[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Вот как внезапно завершилась борьба в №

Международный гроссмейстер по шахматной композиции Я.ВЛАДИМИРОВ.Замечательная особенность шахмат, как и других популярных игр, - возможность бороться с противником до конца, порой несмотря на огромную разницу в материале противоборствующих сторон. В арсенале игры всегда есть эффектный двойной удар, вилка, мгновенно меняющая ситуацию на доске, неожиданное превращение, позволяющее одной из сторон "восстать из пепла", наконец, довольно редкий резерв - патовая ловушка, способная привести игрока в состояние шока.

Ход черных

№ А. ТОЛУШ - Е. ЗАГОРЯНСКИЙ Чемпионат СССР, 1945

Этот пример из практической партии для поклонников шахматной композиции примечателен двумя моментами: нестандартным соотношением материала и наличием у белых только двух защитников (короля и ферзя). Так как композиция призвана развивать идеи практической партии, то в ее архивах есть немало произведений, в которых белые добиваются успеха, противостоя всего двумя фигурами большому потенциалу черных. Был даже придуман специальный термин ( минимальная композиция) для позиций с таким соотношением сил.

Перевес черных несомненен, и им надо только не спеша дожать противника, однако московскому мастеру померещился быстрый выигрыш, в предвкушении которого он решил пожертвовать пешку - 1…Kpp?? 2.Ф:f4 g2+ 3.Kpf2 Лf6!? в расчете на очевидную вилку 4.Ф:f6 Ke4+! Но белые оказались предусмотрительнее. 4.Kpg1! , вынуждая непредвиденное 4…Л:f4 с патом.

№ А. МУТЕРД "La Strategie", 1921

№ 2 скорее можно отнести к жанру этюда-гротеска, так как несоответствие материала доведено до крайнего предела реальности: ферзь - против восьми пешек!

Белых выручает неудачная позиция черного короля. 1.Фc7 b4 2.Фc6+ Kpa5 3.Kpb7 b3 4.Ф:c5+ Kpa4 5.Kpb6 b2 6.Фc4+ Kpa3 7.Фc3+ Kpa4 8.Ф:b2 с угрозой 9.Крс Если же 9…а1Ф, то 10.Ф:а1+, и далее, постоянно нападая на короля, ферзь с темпом забирает пешки.

Выигрыш

№ Й. ХАЛУМБИРЕК "Deutsche Schachzeitung", 1964

Борьба тандема король + ферзь против превосходящих сил противника привлекает и проблемистов. Автор № 3 посвятил ей несколько десятков задач, в одной из которых игра завершается на 130-м (!) ходу. Вашему вниманию предлагается более короткое, но динамичное сражение.

Главный план 1.Фa1+? 2.Фa7+ 3.Ф:b7+ с подключением к атаке короля 4.Kp:c6 Ce8+ 5.Kpd6 отражается 5…Ke4+! Белые могут моментально забрать коня 1.Фa3+? Kpb8 2.Ф:g3+, но тогда ферзь привлекается на другую линию после 2…f4! Точнее следующий предварительный план - 1.Фa1+! Kpb8 2.Фe5+ Kpa8 3.Фc7! Лb8 4.Ф:g3 Лh8 5.Фc7 Лb8 6.Фe5 Лg8 (угрожало Фa1+ и Ф:g7), и теперь проводится главный план: 7.Фa1+ Kpb8 8.Фa7+ Kpc8 9.Ф:b7+ Kpd8 10.Kp:c6 Ce8+ 11.Kpd6 с неизбежным 12.Фe7x .

Мат в 12 ходов

№ Г. МАТИСОН "Шахматный листок", 1927

Конечно, композиторы не оставили без внимания и другие варианты тандемов. Посмотрим, как взаимодействуют ладья и король.

Нельзя, естественно, 1.Кр:е2? из-за вилки 1…Кс3+. 1.Kpd2 Kc1 (не опасно 1…Cf4+ 2.Kp:e2 Kc3+ из-за 3.Kpd3 K:d5 4.Kpe4 с ничьей) 2.Лb5+ Kpa2 3.Лa5+ Kpb3 4.Лf5! Cd6 (c7) 5.Лf3+ Kpb2 6.Лf2! Cb4+ 7.Kpe3 Cc5+ 8.Kpd2 C:f2 - пат. А если 5…Kpa4 6.Лe3! Сf4 7.Kpe1 C:e3 - и получилась патовая позиция, образующая эхо по отношению к первой.

Ничья

Мат в 5 ходов

№ А. КРЕМЕР "British Chess Magazine", 1949

Чудеса подвижности демонстрирует и слон.

"Слабое звено" в позиции черных - пешки на седьмой линии. Но на какую из них надо напасть вначале? Ошибочно 1.Лp? p 2.Лf1 f5 3.Лg1 из-за контригры 3…a5 4.Л:g6 a6!, и черный король убегает на а Правильно 1.Лd1! d5 2.Лf1 f5 3.Лe1 , и теперь знакомое 3…a5 (3…Ке2 4.Лb8!) неожиданно приводит к мату с другой стороны: 4.Л:e6 a6 5.Л:a6x .

Ничья

№ В. ЯКИМЧИК "Шахматы в СССР", 1969

Еще более удивительна следующая позиция.

