[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Каждый год в разных уголках планеты проходят соревнования исмотры "солнечников" - электротранспортных средств с фотоэлектрическимипреобразователями энергии (солнечными батареями). В одной из таких гонок- международном трансатлантическом ралли 1999 года участвовал наш автор,давний любитель велоспорта, изобретатель А. С. Пополов. Предлагаем егорассказ об этой интереснейшей многодневной гонке. Электромобили, электровелосипеды и прочие легкие электротранспортныесредства (сокращенно - ЛЭТС) с недавнего времени стали оснащать солнечнымибатареями. Эти фотоэлектрические преобразователи энергии способны существенноповысить энергоресурс и, соответственно, увеличить запас хода электротранспорта без подзарядки аккумуляторов. Но пока ЛЭТС с солнечными батареямислишком дороги для внедрения в массовое производство. Они лишь проходятширокие испытания во время гонок и ралли.Ежегодно под эгидой Международной федерации солнцемобилей (ISF) проводитсясвыше 30 международных и национальных соревнований солнцемобилей и солнечныхвелосипедов в Европе, Азии, Австралии и США. Осенью 1999 года мне довелосьучаствовать в самом сложном и наиболее престижном из них - международ номралли по Австралии "World Solar Cycle Rally", которое его устроители назвали"последним великим приключением тысячелетия".Ралли проходило на автомагистрали Стюартхайвэй, рассекающей континентс севера на юг на две почти равные части. Гонщикам предстояло преодолетьполторы тысячи километров под палящим солнцем по безжизненным пустынями саваннам центральной Австралии. Через неделю после старта в городке Алис-Спрингс(рукотворном оазисе посреди пустыни, ставшем туристическим центром) раллифинишировало в порту Аделаида на берегу Тихого океана.В соревновании участвовали солнечные велосипеды - так называемые "гибриды"с традиционным педальным приводом и электрооборудованием в составе мотора,аккумулятора, солнечной батареи и электронного блока управления. Солнечныебатареи, преобразующие световой поток в электроэнергию, нужны для того,чтобы заряжать аккумуляторы во время движения и на стоянках.Путешествуя на солнечном велосипеде, человек затрачивает существенноменьше усилий, чем на обычной педальной веломашине. Это особенно ценново время езды на большие расстояния, при встречном ветре или подъеме вгору. Однако на австралийском ралли, несмотря на сорокаградусную жару,гонщики в спортивном азарте стремились во что бы то ни стало обойти соперника,при этом им нужно было на максимально продолжительное время растянуть ограниченныйресурс аккумуляторов. Так что по физической нагрузке наши соревнова ния,думаю, не уступали знаменитой велогонке "Тур де Франс". Согласно техническомурегламенту, гонщики должны были достаточно часто, в среднем каждые 30 минут,сменять друг друга. В противном случае в жаркой сухой пустыне у них моглоначаться обезвоживание организма, мог случиться сердечный приступ или тепловойудар (в позапрошлом году от него внезапно скончался велогонщик из МюнхенаВилфрид Байер).На трансавстралийском ралли были представлены солнечные велосипеды трехкатегорий. К категории "А" относятся стандартные двухколесные велосипедыс навесным электрооборудованием и солнечными батареями. Невысокая устойчивостьэтих машин обусловлена большой площадью солнечных модулей (не менее 0,15м2). Категория "В" объединяет открытые, как правило, оборудованныеобтекателем трех- или четырехколесные веломашины с удобным низко расположеннымкреслом и комбинированным (педальным и электрическим) приводом. В категорию"С" входят такие же велосипеды, как и в категорию "В", но у них полностьюзакрытый обтекаемый кузов. Площадь солнечных панелей на машинах этих двухкатегорий может достигать 1,6 м2.Мой трехколесный Слайд, предназначенный для повседневных поездок, активногоотдыха и туризма, выступал в категории "В". Я вообще предпочитаю ездитьв открытом экипаже, подставив лицо солнцу, погрузившись в океан красок,запахов и тишины, нарушаемой только пением птиц. В нем чувствуешь себягораздо ближе к природе, чем внутри тесного, замкнутого со всех сторонкузова, хотя он, конечно, помогает преодолевать сопротивление воздуха.