[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Доктор исторических наук В. ДАРКЕВИЧ.

“Религия — это вздох угнетенной твари, сердцебессердечного мира, подобно тому, как она — дух бездушных порядков. Религияесть опиум народа”, — читаем у Маркса. “Бессилие эксплуатируемых классовв борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в личную загробнуюжизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов,чертей, в чудеса и т. п.” — В. И. Ленин. Не секрет, что и в советской историографиироль православия и церкви представала в искаженном идеологическими установкамисвете. Даже теперь в трудах известных историков можно увидеть походя, безкакого-либо анализа произнесенные слова: христианство на Руси — “действенноеорудие господства феодалов”.
После большевистского переворота 1917 года богоборческиетеории претворились в бесчеловечную практику воинствующего и разрушительногоатеизма. А между тем без принятия христианства, без этого культурного “взрыва”,произошедшего в Киеве в конце Х века, древнерусская цивилизация, сохранявшаясвоеобразие, по крайней мере, до конца XVII века, не могла бы возникнутьи развиться до столь высокого уровня. Христианская религия в средневековомобществе Руси — альфа и омега его исторического бытия.

Выбор веры Княжение в Киеве Владимира I Святославича (с 980года) ознаменовалось двумя событиями, вошедшими в анналы истории Руси.Язычник, как и его отец, князь Владимир решил создать “за теремным двором”целый языческий пантеон. И тогда воздвигли “деревянного Перуна с серебрянойголовой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла иМокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своихсыновей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениямисвоими”, — так говорится в “Повести временных лет”, общерусском летописномсводе, составленном в Киеве во втором десятилетии XII века.А в Новгороде, над рекой Волховом, дядя Владимира,Добрыня, повелел поставить идол Перуна. Так, на линии пути “из варяг вгреки” на какое-то время возобладало введенное свыше многобожие. По замыслуВладимира это должно было помочь духовной консолидации различных племенв пределах формирующегося государства.В самом деле, глава пантеона Перун — бог грозы вобщеславянской мифологии, поражающий своими стрелами змеевидного врага,он же покровитель князя и его дружины. Происхождение Хорса — сияющего Солнца,несомненно, восточное. Он попал на Русь через иранские и тюркские влияния.Даждьбог у русичей был также связан с почитанием Солнца, но вместе с темспособствовал достижению богатства. Стрибог в мифологии восточных славянсближался с Даждьбогом, но ведал и стихиями природными (в “Слове о полкуИгореве” ветры названы Стрибожьими внуками). Загадочен образ Симаргла.Одни ученые считают, что он заимствован из Ирана и восходит к мифическойптице Сэнмурв. Другие производят его имя от древнего названия “Семиглав”(для некоторых славянских богов характерна поликефалия — многоглавость).Общеславянская богиня Мокошь (возможно, жена громовержца) близка греческиммойрам, прядущим нити судьбы.Конец Х века, преддверие образования древнерусскогогосударства, Киевской Руси, — период особенный. Происходит переход от варварствак цивилизации, возникают крупные города на важнейших торговых путях. Вместопрежних грабительских походов на Византию под предводительством норманнскихконунгов, с ней устанавливаются добрососедские отношения. И на этом фонеязыческий пантеон Владимира предстает анахронизмом: он слишком неоднороденпо составу, как, впрочем, и само язычество, не спаян единой системой догми ритуалов. Объединить племена, создать сильное государство на такой зыбкойоснове было невозможно.В “Повести временных лет” содержится полулегендарныйрассказ, помещенный под 987 годом, об испытании вер. “Мужей славных и умных,числом десять” избрали для ознакомления с религиозными обычаями волжскихболгар, немцев, евреев. По возвращении послы пришли к выводу, что “не добрзакон их”. Но служба в храмах Греческой земли их поразила. “И ввели настуда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы:ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой... Знаем мы только, чтопребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах”.Однако ни византийская эстетика культового действа,ни красота церковного искусства (при всей их значимости) не стали бы главнымдоводом в решении Киевской Руси принять христианство. Предпосылки этогособытия закладывались исподволь. Их можно видеть в дипломатии княгини Ольги,бабки Владимира, убежденной христианки, дважды посетившей византийскийдвор. Новую религию уже приняла и часть дружинников, главным образом скандинавов,служивших киевским князьям. Еще при князе Игоре (912—942 годы) в Константинополесуществовала церковь Пророка Ильи — центр торговой и деловой колонии русских.И в Киеве возводят Ильинскую церковь — в знак солидарности киевских христиан-варяговс царьградскими единоверцами.Итак, выбор консолидирующей общество религии сделан— византийское христианство. Великий реформатор Владимир Красное Солнышко,как его величают в былинах, приняв это решение, положил начало древнерусскойцивилизации. Произошел великий исторический переворот. В течение несколькихдесятков лет Русь вошла в культурный ареал восточноправославных государств,поддерживая одновременно тесные связи с католическим Западом.988-й год. После войны с греками за город Корсунь(ныне — Херсонес) и за невесту, греческую принцессу Анну, князь вернулсяв Киев. “И возвратившись, повелел ниспровергнуть идолы — одних изрубить,а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить егос горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотитьего жезлами. Это не потому, что дерево может чувствовать, но на поруганиебесу, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездиеот людей” — так в христианизирующемся сознании языческие боги превращалисьв демонов.“... На следующий же день вышел Владимир с попамицарицыными и корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошлив воду, и стояли там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев,а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И былавидна радость на небе и на земле, по случаю стольких спасенных душ”. Такописывает это поистине эпохальное событие “Повесть временных лет”.Новая религия входила в жизнь не без сопротивления.Из летописей известно о Новгородском восстании в XI веке, об упорном противодействииволхвов в ярославском Поволжье, об убийстве в XII веке миссионера Кукшив земле вятичей. Но справедливости ради следует все же отметить, что крещениеРуси прошло сравнительно безболезненно. Православие стало формирующей силойсредневековой цивилизации молодого государства, основой ее духовности,далекой от прагматического практицизма.“И уже не идолопоклонниками зовемся, но христианами,не без упования еще живущими, но уповающими на жизнь вечную. И уже не капищасатанинские воздвигаем, но церкви Христовы созидаем...”. (“Слово” митрополитаКиевского Илариона между 1037—1050 годами.)Христианская цивилизация появилась на Руси как чудо,как взрыв, а не как итог каких-то экономических или технических новшеств,ибо материальный интерес для русского человека средневековья никогда небыл главным.

