[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Крылатоелатинское изречение "Деньги непахнут" (non olet) принадлежитримскому императору Веспасиану,жившему в I веке нашей эры. В поискахдополнительных средств он ввелналог на общественные туалеты.Когда его сын Тит возмутилсянеприглядностью объектаналогообложения, император ипроизнес знаменитую по сей деньфразу.

Кандидатыэкономических наук
М. САФРОНЧУК и И.СТРЕЛЕЦ.


Налоги имеютстоль же древнюю историю, что игосударство. В прошлые векаправители проявляли большуюизощренность и коварство, чтобыпополнить свою казну. В историиразных стран существовали самыенеожиданные объектыналогообложения: певчие птицы искаковые лошади, меха и кружева,фортепиано и холостяки. Всемизвестна изобретательность вналогообложении Петра I, которыйввел налог на ношение бороды. Этимон хотел убить сразу двух зайцев:чтобы и деньги в казну потекли, иподданные европейский видприобрели. Вообще же петровскиеэкономические и военные реформытребовали очень больших средств, ив России тогда действовало болеесорока различных видов налогов.

С течениемвремени подати, взимаемыегосударством с юридических ифизических лиц, упорядочились,выстроились в определенные системы(прогрессивную, регрессивную ипропорциональную - см. словарик кстатье).

Все налогиделятся на две большие группы - напрямые и косвенные. Эти названияочень точно отражают их суть.

Одни прямовзимаются с субъектаналогообложения. Например,индивидуальный подоходный налог,налог с наследства, дарений, налогна прибыль корпораций, налог нафонд заработной платы и так далее.

Другие, косвенные,- это налоги на определенные товарыи услуги, которые учитываются вцене этих товаров и услуг. Такимобразом, косвенный налог взимаетсяс продавца, а оплачивает егопокупатель. К ним относятсятаможенные пошлины, акцизы (налоги,включенные в цены некоторыхтоваров - алкоголя, бензина, табака),налог с продаж, налог надобавленную стоимость (НДС).

Мы подвергаемсяналогообложению постоянно: и когдаполучаем зарплату, и когда покупаемхлеб. Окружив себя морем товаров иуслуг, мы окружили себя моремналогов.

(Об историистановления налоговых систем инекоторых видах налогов см."самый интересный журнал Наука и жизнь " № 2, 1991 г.; № 8, 1993г.)

В одних странах сразвитой рыночной экономикойбольше доходов в бюджет дают прямыеналоги, а в других - косвенные.Например, в США и Японии заметенперевес прямых налогов, а вВеликобритании и во Франции -косвенных. В Германии прямые икосвенные налоги даютприблизительно равные доходы вбюджет.

Какие же налогиболее всего "питают"государственный бюджет? Средипрямых это прежде всегоиндивидуальный подоходный налог,налог на социальное страхование, наприбыль корпораций и на приросткапитала. В США они составляют 85,4%; вГермании - 63,2%; во Франции - 61,8%; вВеликобритании - 52,1%; в России - 47,9%.

Среди косвенныхналогов наибольшую нагрузку несутакцизы (на бензин, табак, алкоголь),налог на наследства и дарения,налог на добавленную стоимость(НДС) и налоги с продаж. Экономистыспорят о том, какие из них болееэффективны, ведь у экономики каждойстраны своя специфика. Например, вСША считается, что организационныесложности введения НДС слишкомвелики, поэтому предпочтениеотдано налогу с продаж(фиксированная надбавка крозничной цене большинства товарови услуг, реализуемых на территорииданного штата), который дает около50% налоговых поступлений штатов. Авот большинство европейских странв основном используют НДС, хотямногие экономисты считают этотналог малоэффективным испособствующим развитию инфляции.В российской экономике широкоиспользуется НДС, но идетобсуждение и того, чтобыпараллельно ввести и налог спродаж.

