[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Около ста лет назад, на рубежевеков, в искусстве Европы сложился новый стиль - модерн (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь "№ 2, 1992 г.). Известный искусствовед И. Грабарь писал: "Художество вовсех его проявлениях вышло за пределы выставок и музеев, окружив человекав его повседневной жизни - на улице, дома, в архитектуре, в одежде, в книге,в театре". Новый стиль создает новые архитектурныеконструкции, требующие новых материалов. Для украшения зданий стали использоватьмногокрасочные композиции из керамики. Внешние стены некоторых зданий превратилисьв подлинные картинные галереи. Реставратор-каменщик и экскурсовод СтаниславВеличко приглашает читателей полюбоваться красотой отделанных керамикоймосковских зданий.

Москвичам хорошо известно зданиегостиницы "Метрополь". Проектирование и строительство гостиничного комплексана Театральной площади началось за два года до наступления ХХ века. Велостроительство Северное домостроительное общество, возглавляемое известныммеценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым. Напроект был объявлен конкурс, по итогам которого первое место получил архитекторЛев Кекушев. Однако заказчик предпочел проект В. Ф. Валькота, который "сработаночень талантливо и поражает живостью и свежестью приемов". Мамонтов решил,что вариант Валькота будет легче переработать, дополнив его майоликовымипанно, выполненными в керамической мастерской в имении Мамонтова - Абрамцевохудожниками
М. А. Врубелем, С. В. Чехониным и А. Я.Головиным. Мастерская существовала с 1890 года и была создана по инициативесына Мамонтова - Андрея, студента Строгановского художественного училища.К 1896 году С. И. Мамонтов приобрел участокземли на московской окраине - Ямском поле (ныне - угол улицы Правды и НижнейМасловки). Из Абрамцева сюда перевели гончарную мастерскую, которая сталаБутырским гончарным заводом "Абрамцево". Продукция завода
разошлась по всей стране. Здесь была созданаи знаменитая врубелевская "Принцесса Греза" - самое известное керамическоепанно Москвы. Огромная картина на холсте была выполнена для Всероссийскойвыставки 1896 года в Нижнем Новгороде, но была забракована Академией художеств.Мамонтов за свой счет построил в Нижнем Новгороде павильон, где и экспонировалосьэто произведение. При строительстве "Метрополя" появилась возможность перевестикартину с холста в глину и навсегда выставить ее на всеобщее обозрение.Помимо "Принцессы Грезы" гостиничные фасады украшают еще 23 панно. Срединих - "Поклонение Божеству", "Поклонение природе", "Жизнь" по рисункамА. Я. Головина и С. В. Чехонина.Здание опоясывает цитата из Ницше, такжесделанная из майолики: "Опять старая истина: когда построишь дом, то замечаешь,что научился кое-чему".Вслед за "Метрополем" еще на ряде зданийпоявились декоративные панно. Невдалеке от "Метрополя" в 1903 году возводятпо проекту архитектора А. В. Иванова гостиницу "Националь" (угол Тверскойи Моховой улиц). Ее угловой аттик украсил керамический пейзаж, вместо которогов советское время появилась иная, более отвечающая духу времени композиция- "Индустриализация". Под аттиком на стене последнего этажа можно увидетьчетыре панно "Времена года".Доходный дом М. В. Сокол (ул. Кузнецкиймост, 3) был выстроен в 1903 году архитектором И. П. Машковым. Украшающееэтот дом декоративное панно расположено над пятым этажом. Эскиз был сделантеатральным художником Н. Н. Сапуновым. Главный сюжет этого триптиха -сокол, парящий над степными просторами, горами и колыхающимися эдельвейсами.Заказ выполнялся на Бутырском керамическом заводе "Абрамцево".В Хлебном переулке (дом 18/6) архитекторС. У. Соловьев построил для себя дом. Из четырнадцати сюжетов, украшающихздание, наиболее интересны девять. Это прежде всего дата постройки дома- 1902, где на каждую цифру приходится по одной, круглой в плане плите.С противоположного, южного, фасада на каждой из четырех полуциркульныхплит изображены музы различных видов искусств. Над этими сюжетами расположенаеще одна композиция, высотой в два метра: "Ночь". На фоне античных колонни гордых кипарисов восходит Луна, отблеск которой создает дорожку на водянойглади. Ночной теме вторят вылепленные чуть ниже женщина - летучая мышьи сидящая у нее на голове сова.