Язычество и мир развитого Средневековья Древнерусский писатель и проповедник Кирилл Туровский(XII век), радуясь победе христианства, пишет в одном из поучений: “Ненарекутся богом стихиа, ни солнце, ни огнь, ни источницы, ни древа”. Идействительно, силы природы, обоготворенные на заре человечества, оченьрано приобрели облик человекоподобных существ. В поучениях против язычестваупоминаются, например, вилы и берегини — девы вод, подобные русалкам. Священнымипочитали и животных, особенно медведя и быка.Число главных богов язычества могло расти. А вокругэтого стихийного, неупорядоченного мира богов кишит всевозможная мелкаянечисть: домовые, лешие, полудницы, оборотни, трясавицы (лихорадки) и множестводругих духов, заполняющих пространство вокруг русича-язычника. Природаслужила ему и колыбелью, и могилой, началом и концом. Вместилищем душичеловека считались важнейшие проявления его жизнедеятельности (например,дыхание) и его органы — сердце, голова. Со смертью человека погибала иего “телесная” душа, но духи усопших — навье — могли вредить живущим. Отсюдаобычай “убивать” оружие на похоронах воина, чтобы его душа отправиласьвслед за владельцем (недаром в курганах викингов находят умышленно сломанныемечи).По христианскому учению, душа человека сотворенаБогом как нечто отдельное и самостоятельное. Особенные свойства души состоятв ее духовности и бессмертии.В язычестве существовали “я” и “мы”, противостоящиевраждебному окружению — “они”. “Мы от роду Руськаго”, — говорится в договорахс греками. Между тем на противостоянии иноплеменникам нельзя было решатьнасущные дела государственного строительства. А деяния первых князей-язычников— Олега, Игоря, Святослава и даже Ольги, жестоко отомстившей “за обиду”древлянам, — в летописях вообще лишены нравственно-этических оценок. Обычаиродоплеменной кровной мести оправдывали жестокость.Культура древних славян отличалась замкнутостью истатичностью. В ее основе — цикл повторяющихся обрядов, связанных с магиейземледелия, с крестинами, свадьбами, похоронами. Огромная роль отводиласьгаданиям, заговорам, заклинаниям, фольклорным жанрам “плачей” и “похвал”.В княжеской среде складываются дружинные эпические сказания (некоторыевошли позже в летописание). Об этой красочной культуре сегодня можно (хотяи с известной долей осторожности) судить по этнологическим параллелям,то есть сравнивая ее с культурой других народов этой ступени развития.“Человек в подобном типе культуры предстает обезличеннымобъектом, частью всего сущего. Он не осознает и не воспринимает себя какнечто особенное по отношению к другим объектам”, — отмечает современнаяисследовательница Л. А. Черная. Но именно эта культура предшествовала ив определенной мере подготавливала почву к возникновению древнерусскойцивилизации, которая основывалась уже на иных идеалах.Язычество впитало в себя разновременные, подчас оченьархаические пласты, например культ предков, связанный с идеей умноженияпотомства, преемственности поколений — отсюда почитание “рода” и “рожаниц”.Еще в XII веке русичи приносили предкам дары хлебом, творогом и медом.В своем семейном пантеоне отец — старший рода — как бы выполнял роль жреца,и по его кончине близкие приносили ему жертвоприношения. В скандинавскоймифологии павших в битве вождей и героев принимает в небесную палату—Вальхаллуверховный бог Один; там они, как и при жизни, проводят время в поединкахи пирах — вот почему так много предметов быта в захоронении язычника. Пообилию вещей в могилах или их отсутствию, по типу захоронений археологисудят о распространении христианства в Восточной Европе, о социальном составеего приверженцев.Отношения с богами, хотя и освященные с глубокойдревности традицией и сложившимися ритуалами, напоминали откровенную сделкупо принципу: “Я дал тебе, чтобы ты дал мне”. Если божеству принесены жертвы— хлеб, вино, животные, а иногда и люди (обычно рабы и военнопленные),то от него ждут выполнения просьбы. Каждому из богов, по языческому благочестию,воздается то, что ему причитается, но с оглядкой на интересы остальных,чтобы не нарушить меру в их иерархии.Христианство и язычество разделяет духовная пропасть,сравнимая, пожалуй, с различием между идолом и иконой. Грубо высеченныйидол с человекоподобными чертами, один из многих в системе многобожия,— это Бог сам по себе, властвующий над какой-либо космической стихией ипринимающий разные воплощения. Такие каменные монументальные изваяния илималенькие фигурки из самых разнообразных материалов широко распространеныу восточных славян. Тому подтверждение — археологические раскопки. Напротив,икона — это и священный почитаемый предмет, и образ, каноническое изображениеХриста, Богоматери или святого.Христианство возвысило человека над его повседневнымбытием, придало земной жизни смысл, вселило надежду на вечную жизнь души.Недаром В. В. Розанов говорил: “Христианство нежнее, тоньше, углубленнееязычества”.Под воздействием православия русский характер психологическитрансформировался, в корне изменился менталитет народа и в том числе —представления о человеке и его месте в обществе, воззрения о природе иБоге как творце всего сущего. Христианство выделило человека из окружающейсреды как высшее творение Бога, созданное по его образу и подобию.