1.Cf5 , провоцируя 1…c4 2.C:d3! cd, - пат, но борьба только начинается. 1…e2+! 2.Kp:d2 c4 3.Kpe1 Kpg2 ! (3…Kpp 4.Kpf2) 4.Cg4! c3 5.C:e2 c2! , однако выручает 6.Cd1! c1Ф - идеальный пат. Не помогало черным 6…c1Л 7.Kpd2 Лa1 8.Cb3 Лa3 9.Cc4 с ничьей.

Выигрыш

№ Й. БЕРГЕР "Deutsche Schachzeitung", 1890 (переработка 1920 г.)

Для примера минимальных задач с конем - № 8 на кооперативный мат.

Задание кажется невыполнимым: слону противостоят шесть пешек, но даже если все их забрать, король и слон не матуют. Однако 1.Kpc1! f5 (1…d3 2.Ce3 3.Cd2 4.Cc3 x ) 2.Cf2 f4! 3.Cp f3! 4.Cg3! f6 5.Cp , блокируя центральные пешки. 5…a4 6.Cf2 a3 7.Cg3 e4 8.Cp f2 9.C:f2 e3 10.Cp e2 11.Cf2 e1Ф+ 12.C:e1 f5 13.Cf2 - 14.C:d4x или 5…f5 6.Cg3 f4 7.Cf2 a4 8.Cp! f2 9.C:f2 f3 10.Cg3 f2 11.C:f2 a3 12.Cg3 e4 13.Ce5 - 14.C:d4x .

Кооперативный мат в 6 ходов

№ Д. БАКЧИ "Problem", 1971

Было бы удивительно, если бы композиторы забыли про скромную пешку. В гротеске № 9 самому слабому тандему противостоит вся армия черных.

Решение забавно - 1.d3 Ke5 2.d2 Kd3 3.d1Ф+ Kc1 4.Фp Kd3 5.Kph8 Ke5 6.Фh7 Kf7x . Конь скачет сначала на помощь своему королю, а потом по тому же маршруту - к месту "казни".

Выигрыш

№ О. БЛАТЫ "Chess Amateur", 1922

№ 1 М. ВЕЛИМИРОВИЧ "Rokada", 1978

1.Kp:e1 Фa1 2.p!! В этом ходе - пуанта композиции. 2…Фa2 3.p Фa1 4.p Фa2 5.p Фa1 6.h7 Фa2 7.h8K! Фa1 8-11.Kf7-d8-e6:c5 Фa1 12-14.Ke4-d6:c4 Фa2 15.Ka5! , и черные - в цугцванге. 15…Фa1 16.K:b3ґ . Если бы белые поторопились, то выиграть темп конем они бы не смогли.

"Фокус" задачи - в выборе первого хода. 1.Kpe1! e5 2.Kpe2 e6 3.Kpe1 e4 4.Kpe2 e3 5.Kpe1 e2 6.Kp:e2 e5 7.Kpe1 e4 8.Kpe2 e3 …12.Kpe2 c3 …16.Kpe2 b3 …20.Kpe2 a3 21.Kpe1 a2 22.Kpe2 p …25.g8ф p 26.Фg5 pФ (без шаха!) 27.Ф:е3x.

Мат в 27 ходов

№ 1 Г. БЭТТМАН, Д. ДЭНСМОР "British Chess Magazine", 1915

До сих пор мы наблюдали противостояние белого тандема и внушительного отряда черных сил. Интерес представляет и оборонительная борьба минимальных сил черных фигур.

1.Ch7! Грозит 2.c4+, и черные пытаются спастись патом, все время жертвуя ферзя: 1…Фf6+ 2.Л:f6 Kpb2 3.Лb6x, 1…Фf5 2.Л:f5! Kp:c2 3.Лf1x, 1…Фf4 2.Л:f4 Kp:c1 3.Лf1x, 1…Фe3 2.Л:e3 Kp:c1 3.Лe1x, 1…Фc3 2.Л:c3 Kpa1 3.Лb3x, 1…Фe4 2.K:e4 Kp:c2 3.Kf2x .

Мат в 3 хода

№ 1 Ян КНЕППЕЛЬ Eskilstuna-Kuriren, 1950

№ 12 - вторая в истории задача с квартетом превращений одной черной пешки и непростой дифференциацией ответов белых на каждое появление новой фигуры.

К сожалению, огромное превосходство белых позволило сделать задачу корректной только при ограничении подвижности черного короля - 1.Лf3 b1Ф 2.b7 - 3.c6+, 2…Ф:e4 3.Kc3 Фf4+ 4.Л:f4x, 1…b1Л 2.c6! (2.b7? Лb6!) - 3.b7+ Лb6 4.C:b6x, 1…b1C 2.Фf8! (2.c6? или 2.b7? C:e4!) 2…C:e4! (грозило 3.Фp) 3.d7 Kp:d5 4.Фd6x и 1…b1K 2.Kc2+ Kpc4 3.Фe8 K- 4.Лc3x .

Мат в 4 хода



Минимальная композиция внешне всегда привлекает решателя, но для создания шедевра требуется продемонстрировать немалую изворотливость в борьбе "Давида с Голиафом".



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)