[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

С. НИКИТИН, эксперт-криминалисти кандидат исторических наук Т. ПАНОВА.   Софья Палеолог. Реконструкция С. А.Никитина.Иван Грозный. Реконструкция М. М. Герасимова.Прошлое предстает перед нами и в виде хрупкойархеологической находки, пролежавшей в земле несколько столетий, и описаниемсобытия, случившегося когда-то давно и занесенного на страницу летописив тишине монастырской кельи. Мы судим о жизни людей средневековья по великолепнымпамятникам церковной архитектуры и по незатейливым предметам быта, сохранившимсяв культурном слое города. И за всем этим стоят люди, имена которых далеконе всегда попадали в летописи и другие письменные источники русского средневековья.Изучая русскую историю, невольно задумываешься о судьбах этих людей и пытаешьсяпредставить себе, как же выглядели герои тех далеких событий. В силу того,что светское искусство на Руси зародилось поздно, только во второй половинеXVII столетия, мы не знаем подлинного облика великих и удельных русскихкнязей и княгинь, церковных иерархов и дипломатов, купцов и монахов-летописцев,воинов и ремесленников.Но иногда удачное стечение обстоятельстви энтузиазм исследователей помогают нашему современнику словно воочию встретитьсяс человеком, жившим много столетий назад. Благодаря методу пластическойреконструкции по черепу в конце 1994 года был восстановлен скульптурныйпортрет великой княгини Софьи Палеолог, второй жены великого московскогокнязя Ивана III, бабушки царя Ивана IV Грозного. Впервые за последние почтипять столетий появилась возможность вглядеться в лицо женщины, чье имянам хорошо известно по летописным рассказам о событиях конца XV века.И давние события невольно ожили, заставляямысленно окунуться в ту эпоху и взглянуть на саму судьбу великой княгинии на эпизоды, связанные с нею. Жизненный путь этой женщины начался между1443-1449 годами (точная дата ее рождения неизвестна). Зоя Палеолог былаплемянницей последнего византийского императора Константина XI (в 1453году Византия пала под ударами турок, а сам император погиб при защитестолицы своего государства) и, рано осиротев, воспитывалась вместе с братьямипри дворе римского папы. Это обстоятельство и решило судьбу представительницынекогда могущественной, но угасающей династии, утратившей и свое высокоеположение, и все материальные богатства. Папа Павел II в поисках пути усилениясвоего влияния на Русь предложил овдовевшему в 1467 году Ивану III заключитьбрак с Зоей Палеолог. Переговоры поэтому поводу, начавшиеся в 1469 году, затянулись на три года - против этогобрака резко выступил митрополит Филипп, которого не вдохновляла женитьбавеликого князя на гречанке, воспитанной при дворе главы римско-католическойцеркви.И все же в начале 1472 года послы ИванаIII выехали в Рим за невестой. В июне того же года Зоя Палеолог в сопровождениибольшой свиты отправилась в долгий путь на Русь, в "Московию", как называлииностранцы тогда Московское государство.Обоз невесты Ивана III пересек всю Европус юга на север, направляясь в немецкий порт Любек. Во время остановок высокойгостьи в городах в ее честь устраивались пышные приемы и рыцарские турниры.Власти городов преподносили воспитаннице папского престола подарки -серебряную посуду, вина, а горожанки Нюрнбергавручили ей целых двадцать коробок конфет. 10 сентября 1472 года корабльс путешественниками взял курс на Колывань - так называли тогда русскиеисточники современный город Таллинн, но прибыл туда лишь через одиннадцатьсуток: на Балтике в те дни стояла штормовая погода. Затем через Юрьев (нынегород Тарту), Псков и Новгород процессия отправилась в Москву.Однако заключительный переход был несколькоомрачен. Дело в том, что папский представитель Антонио Бонумбре вез в головеобоза большой католический крест. Весть об этом дошла до Москвы, что вызвалонебывалый скандал. Митрополит Филипп заявил, что если крест ввезут в город,то он немедленно покинет его. Попытка открытой демонстрации символа католическойверы не могла не беспокоить и великогокнязя. Русские летописи, которые умели при описании щекотливых ситуацийнаходить обтекаемые формулировки, на этот раз были единодушно откровенны.