Под знаком креста Вся средневековая культура укоренена в почве веры.История дает множество примеров того, как религиозные идеи двигали миром,воздействуя не только на нормы морали, но и на экономический уклад (классическийпример приводит М. Вебер о связи протестантской этики с происхождениемкапитализма), и на государственное строительство. Когда учение Христа сплотилоразрозненные объединения восточных славян, это, в конечном счете, привелок образованию древнерусской народности.Нравственно-этическим идеалам, идущим от Христа,глубоко чужд свойственный язычеству имморализм: если единого карающегоБога нет, то дозволены любые злодеяния. Религия Иисуса Христа усмирялаантисоциальные влечения, определяла границы между дозволенным и запретным.Перейти их — значит попрать законы бытия, вступить в конфликт не толькос волей Творца, но и с самим Творением. Человек отвечает перед Богом преждевсего сам за себя, за свои поступки, помыслы, прегрешения, следуя свободеволи. (К сожалению, реальная историческая жизнь на Руси XI—XIХ веков слишкомчасто противоречила христианским заповедям.)Мономах в своем “Поучении” цитирует Василия Кесарийского,вселенского отца и учителя церкви, жившего в IV веке: “Научись, верующийчеловек, быть благочестию свершителем..., языка воздержанию, ума смирению,тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себяна добрые дела... Лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи,хулимый — моли, умертви грех”. И далее: “Избавляйте обижаемого, давайтесуд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите, да соединимся, говорит Господь”.В подобных богословских пассажах, которым нет числа, ярко проявляются психологическиереальности той далекой от нас эпохи, моральный стержень христианства, направленныйна пробуждение совести в людях.Мировая религия “отстраняет” или ограничивает рольприроды в сознании человека, подрывает мифологию или переподчиняет ее своимзадачам. Она культивирует в средние века внутреннюю жизнь и деятельнуюлюбовь к ближнему. Мораль христианского сострадания направлена на понятия“греховности”, “искупления” и в конечном счете — на спасение души.Сложен образ Спаса Нерукотворного на древнерусскихиконах. Его суровый лик сулит нераскаявшимся грешникам вечные муки в “печиогненной”, где “плач и скрежет зубовный”, но он же знаменует победу надсмертью и тлением, суля “жизнь вечную”. Вслед за Страшным Судом могучийВладыка созидает для праведных новый и светлый мир. На Руси с изображениемСпаса Нерукотворного связывали помощь и защиту. Его образ часто помещалинад вратами крепостей, на воинских стягах.В Древней Руси уповали на заступничество Богоматери,милосердной посредницы между карающим Богом и греховным родом людским.Верили в могучую силу покровительства Богородицы, которая всех ограждаетот невзгод силой своей десницы. Не случайно ее иконы хранились не тольков храмах, но и в каждой семье. И если сложнейшие, умонепостигаемые идеитриединого Бога и богочеловечества Христа так и не были осознаны на Русив их глубинных основах, то чувства матери, горюющей о замученном сыне,материнская любовь, распространенная на всех обиженных и угнетенных, былиблизки и понятны любому человеку. Постоянно обращались в народе и к чудотворнойсиле святых.В русской духовности преобладали так называемые бинарные(двойные) структуры: Христос — Антихрист, рай — ад. С одной стороны, жизньДревней Руси сохраняла колорит сказки (сказания о славных деяниях предков,вера в чудеса святых и праведников), с другой — ее отличали воинственностьи алчность, неуживчивость и мстительность. В сознании древнего русича добродетельныечувства направлены к благочестивому, а мирскими устремлениями нередко руководитдьявол. А потому тема Страшного Суда в эпоху распространения новой религииобязательно присутствует в проповедях христианских миссионеров. Эта темапоявилась уже в “Речи философа” из “Повести временных лет” под 986 годом.Философ объяснял князю Владимиру, еще язычнику, основы православия: “Установилже Бог и день единый, в который, сойдя с небес, будет судить живых и мертвых,и воздаст каждому по делам его: праведникам царство небесное, красоту неизреченную,веселие без конца и бессмертие вечное; грешникам же мучение огненное, червьнеусыпающий и мука без конца”.Не позднее XII века был переведен с греческого апокриф“Хождение Богородицы по мукам”. Натуралистические описания мучений грешниковв аду устрашали читателей.Сцены Страшного Суда, представляющие противоположностьБожьему величию и человеческому блаженству праведников, художники изображалина западной стене храмов. Место злобы, оставленное самим богом, они помещалив глубинах Земли — там, где, по античным представлениям, находился подземныймир, или Гадес. На пороге жизни и смерти страх перед адом и его ужасамиусиливался; заботы о спасении души достигали предела, особенно во временасоциальных и природных бедствий, столь частых в средневековье, когда казалось,конец света уже близок.Мысль о религиозном спасении — ведущая в христианстве.Отчасти именно ею объясняется триумфальное шествие православия по ВосточнойЕвропе. “Вера в бессмертие лишь тогда начинает существовать, когда онаотождествляется с верой в Бога” (Л. Фейербах).

