(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) Евангелие от Матфея - одна изосновных книг и Нового завета иБиблии в целом. Христианскаятрадиция относит эту книгу к такназываемым"боговдохновенным", то естьданным людям Богом в видеоткровения. Большинство текстовэтого Евангелия у всеххристианских конфессий считаютсянаиболее авторитетными.
Целый ряд высказываний из этойкниги, живущей уже почти две тысячилет, вошел в лексикон миллионовлюдей. При этом некоторые из нихникогда и не держали Евангелие вруках и, может быть, даже не знают,каким источником они пользуются.
Еще в большей степени этоотносится к нравственнымпринципам, провозглашен ным этойкнигой. Вольно или нет, но многиепоколения людей сверяют этикусвоих поступков с нравственнымипринципами, которым учит Евангелие.Евангельские сюжеты вот уже почтидве тысячи лет служат питательнойсредой для всех видов искусств имногих направлений философии. М. ГРЕБЕЛЬСКИЙ.
О ЛИЧНОСТИ ДРЕВНЕГО ПИСАТЕЛЯ Сведения о евангелисте Матфее, те,что христианская традиция признаетнаиболее достоверными, можнопрочитать в "Толковой Библии"(Петербург, 1911-1913 гг.). Вот что тамсказано:
"О личности писателя нашегопервого Евангелия неизвестно почтиничего достоверного, кроме того,что сообщается о нем в самихЕвангелиях. Он был первоначальномытарем или сборщиком податей иназывался Левий и Матфей... Свероятностью можно установить, чтодо разрушения Иерусалима римлянамиМатфей занимался распространениемхристианства в Палестине средииудеев и по просьбе их написал своеЕвангелие. Сведения о Матфее,сообщаемые некоторыми позднейшимиисториками... о внепалестинскойдеятельности Матфея, крайне скудны,и при этом отчасти противоречивы,так что на них нельзя полагаться. Поэтим известиям Матфей проповедывалхристианство преимущественно вЭфиопии, Македонии и другихазиатских странах, и умермученической смертью или вИераполе, во Фригии, или в Персии. Нодругие говорят, что он умерестественной смертью в Эфиопии илив Македонии..."
И этим практически исчерпываютсявсе сведения о личности автораЕвангелия от Матфея. То есть,практически - почти ничего.Попробуем хотя бы немногопродвинуться по этому пути.
Личность Матфея упоминается еще вдвух Евангелиях: от Марка и от Луки.Эти книги по содержанию наиболееблизки к первой.
В четвертом, последнем похронологии, - в Евангелии от Иоанна -о Матфее не сказано ни слова. И этодовольно странно, если учитывать,что Матфей, как учит христианскаятрадиция, входит в число двенадцатисамых близких учеников Иисуса, чтоон стал первым летописцемдеятельности Иисуса иинтерпретатором его учения.
Сам Матфей в одноименномЕвангелии предстает передчитателем только в девятой главе,то есть уже после того, как Иисуспроизнес Нагорную проповедь,которая занимает в Евангелии одноиз центральных мест.
Не является ли такое построениесюжета косвенным намеком на то, чтоМатфей - ученик Иисуса и Матфей -автор книги не есть одно и то желицо? Может быть, неслучаен и тотфакт, что у ученика Иисуса - Матфеяесть еще и другое имя в евангелиях -Левий? Возможно, что это еще односкрытое разграничение междуавтором и действующим лицомпроизведения.
Имя Матфей в переводе севрейского означает "дарбожий", что почти тождественнопереводу с греческого слова"евангелие", как награда,которая дается вестнику радости.
Все эти сведения, почерпнутые изЕвангелия, не укрепляют мысль о том,что автор книги - мытарь Матфей. Ктому же есть и более вескоеобстоятельство, заставляющееусомниться в том, что бывшийсборщик податей и автор - одно и тоже лицо.
Евангелие от Матфея - не простонезаурядное, но чрезвычайноталантливое литературноепроизведение. Это признают нетолько компетентные христианскиеэкзегеты (толкователи библейскихтекстов), но и представители другихконфессий и даже убежденныеатеисты.