Косвенные налогинаиболее "нелюбимы" рядовыминалогоплательщиками. Однако, сточки зрения властей, у косвенныхналогов есть большое преимущество -простота их сбора и проверки.Уклониться от уплаты налога припокупке товара невозможно: онзафиксирован отдельно в каждомкассовом чеке как часть полученнойсуммы за проданный товар. В то времякак прямые налоги нередко бываеттрудно взимать.

При проведенииналоговой политики компетентноеправительство старается следоватьпринципу "не резать курицу,несущую золотые яйца".Стремление пополнитьгосударственный бюджет, увеличиваяналоговый пресс, может привести кпротивоположным результатам: упроизводителя при высоких налогахопускаются руки, он либо уходит втеневую экономику, либо отдаетпредпочтение спекулятивнымоперациям. Именно поэтому внаиболее экономически развитыхстранах на протяжениипоследних пятнадцати лет снижалисьставки отдельных видов налогов.Например, в США.

Администрация Р.Рейгана в 1981 и 1986 годах провелареформы, в результате которых на 25%сократился личный подоходныйналог, снизилась степень егопрогрессивности, что, как известно,повышает стимулы к наращиваниюдоходов. Помимо этого сократилисьставки налога на прирост капитала,стала активно использоватьсяполитика ускоренной амортизации,стимулирующая рост отчислений изприбыли на обновление изношенногооборудования, а эта часть дохода необлагается налогами.

Казалось бы: вотон, путь стимулирования экономики спомощью снижения налоговогобремени. Но не все так просто.Во-первых, эффект от сниженияналоговых ставок может проявитьсялишь в долгосрочном плане(моментально новые заводы и фабрикине строятся), и откуда-то надо братьдоходы в казну в период междуснижением ставок и началомпоступлений новых налогов.Во-вторых, воздействие сниженияналоговых ставок на экономическоеповедение, как показываютисследования, противоречиво: однилюди при снижении налогов работаютболее интенсивно, а другие,наоборот, снижаютпроизводительность, ведь достичьжелаемого дохода можно меньшимиусилиями.

В США, несмотря наувеличение поступлений вгосударственный бюджет, врезультате так называемой"рейгономики" (резкогорасширения расходов) за первые тригода налоговых реформ общаягосударственная задолженность(внутренний и внешний долг)возросла более чем на полмиллиардадолларов.

Это вовсе неговорит о неправильности самойидеи ослабления налоговогодавления. Главная трудностьзаключается в том, чтобы найтиоптимальный уровень налоговыхставок, решающий проблемуэкономического роста и при этом невызывающий катастрофическогоувеличения бюджетного дефицита.

В Западной Европеи Японии налоговая реформапроводилась более мягко. Налоговыеставки снижались менее резко, чем вСША. Однако во всех странахналоговое реформированиеодновременно со снижением ставокналогов сопровождалосьрасширением базы налогообложенияза счет отмены некоторых налоговыхльгот, скидок и субсидий.

Сегодня, очевидно,уже можно говорить об общейтенденции изменения налоговойполитики в разных странах:унификация налоговых систем,перенос тяжести налогового бременина физических лиц.

Налоговаяполитика - тонкий и могучийинструмент в руках правительства. Спомощью такого инструмента оноимеет возможность влиятьпрактически на все стороны нашейжизни, порой меняя вкусы, привычки идаже внешний видналогоплательщиков. Мы ужевспоминали бороды, налоги накоторые приходилось платить всем,кто не желал приобретатьевропейский вид. Но налоговыемероприятия, как известно изэкономической истории, влияли нетолько на внешность самих людей, нои на облик окружающих их предметов. Например, воФранции налоги корректировалиархитектурные вкусы. В некоторыхгородах вплоть до XIX векасуществовали налоги на окна, двери,колонны и балконы.