“Обучение книжное” С принятием христианства на Руси возникает особая,близкая Византии и Болгарии культура. Ее главные приметы — усвоение письменностии монументальное церковное строительство. “Посылал он (Владимир. — Прим.В. Д. ) собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное.Матери же плакали о них, ибо не утвердились еще они в вере, и плакали оних как о мертвых”, — записано в “Повести временных лет” под 992 годом.Священнослужителям надлежало систематизировать новоеучение, выработать основы образования, утвердить свои позиции среди мирян.Этот путь невозможен без появления канонических книг и догматов. В каноническихкнигах содержатся священные традиции, догматы требуют толкования их потаенногосмысла церковнослужителями. Этими знаниями обладала лишь тонкая прослойкаинтеллектуальной элиты. Сложные богословские построения были недоступнымирянам, особенно в деревнях, куда христианство проникало медленнее. “Всознании древнерусов книга на старославянском языке являлась символом христианства,просвещения и нового жизненного уклада”, — писал русский историк М. П.Погодин. Кстати, книги на старославянском языке, бывшем тогда языком общения,— это огромное преимущество по сравнению с католическим Западом, где вписьменном слове господствовала латынь — язык, чуждый простому народу.Письменность была овеяна ореолом чуда: книжное почитаниепротивопоставляли “безбуковной душе”, как свет благодати — тьме неверия,вечную жизнь — смерти, духовное начало в человеке — его плоти. Известнапросветительная деятельность князей-книжников XI—XIII веков: Ярослава Мудрого,Владимира Мономаха, Ярослава Осмомысла, Владимира Васильковича Волынского,митрополитов Илариона и Климента Смолятича (XII век). Особенно “к книгампроявлял усердие” Ярослав Мудрый. “Отец ведь его Владимир землю вспахали размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словамисердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное”. И еще: книги— “реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримаяглубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания” (“Повесть временныхлет” под 1037 годом).Особым почетом в Древней Руси пользовались “грамотеи”,осуществлявшие связь поколений: “А пишу вам это слово для того, чтобы неперестала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла” (из завещаниявеликого князя Симеона Иоанновича, умершего в 1353 году). С XI века появляетсяделовая письменность, в том числе берестяные грамоты, приступает к своемунелегкому труду русский летописец, который стремился выявить, “откуду естьпошла русская земля”. В исторических событиях он ищет нравственного смысла,практических уроков для жизни.Библейские и церковнослужебные тексты составляюттри четверти памятников письменности XI—XIII веков. И хотя большинствонарода оставалось неграмотным, знание главных библейских сюжетов, житиясвятых и преданий не зависело от начитанности: многое усваивалось на слухво время церковной службы, при посещении монастырей или при бытовом общении.Большой популярностью пользовалась Псалтырь, в которой средневековый человекнаходил утешение и помощь в трудные минуты бытия (песнопения царя Давидаиспользовали даже при гаданиях).Совершенствуется “Русская Правда”, появляется церковноезаконодательство — по типу византийского. Уходит в прошлое обычай кровноймести, становится гуманнее отношение к женщине. Церковь, восставая противобычая многоженства и беспорядочных брачных отношений, внесла в древнерусскоеобщество совершенно новое понятие семьи как пожизненного союза мужа и жены,освященного венчанием и, как правило, нерасторжимого. Выступала она и противжестоких форм рабства, поскольку господа — такие же люди, как и невольники.Огромную роль в просвещении играли тогда монастыри,распространявшие греческую образованность. В них хранились ценнейшие библиотеки,трудились переводчики, искусные переписчики и миниатюристы. В злую порумонгольского нашествия все же удалось сохранить, в основном в монастырскихбиблиотеках, более пятисот манускриптов и около тысячи грамот и документовXI—XIV веков.В XI веке круг грамотных еще слишком мал, но ужев XII веке письменность вошла в сферу управления, законодательства; расширилсяи круг образованных клириков. Огромную роль в литературном наследии славяниграли переводные произведения. Большую посредническую роль здесь игралаБолгария, где в IX—X веках сделали огромное количество переводов с греческого.А близость наших языков позволяла болгарские книги не переводить на церковнославянский,а просто переписывать.

