[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

При музыкальных записях в студии микрофоны размещают вблизи исполнителей, на сцене у оперных певцов их иногда монтируют в одежде или прическе. В микрофон поступает звук, содержащий все краски музыкального спектра. Этот звук воспроизводят затем дома с аудио- или видеоносителя.

Это вторая статья о домашнем музыкальном театре (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 2, 2001 г.). На этот раз мы расскажем о правильном выборе акустических устройств, обеспечивающих восприятие и тональный баланс музыкальных произведений. АКУСТИКА ДОМАШНЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРАВ концертных залах и оперных театрах мы, казалось бы, слышим со сцены самое что ни на есть естественное звучание. На деле это не совсем так. В большом по размеру помещении из довольно глубокой оркестровой ямы и со сцены до зрителя доносится звук глуховатый, с потерями в области высоких частот. Поэтому параллельно с> идущим со сцены естественным звуком довольно часто транслируют усиленное аппаратурой электронное звуковое сопровождение концерта, музыкального спектакля, так же как в затемненном помещении включают электрический свет, дают подсветку. Известная оперная певица Е. Образцова после выступления в прошлом году на сцене парижской Оперы Бастилии, сказала: "Петь здесь очень легко - прекрасная акустика. Я до сих пор не могу понять, есть ли в зале подзвучка. Думаю, что да... Но сделано это потрясающе". Совмещение натурального и электронного звучаний предусмотрено и в Государственном Кремлевском дворце.

Современные звуковые колонки (в популярной литературе иногда называемые громкоговорителями, динамиками или акустическими системами АС) можно разделить на две группы. К первой относятся небольшие, с двумя динамиками внутри (двухполосные), предназначенные для комнат площадью 12-20 м Ко второй - напольные, большие, для помещений площадью более 20 м2, с тремя и более динамиками (трехполосные).

АКУСТИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ДОМАРынок предлагает самую разнообразную бытовую радиоаппаратуру, в частности акустические устройства.

В популярной легкой музыке особое внимание уделяется низким частотам. Для воспроизведения их в звуковых колонках используется фазоинвертор. Выход его легко обнаруживается по одному или двум отверстиям на передней панели, сбоку, сзади, в днище. С фазоинвертором низкие частоты получаются более громкими, но "размазанными", недостаточно соответствующими естественному звучанию музыкальных инструментов. В легкой музыке с этим можно вполне мириться, а вот в классической приходится или соглашаться с искажениями низких частот, или понижать их уровень с помощью усилителя, но качество звучания будет, конечно, хуже.

Снаружи колонки отделывают под дерево. Но под декоративным покрытием скрывается древесностружечная плита (ДСП). Применяют ее не из экономии, а по причине "широкополосности" материала, не имеющего резонансов во всем спектре частот музыкальных и речевых сигналов.

В радиоаппаратуре для домашнего театра предусматривается специальное гнездо для подключения низкочастотного блока в дополнение к главным передним громкоговорителям. Есть и более совершенный способ подключения фронтальных акустических систем: они соединяются с выходными клеммами сабвуфера, а сам сабвуфер - с выходом усилителя, как показано на блок-схеме на стр. 11 Такое включение сабвуфера позволяет в значительной мере нейтрализовать фазоинверторы звуковых колонок, и звучание низких частот музыкальных инструментов получается более естественным.

ГРОМКИЕ ГОВОРИТЕЛИ БАСОВВ последние годы в российских специализированных магазинах начали продавать активные сабвуферы - мощные электродинамики с усилителем. Работают они в диапазоне от самых низких частот и до 120-180 Гц. В специальной литературе о сабвуфере больше пишут как о необходимом дополнении к домашнему театру в достижении громких звуковых эффектов в кинофильмах. Однако его можно с успехом использовать и в музыкальном театре на дому при прослушивании классического репертуара. Преимущества сабвуфера в том, что он позволяет по желанию устанавливать уровень низких частот в зависимости от жанра музыки (классическая, легкая, народная), а также при их недостатке или, наоборот, избытке на оригинале (видеодиск, кассета, компакт-диск). Кроме того, сабвуфер снимает с основного усилителя низкочастотную составляющую и создает лучшие условия для прохождения средних и высоких частот.

Для воспроизведения любой музыкальной программы достаточно одного сабвуфера. Размещают его в комнате произвольно, но чем ближе к слушателю, тем лучше. Для меломанов с тренированным слухом продаются фронтальные пары акустических систем с встроенными сабвуферами. Два сабвуфера желательны для кинофильмов с громкими, не частыми пространственными звуковыми эффектами.

Желательно, чтобы сабвуфер не имел собственного фазоинвертора. Вполне достаточно диапазона его рабочих частот от 40-50 Гц. Это позволяет не слышать внутренние помехи соседней радиоаппаратуры: рокот электродвигателей, шумы и вибрацию трансформаторов. Музыкальные произведения, в которых используются более низкие частоты, встречаются очень редко.