К интересным произведениям относился идом на улице С. Радонежского (дом не сохранился). Двухэтажный, построенныйв первой половине XIX века, он был заново украшен в начале нашего столетия.Над верхним этажом устроен аттик, где в овал вмонтирована керамическаякопия картины "Богатыри" В. М. Васнецова, законченная им в 1898 году.Здесь три богатыря также защищали границу, правда городскую, и дорогу,ведущую на родину богатырей, - в Муром, Владимир, Рязань.В самом начале ХХ столетия в Москве помимо"Метрополя" появилось еще одно строение, вызвавшее множество подражаний,- это здание Ярославского вокзала (Комсомольская площадь). Перестроенооно было в 1902-1904 годах по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля и при участиистроителя железной дороги С. И. Мамонтова (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 7, 1998г.). Вокзал украшают одиннадцать композиций, которые оформляют вход в самоздание и своим цветом и сюжетами придают разнообразие мощным, суровым стенам.С этого вокзала начинается дорога на север России, поэтому и темы композицийнавеяны природой северного края, а сюжеты рассказывают, куда ведет дорога.Над окнами второго этажа по главному фасаду протянулсяфриз бирюзово-зеленых тонов, напоминающий северное сияние. Композиции выполненына заводе "Абрамцево" по рисункам Ф. О. Шехтеля и при участии К. А. Коровина.Керамику производства этого керамическогозавода можно увидеть на фасадах старообряд ческих церквей, построенныхархитектором И. Е. Бондаренко в Токмаковом и Малом Гавриковом переулках(недалеко от метро Бауманская), соответственно в 1907 и в 1911 годах. Первое,на что устремляется взгляд у храма в Токмаковом переулке, -два парящих в голубом небе ангела, несущие в руках икону. Икона деревянная,вмурованная в стену. Эта композиция приписывается М. А. Врубелю. Она помещенана фронтоне звонницы.В церкви в Малом Гавриковом переулке сюжетныекомпозиции отсутствуют, но на фоне глазурованного кирпича ярко выделяютсясветлый портал и отдельные плитки, имитирующие различные орнаменты. Главыхрама крыты черепицей под коричнево-красной глазурью, имеющей сильный металлическийблеск. Как это делали? Перед обжигом черепицу покрывали специальным минеральнымсоставом (белая глина, песок, красители, олово, окись железа, иногда идругие металлы), температура обжига достигала 400оС.За три года до постройки старообрядческихцерквей была выстроена церковь при московском Коммерческом институте наулице Зацепа, 4 По-своему этот храм уникален: его стены на различномуровне облицованы синей квадратной кафельной плиткой, составляющей какцелые композиции, так и вертикально-горизонтальные полосы, разделяющиефасад на части. Обрамление окон, киотов и крыльца, стилизованного под древнерусскийстиль, покрыто плиткой, украшенной орнаментами, чем-то схожими с эмалямиXVII века. Краски и покрывавшая их прозрачная глазурь осыпаются, и, еслине принять надлежащих мер консервации, орнамент может вскоре исчезнуть.Автор здания - архитектор Н. Л. Шевяков, а исполнитель этого наружногооформления пока остается неизвестным, поскольку в строительной документациион не упомянут.Еще одно уникальное здание, где орнаментстилизован под эмали XVII столетия, находится на Тверской улице, Этобывшее подворье Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, созданноеархитектором И. Кузнецовым в 1905-1907 годах. Два верхних этажа полностьюпокрыты плитками изумительного по чистоте и воздушности цвета, от бело-зеленогодо бирюзового. Полихромная плитка обрамляет карниз, наличники окон, декоративные башенки, ширинки. Узор имеет очень тонкий и ясный рисунок, схожий сорнаментом церкви на улице Зацепа.Одновременно с Саввино-Сторожевским подворьемв Москве возвели дом, ставший одним из образцов неорусского стиля. Этодом Перцовых (Соймоновский проезд, 1). Купив участок земли, Петр Перцовпонимал, что "место постройки на берегу реки Москвы, рядом с Храмом Спасителяи с открытым видом на Кремль обязывает строго отнестись к зданию", и онрешил объявить закрытый конкурс на составление проекта в русском стиле.В жюри конкурса были приглашены В. М. Васнецов, В. И. Суриков, В. Д. Поленов,Ф. О. Шехтель,
С. У. Соловьев.