Переоборудованный специально для этих соревнований электровелосипедСлайд (фото на стр. 50) представлял собой педальный экипаж с изящной рамойиз склепанных дюралевых пластин и стальных трубок, удобным эргономичнымкреслом, задним ведущим и двумя передними управляемыми колесами. В качестве"ноу-хау" на нем были смонтированы солнечная "крыша" из гибких фотоэлектрическихмодулей из аморфного кремния, выпуск которых первым в Европе недавно освоилосовместное российско-американское предприятие Совлакс, а также сконструированноемосковским изобретателем Виктором Евсеенковым экспериментальное мотор-колесосо встроенными в него тремя электродвигателями постоянного тока с дисковымипечатными якорями (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 8, 1999 г.).Воскресным утром 18 октября колонна из 26 "солнечников" торжественнопроехала по улицам Алис-Сприн гса мимо белоснежных отелей, пиццерий, ресторанов,супермаркетов и сувенирных лавок, расположившихся под сенью высоких и стройныхпальм, могучих эвкалиптов и неизвестных мне деревьев, усыпанных крупнымибелыми, розовыми и сиреневыми цветами. По-цыгански пестро одетые чернокожиеаборигены, отдыхающие в скверах на траве или прямо на тротуарах, провожалинас любопытными взглядами.За мостом через пересохшую речку неожиданно открылась желтая равнина,поросшая редким сухим кустарником. По ней уходила на юг к далекому горизонтуасфальтовая стрела Стюартхайвэя. Отсюда с минутным интервалом поочередностартовали солнечные велосипеды. За каждым из них следовала машина сопровожденияс предупреди тельной надписью: "ОСТОРОЖНО! ВПЕРЕДИ СОЛНЕЧНЫЙ ВЕЛОСИПЕД!",которая везла гонщиков-сменщиков. Моими сменщиками были студенты из Мельбурна.Солнечные велосипеды должны были каждый день проходить по 150-300 километров.Дневной пробег увязывался с местоположением редких населенных пунктов наСтюартхайвэе. Стартовали обычно около девяти часов утра после короткогобрифинга, а заканчивалась гонка строго в шесть вечера. Кто не успевал пройтивсю дистанцию, грузил свой экипаж в машину сопровождения или на прицепк ней и ехал к месту финиша. Судьи учитывали километраж и среднюю скоростькаждого экипажа.Вскоре после старта колонна солнечных велосипедов и машин сопровождениярастянулась на несколько километров. Более скоростные машины во главе савстралийским Reflex, аэродинамической формой напоминающим кабину планера,и двухколесным швейцарским Velocity ушли далеко вперед. Необкатанные экипажистудентов из Австралии и Малайзии в первый день ралли замучили мелкие неполадки.А велосипед Solar rider из США из-за отказа управляющего компьютера таки остался за стартовой чертой. Неисправность удалось устранить лишь наследующий день.Мой Слайд после успешного старта в Алис-Спрингсе резво бежал по пустыннойавтостраде, обгоняемый лишь попутными автомобилями. Над ним развевалсяна ветру трехцветный российский флаг, уже побывавший со мной на трех континентах.Он не только демонстрировал участие России в соревновании, но и помогалопределять направление ветра, что немаловажно при выборе оптимального режимадвижения.На начальном участке пути почти не было тяжелых подъемов. При интенсивнойработе педалями солнечный велосипед развивал скорость 35-40 километровв час. Но по мере продвижения к югу приходилось преодолевать все болеекрутые подъемы и спуски. Горячий воздух становился все суше, растительностьменялась на совсем низкорослую и скудную, окружающая равнина представляласьвсе более красной и плоской. Справа и слева от дороги, искрясь на солнце,проплывали цепочки пересохших соленых озер. На придорожных обочинах встречалисьсбитые автомобилями кенгуру. Над ними кружили хищные птицы.