[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Особенность российской экономики за 12 минувших лет с начала кардинальной ломки социально-экономических основ жизни советского общества заключается в беспрецедентном для мирного времени масштабе спада: за 1991-2000 годы сокращение производства достигло в промышленности 43%, в сельском хозяйстве - 39%. Несмотря на начавшееся в 1999 году оживление экономики, говорить об окончании затяжного кризиса пока не приходится. Источники нынешнего (восстановительного) роста таковы:

- снижение доли импорта из-за девальвации рубля, которое привело к расширению внутреннего рынка для отечественного производителя;

- повышенная цена на нефть на мировом рынке как чисто внешний по отношению к нашему хозяйству фактор, который увеличивает утекающие большей частью за рубеж доходы экспортоориентированного сектора;

- сдерживание государством роста тарифов на энергоносители внутри страны как способ ослабить ценовые диспропорции, то есть смягчить стоимостное выражение спада;

- замораживание заработной платы большинства категорий работающих, способствующее снижению издержек производства без реконструкции предприятий, но дающее, что совершенно очевидно, лишь временный эффект, так как это замораживание оборачивается сокращением спроса и падением прибылей.

Таким образом, текущее оживление экономики достигнуто не в силу действия рыночных механизмов, а, напротив, благодаря отходу от либерального экономического курса. Но на этом пути устойчивый рост невозможен: неслучайно уже во второй половине 2000 года подъем экономики замедлился (сейчас темп роста равняется приблизительно 4%).

Опыт и спада и подъема показывает, что в российских условиях стихийные механизмы роста становятся источником серьезных диспропорций в экономике, препятствующих устойчивому росту. А он возможен, по мнению автора публикации, на основе "индикативного децентрализованного планирования" со стороны гocyдapcтвa.

Суть этого метода состоит в том, что государство берет на себя "бремя" сведения воедино и согласовывания планов отдельных корпораций с участием профсоюзов. Вероятно, преодолеть кризис хозяйства "советского типа" только так и возможно. Предлагаемое "национальное планирование", которое, безусловно, является инструментом государственного принуждения, сковывающим в той или иной мере частные стимулы и инициативы, должно, разумеется, существенно отличаться от ультрацентрализованного, огульно-бюрократического планирования "советского образца".



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)