Выбор пал на проект художника С. В. Малютинаи архитектора Н. К. Жукова. Стены и фронтоны дома было решено покрыть "пестроймайоликой". Заказчик не вмешивался в работы исполните лей, дав им полнуюволю и не ограничивая в средствах. В итоге появилось здание столь необычногооблика. По совету Малютина исполнение наружной майолики заказали артелимолодых художников Строгановского училища "Мурава", "не имевших в то времяработы и близких, за отсутствием заказов, к ликвидации своего дела". "Выборомфирмы мы не ошиблись, - вспоминал Малютин, - работы были исполнены в срокс точным воспроизведением раскраски, согласно данным рисункам, качествоработы также оправдало себя. С моей легкой руки вовремя поддержанная моимкрупным заказом артель пошла в гору и в скором времени развила свое производство".Артель "Мурава" просуществовала до 1918 года. В ней работали многие известныехудожники и скульпторы. Более тридцати композиций украшают дом Перцовых.Здесь и Ярило-солнце, и бык, дерущийся с медведем, и птица Сирин, и заяц,и павлины, и щуки. Объемная труба выполнена в виде спящей совы. Фоном этимкомпозициям служит темно-красная кирпичная стена.В Москве есть еще один подобный дом. Стоитон на тихой 4-й Тверской-Ямской улице (№ 3). Это не особняк, а доходныйдом, но среди многих зданий он выделяется уникальным мозаичным декором.На фоне отштукатуренной поверхности стеныпятого этажа по обеим сторонам единственного подъезда выложены цветочныеузоры из цветной колотой плитки. Окна верхнего этажа оформлены необычныминаличниками. Вертикальные колонки состоят из элементов древнерусского зодчества- дынек, бочек, сухариков. А завершаюткомпозицию две птицы с четко прорисован ными крыльями и окруженные тонким,цвета морской волны узором. Над птицами нависает карниз, также керамический,полукруглый и, как видно по сколу, пустотелый. Под верхним рядом окон выложеныквадраты, состоящие из четырех больших плит и окаймляющих их плит поменьше(15х15 см). Карнизы крыши и скаты эркеров облицованы черепицей (лемехом).Мозаичные композиции из битой керамикив Москве можно встретить еще на трех зданиях, и все они объединены однойтемой: изображением гербов. Так, самые ранние изображения находятся натрех корпусах бывшей 5-й Градской больницы (ныне - Центральная клиническаябольница святителя Алексия, митрополита Московского), построенной по проектуС. У. Соловьева (Ленинский пр., 27). Небольшие композиции, размещенныенад входами в корпуса, идентичны: на них изображен Святой Георгий. И здесьэто не просто декоративные панно, а иконы. Художники использовали всеготри цвета: красный, синий и белый.Подобный же герб (ныне утраченный) венчалздание Дома призрения для вдов и сирот художников, что стоит в Лаврушин-скомпереулке (№ 3). Герб был выполнен артелью "Мурава" около 1910 года. Всеэти гербы свидетельствовали о том, что здания принадлежат городу Москве.Яркая и запоминающаяся керамика находитсяна фронтоне Киевского вокзала. Это одно из самых красивых изображений гербаМосквы: яркое, насыщенное красками, с рельефами коня и всадника. На этомже фасаде вокзала есть герб города Киева - стоящий во весь рост МихаилАрхангел. На боковом северном фасаде - квадратные символические гербы городаВоронежа - текущая из кувшина река и Полтавы - два перекрещенных знаменис инициалами Петра Первого. Из керамических осколков выложены и рамки вокругкурантов на башне, венчающей здание вокзала, законченного в 1917 году архитекторомИ. И. Рербергом.На Большой Пироговской улице есть дом (№9), украшенный тремя панно с изображениями Святого Георгия. Это зданиеначальных городских училищ, принадлежащих городу. Самое замечательное огромноецентральное панно, где Святой Георгий, перескакивая через окна, бьет змея.