(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) Каждый, кто мало-мальски знаком систорией археологии, знает, какуюважную роль сыграла находка такназываемого Розеттского камня.Обнаруженный в 1799 году на берегузападного рукава дельты Нила, он, посуществу, позволил понятьдревнеегипетское иероглифическоеписьмо и тем подвести фундамент подизучение истории Египта.Счастливый для науки случай: наэтом камне один и тот же текст былзаписан трижды: египетскимииероглифами, иероглифическойскорописью и на древнегреческомязыке. Получив такой надежный ключдля дешифровки, французский ученыйФ. Шампольон смог в 1822 годураспознать смысл египетскихиероглифов.
С тех пор древние надписипривлекают особое вниманиеархеологов. Об одной из такихнадписей и пойдет речь.
В начале нашего века велисьраскопки дворцовых зданий древнегогорода Феста, расположенного вюжной части греческого островаКрит. В один из счастливых дляархеологов дней в их руки попалглиняный диск диаметром околодесяти сантиметров и весьиспещренный надписями. Диск,изготовленный более трех споловиной тысяч лет назад (ученыедатируют его 1600 годом до н. э.), внаши дни хранится на Крите, вархеологическом музее Гераклиона.Он - гордость коллекции и вместе стем - неразрешимая загадка.Девяносто лет ученые илюбители-дешифровщики всего мирабились над тем, чтобы прочестьнадписи, сделанные не известнымидотоле письменами и тугой спиральюпокрывающие обе стороны диска.
О Фестском диске и подступах к егодешифровке в нашем журнале ещепятнадцать лет назад рассказалисторик А. Молчанов (см. "Наука ижизнь" № 2, 1982 г.). Любопытноописание техники надписи, которуюдает автор статьи: "Древнийкаллиграф-печатник использовалприем, предвосхитивший техникукнигопечатания. Каждый знакоказался аккуратно оттиснутым спомощью специально вырезаннойминиатюрной печатки. Наборштампиков несомненно изготовлялсязаранее и вряд ли предназначалсядля воспроизведенияодного-единственного небольшоготекста".
Попытки расшифровать текст,рассматривая его значки как слогиили слова-понятия, что характерно,например, для египетскихиероглифов, не приводили ни ккакому осмысленному результату. Ихотя рисунок значков напоминаетиероглифы, опытные египтологиоказались не в состоянии их понять.
И вот недавно появилось сообщениев немецком журнале "Шпигель" отом, что разгадка письма дисканаконец найдена.
Немецкий филолог Дерк Оленротпришел к мысли, что одна издревнейших надписей сделана нереально существовавшей в тевремена письменностью, а всего лишьзначками, использованными древнимписцом, чтобы зашифровать буквыдревнегреческого алфавита.Немецкий ученый, действуя какклассический дешифровщик, сумелподобрать ключ к закодированномутексту и предложил свой вариантдешифровки надписей на диске.Соответствие рисованных значков надиске буквам древнегреческогоалфавита показано на рисунке.Кстати, спиральный текст надочитать от центра - только тогдаподставленные вместо шифрованныхзнаков буквы древнегреческогоалфавита складываются восмысленный текст. (Ученые, которыебились над этой загадкой раньше,считали, что текст следует читатьот края диска к центру.)
Текст на обеих сторонах дискасообщает о двух святилищах,находящихся не на Крите, а вконтиненталь ной Греции. На однойстороне - фразы, составленные какмагическая, колдовская формула,призывают ночь для поклонениябогине земли и плодородия Деметре изаклинают выполнить обряд строгопо ритуалу: "Зажги кругомоструганное дерево, в кольцежертвенного дыма ударь о землю ииздай ржание внезапно, как паралошадей". Вторая сторона дискаповествует о микенском городеТиринсе и о находящемся тамкультовом храме в честь верховногобога Зевса. Надпись предупреждает,что каждый, кто проникнет внутрьсвятилища, обречен на смерть ибудет проклят.
Работа еще не завершена, не всевыводы до конца обоснованы, иученый продолжает своиисследования.
Но вновь встает вопрос, которыйобсуждался прежнимиисследователями: каковопроисхождение диска, где он былсделан? Теперь же вопрос нескольковидоизменился. Почему диск с такимтекстом оказался на Крите - привезли его кто-нибудь с материка или онвсе-таки местного происхождения? Впользу первой версии как будто быговорят сами тексты, оттиснутые надиске: ведь, казалось бы, толькожитель материковой Греции мог бытьпосвящен в ритуальные тайныобрядов. Но есть и иная точказрения, о которой также сообщилисторик А. Молчанов:
"Долгое время открытымоставался вопрос о местеизготовления Фестского диска - былли он сделан на острове Крит иликем-то привезен сюда. Но вот прираскопках в середине 1930-х годовпещерного святилища в Аркалохори(Центральный Крит) была найденакультовая медная секира сгравированной надписью, в которойвстречались и знаки Фестскогодиска. Еще один знак дискаобнаружен на глиняном ярлыке,происходящем из города Феста.
Ученым удалось доказать и то, чтодля всех без исключения знаковписьменности Фестского дисканаходятся прототипы среди сюжетовкритского искусства и предметовдомашнего обихода древнихкритян".
Таким образом, можно сделатьвывод: диск и его письменность,возможно, имеют местное, критскоепроисхождение.
Итак, спустя девяносто лет какбудто бы понят смысл текстов,свернутых, как часовая пружинка, надвух сторонах Фестского диска.
Немецкий исследователь считает,что автор текстов уверенно владелстарогреческой письменностью, ноприбегнул к кодированию, стремясьсохранить тексты в секрете отнепосвященных. А написаны они были,как уже говорилось, за 16 веков до н.э. И в этой дате, возможно, тожезаключено важнейшее открытие вдревнегреческой истории.
До сих пор считалось, что грекиизобрели свой алфавит только завосемь веков до н. э. До этого онипользовались так называемымлинейным письмом - в основном длябытовых и хозяйственных записей.Иначе говоря, Дерк Оленрототодвигает начало греческойалфавитной письменности на восемьвеков в глубь истории. А этоозначает, что слепой Гомер нетолько устно слагал свои эпическиепоэмы о подвигах Ахилла и Одиссея,но вполне мог кому-нибудь ихпродиктовать.
Время создания диска примерносовпадает с вулканическим взрывомострова Тира (современное егоназвание - Санторин). Взрыв разнесостров на три части и был стольмощным, что пепел из кратера достигГренландии. На Крите, расположенномпримерно в 150 километрах от Тира,этот взрыв вызвал разрушениегородов и пожары. С этим взрывоммногие историки связывают иразрушение жемчужины Крита -Кносского дворца царя Миноса. Легкосебе представить, как усердномолились жители Крита Зевсу ибогине Деметре, чтобы их остров непостигла участь Тира, где погибловсе живое.
Памятникимировой культуры
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)
|
|