Тщательная сюжетная разработка,блестящая стилистика, виртуозноевладение текстами, вошедшими вканон Ветхого завета, - все этоделает Евангелие от Матфеявыдающимся литературнымпамятником своего времени.Мастерство, с которым написанакнига, выдает опытную рукуталантливого и чрезвычайнообразованного писателя.
Мог ли быть таким писателеммытарь? Конечно, какой-то уровеньграмотности для сборщика податейнеобходим. Он должен уметь считатьденьги и давать отчет начальству.Если бы на тот момент, когда Иисуссказал мытарю: "Следуй за мною"- тот обладал бы таким уровнеминтеллекта, который проявлен принаписании Евангелия, то, безсомнения, Матфей занимал бы виудейском обществе значительноболее высокое положение. Спрос наинтеллект остро ощущается в любомобществе, особенно если этотинтеллект готов служить власти. АМатфей до встречи с Иисусом служили, видимо, исправно.
На это, правда, можно возразить,что Евангелие от Матфея былонаписано не сразу по вознесенииИисуса. Периодом, в котором онопоявилось, обычно считают годы с 60по 68 после Р. Х., то есть обязательнодо предсказанного в Евангелииразрушения римлянамииерусалимского храма. А этопроизошло в 70 году, во времяИудейской войны. К этой дате мы ещебудем возвращаться в нашихдальнейших рассуждениях.
Вполне логично предположить, чтоученичество у Иисуса оказалосильнейшее воздействие на личностьапостола. Да и время, прошедшее содня вознесения Иисуса до написаниякниги, тоже могло быть потраченоМатфеем с большой пользой.Представить себе все это можно.Труднее поверить в такое.
Важно отметить, что сам Матфей,евангельский апостол, нигде втексте ни единым намеком непретендует на авторство. Из анализатекста скорее следует, что онопровергает это. Так чтотождественность апостола Матфея иавтора Евангелия вызывает многосомнений.
Какими характерными признакамидолжен был обладать реальный авторЕвангелия от Матфея? В первуюочередь - незаурядным писательскимталантом. Тогда не исключенавозможность, что у этого автораесть и другие литературныепроизведения, из которых хотя бычасть могла дойти до нашеговремени, либо под другим именем,либо анонимно.
Автор Евангелия, несомненно, былчеловеком высокообразованным. И потем временам это, конечно,определяло его социальноепроисхождение.
Сам текст Евангелия можетсодержать скрытые биографическиеданные о человеке, написавшем его.Редко какой писатель, создавая своипроизведения, не использует опытасобственной жизни, вводя его втекст в той или иной форме.
О многом может сказать и анализотношения автора как к конкретнымсобытиям, так и к определеннымкатегориям людей, исповедующим туили иную философскую систему.
Используя этот инструментарий,попробуем найти в текстеличностное отражение автора,реконструировать его портрет и,если окажется возможным, указать нареальное историчес кое лицо,наиболее соответствующее темпризнакам, которые нам удастсяопределить.
Реконструкция портретанеизвестного автора Читая Евангелие, нельзя необратить внимание на одну тему,пронизывающую произведе ниенасквозь, хотя в общем-то стоящуюособняком от его основногонаправления. Это едкое, злое,граничащее с ненавистью обличениефарисеев. Евангелие переполненокрайне негативным отношением кэтой философской школе."Порождение ехидны" - не самоесильное высказывание в их адрес.Именно Евангелия сделалинаименование "фарисей"нарицатель ным, употребляемым поотношению к людям, проповедующимодни нравственные принципы, ноживущим по совершеннопротивоположным правилам.
Однако такая оценка совсем несоответствует историческойсправедливости. Авторитетный дляхристиан писатель, Иосиф Флавий водной из наиболее известных своихкниг "Иудейские древности" такхарактеризует эту школу:
"Фарисеи ведут строгий образжизни и отказываются от всякихудовольствий. Всему тому, что разумпризнает за благо, они следуют,считая разум лучшим охранителем вовсех желаниях. Они выделяются своимпочтительным отношением к людямпрестарелым и отнюдь неосмеливаются противоречить ихпредначертаниям... Они не отнимают учеловека свободы его воли ...Фарисеи верят в бессмертие души, вто, что за гробом людей ожидает суди награда за добродетель иливозмездие за преступность прижизни ... Благодаря этому они имеютчрезвычайное влияние на народ ...Таким образом, отдельные общиныза-свидетельствовали ихдобродетель, так как все былиубеждены, что фарисеи на деле и насловах стремятся лишь к наиболеевысокому".
