(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) Доктор технических наук В. АЛИЕВ. В первыев мире летом этого года спутник будет запущен на орбиту не с земного космодрома,а с водной глади. Стартовой площадкой станет громадная самоходная плавучаяплатформа: длина ее ходовой части - 137 метров, а ширина - 80 метров. Водоизмещениеэтой платформы на ходу - 27,5 тысячи тонн, а в полузатопленном состоянии(перед стартом) - 46 тысяч тонн.Плавучим будет и центр управления запуском,который разместится на специально изготовленном для сопровождения платформыморском лайнере длиной 203 метра, шириной 33 метра и водоизмещением около30 тысяч тонн.Создание такого космодрома даст возможностьпроизводить запуск из самого выгодного для выбранной орбиты места. К примеру,- с экватора, что весьма желательно при выводе на так называемую геостационарнуюорбиту. На ней, расположенной в плоскости экватора на расстоянии 36000км от поверхности Земли, размещают обычно спутники связи, поскольку выведенныйна эту орбиту спутник движется с той же угловой скоростью, что и Земля,а значит, по сути дела, висит над какой-то точкой неподвижно. Запуск натакую орбиту с экватора позволяет не только выйти на нее сразу - без специальныхманевров, но и использовать для пуска ракеты-носителя дополнительный приростскорости за счет вращения Земли. Это означает, что с экватора ракета -при одной и той же мощности - сможет вывести на орбиту гораздо больше полезногогруза.Но поскольку из всех расположенных на экваторестран нет, к сожалению, ни одной, где можно было бы обеспечить столь необходимуюдля космических запусков стабильность - сейсмическую, климатическую и политическую,то и возникла идея создания плавающего, то есть передвижного космодрома.Международный проект, получивший название Sea Launch ("Морской старт")проводится сегодня в жизнь совместными усилиями специалистов ряда стран,и прежде всего - США, России, Норвегии и Украины. Каждая из них вноситв него весьма важный вклад в виде самых современных из реализованных насегодняшний день технологий.Координирует все работы американская аэрокосмическаякомпания "Боинг", она же сооружает и оборудует всем необходимым порт основногобазирования плавучего космодрома, производит обтекатели для запускаемыхаппаратов и обеспечивает их сопряжение с аппаратами в единую космическуюголовную часть, которая после этого сопрягается с ракетой-носителем.Россия представлена в проекте "Морскойстарт" ракетно-космической корпорацией "Энергия" - головной фирмой по созданиювсего ракетного оборудования. Сама "Энергия" производит стыкующуюся с ракетой-носителеми начиненную сложнейшей и многократно дублированной электроникой верхнююступень ракеты-носителя - разгонный блок, который непосредственно выводитспутник на орбиту. Блок давно и успешно используется при космических запускахв качестве 4-й ступени ракеты "Протон" и уже совершил множество удачныхполетов. Конечно, та версия разгонного блока, что предназначена для "Морскогостарта", потребовала определенной доработки, но того же потребовали и почтивсе прочие составляющие этого международного проекта. Помимо разгонногоблока корпорация "Энергия" разработала комплекс автоматизированных системуправления полетом и управления подготовкой и пуском ракеты,а также измерительный комплекс. И, наконец, именно "Энергия" осуществляетважную координирующую работу по ракетному оборудованию в целом. Сначалапредполагалось, что все используемые в проекте компоненты будут быстрои легко собираться - подобно тому, как это делается в детском конструкторетипа "Лего". К сожалению, так не получилось: чтобы состыковать их меж собой,пришлось немало поработать всем специалистам - и нашим, и зарубежным.Всем, что связано непосредственно с морскойчастью проекта, занимается крупнейшая в мире норвежская, а с некоторыхпор уже транснациональная морская корпорация "Квернер". На принадлежащейей в шотландском городе Глазго верфи "Квернер-Говен" построено сборочно-командноесудно, на котором разместятся цех-ангар для сборки ракеты, комплекс автоматизированныхсистем управления подготовкой и пуском, командный пункт управления полетоми другие системы. Все это изготовленное в России оборудование устанавливаетсяна судно, а затем испытывается в Санкт-Петербурге - на верфях Канонерскогосудоремонтного завода.Сама же платформа - будущая стартовая площадка- находится в г. Выборге (Ленинградская область), на верфях Выборгскогосудостроительного завода, большая часть акций которого принадлежит "Квернер".