Под покровом церквей Любая цивилизация немыслима без монументального зодчества.Христианские храмы восхищают не только архитектурными формами, они прекрасныеще священной “лепотой”, сакральным содержанием, наполненным необычайнойглубиной и духовной силой. Особенно это ощущается в атмосфере церковныхпраздников, напоминающих о событиях священной истории.Первые русские князья-христиане в своем стремлениик совершенству и красоте в архитектуре, к великолепию мозаик и фресковыхросписей, к торжественности и благолепию культовых церемоний брали за образецвеличественные памятники Константинополя. Но самостоятельность зодчестваКиева, Чернигова, Новгорода XI века неоспорима. Хотя строительство и велосьздесь при участии византийских артелей, зодчие отнюдь не повторяли греческиеобразцы. Таковы киевская церковь Богородицы, или Десятинная (989—996 годы),черниговский Спасский собор (был начат в 1036 году), Софийский собор вНовгороде (1045—1050 годы) и другие.Современников поражала роскошь воздвигаемых зданий.С возведением первых дивных храмов для народа, пришедшего в лоно христианства,настало время приобщения к гармонии мироздания. Церковные росписи, мозаики,белокаменные рельефы играли роль “библии для неграмотных”. Декор храмавключал основные евангельские события (для людей начитанных их предвосхищалиэпизоды из Ветхого завета).Собор, незримое обиталище Бога, словно парил надгородом. Его убранство и “святое пение” в трудные минуты даровали утешениеи поддержку, каявшимся грешникам — надежду на спасение в ином мире. К немуспешили и в радости, и в печали. В нем сосредоточивалась духовная жизньхристианского сообщества. Здесь, перед ликами сурового всевидящего Спаса,кроткой Богородицы с младенцем, архангелов Гавриила и Михаила — покровителярусского воинства, Бориса и Глеба — первых русских святых, принявших мученическуюсмерть, верующих охватывали чувства светлого умиления, ликования, экзальтацияи мистические видения у чудотворных икон. Богоматерь Оранта выступает заступницейкняжества и его столицы. Верили, что, пока в куполах церквей сохраняетсяобраз Спаса Вседержителя, всемогущего владыки мира (соборы Софии в Киевеи Новгороде), город будет жить, поскольку центральный купол символическипонимался как небо, уготованное Христом спасенным им душам.Средневековье создало великое искусство, несходноес другими канонами и направлениями, свой художественный язык, посколькумастера осознавали огромную роль зрительного созерцания в духовном постижении“высшей реальности”. Дух религиозности — константа человеческого сознанияв средневековой Руси. То был великий культурно-исторический перелом, фактическоерождение новой цивилизации. Общие верования, ценностные и практическиежизненные ориентации, нормы морали и права содействовали сплоченности общества.Эмоциональное единство, идеалы гуманного, сострадательного отношения клюдям вели к социальной консолидации.