Они отметили, что посланец Ивана III, боярин Федор Давыдович Хромой, исполняяпоручение князя, просто-напросто силой отнял "крыж" у папского священника,встретив обоз невесты за 15 верст от Москвы. Как видим, жесткая позицияглавы русской церкви в отстаивании чистоты веры тогда оказалась сильнеетрадиций дипломатии и законов гостеприимства.Зоя Палеолог прибыла в Москву 12 ноября1472 года, и в тот же день состоялся обряд венчания ее с Иваном III. Такв русскую историю вошла византийская принцесса, гречанка по происхождению,Зоя Палеолог - великая русская княгиня Софья Фоминична, как стали называтьее на Руси. Но этот династический брак не принес Риму ощутимых результатовни в решении религиозных вопросов, ни в привлечении Московии в союз дляборьбы с возрастающей турецкой опасностью. Проводя вполне самостоятельнуюполитику, Иван III увидел в контактахс итальянскими городами-республиками лишь источник передовых идей в различныхобластях культуры и техники. Все пять посольств, которые отправил в Италиювеликий князь в конце XV века, возвращались в Москву в сопровождении архитекторови врачей, ювелиров и мастеров-денежников,специалистов в области оружия и крепостного дела. Потянулась в Москву греческаяи итальянская знать, представители которой подвизались на дипломатическойслужбе; многие из них осели на Руси.Какое-то время Софья Палеолог поддерживаласвязи со своей семьей. Дважды в Москву с посольствами приезжал ее братАндреас, или Андрей, как называют его русские летописи. Приводило его сюдапрежде всего желание поправить свое материальное положение. И в 1480 годуон даже выгодно выдал замуж свою дочь Марию - за князя Василия Верейского,племянника Ивана III. Однако жизнь Марии Андреевны на Руси сложилась неудачно.И виновата в этом оказалась Софья Палеолог. Она подарила своей племянницедрагоценности, которые когда-то принадлежали первойжене Ивана III. Не знавший об этом великий князь собирался, оказывается,одарить ими Елену Волошанку, жену своего старшего сына Ивана Молодого (отпервого брака). И в 1483 году разразился большой семейный скандал: "...восхотекнязь великий дарити сноху первой своей великой княгини саженьем, и просилу той второй княгини великой римлянки. Она же не даст, понеже много истерялаказны великого князя; брату давала, кое племяннице давала, и много...",- так, не без злорадства, описали многие летописные своды это событие.Разгневанный Иван III потребовал от ВасилияВерейского вернуть сокровища и после того, как последний отказался сделатьэто, хотел заключить его в тюрьму. Князю Василию Михайловичу ничего неоставалось, как вместе с женой Марией бежать в Литву; при этом они едваушли от посланной за ними погони.Софья Палеолог допустила очень серьезныйпромах. Великокняжеская казна была предметом особых забот не одного поколениямосковских государей, которые старались приумножать фамильные сокровища.Летописи и в дальнейшем допускали не очень доброжелательные отзывы в адресвеликой княгини Софьи. Видимо, иноземке было трудно постигать законы новойдля нее страны, страны со сложной исторической судьбой, со своимитрадициями.И все же приезд этой западноевропейскойженщины в Москву оказался для столицы Руси неожиданно интересным и полезным.Не без влияния великой княгини-гречанки и ее греко-итальянского окруженияИван III принял решение о грандиозной перестройке своей резиденции. В концеXV - начале XVI века по проектам приглашенных итальянских зодчих был перестроенКремль, возведены Успенский и Архангельский соборы, Грановитая палата иКазенный двор в Кремле, построены первый каменный великокняжеский дворец,монастыри и храмы в Москве. Многие из этих построек мы сегодня видим такимиже, какими они были при жизни Софьи Палеолог.Интерес к личности этой женщины объясняетсяеще и тем, что в последние десятилетия XV века она принимала участие всложной династической борьбе, развернувшейся при дворе Ивана III. Еще в1480-е годы здесь складываются две группировки московской знати, одна изкоторой поддерживала прямого наследника престола князя Ивана Молодого.