Основой для этой платформы послужил гигантский катамаран "Одиссей", построенныйнесколько лет назад для разработки нефтяных месторождений в море. Но попрямому назначению "Одиссей" использовать не удалось, и громадную самоходнуюполузатопляемую платформу закупили норвежцы. После модернизациии достройки на верфи "Квернер-Розенберг" в норвежском городе Ставангере"Одиссей" был переправлен в Выборг и теперь переоборудуется и начиняетсявсем тем, что создано для "Морского старта" несколькими десятками российскихпредприятий.От Украины в проекте участвует известноеконструкторское бюро "Южное" и завод "Южмаш" (г. Днепропетровск), где ещев середине 80-х годов была совместно со многими российскими фирмами созданадвухступенчатая ракета-носитель "Зенит" (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 2, 1998г.). "Зенит" не только обладает высокими энергетическими характеристиками,но и использует экологически безвредные компоненты топлива - керосин ижидкий кислород. К сегодняшнему дню эта ракета уже обеспечила десятки успешныхкосмических запусков.Из десятков участвующих в проекте "Морскойстарт" российских фирм есть немало таких, чей вклад в его осуществлениезначителен. Среди них - КБ транспортного машиностроения (Москва), котороеизготовило комплекс технологического оборудования по подготовке пуска,НПО автоматики и приборостроения (Москва), создавшее систему управленияразгонным блоком и ракетой, НПО "Криогенмаш" (г. Балашиха Московской обл.)и КБ транспортно-химического машиностроения (Москва), выполнившие оборудованиесистем заправки, завод "Атоммаш" (г. Волгодонск), который изготовил установщикдля подъема и установки ракеты перед пуском, завод "Арсенал" (Санкт-Петербург),разработавший технологическое оборудование под разгонный блок, и т.д. Всемэтим оборудованием оснащаются сейчас в Финском заливе и платформа запуска,и командное судно.После того как они будут полностью оснащеныи пройдут предварительные испытания на Балтике, их отправят своим ходомв Тихий океан - к западному побережью США. В небольшом порту Лонг-Бич вштате Калифорния (неподалеку от места расположения американских фирм -производителей спутников) разместится так называемый "Базовый порт" - основнаябаза "Морского старта". Там платформа и командное судно будут заправлятьсятопливом, туда же будут прибывать в разобранном виде ракеты-носители: ихстанут собирать на борту командного судна, а затем перегружать в ангарплатформы. В этом ангаре при постоянном контроле условий хранения ракетабудет находиться в рейсе до места запуска.Сам же запуск предполагается проводитьв районе островов Карибати, к югу от Гавайских островов. По собранной за150 лет статистике этот участок Тихого океана считается специалистами наиболееспокойным. По прибытии к месту запуска понтоны платформы затопят, ее колонныпогрузятся в воду до отметки 21 метр, и положение стартовой площадки впространстве максимально стабилизируется. Точность этого положения будетопределяться и поддерживаться системой динамического позиционирования ипрочими системами контроля и управления, расположенными на командном судне.После стабилизации платформы из ее ангара будет вывезена и поднята вертикальноракета-носитель с укрепленным на ней спутником. Выполнит эту операцию автоматизированныйтранспортер-подъемник, управление которым, так же, как и всеми последующимидействиями, будет вестись с командного судна. А экипаж платформы заранееперейдет на это судно, дополнив собою его собственную команду из 230 человек.Однако до всего этого и платформа, и командноесудно должны своим ходом прибыть из Финского залива в Тихий океан. И еслисудно пройдет туда вполне обычным путем - через Панамский канал, то "Одиссею"предстоит гораздо более долгий и трудный путь. Ему придется проплыть мимоОгненной Земли и обогнуть Южную Америку с юга. Ширина Панамского каналане была рассчитана на прохождение по нему плавучего космодрома. Старт будет производиться в Тихом океане,к югу от Гавайских островов. Платформа "Одиссей" во время дрейфа. На нижней палубе платформы размещены:оборудование для ее заправки горючим, система термостатирования и системаобеспечения сжатым воздухом. Базовый порт платформы "Одиссей" икомандного судна оборудован в г. Лонг-Бич (штат Калифорния, США). Командный пункт управления запускоми полетом.
Командный пунктКапитанская рубкаСборка ракеты-носителяСборка космическогоаппаратаСборкаи заправка разгонного блока В корпусе этого судна располагаетсяне только командный пункт управления запуском и полетом, но и цех сборкиракеты и космического аппарата.
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)
|
|