А выполнили майолику на санкт-петербургском заводе "Кикерено". Предприятиебыло основано в 1908 году П. К. Ваулиным, бывшим директором мамонтовскогогончарного завода "Абрамцево".В 1908 году мамонтовский и ваулинский заводысовместно начали оформлять доходный дом на Большой Сухаревской площади.Строился он рядом с Сухаревской башней (XVII век) и, видимо, по идее архитектораС. К. Радионова должен был ей вторить, замыкая собой площадь и создаваятаким образом единый ансамбль. Здание,в противовес красной "Сухаревке", решено в ярко-зеленых тонах с золоченымидеталями: наличниками, отдельными изразцами, розетками. Керамика напоминаетизразцы XVII века и на двух уличных фасадах составляет единую композицию,превращая все здание в огромную изразцовую печь. Единственное нововведение,не имеющее аналогов, - аттик с изображением двух белых уточек с перевитымишеями.Наряду с огромными керамическими панно,выполненными по эскизам известных художников, для украшения зданий в началевека использовали также дешевую керамическую плитку "кабанчик". Плиткаэта покрывалась глазурью с двух сторон, а с торца делалось два сквозных,параллельных друг другу отверстия. Каменщик ударял кирочкой по верхнейстороне плитки, и она раскалывалась на две плиточки с шероховатой внутреннейповерхностью. Двусторонняя плитка удобна при транспортировке и складировании.Название "кабанчик" плитка получила зарасположенные на торцевых поверхностях отверстия, напоминающие свиное рыло.Главными достоинствами плитки "кабанчик"были ее дешевизна и долговечность. Плитка могла быть как глазурованной,так и матовой. Ею было легко вести облицовку, а простота и разнообразиевсей гаммы цветов - от черного и фиолетового до розового и белого - позволялавыкладывать всевозможные орнаменты и узоры. Плитку клали на цементный раствор.Размер ее был стандартным: 12,4х6,9 см для плоских поверхностей и 12,4х5,9см для установки на углах. Для облицовки ворот и арок часто применяли "кабанчик"со срезаным углом, дабы телеги не отбиваликерамику. И тогда форма плитки становилась похожей на ромб. Размер и толщинашвов "кабанчика" специально рассчитывались так, чтобы просто и удобно быловыкладывать композиции вместе с квадратной стандартной плиткой.Плитками особенно модно было оформлятьвходы в подъезды и фронтоны домов, где среди монотонной поверхности вдругярким пятном "горели" плитки, украшенные причудливым орнаментом, или выкладываласьцелая композиция. Нарядное здание всегда бросается в глаза, запоминается.Не случайно "кабанчик" совместно с обычнойплиткой так любили применять в рекламных целях, для украшения торговыхзданий и магазинов. Из плиток выкладывали рамки для вывесок, а порой иназвание магазина. На гладкую поверхность легко ложилась краска, и этодавало возможность торговцам часто менять надписи и наружную рекламу.Постепенно с вывесок плитка "поползла"все выше и выше, заполняя собой всю поверхность фасада, особенно на многоэтажныхдомах. Окраска плиток в разных районах страны была своя. В северной столицелюбили теплую желто-коричневую гамму, в Москве преобладали бело-зеленые,а в Поволжье - синевато-зеленые тона. На юг России "кабанчик" прибывализ Италии, в Санкт-Петербург - с Балтики. В центральной России он был местногопроизводства.Сейчас здания, облицованны е "кабанчиком",приходят в негодность, стареют, и их безжалостно сносят. Все чаще сбиваютоблицовку магазинов, приспосабливая их внешний вид под современные запросыи моду. "Кабанчик" исчезает, а ведь он мог бы послужить образцом практичногостроительного материала для современных зданий.Полностью облицован "кабанчиком" доходныйдом на 2-й Тверской-Ямской ул., 2 На гладкой поверхности стен размещеныдва сюжета по мотивам русских народных сказок. Стиль, в котором они исполнены,очень напоминает книжные заставки И. Я. Билибина.