Но он умер в 1490 году, в возрасте тридцати двух лет, и Софья хотела, чтобынаследником стал ее сын Василий (всего в браке с Иваном III у нее былодвенадцать детей), а не внук Ивана III Дмитрий (единственный ребенок ИванаМолодого). Долгая борьба шла с переменным успехом и закончилась в 1499году победой сторонников княгини Софьи, испытавшей на этом пути немалотрудностей.Скончалась Софья Палеолог 7 апреля 1503года. Ее похоронили в великокняжеской усыпальнице Вознесенского женскогомонастыря в Кремле. Постройки сей обители были разобраны в 1929 году, исаркофаги с останками великих княгинь и цариц перевезли в подвальную палатуАрхангельского собора в Кремле, где они находятся и сегодня. Это обстоятельство,а также хорошая сохранность скелета Софьи Палеолог позволили специалистамвоссоздать ее облик. Работа была проведена в Московском бюро судебно-медицинскойэкспертизы. Видимо, нет необходимости описывать подробно процесс восстановления.Отметим только, что портрет был воспроизведен с использованием всех научныхметодик, имеющихся сегодня в арсенале российской школы антропологическойреконструкции, основанной М. М. Герасимовым.Исследование останков Софьи Палеолог показало,что она была невысокой - около 160 см. Череп и каждая кость тщательно изучались,и в результате было установлено, что смерть великой княгини наступила ввозрасте 55-60 лет и что греческая принцесса... Здесь хотелось бы остановитьсяи вспомнить о деонтологии - науке о врачебной этике. Наверное, необходимоввести в эту науку и такой раздел, как посмертная деонтология, когда антрополог,судебно-медицинский эксперт или патологоанатом не вправе сообщать широкойобщественности то, что ему стало известно о заболеваниях умерших - дажеи несколько веков назад. Так вот, в результате исследований останков былоустановлено, что Софья была женщиной полной, с волевыми чертами лица иимела нисколько не портившие ее усики.Пластическая реконструкция (автор - С.А. Никитин) была осуществлена с помощью мягкого скульптурного пластилинапо оригинальной методике, проверенной на результатах многолетней оперативнойработы. Изготовленная затем в гипсе отливка была тонирована под каррарскиймрамор.
  Гипсовая копия черепа Ивана Грозного сналоженными на него основными обводами черепа (более светлый) Софьи Палеолог.Видно, что контуры черепов, орбиты, скуловые кости и скуловые дуги оченьблизки по форме. Единственное существенное различие имеется в форме подбородочногобугра (вид справа): у Софьи Палеолог он более выступающий и менее массивный.Вглядываясь в восстановленные черты лицавеликой княгини Софьи Палеолог, невольно приходишь к мысли, что толькотакая женщина и могла быть участницей тех сложных событий, о которых мырассказали выше. Скульптурный портрет княгини свидетельствует о ее уме,решительном и сильном характере, закаленном и сиротским детством, и сложностямиадаптации к непривычным условиям Московской Руси.Когда перед нами предстал облик этой женщины,лишний раз стало ясно, что в природе не бывает ничего случайного. Речьидет о поразительном сходстве Софьи Палеолог и ее внука - царя Ивана IV,подлинный облик которого нам хорошо знаком по работе известного советскогоантрополога М. М. Герасимова. Ученый, работая над портретом Ивана Васильевича,отмечал черты средиземноморского типа в его облике, связывая это как разс влиянием крови его бабушки, Софьи Палеолог.Недавно у исследователей возникла интереснаяидея - сравнить не только воссозданные руками человека портреты, но и то,что создала сама природа - черепа двух этих людей. И тогда было проведеноисследование черепа великой княгини и точной копии черепа Ивана IV методомтеневого фотоналожения, разработанного автором скульптурной реконструкциипортрета Софьи Палеолог. И результаты превзошли все ожидания, настолькомного было выявлено совпадений. Их можно видеть на фотографиях (стр. 83).Сегодня именно Москва, Россия, располагаетуникальным портретом-реконструкцией принцессы из династии Палеологов. Попыткиобнаружить прижизненные живописные изображения Зои в молодые годы в музееВатикана в Риме, где она когда-то жила, успехом не увенчались.Так, исследования историков и экспертов-криминалистовдали возможность нашим современникам заглянуть в XV век и ближе познакомитьсяс участниками тех далеких событий.






(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)