И все же главнымобъектом воздействия налоговойполитики является экономика,которой, как иногда можетпоказаться, легко манипулировать спомощью налоговых барьеров и льгот(политика "кнута и пряника"). Ноэто кажущаяся легкость, ивпоследствии она может привести крезультату, противоположномузадуманному. Так, в 1986 годуправительство США, желая повыситьвнимание инвесторов кгосударственным облигациям,объявило о повышении в следующемгоду налогов на прибыль отреализации негосударственныхценных бумаг на 8%. В ответ сработализвестный экономистам механизм"рациональных ожиданий",который привел к обратной реакции.Люди стремились успеть проделатькак можно больше финансовыхопераций с негосударственнымиценными бумагами, пока решениеправительства не вступит в силу. Врезультате доходность этих ценныхбумаг возросла в 7 раз, и еще большеотвлекла вниманиеинвесторов от государственныхоблигаций вопреки желаниюправительства.

Другой примертого, как благие намерения могутстать содеянным во вред. Стремясьзащитить отечественныхпроизводителей от конкуренции состороны импортных товаров,правительства многих странповышают импортные пошлины. Этоделает ввозимые товары болеедорогими. Однако отечественныепроизводители реагируют на этопо-своему рационально: вместо того,чтобы повышатьконкурентоспособность своейпродукции, улучшая качество и расширяяассортимент, они простоподтягивают цены до уровняимпортных аналогов. Подобныемероприятия, при прочих равныхусловиях, могут привести к инфляции- врагу номер один любой экономики.

Какова женалоговая ситуация в России?Сегодня происходит процесспересмотра и переработкиналогового законодательства,результатом чего должно статьпринятие нового налоговогокодекса. Российское правительствонаходится в довольнозатруднительном положении.Конечно, хотелось бы взять вселучшее из налоговыхзаконодательств преуспевающихстран. Однако как его применить вспецифической ситуации в нашейстране?

Во-первых, Россиятолько начинает переход к рынку, аизучаемые образцы налоговогозаконодательства разработаны длястран с развитой рыночнойэкономикой. Во-вторых, это страны свысоким уровнем дохода, в то времякак Россию мировая статистикапричисляет к странам с доходом"незначительно ниже среднегоуровня". В-третьих, на Россиюдавит наследие социалистическогопатернализма, многие трудностисвязаны с непомерно высокойсоциальной нагрузкой нагосударственный бюджет - системоймногочисленных субсидий и другихвидов выплачиваемых из бюджетафинансовых льгот отстающим,нерентабельным предприятиям. Всегодняшних условиях развитиепроизводства требует сниженияналогов, но отказаться оттрадиционной системыфинансирования, основанной навысоком налогообложении, водночасье достаточно сложно: этобудет связано с резкиминепопулярными мерами уменьшениясоциальных выплат различным слоямнаселения.

Тем не менеевопрос о повышении эффективностиналоговой системы давно назрел, исхема, просуществовавшая в России с1992 года без принципиальныхизменений, снова реформируется.

С 1998 годапятиступенчатая шкалаиндивидуального подоходногоналога заменена шестиступенчатой.Новая шкала включает в себяследующие ставки подоходногоналога: 12%, 15%, 20%, 25%, 30% и 35%. Шестьставок - шесть ступеней. Размерыдоходов, подпадающих под однуналоговую ставку (то есть рамкиналогообложения в пределах однойступени), выросли почти вдвое. Еслираньше минимальный налог взималсяс дохода до 12 млн. рублей, то теперьрамки действия налогового минимума- самой первой ступени в шкале -расширились до 20 млн.(неденоминированных) рублей. Это,конечно же, несколько облегчаетбремя личного подоходного налога.Вопрос - насколько?

В начале текущегогода появились данные о снижениисовокупного реального налоговогобремени в России с 32,8 до 30,7% к ВВП.Однако по-прежнему высокимостается налог на прибыльпредприятий. Среди косвенныхналогов выделяется НДС, ставкакоторого сохраняется на уровне 20%для промышленных изделий и 10% дляпродуктов питания.

Итак, еслипредставить себе чаши весов, наодной из которых покоятся налоги, ана другой - средства, необходимыедля стимулирования производства,то мы можем говорить, что с первойчаши убрали гирю в 2% от общего веса.Достаточно ли этого для равновесияобеих масс? Большинствоэкономистов считают - вряд ли.Верится с трудом, что стольнезначительное облегчениеналогового бремени решит одну изважнейших проблемроссийской экономики - уведетпредпринимательский капитал изсферы торгового посредничества испекулятивных операций нафинансовом рынке в сферупромышленного производства. Ненадо забывать и о том, чтоэффективная налоговая система - этоодно из условий иностранныхинвестиций, в которых такзаинтересована сегодня российскаяэкономика.