Два следующих дома находятся в разных частяхгорода, но есть что-то родственное, похожее в украшающих их керамическихпанно. Дома эти расположены в глубине кварталов; авторы не рассчитывалина посторонних зрителей, отсюда - камерные размеры композиций.В доме на Б. Якиманке, 40 над окнами второгоэтажа размещено майоликовое панно, состоящее из семи частей. Высота паннов две плитки, проходит оно как единая горизонтальная тяга и лишь местамиразрывается изгибами верхних эркеров.В корпусе на Б. Садовой, 4 (см. 2-ю стр.обложки) панно установили над первым этажом, и высотой оно всего в однуплитку. Сюжеты композиций на этих двух зданиях похожи: сельский и приморскийпейзажи, напоминающие фламандские. Изображены острова с деревеньками, мельницы,заливные луга. По воде плавают рыбацкие шхуны, а на берегах стоят парочки- рыбаки с женами.Дом в Лебяжьем переулке был построен архитекторомС. М. Гончаровым в 1913 году. На доме пять аттиков, и все они по-своемууникальны. Самое большое по размеру панно установлено в центре композиции.Оно полихромное, состоит из отдельных, сложной геометрической формы плиток.В центре изображена девушка с сережкой в ухе, по бокам выпуклые колонкии плывущие рыбы. Все эти детали выполнены по отливкам М. А. Врубеля. Фрагментыврубелевской майолики можно встретить и на московском доме С. И. Мамонтова(ул. Садово-Спасская, 6), и в усадьбе Абрамцево.В Москве отделанных керамикой домов немного,но все они представляют огромную художественную и историческую ценность.Савва Мамонтов говорил о фасадной керамике: "Надо объяснить, что вещи этине фабричного производства, где делают тысячами одинаковые, а тут каждаявещь есть ручная работа художника и повторять ее фабричным способом нельзя". С. ВЕЛИЧКО. . М.А. Врубель. Принцесса Греза. 1896 год.
Дом П. Н. Перцова в Лесном проезде. АрхитекторС. В. Малютин. Мозаика фронтона.М. А. Врубель. Фрагмент панно на фасадегостиницы "Метрополь"
4-я Тверская-Ямская улица, дом АрхитекторИ. П. Машков. Аттик облицован керамикой завода "Абрамцево". 1900-е годы.рКузнецкий мост, дом Архитектор И. П.Машков. Доходный дом М. В. Сокол. Изразцовое панно на фасаде. 1902-1904годы.Бутырская улица, дом 7 Композиция изплиток и "кабанчика" над входом в парадный подъезд. 1910-е годы.Лебяжий переулок, дом Архитектор С.М. Гончаров. Панно под карнизом выполнены А. М. Васнецовым (всего две известныена сегодня работы художника в керамике). 1912 год.
Большая Садовая улица, д. 3/1 Доходныйдом, облицованный "кабанчиком". 1900-е годы.Улица Покровка, дом Облицовка магазина.
Площадь Тверской заставы, дом Облицовка магазина. 1900-е годы. Черниговскийпереулок, дом Облицовка магазина. 1910-е годы.
1-я Тверская-Ямская, дом 1 Керамическаяоблицовка фасадной стены. 1913 год.кЧерниговский переулок, дом Облицовкамагазина. 1910-е годы.
Город Бронницы Московской области. Стены одного из домов на площадиЛенина облицованы "кабанчиком". 1912 год.Москва, Большой Гнездниковский переулок, дом 1 Архитектор Э. К.Нирнзее. Фасадное панно "Лебеди и русалки" выполнено художником А. Я. Головиным.1912 год.
В Москве и Московской области сохранилось более стазданий начала ХХ века, стены которых украшены майоликой.
Москва, Большая Садовая улица, дом Фасадное панно с видами Фламандии.1910-е годы.Москва, улица Большая Дмитровка, дом Архитектор А. Э. Эрихсон.Интерьер подъезда, "кабанчик" под названием "Лотос Египта". 1905 год.Москва, проспект Мира, дом Архитектор В. П. Загорский, 1893 год.Облицовка магазина. 1914 год.Москва. 1-я Тверская-Ямская улица, дом Облицовка карниза дома.1900-е годы.Москва, 1-я Тверская-Ямская улица, дом 1 Архитектор А. Ф. Елин.Облицовка фасада. 1913 год.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)