В радиоаппаратуре для домашнего кинотеатра в отличие от музыкального обычно используют магнитоэкранированные громкоговорители, исключающие влияние на чувствительное поле экрана телевизора. По техническим характеристикам они достаточны для речевых диалогов, но не могут качественно воспроизводить музыкальные сигналы. Звуковые колонки с такими громкоговорителями для домашнего полифонического театра - просмотра музыкальных фильмов - не очень подходят.

АЭРОГЕНЕРАТОРЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙАкустические системы, предназначенные для классической музыки, пригодны как для любой другой музыки, так и для разговорного жанра. В менее габаритные двухполосные звуковые колонки устанавливают электродинамики с меньшими по диаметру диффузорами, быстро реагирующими на поступающие сигналы и качественно воспроизводящими звуковые колебания. Такая акустика обойдется дешевле больших напольных трехполосных колонок.

Среди комплектов радиоаппаратуры кинотеатра на дому появились даже такие, в которых универсальный усилитель сабвуфера управляет всеми фронтальными и тыловыми колонками (в другом варианте усилитель совмещается с DVD-проигрывателем). Они вполне достаточны для эстрадной музыки и удовлетворительны для классической.

Мощность выбираемых акустических систем должна соответствовать размерам помещения: 1 Вт излучаемой энергии на 1 м3 комнаты (при средней чувствительности 83-85 дБ). Для неискаженного (без перегрузки) сопровождения музыкальных программ желателен усилитель с запасом мощности в 1,2-1,5 раза. При входном сопротивлении громкоговорителей, равном 8 Ом, достигается оптимальное согласование акустических систем с выходом усилителя-сабвуфера. При подключении к усилителю звуковых колонок с большей отдачей и активным сопротивлением 4 Ом могут возникнуть перегрузки - слышатся хрипы - как на низких, так и на высоких частотах музыкальных сигналов.

Инструментальная и оперная классическая музыка, в том числе и кинофильмы-оперы, записываются в режиме стереофонии в расчете на фронтальное звуковоспроизведение. В большинстве своем музыкальные записи представлены на видеокассетах с аналоговым звуковым сопровождением. Технические возможности DVD и современной аппаратуры позволяют получать и цифровое изображение звука - стерео- или мультипанорамное пяти- (5.1), семи- (7.1) и даже десятиканальное (10.1). Для желающих ощутить эффект присутствия в зрительном зале появилось несколько пробных дисков с записями оперной классики и мюзиклов.

Желающие оценить уровень передачи спектра звукового сигнала могут воспользоваться наушниками с большими амбушюрами. По качеству воспроизведения звука они не уступают звуковым колонкам. С помощью головных телефонов наушников полезно проверить все аудиосоставляющие музыкального электронного комплекса.

Обложки и вкладыши видеодисков и видеокассет не содержат сведений об условиях звукозаписи. Чаще всего звукозапись проходит в оборудованных студиях и рассчитана на домашнее прослушивание. Для видеофильмов-опер используются лучшие фонограммы .

ОБОЗНАЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКОРЯДА

В. МЕРКУЛОВ, инженер.
Активный сабвуфер (без декоративной решетки).


Условия воспроизведения звукозаписи помечаются обычно на упаковке общепринятыми словосочетаниями и аббревиатурами:

  • VHS Hi-Fi STEREO - аналоговая высококачественная стереофоническая двухканальная запись;
  • VHS Hi-Fi STEREO DOLBY SURROUND - аналоговая высококачественная стереофоническая двухканальная запись, по желанию преобразуемая в многоканальную с целью расширения звукового пространства;
  • DOLBY DIGITA L - цифровая высококачественная стереофоническая двухканальная запись;
  • DOLBY DIGITAL 5.1 - цифровая двухканальная стереозапись, одновременно кодированная как многоканальная для радиоаппаратуры окружающего звука;
  • DTS - цифровая качественная двухканальная стереозапись, соответствующей радиоаппаратурой по желанию преобразуемая в многоканальную с целью расширения звукового пространства;
  • 7.1; 10.1 - звуковые режимы, не имеющие производства в записи, в радиоаппаратуре домашнего театра получаемые путем преобразования из формата 5.1;
  • РСМ - цифровая высококачественная стереофоническая двухканальная запись, исполненная без компрессии, принятой в форматах DOLBY DIGITAL и DTS .


Концерт ансамбля японских барабанов из Токио. При воспроизведении видеозаписи барабанный бой имитируется сабвуфером.

Блок-схема соединения звуковых колонок с сабвуфером и усилителем.

Схема полифонического домашнего музыкального театра.

        Телевизионные заставки спутниковых ретрансляторов видеоряда классической вокальной и инструментальной музыки.







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)