Языческие увеселения у древних славян (миниатюраиз Радзивилловской летописи).

Фигурки языческих идолов IX—Xвеков, найденные в разныхместах археологами: в Новгородской области (крайняя слева), в Слониме,в Псковской области, в Субеже и в деревне Акулинино Московской области.


После принятия христианства на Руси начинают строитьмонастыри. На миниатюре XVI века изображен Вознесенский монастырь в Кремле,основанный княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. В храме Вознесения(он в центре) княгиня после смерти мужа приняла постриг.



Первые церкви на Руси были в основном деревянными,они не сохранились. Но представление об этих ранних Божьих домах можетдать церковь XIV века в Кижах — церковь Лазаря Муромского.



Таким был Киев на рубеже XII—XIII веков (реконструкция).Киевская Русь совсем недавно — по историческим меркам — приняла христианство.


С древних времен — это одна из почитаемых на Русиикон: “Богоматерь Великая Панагия” (Оранта). Деталь иконы (предположительноXII века), найденной в Ярославле.










На древнерусской миниатюре из лицевого летописногосвода изображена жестокая засуха, случившаяся в Новгороде в лето 1162 года.


Один из первых христианских храмов на Руси — Софийскийсобор в Киеве. Он был заложен в 1037 году.


Софийский собор. Так называемый Святительскийчин (правая сторона собора), а внизу— деталь мозаики: рука Василия Великого— он в ряду второй слева, — держащая Библию. Этот же фрагмент воспроизведенна обложке журнала.


Обучение грамоте. Миниатюра из рукописной книгиXVII века.



Спасский собор в Чернигове (1036 год) — ровесникКиевской Софии.





(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)