Как-то не очень характеристика,даваемая фарисеям в Евангелии -"порождение ехидны" и т. д.,согласуется с приведенной цитатой.
Более того, если верить автору"Иудейских древностей", аоснований не верить нет, то ивзгляды фарисеев во многомсовпадают с учением Иисуса. Если жеучесть роль фарисеев в объединениииудейского народа при войне сримлянами и те жертвы, которые онипонесли в этой войне (см."Иудейскую войну" того жеавтора), то евангельское отношениек фарисеям становится совсемнепонятным, необъяснимым.Непонятным, если исключить личныевзаимоотношения автора Евангелия сэтой школой.
Остается предположить, что покаким-то причинам, пока намнеизвестным, ненависть междуписателем и фарисеями былавзаимной. И писатель свел счеты сфарисеями в своем великомпроизведении, на тысячелетияприклеив ярлык лицемеров кпоследователям этой школы.Попытаемся разгадать причину этойненависти.
Апостол Матфей. Фрагментглавного алтаря Софийского соборав Киеве. Мозаика. Середина XI века.
Фигуры апостолов из"Евхаристии", сцены причастия.Главный алтарь Софийского собора вКиеве. Мозаика. Середина XI века. Тоже нелицеприятно, хотя все жеболее сдержанно и уделяя этомузначительно меньше места,упоминает евангелист и другуюшколу - саддукеев. А ведь они, судяпо дошедшим до нас историческимхарактеристикам, должны бывызывать у автора большеенегодование.
"Саддукеи ... совершенноотрицают судьбу ... Точно так же ониотрицают бессмертие души и всякоезагробное воздаяние. Отношения жесаддукеев между собой суровые игрубые; и даже со своимиединомышленниками они обращаются,как с чужими". Такуюхарактеристику этому философскомунаправлению дает все тот же ИосифФлавий в другой своей известнойкниге "Иудейская война".
К этому добавим, что принципы,исповедуемые саддукеями, разделялав основном иудейская аристократия,фарисеи же имели огромное влияниена средние и бедные слои иудейскогонарода, то есть на большинствонаселения страны.
Ведя острую полемику с фарисеямии включая в происходящие действиясаддукеев, автор Евангелия неупоминает вовсе третью, не стольмногочисленную, замкнутую, нохорошо известную во временавозникновения евангелий школуессеев. А ведь именно эта школа посвоей идейной направленности, потолкованию канонических книгиудаизма, вошедших впоследствии вВетхий завет, наиболее близкавзглядам, выраженным в Евангелии.Об этом свидетельствуют какупомянутые книги Иосифа Флавия, таки уже расшифрованная частьрукописей, обнаруженных в 1946 году.Они носят наименование"кумранских". Авторство этихрукописей приписывают школеессеев. Вряд ли автор Евангелия незнал о существовании этой школы. Нопо каким-то причинам не счел нужнымо ней упомянуть.
Приведем широко известноевысказывание из Евангелия, котороеносит скорее личностный характер,нежели концептуальный:"...кесарево кесарю".
Слова эти произнесены в то время,когда Иудея была провинцией,практически колонией Римскойимперии. И слова эти демонстрируютавторскую лояльность к Риму.
Итак, анонимный автор Евангелиялитературно талантлив,высокообразован, возможно, знатен,имеет личный конфликт с фарисеями,лоялен по отношению к Риму,принадлежит к иудейскому народу.
Кто же из оставивших след вистории обладает совокупностьюперечисленных качеств?
Основной претендент По нашему мнению, - это уженеоднократно упомянутый нами ИосифФлавий. Известный иудейскийписатель, жизнь которого во второйполовине первого века христианскойэпохи волею судьбы и егособственной теснейшим образомпереплелась и с историей Иудеи, и сименами трех римских императоров -Веспасиана и его сыновей Тита иДомициана.