На третий день гонки после ночлега в Марле "солнечники" пересекли сжигаемуюсолнцем безжизненную пустыню. Беспорядочно разбросанные голубовато-серыетерриконы шахт, где добывают знаменитые австралийские опалы, придавалией черты лунного ландшафта. К вечеру караван солнечных велосипедов прибылв горняцкий поселок Кубер-Педи. Там мы увидели удивительную картину: домажителей поселка располагались ниже уровня земли - это спасало от палящегосолнца. Приезжие могли переночевать в подземном отеле, купить опалы в подземномювелирном магазине, посетить подземный ресторан и подземный плавательныйбассейн. Вечером хлебосольный мэр Кубер-Педи устроил в честь солнцегонщиковщедрое "барбекю" с сочными бифштексами, поджаренными сосисками и холоднымпивом и наградил отличившиеся в этот день команды местными сувенирами.Участники ралли останавливались на ночлег в караван-парках, которыена Стюартхайвэе заменяют придорожные мотели. Караван-парк в австралийскойпустыне - это огороженная территория с освещенными автостоянками, коттеджамидля проживания автотуристов, а чаще - с длинными одноэтажными гостиницами, построенными из одинаковых кирпичных блоков. Чтобы меньше платить заночлег, можно поставить палатку рядом с автомобилем или переночевать вспальнике на лужайке, полюбовавшись на сон грядущий непривычной картинойзвездного неба Южного полушария и падающими метеоритами.В каждом караван-парке есть белокафельные душевые с горячей и холоднойводой и такие же туалеты (между прочим, с неограниченным запасом туалетнойбумаги), общие кухни с газовыми плитами и холодильниками, прачечные. Почтивезде работают открытые бассейны, магазины и сувенирные киоски. На каждойавтостоянке - фонтанчик с питьевой водой, водопроводный кран и комплектэлектрических розеток, так необходимых участникам ралли для зарядки аккумуляторныхбатарей.На подходе к порту Августа почувствовалось приближение океана. Подулсвежий солоноватый ветерок, а в голубом небе возникли почти забытые намиоблака. Окружающий пейзаж постепенно менялся. Появились деревья, за изгородямииз колючей проволоки паслись огромные отары овец. Местность становиласьпересеченной. Слайд медленно взбирался с холма на холм. Я и мои помощникивынуждены были сменять друг друга через каждые 15 минут. Зато на затяжныхспусках машина разгонялась до 60 километров в час. Последняя ночевка средиволновавшихся под легким ветерком пшеничных полей оказалась неожиданнопрохладной. Измученным жарой гонщикам впервые удалось по-настоящему крепкозаснуть.На следующий день, 25 октября, ралли финишировало в парке Бонитон вцентре многолюдной Аделаиды. Хотя мой Слайд и не был скоростным экипажем,благодаря его надежности, а также выносливости и упорству солнцегонщиковмы заняли третье призовое место.Участие в трансавстралийской гонке "солнечников" в который раз убедиломеня в том, что апробирован ная на многодневных "брейнралли" новая техникаможет дать человечеству высокую мобильность и комфорт, сохранив для будущихпоколений чистый воздух, прозрачную воду и цветущую Землю. Кандидат технических наук А. ПОПОЛОВ.
Электророллер Lepton можно взять напрокат уже сегодня. Такую услугуорганизовала в Риме компания "Atala Rizzato".Городской одноместный мини-электромобиль Step Deck.Двухместный электромобиль City Pal.
Электророллер для пожилых людей Mon Pal.Электровелосипед Raccon фирмы "Honda".Магнитная карточка IC."Банкомат" для аренды электромобилей на терминале ICVS.


Абсолютный победитель ралли австралийс кий электровелосипед Reflex,развивающий скорость до 57 км/ч, прошел 1500 км со средней скоростью 44,3км/ч. Солнечные велосипеды категорий "А", "В" и "С".Швейцарский электровелосипед Velocity (на фото без солнечного модуля)прошел трассу ралли за 32 часа со средней скоростью 41,1 км/ч; мощностьэлектродвигателя 200 Вт, энергопотребление около 1 кВт.ч/100 км пробега,время зарядки никель-кадмие-вой аккумуляторной батареи 2-3 часа.Трехколесный электровелосипед Слайд (Россия) с мотор-колесом В. Евсеенковамощностью 720 Вт, напряжением 36 В и герметичной свинцово-кислотной аккумуляторнойбатареей емкостью 6,5 а.ч; на заднем плане солнечная "крыша" из трех гибкихмодулей номинальной мощностью 90 Вт.







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)