[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Всего 77 Вт потребляет разработанный на одном из московских оборонных предприятий автомобильный холодильник объемом 50 литров (см. фото). Причем габариты его для такого внутреннего объема невелики, поскольку единственное, что увеличивает внешний объем по сравнению с внутренним, - это радиатор воздушного охлаждения. Ни мотора, ни то включающегося, то выключающегося реле, ни морозильной камеры с хладагентом (жидким или газообразным) такой холодильник не содержит, поэтому работает совершенно бесшумно и может быть любым образом ориентирован в пространстве. Температура же внутри его на 25о ниже, чем снаружи. Он относится к так называемым холодильникам Пельтье.

Главный рабочий орган такого холодильника - термопара, то есть спай двух разных металлов. Для него характерен эффект, открытый в 1834 году французским физиком Жаном Пельтье: спай при пропускании через него тока либо поглощает, либо выделяет тепло - в зависимости от направления тока. Построенный на этом эффекте термоэлектрический (то есть преобразующий ток в тепло) элемент обычно содержит для повышения эффективности несколько чередующихся термопар, но и при этом условии обеспечивает очень небольшую разность температур и соответственно малый кпд. Именно потому холодильники Пельтье, которые давно выпускаются в США, Канаде и ФРГ, особого распространения все же не получили.

Новые отечественные холодильники Пельтье этих недостатков лишены - благодаря собственной и не имеющей в мире аналогов технологии. В их термоэлектрическом модуле использовано металлическое основание вместо традиционного керамического, обладающего малой теплопроводностью и тем самым вызывающего значительные тепловые потери. А чтобы замена керамики металлом не стала причиной повышения электропроводности основания, оборонщики воспользовались для электроизоляции диэлектрическим лаком собственной разработки. Его микронной толщины слой способен выдерживать напряжение до 400 В.

Это и позволило разработчикам создать целую серию устройств, которые отличаются высокой экономичностью, достаточной быстротой охлаждения и большой разностью температур. У одной из термопар эта разность достигает 72о, а у экспериментального пятикаскадного элемента - даже 139о. Среди новых устройств есть самые разнообразные по назначению и по объему: холодильники, термостаты (см. фото), холодильные камеры и изотермические кузова для автомобилей - от 12 до 3000 литров.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)