Труды Иосифа Флавия высокопочитаются отцами христианскойцеркви, а его мирские деянияпрокляты апологетами иудаизма. Всяжизнь этого человека -интереснейший роман.
В дальнейшем мы будем оперироватьданными о его жизни, собранными К. А.Ревяко и В. А. Федосиком впредисловии к книге "Иудейскаявойна" (Минск, "Беларусь", 1991г.) и в историческом очерке Г. Г.Генкеля "Флавий Иосиф, его жизньи творчество" ("Иудейскиедревности", том Москва,"Крон-Пресс", 1994 г.).
Воспитание чувств Родился Иосиф в Иерусалиме вконце 37 года или начале 38 года.Отсюда сразу следует, что Иосиф немог быть в числе выбранных самимИисусом учеников, не мог личнообщаться с ним. Ведь земной путьИисуса, как учит христианскаяцерковь, завершился в 33 году.
Происходил Иосиф из знатнойеврейской семьи, принадлежавшей киерусалимским жрецам. Настоящееего имя - Иосиф бен Маттафия (Иисефбен Маттитиаху). По утверждениюсамого Иосифа, его прадед Симон былиерусалимским первосвященником,родословная же матери восходила кранее царствовавшему в Иудее родуХасмонеев. Отец дал Иосифусерьезное воспитание и раноприобщил его к изучению СвятогоПисания, в чем Иосиф добилсяблистательных успехов. В 14 лет онпоражал стариков-книжников своейначитанностью и образованностью.Иосиф последовательно ознакомилсяс доктринами фарисеев, саддукеев иессеев.
Он получил и светскоеобразование. Правда, здесь успехибыли скромнее: в зрелые годы Иосифпризнавался в своем недостаточномвладении греческим языком. А этобыл основной язык интеллектуаловРимской империи того времени.
Теперь посмотрим, насколькоприведенные сведениясоответствуют реконструированномунами портрету анонимного автораЕвангелия от Матфея.
Иудей, аристократ, с юных летблестяще знающий каноническиекниги иудаизма. Виртуозно владееттекстами Ветхого завета. Вгреческом языке, правда, настолькослабоват, что свою "Иудейскуювойну" написал сначала наарамейском, а потом уже, не безпомощи других, издал на греческом.
А на каком языке написаныЕвангелия? Посмотрим комментарии к"Толковой Библии".
"Греческий язык, на которомнаписана книга Нового завета, этоне тот классический греческий язык,на котором писали прирожденныегреческие писатели ... в него вошлимногие арамеизмы ..."
Вновь вернемся к биографииИосифа, который пока еще не сталФлавием. Он увлекся учением ессеев,удалился в пустыню, там егоучителем стал аскет Банус. Три годапрошло в подготовке к вступлению всообщество ессеев.
Однако по каким-то причинам -объяснения этому в книгах Флавиянет - его посвящение в эту школу несостоялось. Он ушел и примкнул кфарисеям.
Попробуем найти хотя бы какие-тонамеки на это важное в жизниписателя событие в текстахЕвангелия от Матфея.
Иосиф хорошо ознакомился сфилософскими доктринами ессеев, сих взглядами на повседневную жизнь,этическими принципами. Он сохраниллюбовь и уважение к этой школе доконца жизни.
Одной же из причин, помешавшихмолодому аристократу связать своюжизнь с почитаемой им школой, можетбыть та, которая приведена вЕвангелии:
"... некто подошед сказал Ему:Учитель Благий! что сделать мнедобраго, чтобы иметь жизнь вечную?... Он же сказал ему ... Если же хочешьвойти в жизнь вечную, соблюдизаповеди ... не убивай; непрелюбодействуй; не кради; нелжесвидетельствуй; почитай отца имать, и : люби ближнего твоего, каксамого себя.
Юноша говорит Ему: все этосохранил я от юности моей: чего ещенедостает мне? Иисус сказал ему:если хочешь быть совершенным,пойди, продай имение твое и раздайнищим; и будешь иметь сокровище нанебесах, и приходи и следуй за Мною.
