениюрукопись "Евангельских иАпостольских чтений", которуюиногда не совсем точно называютЕвангелием. Текст его написан в двастолбца уставом, единственнаязаставка прямоугольной формыпостроена из многочисленныхпереплетающихся в бурном движенииптиц и зверей. Едва ли не каждуюстраницу украшают инициалы, все онираскрашены голубой, светло-зеленой, желтой и синей красками.Рисовальщик Евангелия был и писцомэтой рукописи. К сожалению, имя егоосталось неизвестным.
Обе рукописи - и Ивана Калиты, иСимеона Гордого - относятся к числуроскошных, вышедших из княжескоймастерской. Но были в то время вМоскве, в середине XIV века, и такназываемые скриптории, выпускавшиепродукцию для более широкогоиспользова ния. Свидетельство тому- Евангелие 1358 года, созданное ужепри великом князе Иване ИвановичеКрасном, брате Симеона, и примитрополите Алексее.
Симеон Гордый, продолжая делоотца, много сделал за свою короткуюжизнь и для укрепления княжества, идля развития культуры. И в своемзавещании, обращаясь к братьям, онзаписал: "Слушайте отца нашеговладыку Алексея, да старых бояр,которые отцу нашему и нам дображелали. Пишу вам это слово для того,чтобы не перестала памятьродителей наших и наша, чтоб свечане угасла". Теперь мы знаем, что ипри Симеоне Ивановиче, и при егопреемниках свеча просвещения неугасла...
Из летописных сообщений,например, из "Повести о нашествииТохтамыша", известно, что вовремя ордынского погрома Москвыпогибло большое количество книг,"в бесчисленном множестве"снесенных для сохранения всоборные церкви "со всего городаи из сел". Эти книжные богатствабыли так велики, что, сложенные вцерквах, путь даже скромных поразмеру, заполнили их целиком "досамых строп". Фактпримечательный! Он говорит и овысокой культуре того времени, и отом, что многие любители книг -ремесленники-писцы, представителидуховенства, в том числе сельского,купцы, некоторые бояре - во времястрашной угрозы думали о спасениикниг. Но сберечь их не удалось.Пожар, испепеливший столицукняжества в 1382 году, уничтожил всеэти богатства без остатка, чем иобъясняется редкость рукописеймосковского происхождения до этойпечальной даты.
И только по тем книгам, что дошлидо нас, можно судить, каким богатымсобранием владела Москва и какиеценные рукописи погибли в страшномпожаре.
"Простонародные" книгисильно уступают по качеству тем,что сделаны по заказу князей. Ипишутся они крупным, угловатым инекрасивым уставом, в два столбца,на плохо отглаженном пергаменте смногочисленными скважинами. И темне менее в Евангелии 1358 годакрасивые заставки и инициалытератологи ческого стиля. Фон у нихзеленоватый, переходящий в синий.Художник проявил многоизобретательности, в рукописи нетодинаковых инициалов, а один из нихнарисован с особой выдумкой. Этогусляр, перебирающий струны своихгуслей, а надпись гласит: "Гудигораздо". Миниатюра из Сийскогоевангелия - "Отослание апостоловна проповедь" - единственнойрукописной книги ХIVвека, дошедшейдо нас после Тохтамышева разоренияМосквы. В изящную заставку,выполненную в тератологическом(зверином) стиле, включеномолитвенное обращение художника:"Господи, помози многогрешномуИоанну написать заставицу сию".
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)
|
|