Эстамп Эжена Лами. Взиманиепошлин на английской дороге в XIXвеке. Прежде чем открыть проезд,сторож требует оплаты. Насовременных автострадахавтомобили проходят черезспециальные кассеты, где с водителяберут плату. Платные скоростныешоссе могут иметь несколько кассетчерез десятки или сотни километров.В будущем станет платнойМосковская окружная дорога.

Таким образом,основными проблемами российскойналоговой системы и по сей деньостаются: приоритет сбора денег вбюджет перед задачамиэкономического стимулированияпроизводства;неотрегулированностьвзаимоотношений между центром ирегионами по вопросам взиманияналогов; повсеместное уклонение отуплаты налогов.


В налоговой инспекцииЗападного округа столицы.Российские налоговые декларацииможно отправлять по почте заказнымписьмом. Но разобраться в них изаполнить самостоятельнодостаточно сложно (пояснения,например, в одной из газет заняличетыре полосы), поэтому большинстволюдей предпочитают лично прийти винспекцию и получить консультациюу специалистов.

Конечно, неследует стремиться точнокопировать налоговые образцыдругих стран, но выработанныемировой практикой важнейшиепринципы налоговой системы вполнеотвечают чаяниям российскойэкономики. Перечислим наиболееважные из них.

Нейтральность налоговой системы.Это означает отказ отпроизвольного освобождения отуплаты налогов отдельных групппроизводителей или потребителейтоваров, услуг или предоставленияим налоговых льгот под влиянием техили иных лоббистских групп. Речьидет именно о произвольномманипулировании налоговымиставками. При этом не подвергаетсясомнению необходимость поддержкималоимущих, нетрудоспособных и т.п.

Налоговыеставки должны стимулироватьпроизводство товаров и услуг, а незагонять производителей вподпольную экономику.

Системаисчисления и сбора налогов должнабыть технически более простой, тоесть понятной дляналогоплательщиков и не требующейбольших издержек по сбору самихналогов.

Налогидолжны уплачиватьсянеукоснительно. Это один изнаиболее сложных вопросов впроцессе рыночных реформ. Однакоуспешная реализация трех первыхпунктов будет способствоватьповышению собираемости налоговыхпоступлений в бюджет.

Насколько быстрои полно эти принципы будутвоплощены в жизнь, зависит отмногих социально-экономическихфакторов. Но если этого непроизойдет, то многие вслед заФомой Аквинским будут продолжатьрассматривать налоги как"дозволенную форму грабежа".

Словарик

Ставка налога - это величина, которая показывает,какую долю дохода (в процентах)составляет сумма уплачиваемогоналога. Например, если со 100 рублейсвоего дохода вы платите 12 рублей ввиде налога, то налоговая ставкасоставит 12%.

Прогрессивным называется налог, при которомналоговые ставки растут по мерероста дохода. Тот, кто получаетбольший доход, уплачивает не толькобольшую сумму налога (абсолютно), нои большую часть своего дохода.Типичный прогрессивный налог -подоходный.

Регрессивный налог составляет большую частьнизкого дохода и меньшую частьвысокого дохода. Например, налог спродаж, заложенный в ценукакого-либо деликатесного товара,составит большую часть от доходовменее обеспеченных лиц и меньшуючасть - для тех, кто имеет болеевысокие доходы. Большинствокосвенных налогов обладаетпреимущественной регрессивностью,поэтому постоянно подвергаетсякритике со стороны рядовыхналогоплательщиков.

Пропорциональныйналог - ставка не меняется по мереизменения размера дохода. Например,налог на прибыль корпорацийявляется пропорциональным. В нашейстране он составляет 35% дляпроизводственных предприятий и 43%для непроизводственных (торговых ипосреднических) предприятий.









(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)