Услышав слово сие, юноша отошел спечалью, потому что у него былобольшое имение". (Мф. 19, 16-22.)
Если предположить, что этот текстносит для его автора личностныйхарактер, тогда многое объясняется.
Да, он всегда стремился выполнятьветхозаветные десять заповедей. Нопринять условия ессеев,необходимые для вступления в ихшколу, отказаться полностью отличного имущества было выше егосил. "Трудно богатому войти вЦарство Небесное".
Еще одной причиной могла бытьполная замкнутость адептов этойшколы. А Иосиф, по свойствам егохарактера, был склонен кобщественной деятельности. Этимипричинами, вероятнее всего, иобъясняется его отход к фарисеям.
В 63 году (по другим данным - в 60году) юноша Иосиф в числевлиятельной депутации отправился сответственной миссией в Рим, кимператору Нерону. Эта поездкаповлияла на всю его последующуюжизнь. Он преисполнился убеждениемв величии и непобедимости Рима.Может быть, именно тогда изародилось евангельское: "...кесарево кесарю".
После возвращения из Рима Иосифпри поддержке фарисеев занялвидное положение в иудейскомобществе, влияние его становилосьвсе заметнее.
Грех Иосифа Резкие перемены в жизни писателясвязаны с начавшейся в 66 годуИудейской войной. Иосиф, несмотряна то, что он был противником войныс Римом, так как считал, что иудеи вней обречены на поражение,подчинился решению фарисейскогоруководства и принял на себявоенное управление Галилеей. Еговоенная деятельность, последующийпереход на сторону римлян,взаимоотношения с римскимполководцем, который вскоре сталимператором Веспасианом, и с егосыном, также сначала полководцем, ав будущем императором Титом, роль иучастие Иосифа в осаде Иерусалима -все это подробно описано в книге"Иудейская война".
С переходом Иосифа на сторонуримлян совершенно изменились еговзаимоотношения с фарисеями. Дажепосле его смерти фарисеи непростили ему этого предательства.
Имя Иосиф Флавий (а Флавий - этородовое имя Веспасиана) Иосифпринял вскоре после перехода насторону римлян. Фарисеи проклиналиэто имя везде и всегда. Учитываявлияние фарисеев, можнопредположить, что такое отношениеподдерживало и большинствоиудейского общества.
Иосифу уже никогда не удастсявосстановить былые отношения сосвоим народом. И в этом он винилфарисеев. Видимо, поэтому, даваявысокую этическую оценку этойшколе в подписанных своим именемпроизведениях, Иосиф попыталсяморально уничтожить своих врагов ванонимном Евангелии. Удар былточен, несправедлив и жесток.
Но, конечно, это не было основнойцелью написания Евангелия, асделано, скорее всего, попутно.
Оклад Евангелия (верхняя доска).1789 год. Москва. Серебро, чеканка,чернь. В центре - литое Распятие; поуглам - четыре эмалевых медальона сполихромными изображениямиевангелистов.
Искупление В Риме Иосиф прожил более 25 лет.Здесь протекала вся еголитературная деятельность. Занимаявысокое положение при двореимператора Веспасиана, а затемимператоров Тита и Домициана, онполучил доступ к знаменитымримским библиотекам.
Его личный, внутренний конфликт,связанный с предательством своегонарода во время Иудейской войны, недавал покоя писателю до конца егодней. Его желание примирить Рим сИудеей, восстановить личныеотношения со своим народом, видимо,было одним из основных мотивовнаписания книг.
Между 75 и 79 годами появилосьпервое сочинение Иосифа Флавия,которое многие считают лучшим извсех его творений. Оно описываетИудейскую войну, участникомкоторой был автор, а также освещаетисторию еврейского народа со 175года до Р. Х. В этой книге охваченаэпоха в 246 лет (175 г. до Р. Х. - 72 г.после Р. Х.).
Основные цели, которыепреследовал автор, можносформулировать так:
- ознакомить римлян с ближнейисторией еврейского народа и темсамым вызвать уважение к егоистории, культуре и традициям;
- показать римлянам мужество,самоотверженность и бесстрашиеевреев, проявленные в этой войне;тем самым существенно повыситьмнение о мужестве и военном талантеримских легионов и ихвоеначальников;
- убедить еврейский народ в том,что жестокое поражение в этойвойне, разрушение Иерусалима исвященного храма - это справедливаяБожья кара за прегрешения всегонарода.
Первых двух целей писательдостиг. Книга в Риме была встреченас восторгом. С реализаци ей третьейцели дело обстояло труднее. Иудеине хотели ни видеть, ни слушатьИосифа. Их нападки на него непрекращались и после выхода книги.
Работая над книгой о войне, Иосифуже задумал вторую книгу, такжеадресованную в основном римлянам.Цель этого труда писательсформулировал в предисловии к нему:
"Уже раньше, когда я описывалвойну, я подумывал, не показать ли,кто такие по своему происхождениюиудеи, каким превратностям судьбыони подвергались, какойзаконодатель воспитал в нихстремление к благочестию ипобуждал их развивать в себедобродетель, какие войны вели они впродолжительный период своегосуществования и как они, противсвоего собственного желания,впутались в последнюю войну сримлянами".
Эта книга, под названием"Иудейские древности", вышла всвет около 94 года и также имелаогромный успех в Риме. Большаячасть этого труда посвященатолкованию для римлян малознакомойим иудейской религии.
Иосиф писал свои произведения оиудейской истории и религии дляримлян. Однако трудно себепредставить, чтобы писатель, остродо конца дней своих осознававшийвину перед своим народом, не мечтало создании произведения (илипроизведений), адресованногоевреям. При этом он понимал, чтокниги, подписанные его проклятым народине именем, не дойдут до своегочитателя. Возможность встречи севрейским читателем оставаласьтолько одна - анонимность.
Познания Иосифа в истории ирелигии еврейского народа былиобширны и глубоки. Он хорошоориентировался в философскихнаправлениях различныхрелигиозных школ. И при этом не могне осознавать, что для основнойчасти иудеев, из-за низкого уровняобразования или просто -неграмотности, религиознаякультура либо вовсе быланедоступна, либо доходила до них винтерпретации священников,книжников, адептов школ различногонаправления. И те преследовали приэтом какие-либо свои утилитарныецели.
Начиная работу над Евангелием отМатфея, автор, безусловно, ставилперед собой задачу написатьпроизведение, не противоречащеекнигам канона, отражающее их дух,краткое по изложению и доступное посодержанию. В толкованииканонических текстов авторпридерживался синтетическойконцепции двух наиболее близкихему по взглядам школ - ессеев ифарисеев. Однако взаимнаяненависть автора и фарисеевпривела к тому, что фарисеи - нешкола, а ее представители - выведеныв Евангелии в облике лицемеров,начетчиков и подлецов.
Оклад Евангелия (фрагмент).Украшен черневыми гравюрами. Вверхнем ряду, в середине, - гравюра сизображением апостола евангелис таМатфея. 1794 год. Москва. Создав свой труд, писатель достиги еще одной цели - он лишил фарисеевмонополии на знание и толкованиеиудейской религии, сделал еедоступной для многих. И это былсильный удар по влиятельной школе.
В Евангелии, видимо, есть немаломест, которые можно считатькак-либо связанными с жизнью итворчеством Иосифа Флавия. Конечно,если принять версию о егоавторстве.
Вот одно из таких мест. В"Иудейской войне" авторреконструирует речь вождязащитников последней крепостиИудеи, еще не павшей передримлянами. Эта крепость - Мосад,вождь обороняющихся - Элеазар. Онобращается к защитникам крепости,потому что понимает невозможностьпродолжать сопротивление. Этопризыв к добровольному принятиюсмерти вместо позорного плена. Какизвестно, взяв Мосад, римлянеобнаружили всех ее защитниковмертвыми. Они предпочли пленусмерть. История защитников Мосада идо сегодняшнего дня - это предметгордости народа Израиля.
Естественно, что никто не могпередать автору "Иудейскойвойны", тем более с такимиподробностями, содержание этойречи. Следовательно, автор вложил вуста Элеазара собственные мысли ичувства.
В этой речи есть такие слова:
"Но если мы нуждаемся в чужихпримерах, так взглянем на индусов, укоторых можно научиться мудрости.Эти благородные мужи переносятземную жизнь нехотя, как отбытиекакой-нибудь повинности в природе,и спешат развязать душу с телом. Безгоря, без нужды, а только изстрастного влечения к бессмертномубытию они возвещают другим, чтонамерены уйти от этого мира. Никтоне препятствует, напротив, каждыйсчитает их счастливыми и дает импоручения к умершим родственникам.Так твердо и незыблемо веруют они вобщность жизни душ".
Отметим, что в приведенномотрывке речь идет не о самоубийстве(защитники крепости Мосад тоже ушлииз жизни, не применяя самоубийства).
Автор "Иудейской войны" былхорошо знаком с религиознымиучениями Индии, основные из которыхбазируются на древних философскихтрактатах, известных под общимназванием "Упанишады".
И в Евангелии от Матфея есть почтидо-словное совпадение с текстомодной из упанишад, записанных занесколько веков до РождестваХристова.
Сравним.
В Катха упанишаде (1-я часть, 2-йраздел, 5-й стих):
"Блуждают, скитаются дураки,словно слепцы, ведомые слепцом".
В Евангелии от Матфея (глава 15,стих 14):
"Оставьте их: они слепые вождислепых; а если слепой ведет слепого,то оба упадут в яму".
Ну и в качестве еще одногоаргумента за то, что Иосиф Флавий иавтор Евангелия от Матфея - одно ито же лицо, сошлемся насохранившиеся указания, что Флавийзадумал произведения, посвященныерелигиозно-философским вопросам,собирался посвятить четыре книгивыяснению "СущностиПредвечного". Однакоисследователи творчества ИосифаФлавия считают, что этих книг он неписал.
А может быть, все-таки написал?!Самым сильным аргументом противэтого можно считать мнениехристианской традиции, гдеговорится, что Евангелие от Матфеябыло написано до 70 года, доразрушения храма, котороеЕвангелие предсказывает.
Гипотеза, которую мы здесьизложили, в большой степениосновывается на том, что этоЕвангелие, скорее всего, былонаписано между изданием"Иудейской войны" и выходом всвет "Иудейских древностей",то есть в период между 74-75 и 94-95годами.
Оклад "Апостола" иЕвангелия. Конец XVIII века. Россия.Серебро, скань, зернь, золочение. В пользу этой версии говорит и тотфакт, что в "Иудейской войне"нет упоминания об Иисусе, а в"Иудейских древностях" хотьодним абзацем, но есть.
Иосиф, родившийся на несколькодесятилетий позднее событий,описанных в Евангелии, мог знать оних от отца, от ессеев, изсохранившихся преданий и записатьих, привнеся, конечно, что-то свое,авторское, индивидуальное. Почтивсе древние религиозно-философские произведения, дошедшие до нас,создавались таким путем.
Исторические события в такихпроизведениях служат только фоном,на котором легче осмыслить вроде быпростые, но извечные истины.
Чудеса, явленные в этих книгах,дают возможность верующемуукрепиться в вере, а ищущему истину- задуматься над более глубоким ихсмыслом.
В заключение остается сказать,что при отсутствии реальныхдоказательств об авторствеЕвангелия версия всегда остаетсятолько версией, как бы логично онани была построена.
Впрочем, миф о написанииЕвангелия близким учеником Иисуса,апостолом Матфеем, тоже тольковерсия, хотя и освященнаяхристианской традицией.
Самое же главное в том, что такиепроизведения, как Евангелие отМатфея, а их не так много, проходятсквозь эпохи и поколения. При этомзначение их не уменьшается, аскорее возрастает по меренакопления человечествомматериальных знаний. Ничто недается даром: за извлеченные изПрироды материальные тайнычеловечество расплачиваетсядуховным оскудением. Мы часто неосознаем, а скорее интуитивноощущаем эти духовные потери, итогда вновь начинаем открывать длясебя вечные истины, заложенные ввеликих произведениях. Достойноеместо среди них занимает Евангелиеот Матфея.
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)
|
|